Критические заметки о марксизме-40
Первая линия развития – освобождение: через освобождение от рабства, крепостничества, экономического угнетения, политического угнетения, идеологического угнетения. Человечество прошло через восточное рабство, античное, рабство в Америке с 17 века по 1865 год, рабство в гитлеровской Германии в лагерях, рабство в Советской России в ГУЛАГе. Рабство – грубейшая форма порабощения человека. Человечество прошло через крепостничество. Прикрепление крестьян к земле, прикрепление городских работников к цехам в Средние века, Петр Первый прикреплял крестьян к заводам, коммунисты прикрепили крестьян к колхозной земле. Нацисты и коммунисты прикрепляли во время войны рабочих к заводам. Холопы в России были полурабами, полукрепостными при русских помещиках. Человечество проходит через экономическую зависимость работника (рабочего или крестьянина) от собственника средств производства; при его юридической свободе. Это – эпоха развитого рыночного хозяйства, или капитализма (Здесь сильно надо подумать, прежде чем лишить работника права свободно наниматься к частному работодателю, чего требует марксизм.) Политическое угнетение человека пронизывало все эпохи, но особенно оно свирепствовало на Древнем Востоке, в Древнем Риме, в ряде государств в Средние века, во время властвования нацистов в Германии и большевиков в России. Большевистское угнетение было особенно изощренными, большевики опирались на науку (на псевдонауку) и поставили человек ниже животного.
Есть еще ситуации, когда граждане попадают в жесткую идеологическую зависимость от правящей политической верхушки. Религия и религиозные секты, находясь при власти, в течение столетий правили бал. И не всегда разумно (инквизиция, кальвинизм). Широкое распространение средств массовой информации придало возможностям идеологического влияния второе дыхание. В новейшей истории отличились нацистская пропаганда и советская пропаганда. Возник феномен, который назвали единомыслием. Науку, культуру, церковь власти поставили под жесткий контроль. У нас был создан гомо советикус – существо, не способное к экономической и духовной самостоятельности.
«История – прогресс в сознании свободы», - сказал Гегель. И эта формула недалека от истины, а может быть, и есть истина. Он предложил свой вариант разделения всемирной истории на периоды: Древний Восток – свободен один; Античный мир – свободны некоторые; Христианская эпоха – свободны все, свободны в понимании сущности человека. Гегель – не революционер, потому что связывал сущность прогресса с самопознанием Абсолюта, с развитием мысли, разума. И его ученик Карл Маркс освобождал человечество, однако завел его в лагерь с колючей проволокой.
Вторая линия развития – развитие производительных сил. На первом месте здесь стоят наука (и техника, естественно), а также культура, ибо культура освобождает и совершенствует человека. Главная производительная сила общества не пролетариат, а ученые и все выдающиеся деятели духовной сферы. Не будем их перечислять в порядке важности. Конечно же, Маркс поставил общественные ценности с ног на голову. Все духовные устремления людей поместил позади их экономических устремлений. (Как если бы хвост управлял собакой.) Экономические интересы людей – основа жизни, отнюдь не сама жизнь. Гегель, сделавший стержнем развития человечества самопознание духа, ближе к истине.
Третья линия развития – трансформация собственности. Сначала – по содержанию. Собственность на людей (рабов). Как мы видела этот вариант может периодически возрождаться. Собственность на землю. Собственность на городские средства производства (фабрики, заводы, орудия труда…), собственность на деньги, сначала из золота и серебра, а потом – на разного вида бумажные документы. Электронные деньги – усовершенствованные бумажные деньги. По способу общественного функционирования, по форме собственность может быть частной и государственной. К чему приведет ее развитие? Маркс связал свою теорию с постепенным обобществлением (огосударствлением) частной собственности. Думаю, что это одна из основных ошибок марксизма, связанных с необходимостью захвата власти пролетариатом.
Огосударствление собственности не ведет к освобождению человека, это доказал опыт истории – Древней, Средних веков, Новой и Новейшей. Только люди, лишенные здравого смысла, могут навязывать нам сегодня новый вариант Марксова социализма и призывать народ к Перестройке-2. Они, пожалуй, долго еще будут биться лбом о любимую догму, как мухи о раскаленную лампочку, не находя спасительного для жизни ориентира. Пока не поймут: частная собственность и общественная (государственная) собственность, по природе, по понятию, в потенции и в реальности, сначала в примитивном виде, а потом усложненном, – равноправные силы исторического развития, – сли не считать первобытную эпоху, когда человек еще не стал человеком. Когда правитель был хозяином всего (Древний Восток), – и он не лишал своих подданных права на клочок земли, хотя и с ограниченным правом на его владение. Он понимал: ему понадобятся преданные всадники. Марксисты в своих абсурдных идеях и в своей абсурдной политике превзошли всех деспотов в истории.
Четвертая линия развития – трансформация политических способов управления обществом. Почему происходят революции, реформации, перестройки? По причине несоответствия формы собственности уровню развития производительных сил? В частном случае это несоответствие может быть причиной. Перестройка в России в конце прошлого века как раз и была таким случаем, когда «прорабам перестройки» результаты большевистского безумия с тотальным огосударствлением пришлось исправлять с помощью приватизации. Однако основным движителем прогресса является мысль, наука, прежде всего – наука об общественной жизни, как бы она ни называлась на разных этапах. Эталон нового образа жизни созревает медленно в головах ученых, в головах элиты, прежде всего – элиты политической, отливается в соответствующие научные формы, представления и распространяется среди думающей части народа. Созревает в головах и переводится в реальность. Царизм в России к началу XIX устарел в сознании граждан, побывавших на Западе и повидавших новые порядки. Накаленность атмосферы вылилась в восстание декабристов. К началу XX века он стал анахронизмом, три революции подряд – свидетельство тому. Россия – догоняющая цивилизация, и образец новых общественных отношений ей не пришлось придумывать – его придумали и осуществили европейцы.
Советская власть обанкротилась не только экономически, она обанкротилась экономически, политически, идеологически – во всех сферах. Но прежде всего – в сфере духа: она задавила всякую возможность граждан проявить себя, свой талант, свои способности. Позволялось только одно – готовиться к войне за окончательную победу социализма во всем мире. Граждане должны быть здоровыми – отсюда внимание к спорту и медобслуживанию, граждане должны быть проникнуты идеями партии до последней клеточки мозга – отсюда уклон к образованию. У страны должно быть лучшее наступательное оружие – лучшие силы и основные средства были брошены на науку об оружии, на производство оружия, на благополучное существование армии в четыре (или даже пять) миллионов. Прошла информация, что под Москвой обнаружено большое количество бомбоубежищ, в которых правители, их родственники и идейно близкие граждане могли спастись во время последней войны против империалистов, злейших врагов партии и пролетариата. Да, в школе мы готовили детей к будущей войне. «Пионеры! За дело Коммунистической партии будьте готовы!», – призывала пионервожатая. «Всегда готовы!», – отвечали дети. И дело не только в этом, не только в уроках военного дела и в игре «Зарница», которую мы регулярно проводили, – дело во всей идеологии наших уроков, патриотических, героических (приглашали героев), обычных. В учебниках (исключая естествознание) – портреты вождей, героев революции, на стенах в классе и в коридоре – их портреты. В воспитательных плана – значительнейшая часть мероприятий о вождях и героях революции. А песни? В основном пели о том, что Родина начинается со «старой буденовки», которую родители хранят в шкафу. воскресенье, 9 января 2011 г.
Свидетельство о публикации №211010901449