Играй, музыкант! Я буду верить

Я бы узнала его из тысячи… По глазам. Потому что эти глаза, которые ты однажды увидишь с экрана телевизора  - забыть невозможно. И неважно, что тогда ему было всего лишь шесть лет, а теперь порядочно за сорок. Он, Нургазы Сыдыгалиев, до сих пор смотрит на жизнь своими детскими широко открытыми глазами.

… Мы договорились встретиться в центре города. На перекрестке. Среди “пения” клаксонов, топота ног, визжания шин. По телефону я пыталась описать себя, как можно подробнее, чтобы он не прошел мимо. Он странно реагировал на подробности, в которые я вдавалась, описывая цвет и фасон своей куртки. Да, он явно недоумевал: как я могу его не узнать? И вот он “вырос”передо мной, взявшись, неоткуда… Мальчик из “Белого парохода”!
- Хорошо выглядите, - почему-то очень громко сказала я. А потом зачем-то добавила. – А мне сказали, что вы…
- Спился? – как-то резко спросил Нургазы.
- Ну…, - замялась я, уже не надеясь, что наш разговор выровняется. – Я не хотела вас обидеть…
- Да все нормально. Я привык. Пройдемся?
… Мы отошли подальше от городского гама, туда, где можно было, не напрягая связки, спокойно поговорить за жизнь. Наверное, со стороны мы выглядели странновато. Статный мужчина, с футляром и семенящая вокруг него я. Ну надо же было как-то реабилитироваться после глупых вопросов. Хотя я отчетливо понимала: он нисколько не злится на меня. Просто делает вид, что его задел мой нелепый, невпопад заданный вопрос. Он просто позирует передо мной, как любой хороший артист.
- А что у вас в футляре? – веду себя, как гимназистка.
- Кларнет.
- Вы играете? – Произнесла я и подумала, что сейчас в ответ услышу: “Нет, танцую”. Но игра в неприступность уже закончилась, Нургазы остановился посреди бульвара, извлек из футляра  инструмент и… заиграл. Со мной опять случился конфуз. Как же так! В центре города, днем у всех на виду. Я никак не могла привыкнуть, что нахожусь рядом с человеком, для которого дискомфорта, в принципе не существует.
Он играл, так задушевно и проникновенно… Ни один прохожий не прошел мимо. Сразу откуда-то набежала детвора. Взрослые оцепили нас плотным кольцом. А я, как дура, стояла и плакала. Из сентиментального ступора меня вывел вдруг подкативший к нам велосипедист. Молодой человек, с ходу начал интересоваться: мол, не дает ли музыкант частных уроков? Нургазы, по-деловому, отложил инструмент в сторону и таки ответил на вопросы проезжающего мимо велосипедиста. Кажется, они о чем-то договорились. Мне же уже натерпелось вырвать “мальчика” из толпы и пообщаться с глазу на глаз.
… Когда на него обрушилась слава, ему было, страшно представить, всего шесть лет. У этого мальчика началась другая жизнь. Взрослая. С испытаниями и соблазнами. Не каждый взрослый такое выдержит, а тут ребенок. А “виноваты” танцы. Мама отвела четырехлетнего Нургазы во Дворец пионеров. Там он весьма быстро освоился и стал солистом танцевального коллектива. Уж очень убедительно мальчонка плясал матросский танец. И однажды, в этот самый Дворец, заглянул, как бы теперь сказали, кастинг – директор фильма “Белый пароход”. Солиста ансамбля пригласили на пробы. На киностудию. Туда он отправился на следующий день, в сопровождении трех… цыганок. Мама Нургазы была очень занята и попросила квартиранток сопроводить сына.
Его утвердили на роль с первого дубля. Ну, а как его можно было не утвердить? Вторых таких глаз не сыщешь в природе! Между тем, Нургазы не совсем понимал: что, собственно происходит? Он не играл роли на съемочной площадке, он вел себя естественно, как  в обычной жизни. Его баловали именитые артисты и режиссер. А он думал: какие добрые эти дяди и тети, как много они приносят ему конфет и как часто с любовью треплют его за щеки. А еще он не понимал, почему все и даже домашние, ему пророчат скорую славу. Что такое СЛАВА?
