Санька при дворе князя Владимира. Глава 4

Глава 4

Где Санька разбирается с княжеским тиуном по-пацановски.

Я гордо стоял на холме, выставив одно плечо вперед и ждал, когда же эти «лыцари» до меня доскачут. Доскакали. Чуть не сшибли конями и приставили к горлу меч.
- А, попался, лазутчик половецкий! – вскричал Высокий Шлем. – Вяжи его, ребята!
Ребята на полном серьезе выдвинулись меня вязать, один даже стал слезать с коня. И тут я не выдержал – долго терпел:
- Эй, вы тут что, обкурились все тут? Один дебил с деревьев прыгает, другие в жатву играют, а третьи в латах бегают. Не пора ли к наркологу?
После моей речи рыцари немного поубавили прыть, меч от горла убрали и недоуменно переглянулись.
- Кажись, из ближних князя парень, - неуверенно протянул один из подручных Высокого Шлема, - горделивый какой!
- Да нет, лопочет-то он непонятное и одет не по-нашему. Бродник он, небось половцы подослали наши рати выглядывать, - отрезал Шлем и обратился ко мне:
- Ты зачем за бортником Микитой подглядывал, чужеземец? Шпионишь?
Эта клоунада начала мне надоедать. Поиграли и хватит.
- Всё, мужики, хорош. Почумились и хватит. Скажите мне, как дойти до города побыстрей и я пойду.
- Это где ты мужиков увидел, смерд? – взбеленился ранее молчавший подручный. – И как смеешь княжескому слуге на вопрос не отвечать? – последние слова он буквально прорычал, но, видимо, эффект его не удовлетворил, и он выхватил из-за пояса плётку с тремя хвостами.
Не успел я и глазом моргнуть, как левую щеку и спину буквально обожгло ударом. И моя планка упала с глухим стуком, что случалось нечасто…
- Ах ты, …! Тварь нехорошая! – заорал я, вцепляясь в это самое стёганое пальто-тегеляй. – Щас ... вырву, на сосну заброшу, рыцарь недоделанный! – выпалив этот высокоэмоциональный текст, я стащил заигравшегося мужика с седла.
Он рухнул на землю с внушительным звуком рулона рубероида. Но этого мне показалось мало, и я пнул его ногой в бок. Мужик согнулся, а я мстительно наклонился над ним и прошипел в лицо:
- А твоей плеткой я тебя сейчас выпорю! – выхватив плетку из его судорожно сжавшихся пальцев, я намеревался выполнить обещанное, но успел заметить сбоку какое-то движение воздуха…
Я еле успел отклониться от реально просвистевшего над моей головой  меча. Вуух! Но даже это меня не смогло сбить с настроя покончить со всеми дебилами в округе. Шагнув к  Высокому Шлему, я толкнул его в живот двумя руками. Его и так от взмаха занесло да и силушкой меня Бог не обидел – досталась по дедовой линии – Шлем вылетел из седла и повис на стременах, прилично приложившись головой об землю.
Лицо третьего поклонника старины вытянулось и побледнело, а бортник за его спиной и вовсе пожух, как брюква от зноя.
- Ты ударил княжеского тиуна! – еле вымолвил он трясущимися губами.
Мой вид был недобрым, когда я шел к нему с плеткой. Даже конь стал пятиться назад.
- Слышь, ты Муромец липовый! Я теперь здесь тиун, понял? А ты вали обратно в гримерку переодеваться! Понял?! – последние слова я проорал с такой силой и так зычно, что бедолага моментально развернул коня и галопом поскакал к лесу.
И в этот момент я ощутил страшную усталость. Высокий Шлем недвижно висел в стременах, второй еще корчился на земле, а меня запоздало начало трясти. Тут только до меня дошло, какой опасности я подвергался. Мне чуть не снесли голову настоящим мечом, хлестали плеткой, теснили конями! Внезапно коленки задрожали так сильно, что я буквально рухнул на траву. Слабость была так сильна, что я еле переводил дыхание, в глазах потемнело.
- Добрый человек! – меня потрясли за плечо.
Я поднял глаза. Передо мной стоял давешний мужик с поля.
- Добрый человек, - сказал он, подавая мне руку, - давай я тебе подсоблю.
Не раздумывая, я оперся о его руку, поднялся. Он повел меня в сторону тех самых «древнерусских изб». Оказывается, за кустами прятались почти все, кого я видел на поле – две женщины, молодой парень и хлипкий чернявый мужичонка. Они, увидев что я подхожу, прекратили перешептывание и во все глаза уставились на меня.
- Ну что уставились? – рыкнул на них коренастый. – Не видите, поплохело человеку! Помогите довести!
- Не надо, я сам дойду, - отдышавшись, я понял, что вполне оправился от испуга.
И мы пошли к избам. Остановились возле одной из них, коренастый пригнулся и вошел. Следом вошел и я. Вот это да, такую избушку я видел в краеведческом музее – она стояла там без передней стенки, демонстрируя русскую утварь и быт. Всё было точно как там – земляной пол, лавки, печка, прялка и невысокий грубо сколоченный столик. И еще стояло несколько неровных глиняных кувшинов.
