Коляда языческий праздник

В шуточном стихотворении ниже описан обряд празднования Коляды у южных славян. Коляду начинают справлять 25 декабря. В дальнейшем ее заменили на Рождество. Полазник – посланник богов: ряженый ходит с большим посохом, ручка которого может иметь форму пальцев. Бодняк – это старый пень, дающий много искр. Он считается гостем, отправляющимся к богам при сгорании (о чем свидетельствует столб искр). Поэтому его торжественно срубают, и при этом трубят в рог; затем у бодняка прорубают рот, кормят, поят, украшают лентами и отправляют к богам, то бишь в костер. Считается, что бодняка нельзя касаться голыми руками, ибо он может утащить на тот свет. До него можно дотрагиваться только через материю.

***
На сайте грамота.ру указано, что в слове "коляда" ударение может стоять как на втором, так и на последнем слоге.

Я поставила ударение на втором слоге.
***
Стихотворение написано в жанре "лубка, это - "лубочная картинка".


КОЛЯДА

Гей, коляда, праздник древний,
Веселись, гуляй, народ!
Вкруг костра, да всей деревней
Дружно водят хоровод.

Вон коза идет сюда,
Лентами обвешана,
Не смотри, что борода
У нее привешена!

За спиной её мешок,
В нем подарки, сладости,
Сало, бублики, пирог:
Будет много радости!

Эй, пляшите веселей!
Рады мы встречать гостей.
Разомкните хоровод -
Пусть коза вовнутрь войдет.

Из мешка летят подарки:
Ленты всякие товаркам,
Сорванцам и прочим деткам
Раздает коза конфетки.

"Тебе, старче, пряник с медом
Как главе и славе рода,
А тебе, бабуся, сало,
Чтобы было горя  мало".

Ой, подарки хороши!
Поздравляем от души!
Все, конечно, в честь коляды
Принимать подарки рады.

Все гостинцы раздарила,
У козы мешок пустой,
И подарка не хватило
Только дЕвице одной.

Упрекает та: "Коза,
Чем я провинилась?"
Капнула с ресниц слеза,
Дева огорчилась.

Белою вороной быть...
Как девИце не тужить?
На коляду лишь одна
Среди всех обделена!

А коза в ответ: " На праздник,
Жди, уж скоро подойдет
От богов сюда Полазник
И подарок принесет.

Слышишь спешные шаги?"
Скрипят громко сапоги.
То Полазник сам, видать,
Рады все его встречать.

Любопытство разбирает,
Что девИцу ожидает!
Ведь Полазник - он таков!
Он приходит от богов!

Посох знатный, вид отважный,
Впрямь на странника похож,
Подошел Полазник важно,
Статен и лицом пригож.

Молвит: "Праведно вы, люди,
Богов чтили много лет.
Потому вам благо будет,
Боги шлют вам свой привет".

Это правильно: обряды
Подобает соблюдать -
О себе богам ведь надо
Как-то весточку подать!

Дева робко намекает,
Мол, а где подарок мой?
А Полазник отвечает:
"Иди, дЕвица, за мной.

За твоим подарком вместе
Мы пойдем в еловый бор.
Он стоит в укромном месте.
Волхв, возьми с собой топор!"

Непонятно, в самом деле
Для чего топорик взяли.
Аль рубить им будут ели?
Дева ель возьмет едва ли!

На поляне среди бора
Пень трухлявый лишь стоит,
Приковал к себе он взоры,
Тут Полазник говорит:

"Девица, мол, так и так,
Вот подарок твой – бодняк.
Волхв, скорей его сруби,
А другой волхв, в рог труби!"

Ох, коза лукава! Этак
Тень наводит на плетень:
Всем подарки да конфеты,
А тебе - трухлявый пень!

Один волхв в рожок трубил,
Другой волхв бодняк срубил,
Девица бодняк рукой
Взять хотела, но "Постой!

Закричал ей волхв: "Сперва
Драгоценное поленце
Оберни-ка полотенцем:
Лучше так для божества!"

Дева, слушайся совета:
Ведь, оправившись к богам
На тот свет, бодняк при этом
Утащить мог к мертвецам.

Принесли бодняк, обмыли,
Рот волхвы  в нем прорубили,
Чтобы сбитнем напоить,
Да конфеткой накормить.

Дружно привязали ленты,
Хороши как на подбор,
В знак величия момента -
И отправили в костер

А то как же? То обычай:
Гостя должно ублажить,
Он к богам спешит: обличью
Надобно парадным быть!

Так осталась без подарка,
Но бодняк пылает ярко,
Озаряет пламень мглу.
Волхв поворошил золу…

Искры высоко взметнулись,
Неба самого коснулись,
И рассыпались столбом,
Озаривши все кругом.

Коли искры до небес,
Это значит – жди чудес!
Знать, бодняк, сгорев средь дров,
Все ж добрался до богов!

Одна искорка упала,
В сердце дЕвицы попала,
А другая полетела,
И в Полазника влетела.

Коль два сердца загорелись,
Свадебку играть пора,
Бодняком сердца согрелись:
Не померкнет свет костра

В душах их уж никогда
Все их долгие года.
Ой, веселие у нас,
Ноги сами рвутся в пляс!

Гей коляда, ай, коляда:
Вот зачем нужны обряды:
Кто обряды соблюдает,
Тот и свадебку справляет!

Ведь в преданиях волхвов
Мудрость вобрана веков.
А мы встанем в хоровод
Пусть коляда к нам придет!


Рецензии
Задорное стихо, ага. У нас, у русских, все почитай праздники весёлыми были. И встарь слово навеселе чуток иначе понимали, нежели ныне. Досадно и возмутительно, что в нынешней России славянское язычество не является традиционной официально религией. Это на мой взгляд неправильно. Но в будущем всё должно встать на свои места.

Владимир Радимиров   28.02.2020 13:00     Заявить о нарушении
У нас очень красивые языческие обряды. Они оставляют свет на всю жизнь. Но их пытаются всячески запретить, ибо они повышают самосознание народа. Особенно важно как-то получить разрешение на разжигание костров. Языческие костры еще никогда не приводили к пожарам. Под предлогом борьбы с пожарами хотят запретить и языческие обряды. К сожалению, пассивность русского народа может привести к тому, что мы вообще останемся без своей культуры.

И еще должны быть какие-то наши национальные усилия по спасению поморских деревень. У поморов не было ни крепостного права, ни татаро-монгольского ига. Они несли в себе квинтэссенцию русской культуры. И эта культура гибнет. В Архангельске нет ни одного художественного журнала. Я написала рассказ о гибели поморских деревень (Зов родной земли) и хотела опубликовать его в Архангельске - оказалось, что там негде его напечатать. Тем не менее, в Архангельске проводятся какие-то мероприятия в нашей национальной одежде. Всё, что я могу сделать, это вставлять в анонсы только этот рассказ.

Ольга Славянка   28.02.2020 13:22   Заявить о нарушении