4. Познание как форма духовной жизни человека

 

         
 
                «Блаженство тела состоит в здоровье,
                блаженство ума – в знании».  Фалес.


        ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.

        ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.

        СОЗНАНИЕ – духовная сущность человека,  в которой  весь мир отражается в образах и понятиях.  Сознание здесь рассматривается как системное понятие, включающее активное сознание, подсознание и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).

        Мы ведем речь об активном сознании (по информации ученых оно занимает до 9% объема), в котором заложено духовное начало личности и формируются все личностные установки  и качества личности.
 
        Подсознание – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами. Но это не моя тема.
 
       Область коллективного бессознательного, или как ее сейчас называют современные ученые: темная материя - 95% сознания - вмещает в себя  духовную историю всего человечества. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания (5% по последним данным ученых), обеспечив человеку полноценную в сложившихся условиях жизнь.

       Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным образом сохраняется этот потенциал. Иначе чем объяснить все непонятные случаи, когда после травмы мозга (она может быть разной) у обычного человека открываются невероятные таланты в какой-то  сфере деятельности. Не может «скрытое сокровище» исчезнуть.


       Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:

          1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
               
          2. Через слово (устно и письменно).  Рациональное познание.
             
          3. Через интуицию.  Интуитивное познание.
            
      ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным    путем, без  логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.

                Информация – это еще не знание.

              «Знание только тогда знание, когда оно приобретено   
                усилием мысли, а не памятью».     Л. Толстой.
               
       МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки  информации и получения нового знания.
    
       Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
       Эффективность мышления зависит от развития важнейших
качеств интеллекта / ума :

         быстроты, гибкости,  оригинальности,  пытливости, критичности, широты.

       Родителям полезно помнить об этих качествах ума, чтобы соответственно развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие  операции совершаются в  процессе мышления.  В школе учителя активно их используют в обучении: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование. Продается много детских пособий с развивающими играми, в газетах публикуются такие страницы. Необходимо вкладывать в ребенка духовные средства, а не только материальные.

       Мы избежали бы многих конфликтов в житейских ситуациях, если бы  осознавали, что наши знания оцениваются по уровням усвоения :

                6 - убеждение               
                5 - творчество
                4 – применение 
                3 – понимание 
                2 – воспроизведение 
          1 – узнавание

        «Образованность – это то, что остается, когда  выученное уже  забыто».
                А. Эйнштейн


      Надо ли доверять всему, что говорят и чему учат? И что есть истина?

      ИСТИНА – то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим.
Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке заложено стремление к поиску истины, но  он только  приближается к ней. Надо  различать следующие понятия:

      Абсолютная истина - полное, безусловное знание.  Она у Бога.

      Относительное знание (не истина!) - неполное знание, зависящее от обстоятельств. Мы все обречены,  видеть «…как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… ; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».
                1 Коринфянам, 13:9-12.

      Заблуждение - это не знание истины.

      Обман – это сознательное искажение истины.


      В поисках истины стоит учитывать  признанные мыслителями критерии истины:

1. Личный опыт:  сам видел, ощущал, испытал.

2. Авторитетное мнение : источник информации заслуживает доверия.

3. Здравый смысл:  логическое обоснование, научное доказательство.

4. Исторический факт:  так было всегда при данных условиях.
          
       
     Вы будете ближе к истине, если в поиске ее  все эти критерии совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы бытия: есть ли Бог и как возник мир.
     В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев. 

        «Образованный человек тем и отличается от не образованного,
         что продолжает считать свое образование незаконченным».  К. Симонов.

       ТАК ВСЕ-ТАКИ, РОЖДАЕТСЯ ЛИ В СПОРЕ ИСТИНА?


Рецензии
4. Познание как форма духовной жизни человека

Уважаемая Екатерина, слова – условные коды понятий реальности. Они могут быть какими угодно (русскими, английскими, немецкими и др.). Для взаимопонимания важно за кодами знать какие понятия ими закодированы. В своём отзыве я не выражаю истины в последней инстанции и предлагаю Вам ряд своих суждений, на которые, полагаю, имею право. Даю Вам пищу для размышления – «вкусной» функции Разума.

«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес.
Комментарий:
Знание бывает разным и, часто, не блаженным для ума. Афоризм не точен.

ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
Комментарий:
Мы, например, знаем, как зовут соседского пса. Мы знаем, что все вещества в Природе делятся на металлы, металлойды и неметаллы. Так, что такое «познание»? Есть ли оно в приведенном примере? Чем познание отличается от знания?
В моём понимании, знание – это любая информация, ставшая достоянием памяти, а познание – это совокупность данных, составляющих базы естественнонаучной, философской, социально-исторической, культурологической, технической и профессиональной информации. Знание включает в себя познание. Вторым понятием познания может быть процесс обретения научных данных

СОЗНАНИЕ по теории К. Юнга
АКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ,
Комментарий:
Применение термина «активное» возможно только, если известно, что представляет собой «неактивное сознание». Но, что это такое? – сознание трупа?

