В тайгу со своим самоваром

Чтобы история ожила, достаточно прикоснуться к старинной вещи рукой…               
и немного покопаться в архивах

Он безмолвен, но от этого кажется еще более гордым и величавым. За плечами 128 лет жизни, но возраст – его особенная ценность. О том, откуда родом, где бывал и какие получал  награды, рассказывают клейменные оттиски на груди, среди которых и личная печать Императора Всероссийского Александра III. Если бы он мог говорить, то непременно рассказал всю правду своей жизни, зародившейся в руках тульских мастеров. Поведал бы и о том, как после долгих странствий обрел свою настоящую родину и стал хранителем человеческих тайн. Имя его – Самовар! Язык не повернется назвать этого молчаливого свидетеля нашей истории неодушевленным предметом. Он, без преувеличения, живой и приносит удачу одним своим присутствием. Но только тем, кто приютил его как родного и сохранил до сегодняшних дней.

Сродные братья

История поселка им. Фрунзе полна неожиданных событий и поворотов судьбы. Его появление в непроходимой тайге стоило товарищу Конопко жизни. Имени-отчества этого человека никто не записал и не запомнил, но основанные им поселок и артель, позже ставшая лесхозом, живут до сих пор. Интуитивно, надеясь лишь на свой опыт и удачу, он выбрал место, не занятое коренными жителями района. Тяжело давшиеся переправы через разлившуюся по весне Кажу не остановили упорного покорителя тайги. И уже в 1929 году на горочке среди высоких сосен и пихт появился первый дом для жителей будущей лесопромысловой артели. Фортуна улыбнулась первопроходцам. Место оказалось не только пригодным для работы, но и для жизни. Вокруг простирался необъятный лес, просторы которого пронзала гордая Бия, ставшая на долгие годы средством сплава древесины. Стремясь облагородить поселок, сделать его как можно привлекательнее для людей, Конопко не раз отправлялся в Москву за невиданными, но такими нужными в этих местах предметами быта.
Деревянные стол и кресло ручной работы, старинные напольные часы, музыкальный купеческий сундук-сейф, большой трактирный самовар – все они прибыли на свое постоянное место жительства, проделав трудный путь на поезде до Бийска, а затем на санях до поселка. Теперь никто не скажет, откуда именно взял их Конопко, но одна судьба сделала их навеки «братьями», из которых только двое дожили до наших дней.

Почетный долгожитель

Обычным пятилитровым самоваром вряд ли кого-то удивишь, пусть даже это старинная работа мастеров позапрошлого столетия. Но Фрунзенский, несомненно, особенный, издалека напоминающий дородного подбоченившегося  мужика. Вмещает в себя ни много, ни мало -  35 литров жидкости. По праву стал он старшим братом в семье раритетов, привезенных Конопко во Фрунзе в начале двадцатого века.
В те далекие зимние вечера за большим жаровым самоваром собирались после  тяжелого трудового дня рабочие артели. Пили обжигающий чай. После войны в самовар наливали горячительный напитки и разливали по кружкам в большие праздники. Для всех жителей, так или иначе причастных к судьбе поселка, он стал настоящим другом. Ведь только рядом с ним за долгими беседами можно было отогреть не только застывшие руки, но и душу.
В конце 90-х годов самовар исчез из родных мест. Солидный раритет успел прославиться за пределами района. Так он попал на выставку в Бийск, где его отреставрировали и, по всей видимости, хотели оставить ценный экспонат себе. Поселок и лесхоз лишились своего главного символа. Сотрудники вспоминают, что это были самые тяжелые времена. Преодолеть финансовые трудности никак не удавалось. Экономический упадок предприятия тяжело ударил по благосостоянию близлежащих сел. Надеяться оставалось лишь на чудо.  Тогда-то народ взбунтовался и потребовал во что бы то ни стало вернуть самовар на свое законное место. Подробности возвращения окутаны тайной. Но радует то, что теперь самовар, как охранник, стоит на входе в контору лесхоза. Свой почетный караул несет он вот уже более восьмидесяти лет, пережив всевозможные реорганизации предприятия.
Но его  история началась гораздо раньше выше описанных событий: в далеком девятнадцатом веке, на знаменитой тульской фабрике самоваров торгового дома Б.Г. Тейле с сыновьями. В то время основная доля продукции приходилась на недорогие самовары стандартных форм "банка" или "рюмка". Для взыскательной публики предлагались более затейливые изделия с массой декоративных элементов. Между прочим, стоимость самовара определялась  по весу: чем тяжелее – тем дороже. И все-таки его истинная ценность –  это душа, вложенная трудолюбивыми мастерами во время кропотливой работы. Целые деревни изготавливали отдельные части самовара, и только затем на фабрике из них собирали готовое изделие, крышку которого клеймили. Такая печать  - прообраз современного товарного знака. Фрунзенский самовар гордо несет на массивной груди не только клеймо производителя, но и почетные отзывы за выставки и даже печать императора Александра III. В народе говорят, мол, числится этот самовар по сей день в московском Доме Демидова.
Волею случая или провидения самовар, привезенный Конопко в числе других бытовых предметов, заслужил звание почетного жителя своего поселка. Он и сегодня не стоит без дела. В нем хранится вкусная фрунзенская питьевая вода. Нельзя не сказать и о том восторге, который испытывают гости лесхоза, дотронувшись до редкой в наше время вещи. Невольно возникает желание найти подобную ценность среди запылившегося добра своих предков.

