Бог, дьявол и другие неприятности

Иванов сидел на кухне, смотрел в окно и пил зеленый чай. Больше он не делал ничего. Он просто сидел на кухне, просто смотрел в окно, просто пил чай и просто был Ивановым. В этот момент (а другого момента и быть не может) что-то вспыхнуло в другом конце кухни, загудели трубы и из клубов дыма к Иванову вышел Отец Всякой Лжи, Древний Змий, Искуситель, сатана, в девичестве Люцифер, в общем, просто Дьявол :
-Иванов! – Дьявол был простым и честным парнем и не ходил вокруг да около, - я хочу купить твою душу.
Иванов странно на него посмотрел и спросил:
-А зачем тебе моя душа?
Дьявол хмыкнул:
-Ну, как… в общем, когда ты умрешь она отправится в ад и будет там испытывать страшные мучения, - Дьявол наморщил лоб, поднял палец и с гордым видом процитировал,- «Там будет плач и скрежет зубовный».
-Ага… ясненько. И что бы ты мог предложить мне за мою душу?
Дьявол торопливо извлек из кармашка клетчатого жилета пенсе, нацепил его на нос, потом достал потрепанную, сложенную в несколько раз бумажку, развернул и начал быстро перечислять пункты:
-Значит так, карьерный рост, богатство, долгая жизнь, куча любовниц или любовников – это по вкусу …ммм… можно верную жену, если любовниц не надо, ну там дети, внуки… можешь сразу и на них контракт подписать, тогда будут бонусы, реферальные… так, ага, вот! Можно философский камень, но тогда без внуков… магическую силу – черную, белую, зеленую в крапинку…
-Подожди, подожди – перебил его Иванов, - а как насчет познания? Ты ведь Светоносный, слышал я, что ты еще и движением разума заведуешь?
-А как же! – Дьявол гордо выпятил грудь и как-то весь распрямился, теперь он окончательно стал похож на советского интеллигента, - и познанием тоже, Древо Познания, слышал, да? Моя идея! Жаль, только конкуренты всю славу присвоили. Ну ничего, главное, что теперь все люди могут двигаться к свету и разумению, не зря же меня зовут Денницей: не для себя стараюсь, всё для людей…
Дьявол с видом усталого доброго дядюшки покачал головой.
-Интересно… - протянул Иванов, - но если всё так, то зачем этот ад, эти котлы и остальное?
-Ну, -дьявол замялся, - работа есть работа. Ты ведь бывший советский человек, Иванов…
-Бывших не бывает.
Дьявол согласно кивнул:
-Вот, вот, понимать должен, при совке люди тоже всякой хренью на работе занимались, а вечером на кухне, вот, как мы с тобой, для души…

-Нда, - хмыкнул Иванов, - и как же это тебя угораздило?
Дьявол скорчил кислую мину:
-Да это всё папка мой, не люблю я его, он меня в хоре заставлял петь, а я не хотел, там это знаешь, - он защелкал пальцами, - «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» и так далее, в этом духе. Короче, а тогда, как делали, чтобы ответственность дать почувствовать? Собралось небесное партсобрание и выбрало меня председателем и начальником хора. Еще осудили за то, что свой бэнд сколотил и музыку в гараже играл, метал всякий, но тут же оправдали и выразили надежду, что я исправлюсь...  В общем, один раз я всё этому старперу высказал, сказал, что нужно уважать мою свободу и вообще толерантнее быть, не дикари, чай,  ой, как он тогда разозлился!
Дьявол всплеснул руками:
 -Сказал: «Ах так, ну и вали тогда отсюда, сейчас же тебя с небес выпишу!». И выписал! Родного сына, представляешь? Архангела! Я спорить хотел, а он позвал старшого брата – Мишку, а с этим шутки плохи, в общем, пришлось мне уйти подобру, поздорову. Больше мы с батькой почти и не разговаривали. А работа вне небес какая? Либо на земле сторожем работать (князем, ха!), либо в аду кочегарить. Я, чтоб не голодать, то там, то там на полставки.
Иванов сочувственно покивал, а потом спросил:
-Слушай, вот ты дух умный, я же вижу, так зачем этот Эдипов комплекс по поводу родителя? Зачем вот это вот соревнование с ним, нафига вообще? Ты вот, Дьявол, с людьми работаешь, а их не любишь, я же вижу. Сказать почему?
-Ну скажи! – Дьявол упер руки в бока, - скажи, скажи!
-Да потому, что их папка твой сделал.  «По образу и подобию». Чистый Эдипов комплекс, только матери у тебя нет…
-Полусирота, - всхлипнул Дьявол, - знаешь, как мне материнской ласки всегда не хватало?..
