Casus-Caucasus или Некоторые аспекты ДНК-генеалоги

Casus-Caucasus
или Некоторые аспекты ДНК-генеалогии народов Кавказа

Важнейшим параметром исторически сложившихся социальных сооб-ществ является этничность. Этничность – характерная черта, главнейший признак социальных образований, обусловленный социальной природой че-ловека. Сложность существа и состава этнического, разнообразие детерми-нирующих факторов этногенеза, проявлений, функций этнического в жизни и деятельности человека – все это (как и многое другое) обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений о сущности этнического и его предназначении от различных точек зрения внутри той или иной этно-логической школы до глубоко дивергированных направлений в рамках обще-ственных наук как таковых (сам термин «этнос» восходит к греческому ;;;;; – народ, племя). Иначе говоря, этничность выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем общественных и гуманитарных наук.
Современные исследователи, методично занимающиеся изучением кавказских популяций, неоднократно отмечали: несмотря на то, что анализ происхождения и развития народов Кавказа, проблем их культурной, поли-тической и социальной жизнедеятельности в России ведется уже более века, четкие ответы на многие вопросы так и не даны. Природа и сущностные ос-нования кавказской общности (целостности), специфические механизмы ее функционирования и воспроизводства остаются невыясненными [1]. Кавказ всегда являлся важнейшим объектом археологических и лингвистических ис-следований. Однако, несмотря на то, что вещественные источники – памят-ники культуры и связанные с ними отдельные предметы инвентаря, отражая этническое самосознание, содержат информацию о процессах этногенеза, наши представления об этнической атрибуции древних археологических культур на Кавказе весьма приблизительны и неполны. Нарративные источ-ники, хотя и позволяют дополнить эти представления, крайне скудны в ин-формации о культурных структурах, обладающих этнической спецификой и дают фрагментарные сведения, иногда превратно истолкованные или непо-нятые авторами. Поэтому одной из первоочередных задач современного эта-па исследования этнического облика народов Кавказа является введение в научный оборот и анализ данных смежных с этнологией дисциплин, в кото-рых была бы представлена проблематика формирования и эволюции этниче-ских групп.
Период интенсивного развития в изучении ДНК породил ряд до опре-деленной степени успешных попыток применения методологического аппа-рата популяционной генетики к общественным и гуманитарным наукам. Особенно продуктивными в последнее время стали разработки в области ДНК-генеалогии, которая основывается на анализе прямых отцовских и ма-теринских наследственных линий. Данная дисциплина ставит перед собой весьма амбициозные цели, такие, например, как установление этнической принадлежности носителей археологических культурно-хозяйственных ком-плексов или верификация исторического континуитета той либо иной этни-ческой общности. Естественно спросить, а откуда могут быть известны столь важные детали истории? Оказывается, ДНК содержит летопись человеческо-го рода, кодированную весьма необычным способом – с помощью устойчи-вых сочетаний нуклеотидов. Некоторые свойства ДНК позволяют использо-вать ее как весьма эффективный хронологический зонд при определении по-следовательности этапов сложения этнической общности и идентификации исходных для этой общности этнических компонентов. Отсюда понятен зна-чительный интерес, проявляемый к трудам генетиков, работающих над изу-чением распределения частот аллелей в популяциях и их изменения под влиянием движущих сил эволюции. Проводившиеся в течение последних лет исследования не только существенно скорректировали прежде существовав-шие представления о происхождении рода Homo sapiens и путях его ранних миграций, но и имеют, на наш взгляд, общеметодологическое значение, осо-бенно в части анализа негенных последовательностей ДНК, маркированных по признаку пола.
В каждой из клеток человеческого организма присутствует ДНК, со-держащая гены. ДНК воспроизводит и копирует все индивидуальные свойст-ва организма, поскольку хранит коды белков – строительных кирпичиков, из которых состоит тело. Коды белков «записаны» посредством различных со-четаний четырех химических соединений, так называемых базовых нуклео-тидов – аденина, гуанина, цитозина и тимина. Ребенок наследует ДНК каж-дого из родителей. При этом происходит рекомбинация – генетический об-мен между отцовской и материнской составляющими ДНК их ребенка. Одна-ко ДНК-вклад отца отличается от ДНК-вклада матери в двух сходных случа-ях. Отец не передает ребенку мтДНК (митохондриальную ДНК), которая со-держится вне ядра в особых образованиях – митохондриях, вырабатывающих энергию для клетки. МтДНК есть и у женщин, и у мужчин, но передается только по женской линии и представляет собой исключительно материнское нуклеотидное наследство.
