просит бури...
Как будто в бурях есть покой!
Поэзия Лермонтова – это сплетение вопросов жизни и смерти, любви и разочарований. Он грустит о скоротечности жизни, ему хочется успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Вся его лирика – это отражение окружающей жизни. Читая стихи Лермонтова, чётко видишь и чувствуешь душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Лермонтов – это искатель гармонии, вечной свободы, справедливости этого, увы, несовершенного мира.
У Лермонтова индивидуальная манера письма. В его стихах присутствует дух недовольства, противоречия. Такие произведения, как «Парус», «Мой Демон», «Мцыри», «Желанье» можно читать до бесконечности, они легки и мелодичны. Легкость и надрыв, тоска и счастье – не сочетаемое. Когда читаешь стихи поэта, чувствуешь всю его боль, все разочарование, которое он вложил в них.
Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой…
Во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия постепенно углубляются и расширяются. "Стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утёс) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Думаю, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.
Но были и у него и редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: «С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...», «Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..»
Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но парус так похож на самого поэта, что невольно чувствуешь его душу. «А он, мятежный, просит бури…». Лермонтов точно такой же - «одинокий» и «мятежный». Это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. «Увы! он счастия не ищет». И парус, и поэт - одиноки оба. Они не ищут счастья. Счастья нет ни в безмятежном море, ни в буре. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие между внутренним миром и миром внешним и сам автор. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны - буря, а с другой - покой и умиротворение. Чужая далекая страна и родной край. Движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни. Обретения и потери. Далекое «там» и «тогда». Близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда».
Лермонтов постоянно ищет ответы на вопросы, касающиеся человеческого жизни. Поэт уверен в том, что существует некий смысл жизни, какая-то цель, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, бесцельно слоняющийся по морю, рано или поздно, найдет пристанище среди житейской суеты.. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин»
Свидетельство о публикации №211010701467
Варвара Базыкина 08.01.2011 19:23 Заявить о нарушении