Подкартинная галерея

Не зря люди искусства называют некоторые картины живыми. Художники доверяли своим произведениям тайны, и история наверняка может привести массу таких примеров. Живописцы умирали, а их творчество оставалось и продолжало нести в себе секреты создателей.
Прогуливаясь по музею, мы понятия не имеем, что может быть скрыто под слоями краски. Что бы вы сказали, например, если узнали, что признанное произведение искусства – всего-навсего муляж, который скрывает основную картину? Похоже на мистику, правда? И, тем не менее, в живописи такое встречается.
Само собой, больше всех в загадках преуспел Леонардо да Винчи. Это громкое имя пробуждает живой интерес  многих ученых, заставляя все глубже окунаться в его историю. Какие только выводы не были сделаны по поводу его «Джоконды». Одни говорили, что на полотне изображена супруга флорентийского торговца шелком, другие  спорят, утверждая, что это сам Леонардо в молодости и в женском обличии, третьи вообще считают «Мону Лизу» портретом ученика художника. Глядя на оригинал картины, людям кажется, что кровь пульсирует у нее под кожей. Ученые со своим оборудованием красочно объяснили публике природу этого явления, назвав его «сфумато-эффектом». Суть эффекта в том, чтобы «наслаивать» краску постепенно, покрывая каждый слой в разных местах тонкими мазками лака. Работа почти ювелирная. Таким образом, свет преломляется при малейшем изменении угла зрения. Еще одни ученые вообще сказали, что «Джоконда» - это что-то вроде лабораторной работы к трактату Леонардо о живописи, где он на практике применяет свои исследования в области рисования. Интересно, как эти ученые объяснят оскалившийся череп, в который превращается лицо «Моны Лизы», если встать на определенное место и посмотреть с него на оригинал?! Вот ведь, где мистика да Винчи. Так и хочется заглянуть в глаза подлиннику с этой самой точки. Жаль только для этого нужно ехать аж в Лувр, во Францию. А пока приходится довольствоваться тем, о чем пишет пресса, учебники и интернет.
Кстати, нашумела в интернете в свое время новость о «Русском аристократе» Рембрандта, который на поверку оказался самим Рембрандтом, просто чуточку видоизмененным. Исследователи считают, что это один из непроданных автопортретов художника, который был дорисован им или его учеником: добавилась бархатная шляпа, эспаньолка и волосы до плеч. Говорят, что Рембрандт неоднократно делал такие вещи из коммерческих побуждений. Когда картина не продавалась, она просто исправлялась и снова выставлялась на торги. Так что, вполне возможно, что скоро откроются новые подробности о работах мастера.
К слову сказать, после раскрытия тайны «Русского аристократа», стоимость его резко выросла по сравнению с той ценой, которую уплатил за полотно коллекционер, затеявший обследование картины.
Художники чаще всего люди странные, ну а раз мы заговорили о странностях, то нельзя забывать и о Винсенте ван Гоге. У многих его имя сразу ассоциируется с двумя вещами: сумасшествием и отрезанным ухом. Однако, мало кому известно, что его болезнь, «эпилепсия височных долей», настигла художника только в последние годы жизни, которые закончились самоубийством. А еще его именем был назван кратер на Меркурии. Ко всей его жизни подходит один вопрос – Почему? Ван Гога трудно было понять в быту, трудно его понять и в творчестве. Вот, например, было установлено, что его работа «Лоскут травы» нарисована поверх женского портрета. Искусствоведы этому факту, когда его обнаружили, не удивились. Мастер часто писал свои картины одну поверх другой, чтобы сэкономить деньги. И это при том, что уже в 20 лет он зарабатывал больше отца и имел блестящие перспективы на жизнь, которые бросил, уехав жить в шахтерском городе, в бедности, отказывая себе во всех удобствах и раздавая деньги всем вокруг. У него была прямо нужда помогать людям, но умер он при этом на руках у брата. Последними словами его были: «Печаль будет длиться вечно».
Еще один кратер на Меркурии удостоился носить имя норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. При жизни он страдал от маниакально-депрессивного психоза, что бросалось в глаза уже при чтении названий его картин: «Крик» (сначала называлась «Отчаяние»), «Голгофа», «Убийца в переулке». Нет, конечно, не все было так печально, и большинство его картин носят вполне нейтральный характер, но сейчас хотелось бы поговорить как раз о жутковатом произведении. «Мертвая мать», оказывается, закрывала собой еще более мрачную по восприятию картину, которую назвали «Девочка и три мужские головы». Сначала все думали, что это просто вспомогательный холст, который нужен для укрепления основного, но когда «Мертвую мать» отделили от этого холста, глазам осквернителей картин открылось произведение, которое совсем не было похоже ни на одну другую работу Мунка. На задней стороне «матери» осталась краска, а значит «Девочка и три мужские головы» еще не успела до конца высохнуть, как поверх нее натянули новое полотно. Опять же, зачем? Догадки самые банальные - не было другого свободного пространства, куда можно натянуть холст, или просто картину автор забраковал сразу как закончил рисовать (не зря больше ничего такого в его творчестве на было).
И все равно, это только догадки с предположениями. На самом деле, такие вещи останутся под сомнением для человечества, по крайней мере, в ближайшее время. Художники уже давно умерли, а картины, которым они доверили свои секреты, как бы ни хотелось, никому ничего скажут, хотя бы потому, что говорят с нами на разных языках. Способы выпытать у них секреты наверняка найдут писатели-фантасты, но, боюсь, машина времени пока что не слишком актуальна для этой миссии.
Так что нам остается просто ждать, когда научное любопытство в очередной раз разворошит чужую тайн


Рецензии