С другой стороны, существует набор нуклеотидов, который передается только по мужской линии. Это так называемая Y-хромосома, хромосома-индикатор мужского пола. Y-хромосома есть у каждого мужчины, и ее на-следование есть преемство универсальное: она передается строго от отца к сыну в неизменном виде, в кроссинговере (обмене участками гомологичных (парных) хромосом, приводящем к перераспределению (рекомбинации) ло-кализованных в них генов) не участвует. Подобно мтДНК, нерекомбини-рующая часть Y-хромосомы остается неизменяемой из поколения в поколе-ние и по ней можно отследить эволюцию человека вплоть до древнейшего предка по мужской линии [2]. Это возможно благодаря тому, что в Y-хромосоме спорадически и спонтанно случаются уникальные «точечные» однонуклеотидные мутации, (так называемые снип-мутации, от английского single nucleotide polymorphism, SNP – однонуклеотидный полиморфизм), все носители которых являются потомками одного общего предка. На основе этих мутаций выделяются гаплогруппы – отдельные генеалогические ветви человеческого рода.
В настоящее время используется номенклатура линий Y-хромосомы, основанная на последовательности происхождения снип-мутаций. Выделено 20 основных гаплогрупп (родов), обозначаемых буквами латинского алфави-та от А до Т и объединяющих родственные этнические сообщества. Эти рода являются равноправными ветвями широкой генеалогической радиации, ис-ходящей от общего предка. Снип – единица длящегося мутационного пути, поэтому гаплогруппа не есть нечто униформное и недифференцированное. Каждая гаплогруппа представлена в свою очередь системой иерархически подчиненных друг другу ветвей – субкладов. Таким образом, классификаци-онный стеллаж нуклеотидных вариаций Y-хромосомы постоянно надстраи-вается по мере обнаружения все новых и новых снип-мутаций.
В данной статье, отчасти с ориентацией на эти разработки, будет сде-лана попытка обобщить имеющиеся в литературе сведения по Y-хромосомным гаплогруппам народов Кавказа. При некотором риске перейти границы допустимого, попытаемся акцентировать внимание на этническом происхождении тех мужских родов, из которых сложились коренные кавказ-ские нации. Цели и задачи настоящей работы не предполагают необходимо-сти в каком-либо обзоре источников, поскольку направлены на демонстра-цию лишь тех общих и хорошо апробированных выводов, которые вытекают из проводившихся исследований и все еще продолжающейся практической работы по анализу ДНК и филогенетической систематике. Наряду с изложе-нием установившихся к настоящему моменту представлений о географии и «родословном древе» гаплогрупп, которое, конечно, не может быть ориги-нальным, попытаемся более подробно остановится на данных, имеющих не-посредственное отношение к вопросу о природных ареалах и исторических миграциях человеческих рас и возможности объединения их в единицы более высокого ранга.
Следует сразу же подчеркнуть, однако, что в литературе отсутствует единство взглядов специалистов и однозначность в истолковании результа-тов изучения популяционного полиморфизма Y-хромосомы. Как показывает практика исследований в данной области, при построении выводов необхо-димо – в той или иной форме – учитывать зависимости от используемых в выводе допущений (гипотез), что является основным условием если не пре-дупреждения, то хотя бы снижения аргументационного брака. В ДНК-генеалогии при решении вопроса об установлении прародины гаплогруппы в качестве эвристических ориентиров используется ряд факторов. Предполага-ется, что на некий регион как на регион происхождения гаплогруппы косвен-но указывают ее частота на данной территории, разнообразие субкладов, древность возраста общего праотца носителей гаплогруппы, а также наличие предковых мутаций. Однако все эти наблюдения останутся лишь предполо-жениями до тех пор, пока в будущем для них не найдется более надежное ге-нетическое подтверждение. Таким может быть, к примеру, анализ останков из древних захоронений, показывающий присутствие той же гаплогруппы, которая является наиболее частой и у современного населения исследуемой территории.
