Технология масляной живописи в контексте современн

Кандинский писал: «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом "из художника". Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь…»[3, с. 32]. Таким образом, произведение искусства можно сравнить с человеком. Также как человек, оно рождается, живет и умирает. Человек дает ему жизнь, причем жизнь эта двояка: произведение искусства, в частности произведение масляной живописи, можно рассматривать как материальное тело, обладающее чисто физическими характеристиками, и как самостоятельное духовное тело, образующее вокруг себя определенный духовный мир. Гренберг справедливо отмечает: «Необходимое условие создания произведения станковой живописи состоит в единстве комплекса материалов и технологических операций (с помощью которых эти материалы воплощаются в художественный образ) и творческой инициативы мастера – живописца, выступающего в роли носителя определенной идеи, которую он материализует» [2, с. 7]. Следовательно, благодаря человеку создающему – художнику-творцу – рождается живописное произведение с заложенными в него при создании определенными характеристиками, физическими и духовными, которые будут полностью определять его последующую «самостоятельную» жизнь. Эта жизнь во многом схожа с человеческой жизнью: долголетие произведения будет определяться крепостью данного ему при рождении «здоровья», его жизненный успех обуславливается внутренними духовными качествами – если они неординарны, в трудностях долгой жизни картина точно не затеряется.
Разделив произведение живописи на две составляющие, выясним, какова важность каждой из них и существует ли взаимозависимость между ними.
На всем протяжении долгой эволюции мировой живописи баланс между технологической и творческой составляющей постоянно менялся.  Можно отметить следующие тенденции перемен. Во-первых, с наступлением каждой новой эпохи (начиная с эпохи Возрождения) художник все больше «раскрепощался», сбрасывал с себя всевозможные оковы, начиная от средневековых цеховых ограничений и заканчивая уже оковами нравственности в 21 веке. Во-вторых, постепенно ослабевал интерес к технологии, сначала как к чему-то всем хорошо известному, потом совершенно неинтересному и т.д., одновременно с чем росла идейная подоплека искусства. С одной стороны художник старался углубить философскую основу своих произведений, с другой – писать «свободной кистью», «полетом свободной мысли». Постепенно он пришел к мысли, что ничто не должно отвлекать его от погружения в «высшие сферы», никакие материальные заботы не должны мешать чистому творчеству. Казалось, на основе этих двух тенденций было бы логично сделать вывод о растущей в эволюции второй составляющей произведения живописи – именно духовной (творческой) стороны. Ведь если какая-либо предметная область дифференцируется на две составляющие, изначально равно требующих внимания, то за счет пренебрежения одной, вторая становится привилегированной. Оставляя без внимания технологию, освобождаясь от так называемых технологических ограничений, художник начинает творить легко и свободно, отдавая себя творчеству полностью. Однако мы в 21 веке пришли к парадоксальному факту: отказ от произведения живописи, тщательно продуманного от основы до самой последней лессировки, от первого эскиза до колорита законченной работы, т.е. отказ от досконального знания материалов, физических и химических процессов, проистекающих в живописи, отказ от знания последовательности работы с материалами, наконец, отказ от длительной работы над картиной привели к окончательной деградации станковой масляной живописи. Таким образом, «на протяжении всей истории живописи речь идет не о прогрессе технологии, а о максимальной адекватности технических средств и приемов выражения соответствующим творческим устремлениям и творческим возможностям живописцев […]» [2, с. 11]. То есть развитие технологии живописи стимулируется не материальными факторами, а всего лишь мировоззрением определенного слоя живописцев – уровнем их научных знаний и представлений об окружающем мире, наконец, их собственным внутренним миром.
Второй причиной упадка масляной живописи, наряду с превалированием духовного аспекта над технологическим, нужно признать сознательный путь упрощения процесса создания произведения искусства, как следствие  пренебрежения технологией (т.е. первой причины) и отчасти научно-технического прогресса. Художник, как и любой другой его современник, стремится жить в ногу с эпохой. Жизнь становилась все стремительнее, научные открытия облегчали людям жизнь, многое из того, что знали и умели предшественники, оказалось в новом времени не к месту. Художник естественным путем забывал то, что знали и ценили до него, что теперь незаслуженно признавалось пережитком прошлого.
Обобщая, отказ от технологии имел следующие причины:

- Отказ от технологической (физической) стороны произведения живописи в сторону творческой (духовной).
- Ускорение процесса создания произведения, как следствие общего ускорения жизнедеятельности.

В связи со всем вышесказанным напрашивается вывод о некоторой существующей взаимосвязи между физической и духовной сторонами произведения живописи. Действительно, существует мнение, что «произведение живописи может быть создано только при условии реализации функционального в эстетическом, причем эстетическое не мыслится вне функционального» [2, с. 7]. Другими словами связь между двумя гранями настолько тесна, что отрицание первой приводит к постепенному отмиранию второй. С другой стороны «произведение живописи полноценно воздействует на зрителя только в оригинале» [2, с. 7], т.е. любое воспроизведение, будь то репродукция, либо пересказ, действуют на зрителя совсем иным образом, их влияние несравнимо с оригиналом, именно потому, что при этом становятся не воспринимаемыми основные средства выражения живописи, с помощью которых строится художественный образ. По этой причине важна и долговечность произведения, она также находится в прямой зависимости от соблюдения технологии. Если сравнить всем известные произведения с 500-летней разницей в возрасте, например картины нидерландских художников 15 века и французских импрессионистов, то сравнение будет не в пользу «молодых». Картины импрессионистов уже через 100 лет требуют серьезной реставрации, в то время как нидерландцы и в 500 выглядят молодцом.
Итак, основные последствия отказа от технологии:

- Отказ от физической стороны повлек за собой угасание духовной.
- Уменьшение долговечности произведения живописи.

