москва шестидесятых

                МОСКВА    ШЕСТИДЕСЯТЫХ

          До семидесятых годов прошлого века, приезжая в Москву, я проживал в Дорогомилове рядом с Киевским вокзалом. Как раз напротив вокзала находилась пристань, откуда отправлялись водные (речные) трамвайчики «Москвич» - маленькие туристические теплоходы. Они ходили по реке в черте города и являлись одной из достопримечательностей столицы.

          Эти водные трамвайчики курсировали по двум маршрутам. Первый вниз по течению до Краснохолмского моста мимо Ленинских (теперь Воробьёвых) гор, Лужников, парка имени Горького, Крымского моста, Кремля, то есть через самый центр столицы. Второй – в противоположную сторону мимо метромоста, высотной гостиницы Украина, Западного Грузового Речного порта, Мневников и до Кунцево, считай, как за город.

          Я очень любил кататься на водном трамвайчике по обоим этим маршрутам. Ездил, как правило, не один, а с мамой или тётушкой.

          На водном трамвайчике были две открытые палубы: на баке (т.е. впереди кормовой рубки) и на корме (это сзади кормовой рубки). По обе стороны с торцов от кормовой рубки имелись ступеньки вниз, которые вели в трюмные салоны, но там было неинтересно. В самой же кормовой рубке располагался ещё махонький ларёк, где можно было во время круиза покупать воду, соки, конфеты, шоколадки, печенье, вафли.

          Во время плавания я не только глазел на проплывающие мимо берега, встречные баржи, водные трамвайчики, но и гулял то обеим палубам, спускался вниз в трюмные салоны, покупал сладости.

          Чем интересен был маршрут до Кунцево, так тем, что после гостиницы Украина гранитные берега заканчивались, и создавалась впечатление, что плывёшь где-то в глухомани по обычной реке.

          Обратно возвращались либо на том же водном трамвайчике, либо сходили на берег и через Филёвский сосновый лесопарк шли к конечной остановке, где курсировали 30, 31 и 42 номера трамваев – все они довозили до нашего дома.

          Второй маршрут до Краснохолмского моста был намного живописней первого, поскольку проходил через самый центр столицы. Поэтому у иностранцев пользовался особой популярностью.

          Зачастую по второму маршруту мы доезжали только до остановки Парк им. Горького (ЦПКиО им. Горького). Там сходили на берег. Таким образом, получали сразу два удовольствия: и от прогулки на теплоходе, и от предстоящего посещения Парка.   

          Безусловно, в те далёкие пятидесятые – семидесятые годы прошлого века ЦПКиО им. Горького являлся одной из главных достопримечательностей Москвы и был знаменит своими аттракционами, главным из которых являлось колесо обозрения, называемое  ещё «Чёртовым колесом».

          Но не только «Чёртово колесо» являлось предметом нашего интереса.  Вначале мы заходили в так называемую «комнату смеха». Там были развешены всевозможной конструкции кривые зеркала в человеческий рост. Глядя по очереди в каждое из них, мы в зеркальном отображении становились или очень толстыми, или наоборот – худым-прехудым, высокими или карликами. Наши лица при этом искажались и приобретали неузнаваемые, подчас уродливые черты. Как ни странно, это нам и другим посетителям «комнаты смеха» нравилось, особенно, как выглядит твой сосед. Хохот стоял ещё тот.

          Карусели проходили стороной, они мне удовольствие не доставляли, от них кружилась голова. Качелей тоже я побаивался, а вот аттракцион с самолётами нравился. Честно скажу, не столько самому кататься было здорово, сколько смотреть, как катались женщины в платьях (брюк они тогда ещё не носили). Дело в том, что этот самолёт делал мёртвую петлю, и когда женщина оказывалась вниз головой высоко над землёй, то из-за этого, а ещё под воздействием струи воздуха от пропеллера у неё задиралось платье. Пассажирка оказывалась перед дилеммой, придерживать руками платье, чтобы оно не задиралось, и одновременно этими же руками держаться за поручни, чтобы не вывалиться из самолёта. Побеждало чувство самосохранения, но из-за стыда, что задиралось платье, пассажирка истошным голосом начинала стыдливо кричать на потеху публике.

          Очень любили заглядывать в Зелёный театр, ибо там часто выступали самые настоящие артисты и совершенно бесплатно для зрителей.      

          Наконец, очередь доходила до колеса обозрения или «Чёртова колеса». Это был обязательный гвоздь нашей программы пребывания в Парке. На нём мы завсегда катались. Кабинка на четырёх человек постепенно поднималась на шестидесятиметровую высоту. Вид на центр Москвы открывался захватывающий: Воробьёвы горы, все высотки, начиная от МГУ, Лужники, широкая лента реки Москвы, Крымский мост, стрелка у Водоотводного канала, Кремль – всё как на ладони. 

          Домой  на  водном  трамвайчике  из  ЦПКиО им. Горького, как правило, не возвращались, это было долго, а мы к этому времени были уже, как правило, изрядно уставшими, да и там было всегда много народу, присесть негде.  Поэтому домой добирались городским транспортом.

          Когда ещё по Садовому кольцу ходили трамваи, то мы садились на 42 номер и доезжали прямо до дому. Чаще же шли пешком по Крымскому мосту через Москва реку к станции метро Парк культуры, и оттуда уже ехали до своей станции «Киевская».

          Хотя ЦПКиО им. Горького был на втором месте после ВДНХ по значимости оставляемых впечатлений, но его посещали значительно чаще. Этот Парк располагался значительно ближе к дому, и не так утомительно.

          Да, хорошие были времена, есть чего вспомнить. Особое место безусловно занимали и хрущёвская оттепель, 6-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году, и первый Международный кинофестиваль в 1959 году, и… . Но это отдельный разговор.

          Нынче всё не то. Многое в теперешней Москве до неузнаваемости изменилось, изменились и сами жизненные принципы, интересы. Как жалко, что наши дети и внуки не смогли почувствовать всей простоты и прелести той старой Москвы, её несравненного духа.
Многое потеряли.


Рецензии