Глория Перез - сочетание несочетаемого

                Глория Перез - сочетание несочетаемого

Теленовелла – это жанр, который должен привлекать как можно больше поклонников. Людей разных поколений и социальных слоев. В чистом виде признаки того или иного жанра встречаются редко, как правило, реалистичность и сказочность (мистика, фэнтези или научная фантастика) присутствуют в теленовелле. И каждый сценарист по-своему  реализует это. Что в итоге у него получается? Детектив с элементами мистики, психологическая драма с элементами триллера? Зритель имеет право на собственную оценку. Мне Глория Перез представляется автором своеобразным.

Она выбирает ту или иную философскую тему для осмысления – противостояние Запада и Востока («Клон»), различных религий («Дороги Индии»). Для того чтобы конфликт получился драматически заостренным, идет по пути столкновения непримиримых носителей полярных взглядов на жизнь. В реальности все может быть гораздо проще. Но тогда нет драмы, трагедии, лежащей в основе сюжета, а она ей нужна. И сценаристку упрекают в преувеличении. В отходе от принципа реализма. Но это имеет право на жизнь как драматургический прием. Потому что тогда не получится настоящий накал страстей.

Каждый ее герой – не просто человек, он носитель философской идеи. (Так же – у Достоевского.) У него есть определенная четко прописанная в сценарии функция. Западная идея свободной романтической любви или восточная идея любви, рождающейся из чувства долга, уже в браке, в который люди вступают по обязанности. Соответственно антагонисты Альбиери и Али. Шанкар и Опаш. Как в любой религии или направлении философии есть догматики, фанатики, а есть экзистенциальные философы, которые признают свободу творческой мысли, индивидуальный диалог с Богом.

Если в показе религиозно-обрядовой стороны жизни Глория Перез намеренно заостряет разницу между представителями восточной и западной культуры, то в обрисовке характеров людей она как раз реалистична. Особенно это касается ее «социальных программ». Проблемы наркоманов («Клон»), психических больных и психопатов-преступников («Дороги Индии») занимают большое место в рамках сценария, становясь чуть ли не ведущей сюжетной темой. Хорошо это или плохо – другой вопрос. В «Клоне» наркоманы фактически вытеснили основных персонажей. Зрителям было уже не до любовного треугольника Жади-Лукас-Клон, они наблюдали за наркотической эпопеей. В телесериале «Дороги Индии» психиатрическая линия не выросла в главенствующую, хотя стала одной из наиболее важных.

Прорабатывает «социальный вопрос» она тщательно и хорошо, трезво, без сантиментов, достаточно жестко. И я думаю, не случайно эта тема в ее телесериалах расширяется, и добавляются все новые и новые герои.

Глория Перез вводит того или иного персонажа как носителя определенной суммы взглядов. Представителя того или иного психологического типа личности. Эксперты (персонажи, которые комментируют происходящее на экране) анализируют поведение этих героев и дают свои оценки. Удачный ли это прием сценаристки? Лобату, который комментировал все происходящее с наркоманами, или психиатр, рассказывающий о различных нарушениях в психике? Можно спорить, но в памяти остаются фразы из монологов таких героев, которые говорят это как бы от лица автора.

Стилистика Глории Перез мне по душе. Недостатком можно назвать то, что в результате четкой прорисовки в сценарии персонаж становится несколько схематичным, он говорит только на одну тему.  Показан одной своей гранью. И только ей. Хотя у нее бывают удачные случаи драматургического изменения характера, его обогащения психологическими нюансами (Маиза в «Клоне», Мелисса в «Дороги Индии»).

Но можно не сомневаться в одном: телесериал Глории Перез обогатит ваши знания, заставит серьезно задуматься. Не останется в памяти как что-то поверхностное и легковесное (хотя не все сюжетные темы проработаны с равной глубиной и вниманием).


Рецензии
Согласна и с перечисленными тобой достоинствами, и с недостатками.

А какие персонажи в ДИ были тебе интереснее других? Я немного о сериале знаю, смогу сориентироваться.

"Хотя у нее бывают удачные случаи драматургического изменения характера, его обогащения психологическими нюансами (Маиза в «Клоне», Мелисса в «Дороги Индии»)".

Изменения заключаются в том, что они обе подобрели в результате испытаний?

Галина Богословская   09.01.2011 18:26     Заявить о нарушении
Мелисса вообще неоднозначный персонаж, в ней много всего. Маиза мне понравилась уже ближе к концу.

Наталия Май   09.01.2011 18:36   Заявить о нарушении