Дело законничества
[i](© [b]С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка».[/b] Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год. Статьи «Законник», «Книжник». Стр. 208, 279)[/i]
В Библии эти слова выступают если не синонимами, то очень близкими по значению словами. Действительно, Иисус одинаково нелицеприятно обличал и законников, и книжников, не делая различий [i](Лука 11:44-54)[/i]. Согласно Матфею бурный иерусалимский диспут Иисуса с фарисеями и саддукеями закончился искушением Иисуса законником [i](Матфей 22:35)[/i], а по Марку - книжником [i](Марк 12:28)[/i]. В эпизоде исцеления сухорукого Лука говорит о книжниках, которые хотели уличить Иисуса в нарушении Закона [i](Лука 6:7)[/i]. В другом эпизоде, когда Иисус исцелил человека от водяной болезни, Иисуса пытаются подловить законники [i](Лука 14:3)[/i]. Рассказывая об исцелении расслабленного, Лука одну и ту же группу лиц называет то [i][b]«фарисеи и законоучители»[/b][/i], то [i][b]«книжники и фарисеи»[/b] (Лука 5:17-21)[/i].
Библейская симфония все эти три слова представляет синонимами, но предлагает разные смысловые оттенки:
1122 - [b];;;;;;;;;;[/b] (грамматеус) - книжник [i](человек из группы знатоков и переписчиков В.З.)[/i]; писец, секретарь;
3544 - [b];;;;;;;[/b] (номикос) - сведущий в законе, законник; относящий к закону, о законе;
3547 - [b];;;;;;;;;;;;;;[/b] (номодидаскалос) - законоучитель;
[i](© [b]Bob Jones University: «Библейская симфония».[/b] Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 год. Стр. 1497, 1520, 1548, 1564)[/i]
«Книжники - не секта и не политическая партия. Это просто знатоки Закона; их называли также "законниками" или "учителями" ("раввинами"). Они толковали Закон применительно к повседневной жизни. Хотя Иисус не заканчивал раввинской школы, ученики тоже называли Его "Учителем" ("Равви"). Многих профессиональных раввинов удивляло, как хорошо Иисус знал и понимал Закон. Позднее Павел приехал в Иерусалим для учебы у раввина Гамалиила. (Мф. 7:28-29; Лк. 2:41-47; Деян. 4:5-7, 18-21; 6:12-14; 22:3)»
[i](© [b]«Библейская энциклопедия»[/b]. Издательство «Lion Publishing», г. Оксфорд (Англия), 1989 год. Издательство «Российское библейское общество», 1995 год. ISBN 0-7459-1576-0 (англ), 5-85524-144-0 (рус.) Стр. 134)[/i]
На самом деле единственным легитимным законодателем является Господь Бог [i](Исход 20:1-20, 31:18, 34:1-5, Левит 18:4-5, 26:46, Исаия 33:22, 45:12, Иаков 4:12 и др.)[/i]. Он установил на Земле институт законничества. Первым в истории человечества книжником и законоучителем довелось стать Моисею [i](Исход 4:12, 21:1, 24:12, 31:18, 32:15-16, Второзаконие 4:5, 4:14, Неемия 9:13-14 и др.)[/i]. Моисей записал заповеди Божьи в книгу [i](Исход 24:3-4, 34:28, Второзаконие 31:24)[/i] и дал указания по правоприменительной практике. Хранение и переписывание Книги Закона было поручено левитам и старейшинам [i](Второзаконие 31:9, 24-26)[/i], а функции судейства и трактовки Закона в новых обстоятельствах было возложено на священников, левитов и специально назначенных судей [i](Второзаконие 17:8-11, Малахия 2:7, Иезекииль 44:23-24 и др.)[/i].
Царь при вступлении на престол должен был сделать себе копию Книги Закона, изучить её и держать в качестве настольного справочника [i](Второзаконие 17:18-20)[/i]. Было предписано каждые семь лет зачитывать Закон вслух перед специально собранным для этого народом. И мужчины, и женщины, и дети, и даже все иностранцы, проживающие вместе с израильтянами, были обязаны заслушивать Закон, чтобы стараться [i][b]«исполнять все слова закона сего»[/b] (Второзаконие 31:10-12, а также Псалом 2:10 и др.)[/i].
От Моисея эстафету книжничества принял Иисус Навин [i](Иисус Навин 1:1-8, 8:34-35, 23:6, 24:25-26)[/i]. Царь Давид перед смертью провёл очередное исчисление левитов, из них было назначено [i][b]«писцов же и судей шесть тысяч»[/b] (1-я Паралипоменон 23:4)[/i]. Таким образом дело книжничества и законничества было поставлено на государственный уровень, должности писца и пророка стали почётными и уважаемыми.