Напоминая о прошлом

На службе по-прежнему, как и сто, а, может, и больше лет назад, состоит сундук-сейф. Правда, вышел из строя музыкальный механизм. Но главную функцию надежного хранения вверенных ему вещей он исполняет добросовестно. Открыть сложное старинное приспособление сложно. Им еще пользовались зажиточные купцы, закрывая свои богатства от посторонних глаз. В двадцать первом веке здесь лежат трудовые книжки лесхоза.
Стол, за которым сидели и принимали важные решения директора предприятия, сгорел во время пожара, случившимся со старой деревянной конторой. А вот напольные часы, возможно, живы. Только об их местонахождении  мало что известно. Говорят, их поменяли на станок для предприятия. Старожилы  припоминают, что часы были необычной красоты и размеров. А вот стул, на котором сидел еще Конопко, передан на хранение в музей.
К вещам, ставшим чем-то родным и близким для жителей целого поселка, невольно начинаешь относиться с уважением и дорожить не меньше, чем выдающимися людьми. До выхода в свет этой публикации о них не было информации, зафиксированной письменно, были лишь сведения, передававшиеся из поколения в поколения, из уст в уста. Но все меньше остается людей, способных восстановить хронологию ушедших событий. Такой момент, когда воспоминания еще есть, но вот-вот их может не стать, историки называют пограничным. С сегодняшнего дня легенда о пяти «братьях» будет буквально вписана в историю нашего района. А сколько еще людей, вещей, событий заслуживают того же? Таких как Конопко, положивший все свои силы и здоровье на создание артели, а вскоре расстрелянный как враг народа. Но память о нем не умерла благодаря тому, что он оставил после себя.

Это интересно

Настоящий самовар-гигант  находится в чайном павильоне железнодорожного вокзала Харькова. Его высота – 1, 8 м, вес – 305 кг, объем – 360 литров. За один день из этого самовара можно выпить десять тысяч кружек чая. А самовар-лилипут, изготовленный советским мастером, достигает в высоту всего 3, 5 мм и может вскипятить всего одну капельку воды.

Важно знать

За антиквариатом – на чердак!

Если вы давно мечтаете украсить большой обеденный стол пузатым самоваром, символом русского гостеприимства, то не нужно тратить большие деньги на его покупку. Цена пятилитрового самовара девятнадцатого века в Интернет-магазине колеблется от 15 до 25 тысяч рублей. Но вполне возможно, что у родной бабушки на чердаке пылится точно такое же сокровище. Такая находка будет вдвойне приятнее, ведь она – еще и частичка вашей семейной истории.

Опрос

Мы задали жителям поселка им. Фрунзе несложные вопросы об их общей истории. Результаты небольшого исследования приятно удивили. Более 70% опрошенных без труда назвали фамилию основателя поселка и даже вспомнили год постройки первого дома. Половина респондентов знают и то, что тульский самовар и сундук-сейф сохранились в поселке с момента его зарождения.


Рецензии
оххх.. Люблю самовары.. У родителей самовар на дроваз 15-ти литровый... чай в нем обалденный!

Юлия Теличко   11.01.2011 06:56     Заявить о нарушении