4. Познание как форма духовной жизни человека
«Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании». Фалес.
ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
СОЗНАНИЕ – духовная сущность человека, в которой весь мир отражается в образах и понятиях. Сознание здесь рассматривается как системное понятие, включающее активное сознание, подсознание и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).
Мы ведем речь об активном сознании (по информации ученых оно занимает до 9% объема), в котором заложено духовное начало личности и формируются все личностные установки и качества личности.
Подсознание – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами. Но это не моя тема.
Область коллективного бессознательного, или как ее сейчас называют современные ученые: темная материя - 95% сознания - вмещает в себя духовную историю всего человечества. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания (5% по последним данным ученых), обеспечив человеку полноценную в сложившихся условиях жизнь.
Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе чем объяснить все непонятные случаи, когда после травмы мозга (она может быть разной) у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то сфере деятельности. Не может «скрытое сокровище» исчезнуть.
Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:
1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
2. Через слово (устно и письменно). Рациональное познание.
3. Через интуицию. Интуитивное познание.
ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.
Информация – это еще не знание.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилием мысли, а не памятью». Л. Толстой.
МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания.
Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
Эффективность мышления зависит от развития важнейших
качеств интеллекта / ума :
быстроты, гибкости, оригинальности, пытливости, критичности, широты.
Родителям полезно помнить об этих качествах ума, чтобы соответственно развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие операции совершаются в процессе мышления. В школе учителя активно их используют в обучении: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование. Продается много детских пособий с развивающими играми, в газетах публикуются такие страницы. Необходимо вкладывать в ребенка духовные средства, а не только материальные.
Мы избежали бы многих конфликтов в житейских ситуациях, если бы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням усвоения :
6 - убеждение
5 - творчество
4 – применение
3 – понимание
2 – воспроизведение
1 – узнавание
«Образованность – это то, что остается, когда выученное уже забыто».
А. Эйнштейн
Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?
ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим.
Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке заложено стремление к поиску истины, но он только приближается к ней. Надо различать следующие понятия:
Абсолютная истина - полное, безусловное знание. Она у Бога.
Относительное знание (не истина!) - неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены, видеть «…как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… ; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».
1 Коринфянам, 13:9-12.
Заблуждение - это не знание истины.
Обман – это сознательное искажение истины.
В поисках истины стоит учитывать признанные мыслителями критерии истины:
1. Личный опыт: сам видел, ощущал, испытал.
2. Авторитетное мнение : источник информации заслуживает доверия.
3. Здравый смысл: логическое обоснование, научное доказательство.
4. Исторический факт: так было всегда при данных условиях.
Вы будете ближе к истине, если в поиске ее все эти критерии совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир.
В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев.
«Образованный человек тем и отличается от не образованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным». К. Симонов.
ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?
Свидетельство о публикации №211010700236
Уважаемая Екатерина, слова – условные коды понятий реальности. Они могут быть какими угодно (русскими, английскими, немецкими и др.). Для взаимопонимания важно за кодами знать какие понятия ими закодированы. В своём отзыве я не выражаю истины в последней инстанции и предлагаю Вам ряд своих суждений, на которые, полагаю, имею право. Даю Вам пищу для размышления – «вкусной» функции Разума.
«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес.
Комментарий:
Знание бывает разным и, часто, не блаженным для ума. Афоризм не точен.
ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
Комментарий:
Мы, например, знаем, как зовут соседского пса. Мы знаем, что все вещества в Природе делятся на металлы, металлойды и неметаллы. Так, что такое «познание»? Есть ли оно в приведенном примере? Чем познание отличается от знания?
В моём понимании, знание – это любая информация, ставшая достоянием памяти, а познание – это совокупность данных, составляющих базы естественнонаучной, философской, социально-исторической, культурологической, технической и профессиональной информации. Знание включает в себя познание. Вторым понятием познания может быть процесс обретения научных данных
СОЗНАНИЕ по теории К. Юнга
АКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ,
Комментарий:
Применение термина «активное» возможно только, если известно, что представляет собой «неактивное сознание». Но, что это такое? – сознание трупа?