За мной зашли остальные, в избе стало тесно. Я затравлено обернулся – выход был отрезан.
- Ребят, вы что, все из одной команды? С этими, на конях?
- Что? Нет, ты что ж мужика от людей княжеских отличить не можешь? – удивился коренастый.
- Так! – я резко хлопнул в ладоши. – Хватит комедию ломать, говорите сейчас же, что тут происходит! Я с утра не могу до дома дойти, два часа по лесу чапал. А тут еще нервы треплют всякие сумасшедшие!
- Непонятное ты говоришь, неладное, - вымолвил тщедушный мужичок, - с ума тут никто не сошел. Ну да ладно, после такой рати-то простительно околесицу нести. Ладно ты тиуна с его молодцами поколотил!
Я почувствовал, что сейчас взорвусь. И это будет совсем нехорошо, потому что мужички агрессию ко мне не проявляли. Поэтому я несколько раз крепко сжал и разжал кулак. Спокойно, это просто сборище психов, вроде неформалов, которые собрались в пригородных посадках и прикалываются по-своему.
- Скажите, как мне пройти к городу, и я пойду, - сказал я глухо, - а то я немного заплутал.
- Да ты сперва, мил человек, отдохни, хоть поговорим с тобой, - засуетился коренастый, - не побрезгуй, раздели с нами стол.
Деваться было некуда, я присел на лавку возле стола и вскоре на стол водрузили большой, только что вынутый из печки котел. Все дружно уселись вокруг стола, одна из девушек подняла крышку и из котла повалил пар. Хозяин выдал нам всем большие деревянные ложки и эту деталь я тоже отметил. Тарелок не дали. Все стали по очереди тянуть из котла большие белые кругляши, похожие на крупную картошку. Коренастый сделал мне приглашающий жест. Я тоже засунул ложку в котел и зачерпнул. Подул на «это» и попробовал. Было похоже на варёный кабачок и немножко отдавало редькой.
- Что это? – спросил я недоуменно.
Сидящие за столом переглянулись с плохо скрытыми улыбками.
- Это пареная репа, мил человек, - пояснил коренастый.
- А хлеба нет?
- Так мы еще не мололи, только сжали!
За едой больше не говорили. Только жевали. Да уж, от такой диеты можно коньки отбросить. Без хлеба репа набивала желудок, как огурец – быстро, но ненадежно. Но вот котелок выскребли до донышка, откинулись на лавках и уставились на меня. Словно я был заядлым сказочником.
- А ты молодец, славно отколотил Сеньку-ирода, - сказал коренастый, пытливо вглядываясь в моё лицо, - а то он нас всех прямо измучил. Орет, придирается, чуть что – кулаки распускает! Вот третьего дня к Игнату приложился, - он кивнул в сторону парня, - не так поклонился, как надо, ишь ты!
Только сейчас я заметил, что лицо парня украшает расплывшийся светло-желтый синяк под глазом. Фингалы – они такие, прежде чем сойдет, все цвета радуги поменяет.
- А ты славный ратник, - продолжил коренастый с уважением, - небось в дружине  княжеской служил?
Я промолчал, потому что не знал, что ответить. Я просто решил перетерпеть, перекусить (я действительно был голоден) и идти домой. А что они говорят – неважно.
- Не хочешь, не говори, - не обиделся хозяин, - не наше это дело. Я вот к чему говорю – вижу я, человек ты благородный, да и сильный к тому ж. Князь таких любит. А Сенька теперь позору не оберется – с дружиной вооруженной не смог безоружного победить. Будь нашим тиуном – мы тебе верно служить будем.
- А как я им стану? – подыграл я.
- Иди, мил человек, в стольный город, на поклон князю и скажи: «Так мол и так, князь-батюшка, смерды смеются над тиуном твоим, не хотят его видеть больше. Дозволь я стану ими от твоего имени править?»
- Ну ты простой, как пять копеек! – восхитился я. – А князь меня – вжик и на кусочки нарежет!
- Да нет, он добрый у нас, князь-батюшка. Это слуги у него дурные бывают, доброе имя позорят. Ступай, не бойся.
- Хорошо, - «согласился» я, - показывайте дорогу.
Меня вызвался проводить Игнат. Он повел меня сквозь лес по еле заметной тропочке. Вскоре мы вышли на неширокую грунтовку, причем по ней явно ездили на телегах, а не на автомобилях, судя по узким колеям. Отпустив проводника, я пошел к городу. Не помню я такого пути к моему родному городу. Ну да всех путей не упомнишь – обязательно найдется какой-нибудь нетипичный подход, да еще на самом заметном месте. Небось сейчас выйду опять к каким-нибудь гаражам. И всё-таки, куда меня занесла та самая «аэродинамическая труба»?

Глава 5: http://www.proza.ru/2011/01/10/1008


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.