Ленинградская история

Я уже полчаса толкался у входа в гостиницу «Октябрьскую», но никак не мог вычислить ту самую бабусю у которой я должен был поселиться на время своей командировки в славный город Ленинград. Дело в том, что я не разу не был в этом городе, и отправляя туда мой шеф готовил меня с такой же тщательностью, как готовят наших агентов перед засылкой в тыл врага. Отличие было лишь в поставленной задаче, которая состояла не только в производственной её части, но и в обязательном исполнении культурной программы. В частности я должен был в русском музее переписать всех изображенных на картине «Заседание государственного совета», а там их оказалось 82 человека!  И привезти этот список ему. А в самой интересующей меня части – где я буду жить? Было дано много из испытанных вариантов, в которых были и такие-
-Ну, если, то, в крайнем случае, пойдёшь по этому адресу….
И я понимал, что туда то ходить не следует.
Так что из всех вариантов был приемлемый такой:
-Если в гостиницах мест не окажется (а их не должно быть по определению, год то был где- то 82-й), то потолкаешься возле гостиницы, там какая ни будь, бабуся тебе предложит, крышу за умеренную цену.
Так вот я топтался возле гостиницы уже полчаса, наблюдая за суетящимся на площади народом и оглядывая вокруг, не появилась ли та самая благодетельница, ведь я, всё- таки, для очищения совести обошел подъезды этой многокорпусной гостиницы, чтобы убедиться в том, что меня тут явно не ждали.  День был зимний, промозглый,  я только что из Пулково, провёл в самолёте четыре часа, и совсем бы не отказался чего ни будь съесть,  и слегка вздремнуть.
Рядом со мной топтался молодой парень, чуть старше меня, одетый в довольно лёгкую курточку, худой и тоже уже, по-видимому, продрогший. Я его рассматривал как конкурента на этом рынке гостиничных услуг. И каково же было моё удивление, когда я решил прерваться на лёгкий ланч в соседней кафешке и уже двинулся туда, как он меня окликнул.
- Вам нужна комната?
- Вот это бабуся! Подумал я и одновременно насторожился. С чего бы  это молодому парню заниматься таким делом?
- Нужна, а где и сколько стоит?
- Не очень далеко, я провожу, и назвал цену.
Я немного посомневался, и, решив действовать по обстоятельствам,  согласился. Доехали мы довольно быстро, оказалось, он привёз, меня в свою квартиру,  в которой он жил сам и объяснил, что спать он будет на кухне, а для меня вот комната с койкой -  пользуйтесь! Для того, чтобы разобраться в ситуации, я согласно законам военной науки, решил провести рекогносценировку на местности и, поинтересовавшись, есть ли поблизости гастроном, попросил его сходить за бутылочкой винца и закуской к ней, предполагая, что таким образом он мне и разъяснит причины несколько странного для парня занятия. Он ушёл, а принялся разглядывать его жильё. Это было очень скромное жилище. Старая мебель, (ну очень старая),  шифоньер, железная кровать с прогнутой сеткой и старое потёртое кресло. На стенах висели репродукции на морские темы. Всё носило отпечаток бедности, хотя было прибрано. Единственно, что привлекло моё внимание – шикарная фотография голой пышногрудой японки величиной в пол холодильника, висевшая на кухне. Тогда это было ещё не в таком широком употреблении, как сейчас, поэтому я разглядывал её со вниманием и думал, что я очевидно ошибался, когда считал, что японки это такие маленькие, плоскенькие  женщины, которые постоянно кланяются складывая руки на груди. Эта же явно могла соперничать по фигуре, да и по красоте с Данаей Рафаэля.
 За этими размышлениями меня и застал Геннадий, так, как, оказалось, звали хозяина квартиры, вернувшегося из гастронома с провизией по заказу и тут же попытавшегося отказаться от угощения. Я, конечно, оценил его скромность, и мы сели на кухне.
Выпили по первой и, по истечении некоторого времени я начал задавать так интересующие меня вопросы.
- Ты, где ни будь работаешь? Или только и живёшь сдачей жилья?
- Не, работаю на фарфоровом заводе, это просто у меня сейчас кризис с финансами, надо перемочься.
- А разве  у вас есть фарфоровый завод?
От этого вопроса его аж передёрнуло! Не знать о Ленинградском фарфоровом заводе! Я сразу почувствовал, что шеф не зря взялся за мое культурное образование. Хотя с чего бы это я так уж должен знать, если у нас на Дальнем востоке в основном был китайский да японский фарфор. Это потом я довольно быстро понял, как относятся к этому городу его жители. Это вызывает умиление, и понимание когда прикасаешься к этой красоте и монументальности. В этом ленинградцы, а теперь  питерцы похожи, по-моему, на одесситов.  Я всегда вспоминаю, как я там же, из любопытства, зашёл в мясной магазин оценить, что же тут продают? В то время в наших краях не жирно было. И что же я увидел? Возле прилавка стояла старушка божий одуванчик, но по её осанке я сразу понял, что она из тех! Тогдашних людей, как говорил небезызвестный Паниковский. Она беседовала с продавцом, это был крепкий мужчина, в руках которого был широченный нож. Артистическим  движением он  отсекал  мясной пластик и на ноже показывал ей.
- Такой Вас устроит?
Она внимательно рассматривала его и просила показать следующий. Эта беседа вполне по-видимому устраивала их обоих и мне показалось, что я здесь явно лишний, я, пришедший из той жизни за Уралом, причём далеко за Уралом, для них наверное примерно как с другой планеты. Там у нас за мясом нужно было ходить с талоном, а выбирать не приходилось, можно было остаться вообще ни с чем. А однажды, поскольку мы с супругой пропадали я на службе, а она на работе, поручили нашей средней дочке, которой было что- то, около пяти отоварить талон, иначе он бы пропал. Она пошла в магазин, где с достоинством обратилась к продавщице:
- Зенсина! Дайте мне котлетной массы!
- А у тебя деньги есть?
-Да! Сесть рублей!
Обалдевшая от такого покупателя продавщица наложила ей на все шесть рублей котлетной массы очень похожей на вырезку, и ребёнок потащил все эти килограммы домой. Мы потом ещё долго вспоминали этот благодатный случай.
То есть, сравните жизнь!

