Дополнение к Одиссее эсминца Жаркий
Опубликовав «Одиссею», я получил много вопросов. И больше всего о судьбе моряков и кораблей. Вот какие детали о судьбе кораблей Русской эскадры можно найти в статье «Бизерта. Русский исход» http://svoim.info/201019/?19_6_2 Вадима Кулиниченко, капитана 1 ранга, в книге Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, в документах академика Алексея Николаевича Крылова и в других публикациях....
Впервые о своих правах на корабли Русской эскадры правительство Советской России заявило в августе 1921 года, объявив Русскую эскадру «незаконно присвоенной» Францией. Но только летом 1924 года начались переговоры о дипломатическом признании Французской республикой Советской страны. А в декабре 1924 года стороны приступили в Париже к контактам и о возвращении русских кораблей на Родину.
Советскую делегацию возглавляли известный корабел, академик Алексей Николаевич Крылов и военно-морской атташе Евгений Андреевич Беренс, брат командующего Русской эскадрой в Бизерте; французскую сторону представляли сенатор А. де Монзи, начальник Кабинета премьер-министра Ларош и начальник Морского генерального штаба адмирал Салун.
20 декабря 1924 года в Париже был подписан протокол членами советско-французской комиссии, по которому они обязались «не заниматься пропагандой и не пытаться вступить в связь с европейцами или туземцами».
Корабли Русской эскадры в Бизерте были осмотрены советско-французской комиссией 29 декабря 1924 года – 5 января 1925 г.г. Е.А. Беренс доложил об этом начальнику и комиссару Морских сил СССР В.И. Зофу, который в свою очередь 4 февраля 1925 г. сообщил Председателю РВС СССР М.В. Фрунзе: «Докладываю: всё вышеизложенное приводит к выводу о совершенной необходимости возвращения судов Бизертской эскадры, в составе которой находятся вполне современные боевые единицы, в составе одного линкора, одного крейсера, шести эсминцев и четырёх подлодок, нуждающиеся сравнительно с их стоимостью в незначительной сумме на их восстановление». В докладе были приведены все расчёты в сравнении с постройкой таких кораблей. Остальные корабли было решено продать на слом.
Для советской стороны предрешённость положительного решения настолько не вызывала сомнений, что эти корабли уже числились в боевом составе по проекту «Пятилетнего плана усиления Рабоче-Крестьянского Красного Флота». А для французской? 23 декабря 1924 года, еще до приезда советской делегации в Бизерту, морской министр Франции сообщал морскому префекту в Бизерте: «Подтверждаю, что передача военных кораблей представителям московского правительства отсрочена». Он дал указание: «Избегать встречи с офицерами и матросами Русской эскадры или их семьями».
Но переговорный процесс зашел в тупик. Камнем преткновения стали взаимные претензии по уплате старых долгов и возмещению убытков от интервенции в России, а также отказ советской стороны оплачивать содержание кораблей в Бизерте...
В феврале 1925 г. командование Морских сил докладывало Председателю РВС СССР и Наркому по иностранным делам Г.В. Чичерину, что против передачи кораблей СССР протестовали Болгария, Югославия и Румыния, а Лондон оказывал давление на Францию в пользу отказа. В то же время за возврат кораблей выступали Италия и Швеция...
19 сентября 1925 г. Е.А.Беренс написал в своём докладе Председателю РВС СССР Михаилу Васильевичу Фрунзе: «Как оказалось уже к моему приезду, обстановка, как мне её объяснил полпред, изменилась к худшему, и Французское правительство, имевшее намерение сделать передачу судов, ознакомившись более подробно с нашим проектом урегулирования дела с долгами, переменило решение и, видимо, опять вступило на путь канители и игры «кто кого пересидит».... Могу только повторить то, о чём писал в последний раз в марте: не вижу пока никаких реальных данных к скорому получению судов...».
Русские моряки, которые сохранили корабли Русской эскадры, советские и французские моряки, которые осмотрели эти корабли и составили технические заключения, свою работу сделали честно. Но ... вот что записал академик А.Н.Крылов в книге «Мои воспоминания»: «Вся работа комиссии пропала зря – вмешались политики и дипломаты, так что суда и до сих пор ржавеют в Бизерте…»
Его книга была издана в 1942 году в осажденном фашистами Ленинграде. Алексей Николаевич думал о том, как бы пригодился главный калибр «Генерала Алексеева» для защиты города…
Корабли Русской эскадры остались в Бизерте... В тридцатые годы «Жаркий» и другие миноносцы пошли на слом...
