Дядя Саша

- Извините, можно спросить?..- даже тусклого света вывески хватило, чтобы разглядеть «просителя» на крыльце круглосуточного магазина. Дядя Саша – местный бомж, робко протягивал руку мне навстречу, ладонью вверх…

Надо же, как странно устроен человек: сегодня любуюсь каламбуром «местный "без определенного места жительства"», размышляю, не выделить ли строчку в блоге, но вчера…

Вчера с сигаретами я закончил раньше, чем с очередным материалом для местной газеты. А на улице – холод собачий, и гололед, и за полночь уже! И триста метров до «Круглосуточного»  еще протопать надо! А тут дядя Саша с этим дурацким «можно спросить»…

Года полтора назад, когда подъезд не был защищен замком и домофоном, я страдал от набегов «попрошайничей» братии – одна из малоприятных сторон жизни на первом этаже. При этом, если цыгане у порога - раздражали неимоверно, то к бомжам мое отношение вполне тянуло на "божеское". В том смысле, что порой я приглашал особо потрепанных и уже примелькавшихся бездомных стариков в дом – покормить. Всегда с умилением наблюдал, как торопливо, словно опасаясь, что еду сейчас отберут, что гостеприимство – лишь насмешка, очередной бродяжка поедал предложенное угощение, а потом, когда тарелка опустела, почти вальяжно закуривал «приму», с заметным наслаждением выпуская дым к потолку.

Частенько я снаряжал «на вынос» пластиковое ведерко от майонеза, наполняя немудреную тару то с супом, то вареными яйцами. И, конечно, закрыв за гостем дверь, спешно конспектировал в блокнот простые истории о падении великой державы и маленьких людей, о крахе надежд, с надеждой же, что когда то заметки пригодятся.

Дядя Саша был одним из «подопечных». Наверное, кому то покажется странным, что я, вот так, запросто, приглашал в дом «асоциальный элемент»: вдруг по голове тюкнет и грабанет? На самом же деле бомжи боятся «цивильных» не меньше чем «цивильные» бомжей. «Кто знает, что в голове у человека, возомнившего себя Че-ло-ве-чи-щем? А вдруг он в квартиру заманит, да и пальнет из «пукалки», а потом «ментам» скажет, что напали на него? Это ж и недорого, говорят, нынче…» - сей принцип выживания дядя Саша еще при первой встрече мне объяснил. «Лучше порога не переступать, вы ж, нынешние, на собственности помешаны… особенно после того как общее поделили…ма-ррр-радеры» - последнее слово он словно сплюнул под ноги. Да так и не переступил порога тогда. Хотя, «ведерко с кушаньем» принял с благодарностью. А историю ни кому теперь не нужного тракториста я записал лишь спустя полгода…

Честно говоря, сперва «прикармливать» бомжей меня побуждало любопытство, потом – сладкое ощущение собственного… превосходства… Хоть себе признаться, чего уж! Да еще надежда на взаимозачет с Небесной канцелярией. Не то, что бы я особо веровал, но как говаривал маленький Изя в известном анекдоте: «Если Бога нет - зачем так кричать? А если есть – зачем портить с ним отношения?»…

Короче, я наслаждался собственным благодушием, а трое бомжей, поселившихся в подвале соседнего дома – моими харчами. Потом появился домофон, и я вновь сталь обычным «цивильным» мужиком с вредными привычками. Покупал для «подопечных» хлеб и молоко, если кто из них крутился у прилавка, в то время когда я запасался колбасой и сосисками к завтраку, порой злился, что меня так просто разжалобить, порой хвалил себя за милосердие, а порой боролся с желанием пригласить этих странных дядек жить к себе...но каких бы эмоций я ни испытывал, всегда приправой к ним шло смутное чувство стыда. Словно моя вина в их неустроенности...

… А вчера тусклого света вывески хватило, чтобы разглядеть «просителя». И я, замерзший, сонный, жаждущий никотина, гонорара, и отпуска,- неожиданно для себя зло огрызнулся: «Подавал уже тебе! Шел бы работать!» - и прошмыгнул в магазин….Купил сигарет, оттаял, принял решение выслушать… .Дяди Саши на крыльце не было, что порадовало перспективой скорейшего отступления к монитору, к незаконченному материалу…

Но сегодня меня мучает вопрос: что он хотел выяснить? «Извините, можно спросить?..» – память услужливо воскрешает вчерашнюю сцену… униженность и смирение в позе, взгляде, голосе…- «Извините, можно…» Что?! Что спросить?!! Почему люди – звери?! За что с ним так обошлась Родина?! В чем смысл его жизни?! Что?!! Что он хотел спросить?!!

…Может, просто который час? Или не найдется ли у меня закурить?..

Я мучаюсь, словно незаслуженно, до слез, обидел ребенка. И мне очень надо покаяться… и извиниться…за грубость, разумеется…


Рецензии
Здравствуйте, Лола!
К сожалению, не удалось отправить Вам Журнал "МАвочки и ДЕльчики" номер 43.
Пожалуйста, сообщите Ваш действующий адрес e-mail.
С уважением,
Илана Арад

Журнал Мавочки и Дельчики   11.04.2011 08:22     Заявить о нарушении
Уважаемая Илана! отправила письмо с новым адресом автору "Журнал Мавочки и Дельчики"! Спасибо огромное, за проявленное внимание!

С уважением,
Лола

Марина Трубачёва Лола Желтая   14.04.2011 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.