О кострах

      Кто много провел у костра, смотрел в эту тихую музыку мерцаний, со временем обнаруживает в себе необходимость, тягу… снова погрузиться в это знакомое, малопонятное и плохо объяснимое состояние. От которого становится  уютнее. Сначала внутри, ну а потом…   "Потом" -  это уже о тех, кто много провел у костра.

      Плотно запомнился один сюжет из жизни «костропалов-землепроходимцев»…
      В экспедициях «Леспроекта» публика, в основном,  пестрая и своеобразная. Такого "бульончика" встречать больше нигде не приходилось.
 Работал со мной один нестандартный тип. Дед Веревка. Витой, крученый, пластичный. В свои шестьдесят с небольшим, наверное, мало было изнанок и выворотов жизни, которые бы тот не прошел. И не всегда по своей воле. И работал Сережа Затруханый. У того по жизни, мухи во рту размножались. Во время обеда, каша между пальцами застревала. А в глазах было написано, что он опять что- то не угадал.
Так вот. Сидит как-то Веревка перед костерком, аккуратненьким, тихеньким, ровненьким… Конец дня. После работы. Сидит, млеет. А тут Сережа. Припер ворох какого-то хмыза-хлама-хвороста-мотлоха…. И скромно так опустил на огонь…
Дед взвился как ужаленный. И, вместо обычного, двенадцати матов в трех словах – выдал нечто, трепетно-женское: «Да ты че, бля, костер засираеш!!! Где тебя тока делали, сучонок!» Брезгливо-быстро снял и раскидал эту нелепую охапку из кривых хворостин разной длины… Сережа стоял как всегда. Не угадал. Веревка на него забил, и горестно подматюкиваясь принялся поправлять порушенную конструкцию. Поправлял, затихал. Когда полностью восстановил, затих и окончательно растворился в своей нирване…

       Был у меня не один сезон и не один «Веревка». Но одна особенность связывала, сшивала все сезоны, места и разные составы партий…
       К концу полевых, отношение к костру становилось более бережным. Осмысленным и внимательным.
       В конце каждого рабочего дня, а это примерно полтора-два км прорубленных визирок и 10-20 км по тайге, после ужина, народец собирался у костра. Сидели. Курили. Молчали. Спокойно. Органично. Естественно. И чем более потрепанные были персонажи, тем меньше было пустомелия…
      Смотрели, в тихо переливающиеся огоньки … Неотрывно. И неестественно долго. А потом, кто-то спохватывался: «Епт! Мне  ж завтра тока до визиры десятку сверлить»… и уползал спать. Самые матерые расползались последними. Это те, которые в начале сезона постоянно подсказывали новичкам:
- Не ломай огонь!
- Скатай, они друг друга не прогревают!
- Раскатай, видишь, пламя задыхается!
- Не дави середину, с боков подкатывай!
- Не суй пихту, она ему нутро порвет!
- Не суй смоляк, оставь на растопку!
И прочее, и прочее, и прочее и так далее…
Казалось бы… на кой хрен им это надо? Смысл?
Добавлю. Дрова заготавливались конкретно. На «пожрать» (приготовить еду). И на «костер» (это называлось «посидеть»).

       Аббревиатура « ОВД» (остановка внутреннего диалога) тогда имела для меня несколько иной смысл.  А энергию я знал только электрическую. Сейчас тоже, не бог весть, каких вершин достиг, но кое-что, попытаюсь предположить.
      Раздрызганый и безалаберный костер не цепляет. Он жалок, убог и никчемен. А положенный грамотно, органично и цельно, слегка захватывает. Останавливает внутренний бред, укутывает и уводит. Сильно допускаю. Этот процесс не взять с наскока...  Мужики, которых я как смог описал, вышли на это опытом, чутьем и наитием. Внешняя тишина настраивала внутреннюю. Понятно, что едва ли они осознавали суть процесса…  Да и сам я едва ли понимаю.
А может оно и не надо понимать… Скорее всего. Достаточно просто чувствовать …
Где начинается бесконечность… 

(на фото один из моих костров. Фото автора.)


Рецензии
Напомнило.На "прозе.ру" была страница Лёши Михеева(Сына классика советской фантастики Михаила Михеева, своей поветью "Вирс -Б 13" предсказавший сегодняшнюю пандемию) , Царство Ему! Теперь на сайте много однофамильцев. Его страницы не нашёл.Но в моём дневнике , на "стихире" сохранил я его рассказ "Дрова для костра". И хотя он отнюдь не был "монотеистом" "сибирятины" или "лешачих" "Замет", как мой друг и учитель Геннадий Илларионович Шадрин, чьи шедевры удалось-таки напечатать в хорошо иллюстрированном журнале для юношества, "ДРОВА ДЛЯ КОСТРА" -просто кристаллический дистиллят "сибирятины" и натурфилософии. По крайне мере не слабее "Затесей" Виктора Петровича Астафьева. Может быть, вам удастся отыскать ...

