Чимкент Нишалда. Сынуля. Украинские песни. 1954

Глава 58

   Еще в памяти моей осталась одна пища, называется она нишалда. Ее приготавливают специалисты. Наши казахи не делали, а, так же как и я, иногда покупали. Однажды я шла по улице, смотрю, сидит старик лет 60-ти. Седой, с бородой, в чалме не видно волос, но по брови не скажешь, что черные. Такой жилистый, сухопарый, но стройный, как Умарбек. Он сидел около чистo убранного двора, видать, своего дома. И похож он был больше на узбека, чем на казаха. Рядом стояло ведро с чем-то белым; я подумала, что он продает сметану. У меня в сумке была пол-литровая баночка  для сметаны, и я подошла к нему, чтоб купить. "А почему Вы продаете сметану не на базаре, ведь там людей много, сразу бы распродали?" — начала я. "Эта не смэтана, дэвищька," — с улыбкой и ласково отвечал старик. "А что же это, краска?" — удивилась я. Старик (при этом слове я сейчас улыбаюсь, ведь сыну Славику сейчас пятьдесят семь лет, а я его считаю молодым. А тогда людей старше 40-ка лет я считала стариками. Все подруги тоже считали, что не доживем до 40-ка лет, перетерпевшие голод и холод, ужасы войны 1941—45 годов и страшную разруху) с удивлением посмотрел на меня:"Ты щто, первый раз видышь? Эта же нишалда..."  "Нишалда?" — переспросила я. "Да, да, настаящий нишалда, будэщь папробвит?"— уверенно спросил он и я подставила тыльную сторону ладони.  Он зачерпнул ложкой и налил мне с чайную ложку нишалды. Я попробовала и что-то приятное, вкусное ошеломило меня и я спросила, сколько стоит. Не помню точно как он ответил, но слово "3 рубля" я помню. Ну, если я покупала 1 кг. мяса за 2 рубля, то нишалда, наверно, стоила 3 руб. за 1 кг. Дорого, конечно, но что это был за бесподобный деликатес — я такого в жизни не ела. Он на весах, ручных, взвесил мою баночку, налил полную и сказал, что 500 гр. не помещается и взял с меня 1 рубль с копейками. От радости я забыла спросить с чем ее едят. "С хлебом или лепешками?"— крикнула я. "Лепошка, лепошка очен хорощ!" — тоже крикнул он.
   Я пришла домой, закрылась на крючок, чтобы никто не видел, как я ем. Я достала лепешку. Затем я налила в блюдце нишалду и, мокая кусочек лепешки в нишалду, я наслаждалась с таким упоением, что не заметила, как поела больше половины. Хатире не дам, она поела мои яйца, не заслужила, а Яше надо оставить. Когда Яша пришел и я рассказала и показала нишалду, то он усмехнулся и сказал: "Почему я до сих пор не купил тебе нишалду, ну дурак, это чисто женское десертное блюдо, сделанное на сахаре и сметане. Ты сама другой раз расспроси у деда. Он все тебе расскажет." Я полила ему воду, он умылся, сел за стол и сказал:"А для мужчины вот такой кусок мяса гораздо лучше, чем нишалда," — вытаскивая из казана мясо, похвастался Яша, отодвигая нишалду,— "Вечером сама доешь, раз так тебе понравилась..."
  Так жизнь шла, я была рада, что муж у меня хороший, что пока все делает по-моему. Но все чаще и чаще я скучала за Славиком и Яша заставал меня в слезах. Муж допытывался, кто же меня обидел:"Скажи правду, и я его убью..." Я быстро вытирала слезы :"Никто меня не обижал, я скучаю по Славику." — "Ну, зачем так плакать, я отпрошусь с работы и мигом слетаю за ним."  Вскоре он полетел самолетом, а оттуда машиной привез Славика. Это было такое счастье, такая радость! Я не могла налюбоваться моей крошечкой, моей кровиночкой. А он лопотал без конца, не выговаривая букву "р", вместо нее говорил "л", а вместо "ш" говорил "с". У него получалось так:"Ма—ма, мы с папой ехали на лескобуске, как ветел подул и моя матлоска улетела." Это значило, что ехали на легковушке и подул ветер и его матроска (шапка с лентами) улетела. Это было самое счастливое время в моей жизни. Я была на верху блаженства. Любимый муж и родненький сынок были рядом со мной. На работе порядок. Вдобавок Яша сказал, что он познакомился с  комендантом завода "Прессов и автоматов" и надеется, что он по блату даст нам одну комнату. Это был Вахидов.
   Яша и сам был очень рад, что привез Славика. Во первых, он уже подготовил всех родных к мысли, что у нас есть сын Славик — а Абдулла недовольно поморщился :"Не Славик, а Исламбек." Я рассмеялась. —"Нечего смеяться, будем делать ему мусульманское обрезание и назовем его Исламбеком." Я не стала перечить, а про себя подумала:"Чего, чего, а этого вы никогда не дождетесь; хватит и того, что я поддалась Яшиному уговору и провели мусульманское венчание." Во-вторых, Яша ждал, когда я разрешу ему усыновить Славика. В третьих, он очень не любил, когда я праздновала с русскими. Это случилось, помню, за два—три дня до того, как он согласился привезти Славика.