ПОДСОЗНАНИЕ – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами.
Комментарий:
В просторечии этим термином выражают кибернетические процессы мышления на уровне управления нейронными импульсами. Этот процесс начинается, осуществляется и останавливается Разумом, замечательным свойством которого является самосовершенствование, т.е. он вторгается во все области, где является хозяином.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ (коллективное) Не правда ли забавное словосочетание?
Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:
1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
Комментарий:
У человека шесть органов восприятия внешней среды, От их датчиков информация из квантовой и волновой (зрение и слух), из тактильной (осязание и направление силы тяжести), из химической реакции (вкус и запах) превращается в первичный нервный импульс, который поступает на нейроны мозга и изменяет химическую структуру клетки. Посредством комплексов рассудка на нейронах мозга формируются первичные наши ощущения – первичные данные, с которыми потом работает Разум и о которых извещает психическую подсистему. Далее Разум вырабатывает своё отношение к первичной информации. Если ему что-то интересно – он распознаёт это что-то, присваивает ему код и направляет в память, не как в мусорное ведро, а адресно. Этим процессом начинается рациональное познание, которое, затем, накапливается, затем, развивается мышлением в процессах анализа, синтеза, воображения.
2. Через слово (устно и письменно). Рациональное познание.
Комментарий:
Слово не всегда является единственным источником познания, чаще всего оно проявляется как вторичный фактор. Первичным же является опыт.
3. Через интуицию. Интуитивное познание.
Комментарий:
Интуитивным познание быть не может. Знанием? – сколько угодно.
ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.
Комментарий:
Когда Разум формирует некоторый тематический блок нейронных импульсов (мыслительную категорию), надо сказать, что «мы» этой работы не ощущаем: не дымит, не скрипит, не болит, то, вряд ли это даёт нам право считать процесс сверхъестественным. Если мы выражаем словами наши предчувствия, значит, им предшествовала мыслительная категория, которую для отражения вокальным речевым центром Разум сначала «одел» в коды, затем, переформатировал информацию и передал биологической системе человека, управляющей органами, участвующими в отражении.
Информация – это еще не знание.
Комментарий: Информация может не становится знанием, если она не интересна Разуму.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью». Л. Толстой.
Комментарий:
Лев Николаевич был не прав.
МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания. Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
Комментарий:
Инструмент – это материальный объект. Таким материальным объектом (структурой головного мозга) я представляю Разум.
Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта / ума :
Комментарий:
Интеллект, не являясь ни материальным объектом, ни процессом не может иметь качества. Он сам является качеством мышления.
Эффективность, быстрота, гибкость, оригинальность, пытливость, критичность, широта мышления -. качественные характеристики процесса мышления.. Интеллект же – качество результата мышления, отраженное в мысли и являющееся предметом общественной оценки..
«Образованность – это то, что остается, когда выученное уже забыто». А. Эйнштейн
Комментарий: Оригинальность афоризма бесспорна, но он не верен. С уваженим.
Николай Мурашев 08.01.2012 17:57 Заявить о нарушении
- Николай, вот с этим, пожалуй, соглашусь.
А вся остальная ваша информация мне давно известна из других источников. Я с интересом и вниманием отношусь к ней, но, извините, сделать своим знанием никак не могу. Моё ПОзнание (лингв.-приставка ПО выражает процесс) имеет иную отправную точку. Уж не обессудьте. Желаю вам удачи научном познании мира.
Екатерина Истоомина 2 09.01.2012 00:53 Заявить о нарушении
Жаль, что моё предположение о «вкусной» функции Разума Вы не разделили.
Жаль.
Николай Мурашев 09.01.2012 13:26 Заявить о нарушении
Да умудрит вас Господь.
С теплыми чувствами -Екатерина.
Екатерина Истоомина 2 09.01.2012 15:50 Заявить о нарушении
Николай Мурашев 09.01.2012 16:38 Заявить о нарушении