Увы, со временем народ и цари Израиля отошли от Закона. Соответственно было заброшено и законничество. Возрождалось оно лишь эпизодически, при благочестивых царях и особенно ревностных пророках. Среди самых заметных законников Самуил [i](1-я Царств 10:25)[/i], Давид и Асаф [i](Неемия 12:46)[/i], Соломон [i](Притчи 25:1, Екклесиаст 12:9-10)[/i], Иосафат [i](2-я Паралипоменон 17:7-9)[/i], Езекия [i](4-я Царств 18:6, 2-я Паралипоменон 31:4, Притчи 25:1)[/i], Иосия [i](4-я Царств 23:2-3, 23:21-25, 2-я Паралипоменон 34:29-31)[/i], Ездра, [i][b]«книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев»[/b] (Ездра 7:6, 7:10, Неемия 8:1-8, 8:13, 8:18, 9:3, 13:1)[/i], Неемия [i](Неемия 13:1-31)[/i]. Безусловно, законниками можно считать всех ветхозаветных пророков. Пропаганду иудейского Закона проводили даже некоторые халдейские и персидские цари: Навуходоносор [i](Даниил 3:95-100, 4:31-34)[/i], Дарий [i](Даниил 6:26)[/i], Кир [i](Исаия 44:28-45:5, 2-я Паралипоменон 36:22-23, Ездра 1:1-4)[/i], Артаксеркс [i](Ездра 7:11-26)[/i].
Существовали школы пророков. Потрясающее знание Закона Иисусом удивило иудеев [i](Иоанн 7:15, Лука 2:47, Матфей 13:54-55, Марк 6:2-3)[/i], скорее всего, потому, что Он не учился в подобном заведении. Законоучителями всегда выступали родители для своих детей [i](Второзаконие 8:5, Притчи 4:1-4, Даниил 13:3, Деяния 22:3, Ефесянам 6:4 и др.)[/i]. Впрочем, все иудеи учили друг друга [i](Притчи 9:9, Песнь 8:2, Иеремия 31:34, Матфей 5:19 и др.)[/i].
Вот что пишет о законниках Архимандрит Никифор (Алексей Михайлович Бажанов, 1832-1895):
«[b]Законникъ[/b] (М;. XXII, 35, Лк. VII, 30). Законоучители (Лк V, 17) составляли классъ лицъ, посвятившихъ себя изученiю и истолкованiю Iудейскаго закона. На нихъ же, по-видимому, лежала обязанность переписывать законъ и во многихъ случаяхъ решать вопросы, касающiеся закона, посему-то они назывались и книжниками (I Езд. VII, 6-11). Многiе изъ законниковъ состояли членами Синедрiона. Ихъ влiянiе на народъ было очень велико, и они часто упоминаются подъ названиемъ книжниковъ вм;ст; съ первосвященниками и стар;йшинами народа Iудейскаго. Изъ сихъ Iудейскихъ ученыхъ были люди, конечно, достойные всякаго уваженiя, какъ например Ездра - книжникъ, Гамалiилъ - законоучитель или Никодимъ - учитель Израилевъ, но большинство ихъ было привязано къ однимъ преданiямъ, не понимало духа закона и ложно толковало его, были сл;пыми вождями народа, и потому-то Господь Спаситель такъ часто и такъ сильно обличалъ ихъ (М;. XXIII).»
[i](© [b]Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия»[/b]. Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1990 год. Статья «Законникъ». Стр. 265-266)[/i]
Другой православный богослов о. Александр Мень (Александр Владимирович Мень, 1935-1990) пишет о законничестве исключительно негативно:
«В нем форма превалировала над содержанием, буква над духом. Законничество прорастало незаметно и под благовидными предлогами. ... поскольку Закон во многом стал уже архаичным, его начали истолковывать применительно к новым условиям, что привело к возникновению "устной Торы", которая культивировалась книжниками и раввинами. По самой своей природе подобные системы отличаются крайним консерватизмом и воспринимаются как самодовлеющее целое. Законничество неизбежно вело к сложной уставной казуистике, создавая при этом иллюзию возможности "заслужить" милость Божью.»
[i](© [b]о. Александр Мень: «Библиологический словарь»[/b]. Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год. Статья «Закон и законничество». Электронная версия)[/i]
К новозаветному времени ревнители Закона оформились в очень влиятельную группу - фарисеи. В религиозной литературе эту группу часто называют иудейской сектой или политической партией. Кредо фарисейства - строгое буквальное исполнение Закона, а также «преданий старцев» - Устной Торы, ставшей в последствии основой для Мишны и Талмудов. Фарисеи требовали не простого соблюдения Закона, а по специальным правилам и процедурам. Важную часть их предписаний составляли правила ритуальной чистоты: освящение людей и предметов, отделение освящённого от повседневного. В том числе фарисеи выделяли самих себя как особо призванных, заслуживающих наибольшего уважения и любви окружающих. Слово «фарисей» происходит от ивритского [b]«;;;;;;;;;;;»[/b] (прушим) - «отделившиеся, обособившиеся».
«Слово "фарисей" я перевожу "православный" на том основании, что по всем исследованиям оно значит совершенно то же самое, что значит у нас православный ... т.е. тот, который отделяет себя от толпы неверных и считает себя правым, т.е. православным.»