Под термином «технология» до сих пор понимался чисто физический аспект. То есть под «технологией масляной живописи» подразумевалась чисто материальная составляющая произведения живописи. Рассмотрим термин «технология» подробнее.
Итак, технология вообще – слово образовано из двух греческих слов: t;chne - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение. «Технология - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях […]. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.» [1]. Можно сказать, что задачей технологии как науки является изучение физических, химических, механических и других закономерностей с целью использования этих знаний на практике. Таким образом, под технологией предлагается понимать свод некоторых знаний, определенную последовательность действий, направленных на достижение конечной цели. В контексте масляной живописи такую цель можно охарактеризовать следующим образом: преобразование конкретного набора материалов (с использованием соответствующих инструментов) в конечный продукт, обладающий новыми свойствами и характеристиками  и предназначенный для решения задач качественно иного типа относительно исходных материалов.
Рассмотрим технологию как совокупность трех составляющих:

- Изучение физико-химических свойств материалов;
- Изучение последовательности работы с материалами;
- Изучение приемов обработки материалов.

Эти позиции стремятся соответствовать с наибольшей полнотой нашему определению технологии. Они также включают в себя все знания, необходимые художнику для создания произведения живописи, как материального объекта, обладающего высокой прочностью и, как следствие, долговечностью, и все предпосылки для уверенной творческой составляющей будущей картины, учитывая несомненную связь между указанными выше двумя гранями произведения живописи. 
Живописец старого времени благодаря многим особенностям своей эпохи имел уверенные знания по всем трем вопросам, составляющим в нашем понимании технологию. Из-за того, что краски и другие материалы нужно было зачастую готовить самому, художник отлично был осведомлен по первому пункту – многие старые живописцы по праву считались алхимиками. Современный художник не может похвастаться тем же. Современному многообразию высококачественных художественных материалов позавидовал бы любой мастер прошлого, однако наш современник способен создать совершенно атехнологичное произведение, используя самое технологичное сырье.
У второго и третьего пунктов много общего – это последовательность и приемы работы с материалами, т.е. фактически это метод работы. Художник эпохи Возрождения перенимал напрямую опыт своего учителя, что называется руками, ушами и глазами. У каждого мастера было небольшое количество учеников, вместе с которыми он работал. Ученики проходили путь от подмастерья до достойного наследника мастера. При этом ученики усваивали всю технологию создания произведения живописи, к тому же учитель передавал опыт и секреты по наследству. В современном обществе дело обстоит, конечно, совсем иначе. Изучение технологии занимает в процессе обучение далеко не первое место, массовость обучения привела к поверхностности, благодаря чему полностью освободившийся от оков художник мало знаком с масляной живописью, именно с основами масляной живописи.
В современном мире повсеместное нивелирование индивидуальностей, всеобщее ускорение процесса жизнедеятельности в большой мере отразилось на создании произведений живописи. Технология станковой масляной живописи в нормах, близких к нормам, существующим, например, в эпоху Возрождения кажется современному художнику не только чрезмерно сложной, но и чрезвычайно архаичной и совершенно никому не нужной. Между тем на фоне этих процессов, современное искусство живописи демонстрирует следующие результаты:

- На крупнейших мировых выставках современного искусства как таковой масляной живописи практически нет;
- Существуют определенные художественные круги, направленность которых имеет совершенно безнравственный характер;
- Создание произведения живописи носит в большинстве своем неупорядоченный и случайный характер. Практика многослойной живописи считается архаизмом.

Процесс письма современного живописца основан на механическом смешении красок, рассчитанном на поверхностное отражение света. В обучении игнорируется изучение способов оптического смешения красок, что приводит к значительному сужению диапазона технических средств. Остаются нетронутыми приемы работы прозрачными красками - лессировки, причем, не только не используются их богатые выразительные, пространственные и материальные свойства, но также дискредитируется их состоятельность, как современное живописное средство. Четкая система выполнения живописного изображения методом многослойной живописи, выстроенная в соответствии с особенностями применяемых материалов: пигментов, связующих веществ, разбавителей, маслоемкости красок, их укрывистости, совместимости материалов, влияет не только на сохранность работ, но и на решение задач изображения материальности и качества фактуры, передачи цветовых аспектов среды и предмета, сужает творческие возможности живописца.
На основании всего вышесказанного исследование технологии станковой масляной живописи прошлого и попытка восстановить ее в предельно близких нормах, с использованием современных высокотехнологичных материалов, следует признать актуальной для современного времени задачей.



Литература:

1. Большая советская энциклопедия. – М.: издательство «Советская энциклопедия»,  1969-1978.
2. Гренберг Ю.И. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. – М.: ИД «Искусство», 2004.
3. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М.: Искусство, 1992.
4. Киплик Д.И. Техника живописи. – М.: «Сварог и К», 2002.
5. Сланский Б. Техника живописи. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962.


Рецензии