О некоторых специфических чертах блоковской прозы

Проза – понятие широкое и многообразное, что характерно и для Блока в частности. Как писал исследователь блоковед Д.Е.Максимов, «...проза. Этим словом Блок обозначил свои критические и публицистические статьи, речи, рецензии, очерки… и дневник, а также многое из его записных книжек и писем» . Такое обобщение свойственно Блоку. Отмечал Максимов и такую характерную черту блоковской прозы, как стилистическую и смысловую «размытость». Если вы хотите, чтобы вас понимали окружающие, а не только вы сами, все понятия, которыми вы оперируете, должны быть выражены максимально конкретно. Таково общепринятое требование, предъявляемое к прозе. Д.Е. Максимов и прав и неправ.  Категории Блока в его текстах лишь кажутся размытыми, в силу образности его языка. Но эта образность помогает подчеркнуть нюансы рассматриваемых понятий, потому что Блок воспринимал действительность иначе, чем другие. Продемонстрируем это на отрывке известной статьи «Интеллигенция и революция» (1918):
«Надменное политиканство – великий грех. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать кругом. Ужасна и опасна эта эластичная, сухая, невкусная «адогматическая догматика», приправленная снисходительной душевностью. За душевностью – кровь. Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно.
А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки» .
При первом прочтении смысл сказанного остаётся непонятен, потому что мы привыкли мыслить логически, а как раз логика в данном тексте отсутствует. Лексически некоторые предложения связаны цепной связью:
[ужасна] - [душевностью] - [душевностью кровь] - [душа кровь] - [ужасами дух] - [ душевностью духовности] - [дух музыка] - [духа музыки].
Но это только образно-лексическая связь. А смысл текста заключён не только в лексической связи предложений. В случае, если отсутствует лексическая связь предложений, текст становится уже не текстом, а просто набором фраз. Между тем в блоковских текстах прежде всего обращают на себя внимание устойчивые понятия, сквозные, постоянно повторяющиеся в тексте слова. Если выстроить последовательную цепочку из наиболее часто встречающихся слов с одинаковой основой, то можно проследить развитие мысли на примере одного понятия в данном отрывке . Тогда мы получим следующую цепочку однокоренных слов, повторяющихся в тексте:
душевность — душевность — душа — дух — душевность — духовность — дух — дух 
На первом этапе анализа эту последовательность можно разделить на три части:
1) душевность — душевность
2) душа — дух — душевность — духовность
3) дух — дух
Центральную часть последовательности можно рассматривать как семантическую и фонетическую прогрессию, потому что перед нами последовательное развитие понятия. Следует помнить, что данную цепочку нельзя рассматривать как логическую, потому что отсутствует контекстная связь. Понятия в тексте существуют как отдельные лексические единицы, а предложения, в которых они употреблены, не связаны логически. Если снова посмотреть на построенную цепочку целиком, то выделенные впоследствии первую и третью её части можно расценивать как вступление и заключение. Получается построение следующего характера:
1) рефрен производного от первого понятия
2) первое понятие — второе понятие — первое производное — второе производное
3) рефрен второго понятия
Буквально так: 3 3 — 1 2 3 4 — 2 2.
Данное построение представляет собой ритмическую схему. Чтобы быть более убедительными, выделим в тексте все имена существительные, оставим только словарные основы, пронумеруем каждое отдельное понятие и из получившейся числовой цепочки построим график.
Имена существительные: политиканство, грех, интеллигенция, ужас, догматика, душевность, душевность, кровь, душа, кровь, ужас, дух, душевность, путь, духовность, дух, музыка, дух, музыка.
Нумерация:
Политиканство — 1
Грех — 2
Интеллигенция — 3
Ужас — 4
Догматика — 5
Душевность — 6
Кровь — 7
Душа — 8
Дух — 9
Путь — 10
Духовность — 11
Музыка — 12
Числовая цепочка: 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 6 — 7 — 8 — 7 — 4 — 9 — 6 — 10 — 11 — 9 — 12 — 8 — 12.
Цепочка получилась довольно размытая и растянутая, хотя и в ней можно уловить зачатки ритма, основанного на повторении слов. Если исключить из данной последовательности слова, встречающиеся только один раз, картина будет выглядеть яснее.
Повторная нумерация:
Ужас - 1
Душевность - 2
Кровь - 3
Душа - 4
Дух - 5
Музыка - 6
Вторая числовая цепочка: 4—6—6—7—8—7—4—9—6—9—12—8—12

Как видно из схемы, ритм в данном тексте определённо присутствует. Может быть не всегда так явно, как здесь, но ритм в прозе Блока есть всегда. Его прозе свойственна музыкальность.
Если же отдельно рассмотреть последовательность существительных и некоторых прилагательных, употребляемых в тексте (повторения можно для удобства исключить), то мы снова увидим перед собой цепочку слов, логически между собой не связанных:  политиканство, грех, интеллигенция, ужас, догматика, душевность, кровь, душа, дух,  путь, духовность, музыка. Связь прослеживается точно такая же, как между цветком и половой тряпкой. И все же связь определенно есть (кроме уже обнаруженной —  музыкальной). Можно разбить данный ряд последовательно на пары:
Политиканство - грех
Интеллигенция - ужас
Догматика - душевность
Кровь - душа
Дух - путь
Духовность - музыка
Получаем вполне внятные сочинительно связанные словосочетания. А если присмотреться ещё внимательнее, то данную последовательность можно обозначить, как парный ассоциативный ряд, где каждому слову из первичной цепочки ассоциаций присвоено определение, подобранное также ассоциативным методом.
Таким образом, Блок вполне свободно, повинуясь только ритму и воображению, плывёт от понятия "политиканство"  к понятию "музыка". Другими способами, по-видимому, прийти от одного понятия к другому в такой короткой форме (всего десять предложений) было бы невозможно. Во всяком случае для Блока.
Одинакового восприятия не бывает, как не бывает двух одинаковых капель воды. Достоинства и недостатки стиля Блока – следствие восприятия мира человеком искусства. Д.Е. Максимов писал об этом: «Когда мы условно именуем очерки и статьи Блока «прозой», мы характеризуем их своеобразие, отмечаем их эстетическую значимость, их принадлежность к искусству, иначе говоря, подчёркиваем ту их особенность, которой нечасто и не в такой мере обладают критические и публицистические сочинения других авторов» .


Рецензии