ПОДСОЗНАНИЕ – сфера, которой обычный человек управлять не может.
И, слава Богу, потому что вторжение в эту область чревато психическими расстройствами.
Комментарий:
В просторечии этим термином выражают кибернетические процессы мышления на уровне управления нейронными импульсами. Этот процесс начинается, осуществляется и останавливается Разумом, замечательным свойством которого является самосовершенствование, т.е. он вторгается во все области, где является хозяином.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ (коллективное) Не правда ли забавное словосочетание?

Информация из мира поступает в активное сознание тремя путями:

1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
Комментарий:
У человека шесть органов восприятия внешней среды, От их датчиков информация из квантовой и волновой (зрение и слух), из тактильной (осязание и направление силы тяжести), из химической реакции (вкус и запах) превращается в первичный нервный импульс, который поступает на нейроны мозга и изменяет химическую структуру клетки. Посредством комплексов рассудка на нейронах мозга формируются первичные наши ощущения – первичные данные, с которыми потом работает Разум и о которых извещает психическую подсистему. Далее Разум вырабатывает своё отношение к первичной информации. Если ему что-то интересно – он распознаёт это что-то, присваивает ему код и направляет в память, не как в мусорное ведро, а адресно. Этим процессом начинается рациональное познание, которое, затем, накапливается, затем, развивается мышлением в процессах анализа, синтеза, воображения.

2. Через слово (устно и письменно). Рациональное познание.
Комментарий:
Слово не всегда является единственным источником познания, чаще всего оно проявляется как вторичный фактор. Первичным же является опыт.

3. Через интуицию. Интуитивное познание.
Комментарий:
Интуитивным познание быть не может. Знанием? – сколько угодно.

ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования. Вера – духовный канал связи с Богом.
Комментарий:
Когда Разум формирует некоторый тематический блок нейронных импульсов (мыслительную категорию), надо сказать, что «мы» этой работы не ощущаем: не дымит, не скрипит, не болит, то, вряд ли это даёт нам право считать процесс сверхъестественным. Если мы выражаем словами наши предчувствия, значит, им предшествовала мыслительная категория, которую для отражения вокальным речевым центром Разум сначала «одел» в коды, затем, переформатировал информацию и передал биологической системе человека, управляющей органами, участвующими в отражении.

Информация – это еще не знание.
Комментарий: Информация может не становится знанием, если она не интересна Разуму.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью». Л. Толстой.
Комментарий:
Лев Николаевич был не прав.

МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания. Инструментом мышления является ИНТЕЛЛЕКТ.
Комментарий:
Инструмент – это материальный объект. Таким материальным объектом (структурой головного мозга) я представляю Разум.

Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта / ума :
Комментарий:
Интеллект, не являясь ни материальным объектом, ни процессом не может иметь качества. Он сам является качеством мышления.
Эффективность, быстрота, гибкость, оригинальность, пытливость, критичность, широта мышления -. качественные характеристики процесса мышления.. Интеллект же – качество результата мышления, отраженное в мысли и являющееся предметом общественной оценки..

«Образованность – это то, что остается, когда выученное уже забыто». А. Эйнштейн
Комментарий: Оригинальность афоризма бесспорна, но он не верен. С уваженим.

Николай Мурашев   08.01.2012 17:57     Заявить о нарушении
**"Информация может не становится знанием, если она не интересна Разуму".**
- Николай, вот с этим, пожалуй, соглашусь.
А вся остальная ваша информация мне давно известна из других источников. Я с интересом и вниманием отношусь к ней, но, извините, сделать своим знанием никак не могу. Моё ПОзнание (лингв.-приставка ПО выражает процесс) имеет иную отправную точку. Уж не обессудьте. Желаю вам удачи научном познании мира.

Екатерина Истоомина 2   09.01.2012 00:53   Заявить о нарушении
Искренне уважаемая Екатерина!В своём отзыве, повторяюсь, я не выражал истины в последней инстанции и предложил Вам ряд своих суждений, на которые имел право. Дал Вам пищу для размышления – «вкусной» функции Разума.
Жаль, что моё предположение о «вкусной» функции Разума Вы не разделили.
Жаль.

Николай Мурашев   09.01.2012 13:26   Заявить о нарушении
"Николай мне друг, но истина дороже". :-)
Да умудрит вас Господь.
С теплыми чувствами -Екатерина.

Екатерина Истоомина 2   09.01.2012 15:50   Заявить о нарушении
Екатерина мне друг, но тернистый путь познания (приближения к истине) преодолеет идущий. С доброй улыбкой к вашим пожеланиям.

Николай Мурашев   09.01.2012 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.