… На премьеру “Белого парохода” Нургазы отправился с многочисленными родственниками и односельчанами. Семья Садыгалиевых проживала в то время в Чон-Арыке, так что, можно сказать: смотреть на маленького артиста пошли всем селом. Только тогда, когда в зрительном зале погас свет, наш герой понял, что теперь он не просто мальчик. Совсем скоро стало понятно, что кинолента, снятая по повести Чингиза Айтматова, получилась гениальной. Она принесла режиссеру и артистам, занятым в фильме всесоюзную славу и международный успех. Что называется, утром Нургазы проснулся знаменитым.
После премьеры родители решили, что мальчику просто необходимо получить музыкальное образование. Нургазы отправился в интернат для одаренных детей, в котором, практически, не находился. Ведь после “Белого парохода” он постоянно пропадал с киношниками в экспедициях. Так что на обучение на скрипке времени не было. Когда на “Киргизфильме” сняли телевизионный фильм “Нургазы” - сомнений в том, что этот ребенок будет великим артистом, не осталось даже у скептиков. Но как безжалостна слава к маленьким детям! Как она коробит им жизнь! Как “убивает” надежды!
… Если бы в жизни Нургазы Садыгалиева не появился “Белый пароход”, он мог бы стать математиком, или физиком. В детстве у него была страсть к точным наукам. Но это не пригодилось в будущем. Судьба распорядилась иначе. По своему. Жестко. После премьеры фильма юному артисту стало не до учебы. Он должен был гастролировать с картиной по городам и весям Советского Союза. На учебу не оставалось времени. Очень быстро он начал получать по своим любимым предметам посредственные оценки, которые, в общем-то, ставили даже не за слабые знания, а за славу. Однако мальчик уже не переживал за неуспеваемость в школе. Ведь зато его знали: Роберт Рождественский, Чингиз Айтматов, Нона Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Николай Крючков, Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе.   
Тем не менее, в московский театральный вуз он так и не поступил. Один раз попытал счастье в Щуке, но… Не срослось. Почему-то туда, нашего гениального мальчика  с большим будущем, не приняли. Неужели, посчитали, что недостаточно талантлив? Так или иначе, испытывать судьбу в другой раз Нургазы не стал. Был гордый. После службы в армии, окончил музыкальное училище, потом консерваторию. Работал в оркестре оперного театра, потом в Российском ансамбле песни и пляски, но… В кино его больше не приглашали.
Личная жизнь гениального мальчика тоже сложилась не сразу. Быть известным трудно. Все время, кажется, что нет пары достойной тебя. Ведь он уже в юношеские годы ездил сам за рулем по Арбату! Такому джигиту в жены королеву подавай. Испытание медными трубами дано пройти не всем и каждому. “Звездная болезнь” чуть было не испортила ему всю последующую жизнь. Теперь он недоумевает: как ЭТО с ним могла произойти? Но ведь было же… И первый неудачный брак, и дочка, выросшая без него. И выпивка… Впрочем, все это уже в прошлом. Он выстоял. И только одному Всевышнему известно: как это ему удалось. Сейчас Нургазы Садыгалиев – уважаемый отец своих детей. Их  во втором браке у него трое. Он музыкант оркестра Министерства обороны. И, в принципе, он доволен жизнью, хотя…
… Он играет специально для меня. На улице, в центре города. Но я уже не испытываю дискомфорта. Мне приятно, что этот человек, с великим прошлым, заставляет звучать свой кларнет исключительно в мою честь. Играй музыкант, я буду верить… В то, что лучшие дни к нам придут.

Виктория Куренева


Рецензии
Интересно! Помню этот фильм... А в каком городе Вы с ним встретились?

Татьяна Кирилловна Никольская   24.02.2016 22:07     Заявить о нарушении