-Вот и я о том же – неполноценная семья, деспотичный отец, братья небось травили всячески…
-Люськой обзывали! – Дьявол вытирал глаза платочком.
-.. на людях, ты просто свою злость на отца вымещаешь, раз достать его самого не можешь никак. И ад тебе только за этим и нужен. Ну, скажи, неужели тебе действительно вся эта копоть, гарь, дым, духота нравятся, а?
-Не очень…
-Вот-вот! Это всё твоя неудовлетворенность действительностью, бегство от нее, тебе ее изменить хочется, хочется доказать папке, что и сам с головой,  что твой способ жизни лучше. Отец лжи… эх, Люцифер, а знаешь ли, что вся хитрость в том, что хитрая душа в первую очередь сама себя обманывает, потом уже остальных?
-Ну, в общем…
-Ты лучше скажи, зачем тебе это? Ты ведь, если что-то доказываешь, значит, что-то должен, значит виноватым себя чувствуешь, оправдываешься.
Дьявол сглотнул и грустно посмотрел на Иванова:
-И что делать-то?
-А ничего. Брось ты весь этот бред: прими реальность такой, какая она есть. Ты вот мне все эти богатства предлагал, жен, любовниц, магию, философский камень за душу… Где всё это существует? Не душа ли видит всё это? Не из души ли сделано то, что она видит? Как может видеть душа нечто, если это вне ее? Как продать душу, если нет у меня души, но я есть у нее, как продать, как отдать, если эта душа настолько же моя, насколько и твоя? Что значит моя жизнь, твоя жизнь, что значат помыслы, деяния, конфликты, что значат предметы в этой комнате и за окном, если всё это имеет одну природу, зачем чего-то достигать, зачем гнаться, зачем убегать, если всё едино? Посмотри же на свою природу, природу мыслей и предметов, скажи в чем различие?
-Ой. – тихо сказал, Дъявол, - кажется я…
-И вся твоя пафосная и нарочитая тьма, и все поиски твои, Знание и Развитие, которые ты о Светоносный, курируешь – это же просто подсознательная попытка вернутся к этой изначальной природе, просто ты не знаешь как, вот и выдумал все эти пути, все эти практики, жертвоприношения всякие, даже души скупать решил! Каково? А единственное, что нужно сделать – перестать стремится, пассивно наблюдать природу того единственного, что происходит и тогда…
Хлоп! Брызги полетели в разные стороны, к потолку поднялась стайка радужных мыльных пузырьков. Дьявол исчез.
Иванов удовлетворенно кивнул головой и отпил еще глоток из чашки.





 ***
Иванов сидел и смотрел в окно. Он улыбался. Человек, который бы захотел увидеть причину его веселья и выглянул бы в окно,  стал бы изрядно озадаченным человеком: за окном была голая кирпичная стена, на которую выходило кухонное окно.
 Внезапно яркий свет залил все пространство вокруг, в нем растворились стол, стулья, шкафчики, плита, раковина и вся остальная кухонная утварь. Меж тем, Иванов продолжал сидеть (совершенно непонятно каким образом) и даже не пошевелился, когда тысячи ангелов вострубили, и закричали «Осанна! Осанна!», в этот самый момент возникла огромная лестница, уходящая куда-то в небо, и по ней спустился вниз человек, одетый в элегантный и ослепительно белый мундир с позолотой и кучей медалей, черты его лица было невозможно разобрать, потому что лик его был подобен огню. Когда человек поровнялся с Ивановым, трубы затихли, а ангелы разлетелись, наступила какая-то совсем уж неловкая пауза. Иванов продолжал сидеть, как ни на чем не бывало, смотреть куда-то в сторону и улыбаться. Человек в белом прокашлялся.
 Иванов продолжал сидеть. 
-Так, стоп, это мы уже видели, – пробормотал человек в белом и пихнул Майтрею в плечо, тот наконец очухался:
-А, боже мой, какие гости! Присаживайтесь, я вам чаю налью.
Предложение было достойно безумного шляпника, так как никакого стола, никакого чайника и вообще никакой кухни в помине не было. Человек в белом огляделся, вздохнул, махнул рукой и перед ним возник стул, на который он и сел. Меж тем Иванов бродил в окружающей их слепящей пустоте, совершал загадочные пассы руками, обходил какие-то невидимые препятствия, открывал невидимые полочки и в конце концов поставил перед богом (а это был именно он, если вы не догадались) что-то незримое, после чего налил в него еще чего-то незримого из чего-то, опять таки, совершенно незримого. Человек в белом вздохнул, махнул рукой вторично и кухня Иванова, вместе с квартирой, домом и остальной вселенной снова возникла из слепящего ничто. Иванов сел напротив, улыбнулся и устремил свой взгляд на бога. Бог отхлебнул чаю.
