Я - человек

     Я – сущность, по крайней мере, для себя. Я непременно существую. В то же время,  я и субстанция. По крайней мере, я могу себя ощущать – я реален. В то же время, полагаю – я явление; и, если хотите – процесс!
Уже начинаю ощущать насмешливые и сочувствующие реакции на лицах читателей….
Тем не менее, постараюсь обосновать свои слова. Тут бы мне не мешала мудреная терминология и выражения, часто используемые философами-профессионалами. Но, чего нет, того нет. «Грамотишка» не позволяет. По этой причине, придется использовать самые простые слова и выражения.
               И так.
Когда мы рассматриваем человека, как индивидуальную личность, безусловно – он личность. Личность в единственном лице, и его невозможно рассматривать по-другому. Это относится не только к человеку, но и к любому живому существу. Это – единица всего сущего.
Но.
Человека (как и любое живое существо), можно рассматривать и так, что  он представляет не одно живое существо - а целую систему; состоящую из многих миллиардов живых клеток, живого межклеточного вещества, многочисленных видов бактерий: необходимых, нужных, нейтральных и нежелательных…. 
Добавим еще сюда огромное число других микроорганизмов, о которых мы даже понятия не имеем. То есть получается, что это не одно живое существо, а целая «планета» живых существ, живущих своей самостоятельной жизнью. Они в нем зарождаются, ведут борьбу за существование, размножаются и умирают….  При этом, центральный аппарат, регулирующий жизнь этой планеты (скажем, мозг), строго регулирует процесс жизнедеятельности этих живых «элементарных частиц», производит их синхронизацию, взаимопомощь, их взаимную защиту, и Бог знает еще чего.
Добавьте к этому еще и гельминтов и других паразитов, настолько приспособленных к существованию, паразитируя именно на данном  живом существе, что со смертью того, погибают и паразиты…. 
 Значит, паразитируя на живом существе, паразиты объективно должны быть, заинтересованы в продлении  жизни того существа, на котором они паразитируют…. Только связи эти настолько тонки, что мы  не видим их…. Один пример все-таки можно привести. От укусов сонной мухи в саваннах Африки погибают только  не «районированные» в данной местности животные; погибают животные, завезенные из далеких мест – из Европы ли, из Америки и других регионов нашей планеты…. Тем самым, эти  паразиты помогают местным травоядным выживать в конкурентной борьбе. Кто его знает, может, и от гельминтов есть какая-то польза?

Система сама по себе зарождается, развивается, защищается от пагубного воздействия окружающей среды; заболевает и умирает через  процессы зарождения, развития, размножения и умирания этих, в общем-то,  самостоятельных  «микрожизней»…
Чем сложнее система – тем сложнее аппарат управления.
Как бы ни была совершенна система, как бы хорошо она не отрегулирована, тем не менее, происходит ее старение. Во-первых, устаревают, не поспевают за внешними и внутренними изменениями средства связи, во-вторых возможны внешние воздействия, на которых просто невозможно адекватно реагировать… Ну, в-третьих, в-четвертых и т.д.
 К тому же, мутируют микроорганизмы… Можно привести миллион причин, приводящих к старению и, в конце концов, к гибели живого существа, одновременно являющегося и  синхронизированной системой «планеты» жизни.

Не потому ли, по аналогии  многие вполне серьезные ученые и философы рассматривают  в качестве единого живого организма, и нашу землю-матушку? Более того, в качестве разумного существа.
 Совсем недавно, группа ученых под руководством И. Яницкого в Институте минерального сырья СНИО аргументировано связала катастрофы на Земле с политическими неурядицами в отношениях людей, там проживающих…. Читаешь – веришь и не веришь…. Скорее не веришь, хотя, кто знает!
Но и тут можно дойти до абсурда. Скажем, связать погодные условия, приведшие к  почти полной отключке электроснабжения в подмосковье и в прилегающих регионах, с недавним арестом Б.Немцова  за участие в несанкционированном выступлении оппозиции… и обвинить правительство в «катализации» природных катаклизмов… А ведь последствия ужасные! И еще одно непредусмотренное последствие просматривается: Б. Немцов может возгордиться – ведь какой ужасный резонанс в природе от его ареста! Ну, в вопросы медицины не будем здесь вникать.

Легко  «договориться» и до другого абсурда. Тот же Марс, вполне резонно может возмутиться: - «А я чем хуже Земли?!»  Можно и его засчитать разумным живым существом.  А там… другие планеты, да и само Солнце! Скажет: - «Какие-то несчастные планетки разумные, а я – их содержатель, неразумный»!?
Ладно, не будем об этом распространяться.

И так решили. Я – сущность, я – субстанция, я и явление и процесс. Есть мелкие противные «нюансики», мешающие спокойно сформулировать мои воззрения. А без них, портится вся картина.
Во-первых, религии. Отрицать вопросы религии – это, настраивать против себя всех религиозно настроенных людей. Жена моя, первая схватится за скалку! С другой стороны – это, такие дебри! Без хорошего поводыря, я ни при каких обстоятельствах туда не сунусь.
Во-вторых, я не знаю, куда «разместить» свою душу. Всем место есть, даже паразитам. А вот, душу свою – не знаю куда….
Говорят сны – отражение души. Врут. Сны я связываю с небольшими неполадками в мозгу. Там, между миллиардами и миллиардами нейронов, общающихся между собой электрическими зарядами, всегда могут быть остаточные явления от этих зарядов – так называемый гистерезис. Они и воздействуют неорганизованно на нейроны…. А мозг, он не любит бессмыслицу – пытается придать им хоть какой-то смысл. И по этой причине, снится нам всякая чушь. Поскольку, такие сигналы они очень слабы, днем мозг их почти не замечает. Но вот ночью…
Короче, я не вижу здесь отражения души….
В-третьих, говорят, душа живет вечно…. В каком виде? Ради чего? Да от такой вечности с ума сойдешь! Куда будешь девать вечность?
В общем, нюансики такие тоже можно перечислять долго. Чтобы окончательно не запутаться, наверное, следует завершить на этом, а то можно сойти и за неразумного.


Рецензии