В 1936 году последним в Бизерте был отправлен на переплавку считавшийся в свое время гордостью мирового кораблестроения линкор «Генерал Алексеев». Его орудия главного калибра оказались... в руках финнов и немцев...
...
Приказ номер 147 командующего Русской эскадрой, 3 ноября 1924 года, порт Бизерта...
"Русская Эскадра прекратила свое существование.
Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента, но судьба решила иначе.
Я считаю своим долгом отметить то спокойное достоинство, с которым личный состав встретил это последнее и самое тяжелое испытание.
Четырехлетняя совместная жизнь в ненормальных условиях не могла не связать личного состава...
Пользуюсь случаем, чтобы принести сердечную благодарность всем моим сослуживцам и соплавателям и пожелать им успеха в устройстве их личной жизни до счастливого момента возвращения на родину, надеждой на который мы все живем.
Контр-адмирал Беренс
Братские могилы моряков и офицеров Русской эскадры находятся в Тунисе и Бизерте.
Последний командующий Русской эскадры контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс скончался в Тунисе, оккупированном фашистами, в феврале 1943 года. Его могила - на христианском кладбище Боржель в столице Туниса.
Командир эскадренного миноносца «Жаркий», старший лейтенант Александр Сергеевич Манштейн, скончался в Бизерте 2 февраля 1964 года.
Радист «Жаркого» Николай Александрович Смирнов вернулся на родину и скончался в России 1 февраля 1998 года. Похоронен на кладбище подмосковного города Троицк.
Последний свидетель одиссеи миноносца «Жаркий» Анастасия Александровна Ширинская –Манштейн скончалась в Бизерте 21 декабря 2009 года.
Могилы отца и дочери находятся рядом, на христианском кладбище в Бизерте.
Сентябрь 2001 года. На кладбище Боржель в Тунисе, на могиле контр-адмирала Михаила Беренса была установлена моряками и офицерами гвардейского ракетного крейсера Черноморского флота «Москва» памятная плита из черного мрамора, которая была привезена из Севастополя. На плите высечены слова:
"РОССИЯ ПОМНИТ ВАС"
...В ночь с 6 на 7 января 2011 года в Храме Воскресения Христова, возведенного в Тунисе по подобию Храма Покрова на Нерли в далекой России, состоялась божественная литургия, которую провели митрополит Карфагенский и батюшка Дмитрий. Его иконостас - из судовой церкви крейсера «Генерал Корнилов», конделябры - из снарядов миноносца "Жаркий". Этот Храм, как и Храм Александра Невского в Бизерте, построенные русскими моряками и их потомками и сохраненные благодаря усилиям Анастасии Александровны и других добрых людей, стали местом паломничества для многих христиан и уважаются мусульманами...
Звучали колокола, пел хор, в сердцах многих прихожан, собравшихся в Храме, отзывались эхом слова проповеди: «Возлюбите друг друга!»
Свидетельство о публикации №211010600170
Хочется сказать нам, потомкам, словами из "Бородино":
"Богатыри, не мы (вы), такая им досталась доля...."
Хотя речь идет о моряках, но это были русские, другие русские, а мы ... измельчали, растеряв своих братьев, настоящих и мужественных, на полях брани и в изгнаниях двадцатого века...
Не та кровь уже, не тот характер, все не так...
Пришли ссылку на «Одиссею», где она в интернете опубликована, попробую ее через твиттер опубликовать..."
Романовский Иван: "Спасибо за Веру в Россию, её замечательную память и традиции! Как всегда - зачитался.... И как всегда - глубокая и неуёмная боль за невостребованные СЛАВУ, ГЕРОИЗМ и ЧЕСТЬ Российской державы. Грызут, рвут и выедают Россию внешние и внутренние "доброжелатели". Пытаются замазать и уничтожить славную историю и саму память о ней.... "
Николай Сологубовский 09.01.2011 21:34 Заявить о нарушении