   А дело было так. На работе Маша Хиталенко сказала мне, что мама ее и Леня — брат попросил Машу пригласить меня с Якубом на крещение Лениного сыночка — ему исполнился 1 годик. Я поблагодарила ее и уверила, что обязательно прийдем. Когда я пришла домой и радостно сообщила Яше, то он отказался идти. Я его просила и умоляла, показывала какую хорошую игрушку я купила для ребенка; что это же рядом, через один забор, ну как не пойти, это же нехорошо.
—Ну, иди одна, я не пойду. — спокойно отвечал он.
—И ты обижаться не будешь? А что я им скажу о тебе?
—Скажи, что мне нездоровится. Пусть не обижаются.
—Жаль, я не ожидала от тебя такого.
   Я удивлялась его спокойствию. Если бы он злился, то я бы ни за что не пошла. "Так я пойду?" — спросила я. "Иди, иди, я буду дома," — весело ответил он.
Я оделась, взяла коробку с игрушкой и пошла. У Хиталенко было шумно. Кум и кума были молодые украинцы. Все говорили по—хохлацки. Я тоже знала хохлацкий язык. Пять лет в Степнянском совхозе Краснодарского края не прошли даром, там было много украинцев. "Добрий вечір, дорогі сусіди, зі святом вас, з хрещенням малого. Як його звуть?" — прозвенела я. Мать первая прошла навстречу мне: "Оце так! Ви послухайте, Галя по-нашому балакає, ти дивись!..." Маша кинулась обнимать меня:"Галя, ты знаешь украинский язык? Откуда? Ты нам расскажешь? Я не перестаю тебе удивляться, каждый раз я о тебе все новое и новое узнаю. А где Якуб? Заболел? Надо же! Ну садись за стол, мы только вас ждали. Вот Ленины и Катины кумовья; Леня, Катя — наша невестка; мама, Нинка и я," — смеясь, перечисляла всех Маша. -"С Якубом было бы 10 человек, а с тобой только 9."
   Они пили, наверно, самогонку, я отказалась. На столе было много холодца (студень), буженина, сало (они всегда держали свиней), домашняя колбаса, салаты, винегрет, и только сейчас я догадалась, почему Яша не пошел, видно подействовали Таджигуль и Умарбек :" Куда ты пойдешь свинью есть, позор... Гале ты не смог запретить, а тебе мы запрещаем... (позже Яша рассказал, что так и было)." Мне было так весело с ними петь. Запевала мать. Ей было лет 45. Совсем молодая бабушка; две внучки от Маши и этот внучок годовалый Ленин. Она закидывала повыше голову и начинала :"Поза лугом зелененьким, Поза лучом зелененьким ..." Все хором подхватывали:"Брала вдова лэн дрибнэнький "(2 раза). Мать догадалась, что я хорошо вывожу и она перешла на 2-й голос. Все песни, которые они пели, я знала.  Когда было спето 6—7 песен, они удивились, что все песни я хорошо знала и вместе пела. А когда я называла другие украинские песни, то они даже не знали и просили меня спеть. Они все вышли проводить меня до калитки и я заметила, как мелькнула за дувалом (забором) чья—то тень. Я догадалась, что это Яша. Он быстро вошел в дом и как ни в чем не бывало, спросил:"Ну как погуляли, хорошо?" "Очень хорошо! Так давно не пела, соскучилась за песнями... Отвела душу..." - раздеваясь и зевая, ответила я.
   Вот почему он после этого сразу полетел за Славиком. Он позже об этом высказался так:"Ну, теперь ты не будешь ходить к русским гулять, некогда будет, будешь занята Славиком, работой и мною." А сейчас я все думала, почему Яша подслушивал под забором Хиталенко, может муж мне не доверяет, может ревнует, а может был на страже, чтобы ничего не случилось... Я ждала, чтобы Яша сам рассказал, но не услышала ни слова... и решила ничего не говорить, а на будущее самой знать, что он за мной следит. Я Яше очень верила, так любила, что старалась забыть о происшедшем. Жизнь шла нормально.
   Однажды ночью у меня заболел живот. Я застонала, такие сильные боли, что Яша побежал за скорой помощью и через 5-10 минут женщина-врач осматривала меня. Она выписала рецепт и что-то сказала Яше, я не расслышала. Яша проводил врача к машине и вернулся, улыбаясь:"Какая у Вас миленькая жена... будто я сам не знаю, новость мне сообщила. Ну, как, легче после ее таблетки?" Он пристально посмотрел на меня и добавил:"А по-моему, тебя кто-то сглазил, а у вас в сберкассе много мужчин?" —"У нас мужчин раз два и обчелся: заведующий, гл. бухгалтер и два инспектора—ревизора. А что, ты думаешь меня эти мужчины сглазили? Глупости, не выдумывай..." Яша промолчал.
   
   
Готовим Нишалду:
http://www.gurmaniya.uz/prochie-recepti/325


Рецензии