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.04.2022 18:59     Заявить о нарушении
Слово интересное "сибирятина" )) Мне повезло. Я там побывал в лесах, в которых люди еще не ходили, или уже не ходили и как минимум лет триста. С точки зрения биолога - это были последние уголки Волшебного Живого Пространства. С точки зрения человека знакомого с дохристианским мировоззрением - это были настоящие, живые и полноценные "Священные Места". Там вход в другое "настроение" был прост как взгляд на небо. Посмотрел - и всё увидел.
Мне безумно жаль, что таких мест практически не осталось. А жалкие скопления деревьев с какой-то травкой по земле - это даже не подобие и не намек.
Сложное и нехорошее время...

Этот мой текст "О кострах" один из самых первых и весьма слаб. О кострах надо писать иначе. Спасибо за отклик. С уважением Шелт.

Шелтопорог   05.04.2022 19:07   Заявить о нарушении
Ходят по тайге многие. Но создать вербальную параллельную реальность -это даётся немногим...Почему?

Юрий Николаевич Горбачев 2   06.04.2022 20:14   Заявить о нарушении
Шелт, здравствуйте. Этот рассказик больше для Юрия Николаевича "Ночной костёр в лесу" Виктор Комосов http://proza.ru/2017/04/09/428 , а вот следующий для вас обоих.

Приятно готовиться к ночным посиделкам возле костра. Собирая по лесу сухие дрова, предвкушаешь встречу с ночным огненным таинством. Рисунок костра никогда не повторяется и не надоедает. Огромное внутреннее удовлетворение получаешь при виде достаточного запаса дров. Ужин позади, заготовлена родниковая вода для чая – мы готовы к встрече с сумерками. Оранжево-алые блики заходящего солнца залили своими тёплыми лучами всё лесное пространство. Деревья и трава поменяли свой зелёный цвет на праздничный оранжево-алый наряд с контрастными жёлтыми прожилками. Огненная феерия вечернего солнца плавно закатилась за горизонт. Теперь можно зажечь костёр и удобно расположиться возле него. Под рукой вязанка дровишек и длинная тонкая палка для дирижирования огнём. Подвешен котелок, кипятится вода для чая. Костровое таинство началось. Все поглощены этим зрелищем. Заметил одну особенность. В момент разжигания костра все разговоры на некоторое время затихают. Наверное, никто из присутствующих не хочет пропустить миг рождения нового огня. Все костры разные.

Жаркое, оранжево-жёлтое, колышущееся пространство вокруг ночного костра – это некое виртуальное таинственное помещение*, окружённое со всех сторон кромешной тьмой. В котором доминируют два основных источника звука – это треск горящих дров и какофония ночных лесных звуков. Во все стороны мягко и плавно струится костровое излучение, но кажется, что основной поток света поднимается с клубами дыма к самому звёздному небу. Создаётся впечатление, что ты расположился на площадке коммуникационного космического портала. Сидя на прогретой костровой лужайке, ты начинаешь невольно обострённо ощущать сильную связь не только с нашей планетой, но и с другими мирами. Так, по крайней мере, кажется. Полянка возле костра – лучшее место для того, чтобы остаться наедине со своей памятью и привести свои мысли в порядок. Для этого нужно достаточно удобно обустроить своё место для длительного сидения. Выбрать оптимальное по силе теплового излучения расстояние до жарких объятий костра. В таком положении приятно ощущать тепло на своём лице, можно расстегнуть верхнюю одежду. Огненная энергия, высвобождаемая костром, не обжигает, а плавными волнами приятно ласкает своим теплом. При этом становится невероятно уютно и спокойно на душе. Накопившиеся тревоги отступают на задний план, мысль проясняется, в таком состоянии комфортно думается, быстрее приходят новые оригинальные идеи и легче принимаются верные решения. Костровая площадка – это самое творческое место. Тут можно думать и при этом, готовить или принимать пищу, сушить одежду, можно петь, можно молчать, можно вести интересную беседу, делиться сокровенными мыслями (своего рода исповедоваться), объясняться в любви, пить с друзьями вино или крепкий чай, дремать, "клюя носом" (состояние для особенно увлечённых фанатов костровых посиделок). Можно греть душу или просто греться. Сырая лесная прохлада касается своим холодным, бодрящим дыханием твоей спины. Но ты долго борешься с желанием повернуться лицом в сторону тёмного леса, чтобы равномерно прогреться. Потому, что трудно оторвать взгляд от огня. Так велико необъяснимое желание бесконечно долго смотреть на костёр. Человек предпочитает немного позябнуть, чтобы только продлить это зрелище. Оно является одним из тех духовных удовольствий, которые может позволить себе каждый человек. Это похоже на визит в картинную галерею с живыми и подвижными произведениями. Тут можно удобно расположиться взглядом на оранжево-красном «полотне», сотканном из язычков пламени, любоваться причудливым многообразием пляшущих огненных картин. Слух успокаивающе ласкает мелодия потрескивающих поленьев.