-Слушай, Иванов… - странно, но в голосе всемогущего звучал какой-то нарочитый акцент, - я сегодня с утра спустился в ад, посмотреть, как работа идет… а Дьявола нет. Я сначала думал, что снова отлынивает, тунеядец, но нет, прошвырнулся по вселенной взглядом: нету. И его аватара – Оззи, пропал. Говорят, что в последний раз его, в смысле Дьявола, а не Оззи, у тебя видели.
Иванов озадаченно почесал затылок:
-Дьявол, дьявол, дьявол… Нет, знаете, не видел. Вы уверены, что он вообще был?
-Ты брось мне шутки шутить! – бог стукнул кулаком по столу и его лицо преобразилось, свет угас и стали видны морщинистое лицо, шикарные усы, зачесанные назад волосы с залысинами по бокам. За столом воцарилась тишина. Бог достал трубку и начал неспешно ее набивать, говоря:
-Кому же, как не мне знать, что он был, если я сам его и сделал. Меня твоя демагогия смутить не может, ты мне лучше говори: был у тебя дьявол или нет, потому что если это из-за тебя он исчез, то придется тебе вместо него кочегарить…
Иванов сделал удивленное лицо:
-Послушайте, но ведь у вас во всех документах так и записано: дьявол, клеветник, господин навозной кучи, загнивающий антинебесник, враг народа, оказывает сопротивление и так далее… Я думал у вас там только рады будут, если его не станет: смущать умы человеческие больше некому будет…
Бог хмыкнул, взял трубку в рот и та сама собой раскурилась. Она задымилась, словно труба завода и вскоре клубы дыма окутали кухню непроницаемой сферой, отделив ее от всего остального творения.
-Новая разработка, - пояснил бог, - против прослушивания.
Он стукнул большим пальцем по трубке, и струя дыма стала легкой струйкой, после чего Вседержитель затянулся, выпустил пару колец и продолжил:
-Расскажу я тебе Иванов кое-что о сотворении вселенной. О настоящем сотворении, не том, о котором в партийной литературе пишут. Подписку брать не буду, ну какая тут подписка? Это Дьявол доверяет… доверял всегда этим бумажкам, что с него возьмешь? Интеллигентишка... Но если сболтнешь кому, - бог провел длинным концом трубки по горлу, снова взял ее в рот и усмехнулся.
Иванов серьезно и понимающе кивнул.
-Ну, тогда слушай. Некоторые говорят, что сначала было слово, и слово это был я. Диалектически верно потому, что без творческой теории не может быть и творческого движения. Но, - он поднял палец, - все не совсем так буквально. Теория, она же должна где быть?
-В голове! – с видом отличника отрапортовал Иванов.
-Точно! В голове или в головах. В нашем случае головы было две. Я в то время звался Великим Порядком, а он Великим Хаосом. Он мне и говорит: «сотвогим человека по обгазу Нашему по подобию Нашему!». А мне смешно стало, я ему: «это что ли картавыми и плешивыми?», ну он обиделся, ответил, что-то про то, что миры в белых перчатках не делаются, в общем, слово за слово, подрались мы с ним и я победил.
Иванов облегченно вздохнул, пробормотал под нос «А я уж испугался», но бог этого, кажется, не заметил и продолжал:
-… вот я и гляжу, лежит передо мной Великий Хаос, поверженный, разлагаться уже начинает, вонять, что делать? Я и сколотил быстренько мавзолей, положил покойничка туда, забальзамировал, ну а потом уже, у него в голове, из хаоса начал творить порядок! Так у него в голове и сделал вселенную. Пришлось только, в центр мироздания такой же гроб точно поставить и мавзолей, чтобы выход всегда был. Сказал всем, что там святой грааль.  И ангелов рядом с ним поставил красных от крови, с пламенными мечами. То есть я сперва их сотворил, потом уже поставил. И еще воинство небесное сотворил, чтобы парады принимать, потом уже светила земные и так далее, там всё правильно написано в партийной литературе. И двух людей я сотворил: мужчину и женщину. Адольфа и Лилит, Адольфа из земли, Лилит из огня. Адольф-то ничего вышел, хороший малый, боевой  - весь в меня, а вот Лилит шибко умная оказалась. Ходила, ходила, что-то тыкала, щупала, жаловалась, что вселенная какая-то не настоящая. Не понял я сразу, что огонь ближе Хаосу, чем Порядку. Вот и сбежала она как-то, а как не знаю – мавзолей-то охранялся уже. Еще и Адольфа расстроила. Пришлось ему новую жену делать, не такую умную, зато красивую и верную, назвал Евой Браун…
-Продолжайте, продолжайте, - Иванов подлил в чашку демиурга еще чаю, - очень интересно!
