Серафина из Санлиса

Я уже отмечал, насколько француское кино близко по духу русскому, как много общих точек у них.
Массовое кино (читай - американское) - это штампы. Я могу предугадать почти все реплики героев (пример, если один говорит: "Ты ужасно выглядишь", второй почти наверняка ответит: "Я тоже тебя люблю").
В создании фильма "Серафина из Санлиса" поучаствовали три европейские страны - Германия, Франция, Бельгия. Режисер картины Мартин Провост с удивительным мастерством поведал о последних 20 годах жизни Серафины Луи – французской художницы, писавшей в жанре наивного искусства, называемым еще примитивизмом.
Актриса Иоланда Моро - хотя и не работала на задворках французской киноиндустрии, все же до сих пор была задействована лишь в эпизодах и ролях второго плана. Никогда не блистала она красотой, но образ ее и лицо все же можно назвать фактурным.
Она блестяще сыграла роль Серафины - дочь крестьянки и часовщика.
Действие картины начинается в 1914 году, прямо перед войной.
Мы видим уже немолодую, полноватую женщину, которая берется за любую поденную работу - стирает, прибирается в домах, готовит. Ее упрямая твердая походка, ее башмаки, стучашие по мостовой подковками, ее тайная и всеми осуждаемая в городе страсть к рисованию, ее готовность браться за любую работу, ее спокойное довольство своей бедной жизнью - все в фильме рисуется ярко, но не выпукло, нарочито, но с чувством стиля и меры.
Почти все деньги она тратит на белую эмаль и дощечки. В Серафине, которая крадет в церкви воск, собирает на кухнях своих хозяев кровь приготовляемой для обеда дичи, эксперементирует с одержимостью алхимика с красками, а потом рисует по ночам при свече свои замысловатые цветы - видится пламенное, явное, чистое творчество, доходящее до безумия, до самоотречения.
Художницу открыл Вильгельм Уде, в доме которого она некоторое время прислуживала. Уде был поражен свежестью и необычностью творчества Серафины, и всячески начал помогать художнице.
Жизнь Серафины неотделима от ее творчества, от того огня, в котором сгорели остатки здравомыслия, которым так дорожат обычные люди.
Она умерла в сумасшедшем доме. А я почему-то позавидовал. Здравомыслие - бОльшая беда для творческого человека, чем перспектива сойти с ума, слепо идя за божественным вдохновением...


Рецензии