Костёр воспринимается ещё одним способом – это обоняние. В зависимости от местности, где заготавливались для него дрова, вкус дыма различается. Он то едко горький, то кисловато-сладкий, то с мягкой горчинкой, то приправлен берёзовыми или хвойными смолами. Так не спутаешь ни с чем запах дров из крымского орешника или приятный аромат можжевеловых сучьев. И опытный путешественник, бывавший до этого в этих краях, может легко определить, где он находится, что называется с закрытыми глазами.

Есть ещё один способ восприятия живого кострового огня – на ощупь. Это уже вариант для настоящих гурманов, немного помешанных на туристической жизни. Или для людей, которые хоть раз побывали в суровых морозных объятиях в экстремальной ситуации. Есть у меня один товарищ, который после такого общения с зимней тайгой не расстаётся со спичками даже летом, причём независимо от того, где он сейчас находится в лесу или в городе. В машине, в кармане его куртки и брюк всегда лежит по коробку, так - на всякий случай. Хорошо описал это состояние непревзойдённый бродяга-писатель Джек Лондон. Северные путешественники лучше других знают цену одной спички – опыт быстро учит. Двоечников в этой школе нет физически. Троечники остаются жить обмороженными. Выживают и идут дальше только хорошисты и отличники. В моей туристической компании считается обязательным правило зажечь костёр в любую погоду и только при помощи одной спички.

Воспринимать огонь на ощупь можно так. На безопасном расстоянии достаточно немного подержать над пламенем костра обе ладони. До состояния терпимого прогрева, а затем прижать их к своим щекам. При этом будет происходить приятная передача тепла, которую по ощущению можно сравнить только с теплом маминых рук. У многих женщин очень сильная энергетика в ладонях теплится и с этим даже старость ничего не может поделать.

Крепкий костровой чай – это не просто напиток. Приготовление обычного чая на костре превращает его в лакомство, которым можно наслаждаться всю ночь напролёт, ведя неспешную беседу или слушая гитарные переливы под аккомпанемент симфонии ночных лесных звуков. Лично я предпочитаю качественную музыку во всех отношениях: музыкальная аппаратура, вокал, техника игры на инструментах, слова песен, жанр (рок, классическая музыка или бардовская, но только не уголовный шансон). Но при этом должен отметить одну необъяснимую особенность, если гитарист возле костра сопровождает свою игру пением, то оказывается совершенно неважным, есть у него голос или нет потому, что он поёт искренне, душевно раскрываясь даже внешне. Максимально прочувствовав музыкальную тему. Это с лихвой затмевает все недочёты в технике игры и вокальных данных. Создаётся такое впечатление, что перед «лицом» живого огня нельзя петь иначе – тут есть, что-то святое. Так поют только для любимых или очень близких людей. Это, пожалуй, сродни церковному пению, где фальшь и ложь недопустимы. Можно сказать, что пространство возле ночного костра – это культовое место, храм туристов. Фенимор Купер хорошо об этом сказал устами Зверобоя, которого спросили: «Ты белый человек – не дикарь. Почему же ты не ходишь в церковь?». А он на это ответил: «А зачем? Мне не нужны посредники. Лес – моя церковь. Тут среди деревьев, возле звонкого ручья я нахожусь наедине со своей совестью. Перед ней и держу ответ» (прим. авт. - цитирую по памяти, поэтому приношу извинение за возможные неточности).

Пища, приготовленная на костре, приобретает новые вкусовые качества. Костровую уху вам не приготовят ни в одном ресторане. Потому, что натуральный огонь костра не заменит ни одна газовая или электрическая плита. Не найдётся там и главный компонент рецептуры костровой кухни – дымок.

