Старики

Два старика радостно встретили меня на пороге своей квартиры. Он и она - прекрасная семейная пара, прожившая вместе много десятков лет. Они, на мой первый и беглый взгляд мало изменились, может быть только похудели, как большинство людей их возраста.
Они всегда жили душа в душу, родили троих детей, вложили в них все свое сердце, особенно в младшенькую дочь, своего последыша.
Их дом всегда был распахнут навстречу гостям. В нем всегда было
уютно и вкусно. Дети любили приводить сюда своих друзей, а часто к ним заглядывали даже друзья и знакомые их многочисленных родственников. Так, и я переступила впервые порог их квартиры.
Я хорошо помню большую, как мне тогда казалось, проходную комнату, в которой накрывался стол. Да, здорово мы проводили время. А после окончания "пиршества" та же комната становилась спальней не только для хозяев, но и для оставшихся на ночь гостей. И никого не смущала очередь в совмещенный санузел. Хозяин шутил даже на эту тему, сам последним укладываясь спать.

И вот я снова оказалась здесь...
Но все, увы, не так. Проходная комната закрылась фанерной перегородкой, как-бы защищаясь от внешнего, агрессивного мира. Мне показалось, что и сама комнатка "сжалась от испуга". Стариков запихнули в нее как в резервацию, теперь они здесь и готовили, и ели, и спали, боясь покинуть ее пределы. Все дело в том, что в соседней комнате поселился обидчик этих милых людей. Им оказался окончательно спившийся их бывший зять, который во время пьяных дебошей сносил им двери, распускал руки и поливал отборной бранью. Деться им было совершенно некуда. Младшая дочь, приведшая обидчика в дом, старалась появляться в нем как можно реже, а когда приходила, то тут же запиралась в маленькой комнатке у входа. Это ее спасало далеко не всегда, дверь выламывалась, и ее бедный старый отец был вынужден еще и заниматься ремонтом. Да, да, вы не ослышались, восьмидесятилетний, почти глухой старик, делал по дому всю мужскую работу, да еще умудрялся таскать  продукты, жалея и оберегая свою любимую и больную жену. Они заботились друг о друге всю жизнь, никогда на ругались, а теперь у них начинались и конфликты, так как муж  очень быстро стал терять память и устал сносить незаслуженные оскорбления от пьяного хама. Они еще пытались шутить, говоря, что если сложить их вместе, то получится очень дееспособный человек. Да ведь и правда: он не слышит, она не видит, ему - холодно, ей - жарко, ее подводят руки, а его - голова.
Но самое ужасное, что я поняла, побывав у их в гостях, что они считают свое нынешнее существование бессмысленным и хотят быстрее покинуть этот мир. А ведь у них были уже не только дети и внуки, а даже и правнуки. Но ведь никто не мог оградить их от окружающего кошмара. Ни у кого из них не было возможности взять стариков к себе или остановить дебошира. Государство, в которое они всегда верили, предложило им купить для обидчика жилье, т.к. выкинуть его на улицу посчитало не гуманным.
Летом они могли уехать на дачу, но возвращались через день, боясь, что сосед спалит или взорвет их квартиру.
Вот так они и жили. Когда зять на время покидал квартиру, дышали спокойно, но лишь заслышав его пьяный бред в домофоне - содрогались.
Уровень развития общества определяется отношением государства к старикам и детям. Можно сколько угодно говорить о необходимости уважать пожилых людей, можно им выдать талоны на еду и на обувь, ведь это сделать просто. А проявить настоящее участие в их жизни никто по-настоящему не хочет. Так страшно, что сегодня в нашем благополучном обществе старики умирают, выброшенными на улицу, или дрожат от ужаса за фанерными перегородками.


Рецензии