Мы ещё поговорили с Геной про фарфоровый завод и наконец я спросил чего это он вздумал сдавать квартиру раз у него есть работа и зарплата, которую тогда давали без задержек. И Остапа понесло…
Рассказывал он довольно спокойно, а у меня, наоборот, как говорится, всё ниже отвисала челюсть.
Он довольно буднично поведал, что сейчас у него с зарплаты забирают 50% , как у злостного неплательщика, и на оставшиеся часть протянуть довольно трудно. С чем я согласился и поинтересовался, что ж он не платил вовремя?
- Так у нас с бывшей супругой существовала договорённость, что после размена квартиры, я ей отдаю двухкомнатную, а себе забираю однокомнатную и мы в расчёте. А теперь по прошествии года после размена она подала на алименты, и мне присудили погасить задолженность, а потом буду платить 25%.
Далее, из его рассказа следовало, что он единственный сын контр адмирала, на что я прищурился, а он напротив открыл свой старый шифоньер, в котором висела контр адмиральская форма со всеми положенными звёздами.
Вот те на! Я, в то время старший лейтенант, сидел в этой бедной квартире и наливал с сыном контр адмирала, совсем не похожего на благополучного отпрыска, каким, как мне представлялось, должен быть наследник.
И он с той же будничностью, только иногда прорывавшуюся эмоциями рассказал мне, что не так давно они жили безбедно и счастливо, папа служил, мама никогда не работала, а в семье существовала традиция летом ездить на море. Но беда пришла внезапно. Умер отец, и финансовая ситуация серьёзно изменилась. Тогда, для того чтобы поддержать статус семьи Геннадий пошел работать. Работал где попало, в основном, как я понял фотографировал, и они с мамой кое как перебивались. Подошло лето и мать настояла, чтобы он поехал на море, как в былые годы.
Долго отдохнуть ему не удалось, через какое то время пришла телеграмма о смерти матери. Пока он метался в поисках билета, приехал уже, когда её похоронили. И остался молодой парень в трёхкомнатной сталинской квартире один. Всё бы ничего, да вот через месяц или полтора звонок в дверь! Приехала дама, с которой он познакомился на море, и уверяет, что она беременна! Воспитание взяло своё, и как честный человек он решил жениться! 
Потекла семейная жизнь. Где то на седьмом месяце беременности пришлось вызвать скорую, что в общем то обычно для женщин в подобном состоянии, но на вопрос волнующегося супруга:
- Что с ней?
Ответ был банальный- алкагольный токсикоз!
- Какой токсикоз, она же беременна!
Но ответ нашелся просто- в туалете нашлась пустая бутылка «Гымзы», хорошее винишко было тогда!
Проблема в том что она была не одна, а это была доза перед сном!
После продолжительных душеспасительных бесед всё же прошли роды, родилась дочка, и снова жизнь налаживалась, но…! Мама сказала, что ребёнку нужен свежий воздух и она хочет поехать в деревню к маме. Ну что ж в деревню так в деревню и Геннадий их проводил с условием на месяц!
Прошел месяц, два, три…А потом пришла повестка в милицию. В милиции Гену спросили знает ли он где его супруга. На что он ответил:
- У родителей на отдыхе!
-Да нет, ваша супруга находится под следствием со своею сестрой по поводу какой то кражи.
Прошло ещё какое то время, и появилась супруга, освобождённая под какую то амнистию..
Геннадий неохотно описывал те усилия которые он прилагал, чтобы поставить, как у нас говорят , на путь истинный свою супругу, но он не выдержал, когда она решила пойти в официантки. Я не хочу кинуть тень на большую кагорту наших уважаемых работниц сферы обслуживания, но, вот Гена этого не перенёс и предложил вариант:  Разменяем большую сталинскую квартиру на двух и однокомнатную и адью! На что супруга согласилась. Гена год искал варианты обмена и всё же нашёл!
Ну, а остальное  я уже понял…….

Мы сидели молча, бутылка была пуста, было и какое-то опустошение в душе.  Я подумал, что если бы мне кто- то рассказал эту историю, я бы не поверил не за что. Но передо мной сидел живой человек,  наверное романтик грезивший далёкими странствиями по бурным морям и оказавшийся бессильним перед чем? Как называется это явление существовавшее в веках и бурно расцведшее в наше время? Было обидно, что интеллигент с чистой душой оказался беззащитным перед этим быдлом в юбке!

Ещё я его спросил встречались ли они после обмена, всё таки дочка…
- Да видел как то, вся такая симпатичная в шубке…….Спросил почему же она подала на алименты, ведь договаривались….
- Да договоривались, но деньги всегда нужны….

Прошло много времени а я до сих пор помню эту историю, я прожил у Гены две недели, запомнил, что он был страстным болельщиком «Зенита», тогда заштатной команды, он говорил, что у него была подруга, но что они женится не могут потому , что не хотят соединять две нищеты……..


Рецензии