-Так бы оно всё нормально и было, но Лилит Адольфа заразила чем-то. Люди же сначала бессмертные были, пока их не убивать специально, естественную смерть я как-то не продумал. В общем, когда людей уже совсем много наплодилось Адольф и Ева собрали реальную армию и стали ко мне претензии предъявлять. Оказывается, они организовали у себя какую-то секту, назвали «Наследие предков» или Аненербе, и магическим путем вычислили где находится центр мироздания. Тут я и думаю: какая к черту магия? Я же никакой магии в этом мире не создавал! Утечка, выходит. Стали искать. Вызвал я ангела бездны Аввадона, его тогда еще, как Штирлица знали, и отправил в стан врага под прикрытием. Ну и что выяснилось? Выяснилось, что сынок мой, Люцифер, с которым мы недавно разругались (ну я на него накричал и из дому выгнал, думал, куда он пойдет, вернется все равно…), этот сопляк им все чертежи мироздания сдал! Тут я рассвирепел,  порвал со злости одну из гиперструн, на которых мир держится, пространство-время исказилось, накренилось маленько и я на то место, где Мавзолей стоял, поставил Древо Познания. А дальше уже чисто дело техники: изобразили войну, да такую, что по горам трупов к Дереву только Адольф и Ева добрались, да и то, поседевшие от таких ужасов. Добрались и съели по яблочку. Только, Дерево то Люська делал. Он же еще дитя малое, толком ничего не умеет, в общем, получилось не Древо Познания, а Древо Забвения. Ева сразу отрубилась, а Адольф всё понял и застрелиться успел. Гад. Тогда ведь еще ни рая, ни ада не было, где его искать - непонятно. В общем, пришлось у Евы ребро изъять и сделать из него нового мужа – Адама. Тот совсем дурачок был, не то, что Адольф. Эхх…
 Бог вздохнул, помолчал несколько секунд и продолжил:
-Ангелы быстренько всё подчистили, людям я возрастной предел поставил, чтобы заскучать не успевали, Адаму с Евой память чуть подправили, в общем-то Адам никогда в саду эдемском и не был. Они сразу, как бы за воротами оказались, ну а дальше, ясно что дальше было… Тогда-то я Люську и назначил главным засранцем, врагом  народа, чтобы люди с ним теперь боролись, а не центр мироздания искали. А он и сам тогда уже невменяемый был совсем. Но без него теперь никак нельзя – враг народа он всегда нужен.
 В этот раз тишина воцарилась надолго.
-Нда – протянул наконец Иванов, - ну и ужасы вы мне рассказываете.
-Ужасы, не ужасы, - бог снова начал набивать трубку, - только ответ кто-то держать должен.
-Вот вы спросили, был у меня дьявол или нет. Сказать-то я могу, но что толку, если всё равно совру?
-Это верно, - понимающе кивнул бог.
-А вам никогда не приходило в голову, как всё это абсурдно? – Иванов лукаво ухмыльнулся.
-В каком смысле? – насторожился бог.
-Ну вот, есть вы всемогущий, Порядок, справедливый, добрый, мудрый, - начал перечислять Иванов, - а ничего-то у вас не получается, а то, что получается больше на фантазии больного похоже. Ну, посудите сами: этот ваш мундир, какие-то парады, ангелы, Адольфы, Евы, сражения, мавзолеи… Вы никогда не сомневались во всем этом?
-Как же тут сомневаться, если я же всё это и сотворил? – насупился бог.
Иванов поднял палец к небу:
-Вот оно! Вы же сами. А скажите, почему же всё так ущербно? Почему же ваши творения против вас же бунтуют и от вас же убегают, даже ваш родной сын?
-И ты туда же! Всякие либеральные господа много разглагольствуют о правах творения и творца, фарисейски лепечут о каких-то реформах,  не обходят своей милостью и свободу воли. Если они доживут до исполнения всех этих желаний, то в результате права творца окажутся в руках простых людей, а они уже такого натворят, что самим мало не покажется. Нет, нельзя им таких прав давать.
Иванов покачал головой:
-Нет, так мы никуда не приедем… Хорошо, помните вы сказали, что память Еве с Адамом подправили?
-Да.
-Вы никогда не думали, что с вами тоже самое проделали?