Приятно ночью любоваться и огненным цветком тлеющих угольков погасшего костра. Эта иллюминация вызывает восхищение и настраивает на философский лад. Можно легко представить себя, летящим пассажиром самолёта. Под крылом, которого раскинулся таинственный ночной город, мерцающий внизу малиновыми огоньками из тлеющих головешек. Оранжевое пространство вокруг костра поглотила ночная прохлада леса. Греть теперь можно только ладони. Ночной мрак заполнил все пространство вокруг, и только чёрное звёздное небо на этом фоне стало казаться светлее.

День Благовещения 7 апреля 2012 года.

Виктор Комосов   04.11.2024 23:12   Заявить о нарушении
"Под небом ночным" Александр Георгиевич Гладкий http://proza.ru/2020/05/11/1864

Коронавирус. Самоизоляция. Есть время поворошить пепел памяти, в котором яркими угольками вспыхивают воспоминания о прошедших днях, пылавших пламенем.

Сплю я беспокойно. Просыпаюсь среди ночи и лежу без сна час – полтора, пока снова не засну. И так несколько раз за ночь. Что только не приходит в голову в это время: настоящее, с текущими событиями и мировыми проблемами и, особенно, прошлое. Так устроена память пожилого человека, как говорят, время жить воспоминаниями. Вот недавно вспоминались ночевки под открытым небом. Есть в них что-то необычное для современного человека – горожанина, что-то передавшееся через тысячелетия от наших древних пращуров, что заставило сохранить в памяти почти каждую из них. Спроси меня, что я делал в какой-нибудь из дней, будучи в городе – ни в жисть не вспомню, а даты ночевок – пожалуйста, хотя их было сотни, если не тысячи. Даже если во время ночевки не произошло ничего значимого, помнится все до мелочей: пламя костра, вкус ухи, плеск воды, крик ночной птицы, треск коростеля…

Каждая ночевка, будь то рыбалка или поход – событие, требующее определенной подготовки, ведь надо обеспечить себе сносные бытовые условия, укрытие, отопление, чтобы переночевать с максимально-возможным в данной ситуации комфортом и встать утром отдохнувшим, готовым к насыщенному испытаниями новому дню. Без этого никак. Без этого быстро пропадет желание ночевать под открытым небом и человек навсегда подружится с четвероногим другом – диваном и ящиком для идиотов.

За годы жизни у меня накопилось все необходимое для ночевок на природе: палатка, котелки с треногой, чайник и турка для кофе, надувной матрас, складные стулья, топорик, пилы и ножи, термосы и походная посуда, лопатка, не говоря уже об огромном количестве рыболовных снастей и аксессуаров. О палатке чуть подробнее: ей уже более пятидесяти лет. Брезентовая, двухместная, латанная-перелатанная, но до сих пор живая и готовая к бою, она прошла со мной по жизни, верно служа надежным укрытием на Нарочи, Браславских и Ушачских озерах, Голубых озерах, при сплавах по Западной Березине и Неману и множеству других уголков Беларуси, где мне привелось побывать и порыбачить. В юности, чтобы не тесниться с родителями в одной комнате съемной дачи на Нарочи, я ставил ее в саду у Муравских и ночевал там автономно и совершенно бесконтрольно, что позволяло гулять с девчонкой хоть всю ночь. И сейчас, когда внук просит поставить ему палатку во дворе для игры, я делаю это с некоторой грустью, что мне уже многое поздно. Остальные вещи тоже имеют свою историю, испытаны временем, сотни раз доказали свою пользу и надежность.

Основная проблема любой ночевки – дрова для костра. Кто-то скажет: «Зачем дрова, если есть примусы и газовые горелки»? Для меня ночевка без костра, что уха без соли – теряется весь смак. Нередко, когда я засиживаюсь у костра, мои коллеги по рыбалке, уходя на утренний клев, спрашивают: «Чего не идешь ловить»? На это я отвечаю, что рыбачу я часто, а вот на огонь посмотреть вдоволь удается реже. Если ночуешь не один и хочется посидеть у костра подольше, дров надо много. Бывает, притащишь на поляну несколько здоровенных стволов сухостоя и подумаешь: «Ну, уж на этот раз дров хватит с запасом», а к утру не остается ничего, даже чайник согреть нечем. Часто ночую на берегу пруда в чистом поле, где до леса километры, тогда везу дрова с собой, для чего у меня есть специальная проволочная конструкция, типа чемодана с ручкой, в которую набиваю готовые поленья.