[i](© [b]Л.Н. Толстой: «Соединение и перевод четырёх Евангелий»[/b], 1902 г.)[/i]
Очень хорошо характеризует фарисеев эпизод искушения Христа. На вопрос Иисуса, как он понимает Закон, фарисей ответил: [i][b]«возлюби Господа Бога твоего ... и ближнего твоего, как самого себя»[/b] (Лука 10:27)[/i]. И тут же, [i][b]«желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»[/b] (Лука 10:29)[/i]. Очевидно, фарисей ожидал от Иисуса подтверждения права фарисеев считаться главными «ближними» для человека.
Тексты Нового Завета изобилуют эпизодами, в которых Иисус критикует законников и книжников [i](Матфей 15:1-9, 23:13-33, Марк 12:38-40, Лука 7:30-32, 11:42-12:1 и мн. др.)[/i]. Основные пункты обвинения - это формализм и лицемерие. Процедурные предписания фарисеев во многих случаях легко обходились. Например, для превышения субботнего пути можно было навьючить осла мехами с водой и путешествовать «по воде». На субботний год можно было сдать поле в аренду язычнику. Вместо содержания престарелых родителей можно было пожертвовать значительно меньшую сумму на Храм [i](Матфей 15:5-6, Марк 7:11-12)[/i]. И т.д. Такое отношение к Закону Иисус считал неприемлемым.
Шквал критики, который Иисус обрушил на фарисеев, вызвал встречную бурю негодования. [i][b]«некоторые из книжников»[/b][/i] сочли Иисуса богохульником [i](Матфей 9:3, Марк 2:6, 3:22, Лука 5:17-21)[/i]. Законники и книжники решили избавиться от Него [i](Матфей 21:15, 26:3-4, 26:59, Марк 11:18, 14:1, Лука 19:47-48, 20:19, 22:2)[/i], многократно искушали Иисуса [i](Матфей 12:38, 22:35, Марк 11:27-28, Лука 10:25, 11:53-54, 20:1-2, Иоанн 8:3-6)[/i], использовали каждую возможность уличить Его в нарушении Закона [i](Матфей 15:1-2, Марк 2:16, 7:1-5, Лука 5:30, 6:7)[/i]. В конце концов они вместе с первосвященниками и старейшинами по сфабрикованным обвинениям предали Иисуса на суд Понтию Пилату [i](Матфей 20:18, 27:2, Марк 10:33, 15:1, Лука 22:66-23:1)[/i]. Они издевались над Иисусом, даже когда Он был распят на кресте [i](Матфей 27:41-43, Марк 15:31-32)[/i].
В то же время в Евангелиях упоминаются книжники, сомневавшиеся в истинности фарисейского подхода, искренне интересовавшиеся учением Христа [i](Марк 9:14-19)[/i], говорившие Ему слова одобрения, уважительно называвшие Его Учителем [i](Марк 12:32, Лука 20:39)[/i]. Иисус говорил о праведности книжников [i](Матфей 5:20)[/i]. Одному книжнику Иисус, [i][b]«видя, что он разумно отвечал, сказал: ... недалеко ты от Царствия Божия»[/b] (Марк 12:34)[/i]. Другой книжник после случая массовых исцелений выразил свою готовность пойти за Иисусом [i](Матфей 8:13-19)[/i]. В Деяниях описан случай, когда книжники оправдали Павла на заседании синедриона, несмотря даже на оскорбление Павлом первосвященника [i](Деяния 23:9)[/i]. В послании Титу Апостол Павел просит своего сподвижника проявить максимум заботы о законнике Зине [i](Титу 3:13)[/i].
Когда Пётр и Иоанн исцелили хромого и попали за это на суд синедриона, священников и старейшин больше всего удивило то, [i][b]«что они люди некнижные»[/b] (Деяния 3:1-4:18)[/i]. Да и мудрость Иисуса из-за непринадлежности Его к фарисеям была нивелирована [i](Матфей 13:54-55, Марк 6:2-3)[/i]. Такие познания ожидались только от наученных в Законе фарисеев. Законники и книжники были очень уважаемыми людьми, например, Никодим [i](Иоанн 3:9-10)[/i], Гамалиил [i](Деяния 5:34)[/i], Апостол Павел [i](Деяния 22:3)[/i] и другие. Это и неудивительно, так как их давал народу сам Господь: [i][b]«Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников»[/b] (Матфей 23:34)[/i]. Более того, Иисус требовал от своих учеников: [i][b]«всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте»[/b] (Матфей 23:3)[/i], [i][b]«если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное»[/b] (Матфей 5:20)[/i]. Ценнее же всего для народа [i][b]«книжник, наученный Царству Небесному»[/b] (Матфей 13:52)[/i]. Таких людей Христос сравнивает с обладателями сокровищ, щедро делящимися ими с народом.
Вот так вкратце можно охарактеризовать дело законничества. Надеюсь, этот экскурс был небесполезен. С уважением, Игорь.
[i]© Шиповский, июль 2010[/url][/i]
Свидетельство о публикации №211010801071