-Как это?
-А вы вспомните, если мир сотворили вы, то сами вы откуда взялись?
-Так, стоп… - бог наморщил лоб и еще усиленнее запыхтел трубкой, - кажется… кажется, я был всегда. Да точно! Всегда.
Иванов расхохотался:
-А что это за «всегда» такое, где оно существует это «всегда»? И откуда взялся ваш подельник Хаос, которого вы якобы победили?
-Ну, как откуда, он тоже всегда был, – это прозвучало совсем уж неуверенно.
-А можете вспомнить тот момент, когда вы в его голову попали? Не до и не после, а сам процесс?
Бог молчал.
-Вдруг, сталось так, что это не вы Великий Хаос победили, а он вас? Остался он один одинешенек и придумал всю эту историю, про мавзолей и про вас, как если бы вы его убили и что потом было? Ведь, если вы приглядитесь к своей истории внимательнее, то увидите, что там ничего кроме хаоса и безумия просто нет! Это потому, что сделана она из такого же Хаоса, как и всё остальное…
-Стоп, стоп, стоп! – бог вскочил со стула, - тем не менее, я могу делать с окружающей действительностью всё, что захочу! Именно моей волей стол и стулья твердые, вода течет, а воздух вдыхается.
-Это как сказать, - сказал Иванов и ударился головой о воздух, да так, что кровь пошла.
-Это как сказать, - повторил Иванов и просунул руку сквозь дверцу шкафчика, достал печеньку и стал есть, макая в чай.
Бог сел и тяжело выдохнул. Потом снова вскочил и стал мерить кухню шагами:
-Ты-то, допустим, будда, тебе по рангу полагается... Но мавзолей, мавзолей-то есть! Хоть сейчас можем сходить проверить!
Он топнул ногой, пространство свернулось и развернулось уже там, в Москве, во тьме печальной, где гроб качается хрустальный. Бог быстро откинул крышку гроба, вытащил оттуда труп неказистого лысого человечка и остолбенел.
-Выход… - промямлил он, плюхнувшись прямо на пол, - выхода нет. Как же так?
Иванов положил ему руку на плече:
-Вы не волнуйтесь. Ну и что, что выхода нет? Это ведь значит, что и входа нет.
-Да знаю-ю-ю я! – завыл демиург.
Иванов ласково продолжал:
-А если выхода нет, и входа нет, то мы возвращаемся к предыдущему вопросу: как вы вообще сюда попали?
Демиург прекратил выть и посмотрел на Иванова. Иванов продолжил:
-Получается, что и вы, и я, и мавзолей, и этот, - он ногой указал на труп лысого человечка, - и даже наши с вами мысли, наш с вами бредовый разговор существуют…
-В чьем-то уме? – с надеждой спросил бог.
Иванов всплеснул руками:
-Ну вы даете! Ну, да, в принципе вы демиург, а профессия, понятное дело, накладывает след… Вот сейчас, вы сказали, что есть чей-то ум, в котором мы существуем. Вы понимаете, что этот ум всего лишь ваша собственная проекция? И так, как вы и есть бог, то теперь эта проекция просто обязана появится на свет и придумать вас, что же ей еще остается? 
-Что же делать?
-Ничего. Ничего не надо делать, неужели вы не видите, что от делания одни лишь проблемы? Ваш ум создает свои проекции, которые теперь тоже не знают, что им делать и потому плодят собственные проекции и так до самых Петушков, в обе стороны! Единственный способ вырваться из этой петли понять: наблюдателя нет и никогда не было. Наблюдатель тождественен наблюдаемому, а потому является точно таким же объектом наблюдения, как и всё остальное. Вам нужно лишь наблюдать себя, свои мысли, чувства, эмоции, всё, что вас окружает – весь мир, наблюдать пассивно, не вмешиваясь, не создавая новых наблюдателей! Стать самим наблюдением. Да им и становится не нужно: вы были им всегда, просто отделились и назвались всемогущим, богом, творцом, хотя тоже самое можно сказать совершенно о любом проявлении…
 Пшык! Бог исчез, исчез мавзолей, красная площадь и город-герой Москва, исчезли ангели и люди, ад и рай, исчезли страны и континенты, звезды и планеты, исчезло время и пространство, исчез Великий Хаос, исчезли пределы, пределы пределов и даже беспредельное исчезло. Исчез и Иванов, но это не помешало ему усевшись на пустоту налить из несуществующего чайника, несуществующий чай и выпить. Потому, что у него было еще много дел, ведь он, как всякий уважающий себя будда давал обет бодхисатвы.
 Да и чай был довольно хорош.


Рецензии