Приехав на водоем, я не начинаю ловить, пока не насобираю дров для ночевки. Нет ничего хуже, чем оставить этот процесс на потом и в потемках шастать по кустам и перелескам в поисках хорошего топлива. Палатку можно поставить и попозже – это дело десяти минут. Обычно стараюсь найти несколько толстых бревен, из которых можно соорудить нодью или другой долгоиграющий костер. На Вилейском водохранилище идеальным топливом для ночевки служили смолистые пни с корнями, выброшенные волной на берег – горели долго и ярко, но котелок и чайник после них отчистить было невозможно. Хворост – самое плохое топливо. Моментально пожирается огнем и сгорает еще вечером.

Ну, вот смеркается… Вечерний клев подходит к концу. Уже и поплавок почти не видно. Время чистить рыбу для ухи и готовиться к ночлегу. Окопав место для костра, развожу огонь – ночевка началась. Кипячу воду для ухи, чищу рыбу и картошку, мою перловку, заправляю все, кроме рыбы в кипяток, варю почти до готовности и только в конце опускаю рыбу, чтобы поварилась минут десять-пятнадцать. Тогда она не успевает развариться. Крышка на котелок – обязательный атрибут. Однажды на Западной Березине варили уху в котелке без крышки. В нее навалилась туча комаров, и трудно было уже сказать, от чего она получилась такая наваристая, от рыбы или насекомых. Благо, было уже темно и вареных комаров в ухе не было видно.

Комары на ночевке – отдельная тема. В былые времена эффективных репеллентов было мало: ДЭТА, да и только, не то, что сейчас. Вспоминается одна ночь на Нарочи, когда я не смог заснуть до рассвета, настолько сильный стоял стон от миллионов жужжащих насекомых. Спасся я от них только выйдя на берег озера, где ветер не давал им разгуляться. В местностях, где много комаров, ночевать надо на открытом продуваемом месте. Особенно злы комары вечером, пока еще тепло. К середине ночи обычно успокаиваются.

Уха готова, разлита по мискам. Уже практически стемнело. Отблесками костра подсвечиваются лица дорогих мне людей, разделяющих со мной трапезу. Грустно, но с каждым годом их становится меньше. Все чаще случается ночевать одному. Есть время для неспешной беседы под рюмку-другую и процесс этот затягивается обычно глубоко за полночь. В хорошей компании сиживали мы и до рассвета, но это не желательно – весь день потом в сон клонит.

Многие современные люди никогда не ночевали под открытым небом. Как много они потеряли!

Ночное небо в лесу совершенно не такое, как в городе. Миллиарды звезд Млечного пути, яркие созвездия, множество спутников, бесшумно пролетая, выполняют свою функцию. А как волшебна ночь в полнолуние! В темноте зрение уступает первенство слуху. Он обостряется и обеспечивает нас необходимой информацией о происходящем вокруг. Особенно богата ночными звуками Налибокская Пуща. Наряду с привычными и понятными криками совы и деркача, хором лягушек, вдруг что-то промчится со свистом в темноте, как НЛО или заплещется в воде так громко, будто туда бросают толстенные бревна. Остается только догадываться, что над головой промчалась стая уток, а в речной заводи неустанно трудится семейство бобров. А бывает слышно вообще непостижимое – будто младенец заплачет, от чего мороз по коже.

К слову, о непостижимом. Однажды подростком, сидя ночью в лодке на воде, я сторожил на Нарочи сеть биостанции, поставленную моим отцом прямо напротив пляжа турбазы. Половину ночи сторожил отец, а вторую я. Развалясь на банке фофана, я глазел в ночное небо, мечтал, подремывал в полной тишине. Вдруг что-то сильно застучало, заколотило по дну лодки. С испугу я вскочил и стал смотреть под лодку, светить туда фонариком, а там ничего – только натянутая сеть видна. Лодка стояла прямо над ней. Вот так загадка. Ночной штиль, вода как зеркало и кто-то колотит по дну лодки. Водолаза я не обнаружил, а в водяного не верил. Позднее я предположил, что в сеть попалась крупная рыбина, стала биться и заколотила верхним шнуром с поплавками по днищу лодки, а потом вырвалась и ушла. Другого объяснения у меня нет.

Почти каждую ночь случается какой-то час, когда все успокаивается, замолкает и наступает полная тишина. Ветра нет, пламя свечи на походном столике не шелохнется, замолкли камышовки, не плещет рыба, как будто время остановилось. Скоро рассвет, а ложиться неохота, жаль упускать ночную красоту.

Подъемом на рассвете, утренним кофе с дымком костра заканчивается ночевка. Наблюдать восход Солнца особое удовольствие, ведь не бывает ни одного одинакового восхода, как не бывает и одной и той же реки, но это уже другая тема.

Виктор Комосов   04.11.2024 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.