Предварительно следует также отметить, что многочисленные лакуны в кавказоведении (такие, например, как проблема происхождение кавкасион-ного антропологического типа, остающаяся спорной гипотеза родства адыго-абхазских, картвельских и нахско-дагестанских языков, неопределенность этнической атрибуции майкопской и дольменной культур и многие другие)  чрезвычайно важны для ДНК-генеалогии – как то, что нуждается в постоян-ных заполнениях. Однако одна из особенностей этой дисциплины, связанная с ее общекультурно-философским фоном, важна уже с другой точки зрения – как площадка для дистанцирования от спекуляций на тему «чистоты крови» и попыток присваивания этнических номинаций только на основании данных популяционной генетики. Дело в том, что параллельные (лингвистические, антропологические, археологические, этнографические) редакции схемы ге-незиса того либо иного этноса по умолчанию предполагают учет материала смежных наук. Одно же из решающих достижений ДНК-генеалогии связано с возможностью комплексного рассмотрения проблемы происхождения и развития этносов, проблемы, инспирируемой противоречиями между взаи-модействующими, но не сливающимися картинами этногенеза, которые по-ставляются различными дисциплинами. ДНК-генеалогия возникла под влия-нием потребности найти более адекватную – по сравнению с той, которую представляет этнология, – экспликацию понятия «род». Исходным при этом было интуитивное понимание отношений родства как общности происхож-дения по прямой материнской или отцовской линии. Изучение наследствен-ных нуклеотидных структур в хромосомных чехлах для любых произвольно выбранных индивидов позволяет рассчитать примерный возраст ближайшего общего предка. Конечно, это еще не означает, что формализация отношения родства (на которую претендует ДНК-генеалогия) является адекватной при решении проблем этногенеза. Для заключения о том, насколько ДНК-генеалогические экзерсисы удовлетворительны с этой точки зрения, необхо-димо сопоставить их с данными иных источников.
В целом ряде исследований [3] было показано, что хотя на Кавказе пред-ставлено множество различных мужских родов, однако доминирую главным образом два, абсолютно преобладающие и по количеству носителей, и по по-пуляционному охвату. Они имеют следующие условные обозначения – G и J.

Согласно данным, полученным и обобщенным И. Насидзе [4], гаплогруппа G в популяциях Кавказа представлена (правда, на небольших выборках) со следующими частотами: осетины (Дигора) – 74%, рутульцы – 38%, лезгины (Дагестан) – 36%, грузины – 31%, абазины – 29%, кабардинцы – 29%, ингуши – 27%, осетины (Ардон) – 21%, азербайджанцы – 18%, армяне – 11%. По Насидзе, ареал распространения данной гаплогруппы географиче-ской целостности на Кавказе не образует, формируя чересполосный, изре-женный, язычковый профиль, сложным образом сочетающий в себе восхо-дящие и нисходящие тренды. Так, гаплогруппа G составляет приличную порцию Y-хромосомного пула лезгин и рутульцев, но практически незаметна у даргинцев, ощутимо присутствует у абазин и кабардинцев, и совершенно не выявлена у абхазов. Однако порой в отдельных популяциях она дает сплошной фон (например, у осетин Дигоры).
Результаты, полученные И. Насидзе и его коллегами, были уточнены в докладе Х.Д. Дибировой «Осетины - аланы или автохтонное население Кав-каза? (Итоги изучения гаплогрупп игрек-хромосомы)», представ-ленном на ряде конференций генетиков, в частности, на симпозиуме «Гене-тика человека», в рамках Съезда генетиков и селекционеров, посвященного 200-летию со дня рождения Ч. Дарвина и V Съезда Вавиловского общества генетиков и селекционеров, проходившего 21 – 27 июня 2009 года в Москве.
Доклад экспонировал          как опубликованные  данные по дистрибуции  гаплогруппы G, так и данные из еще не опубликованных работ, позволяющие ориентировать кавказские популяции в географическом и генетическом  про-странстве Евразии. Итак, гаплогруппа G с высокой частотой обнаружена среди представителей следующих
народов: казахские маджары – 87% исследованной выборки, шапсуги – 81%, осетины – 68%, абхазы – 55%, черкесы – 31%, грузины – 31%, кабардинцы – 29%, турки – 24%, азербайджанцы – 18%, лезгины – 17%, гагаузы – 14%, аварцы – 12%, сицилийцы – 12%, армяне – 11%, иранцы – 10%. Гаплогруппа G также выявлена и у балкарцев с частотой 26% [5].
Легко заметить, что для дистрибутивного профиля гаплогруппы G на Кавказе характерен явственно выраженный широтный тренд: при перемеще-нии с запада на восток частоты ее резко падают. В объединенной выборке популяций Дагестана доля этой гаплогруппы составляет 6% [6], в Чечне и Ин-гушетии – 5,6%. Таким образом, основной ареал G – Северо-Западный и Центральный Кавказ. Крутизна падения ее частот восточнее ядерной зоны дистрибуции стремительно увеличивается на уровне сочлене-ния осетинской и ингушской этносфер. Несколько менее выражен тренд дол-готный: движение курсом с севера на юг также обнаруживает определенное понижение процента встречаемости гаплогруппы G.
Как уже отмечалось выше, для современных популяций Кавказа до сих пор не прослежены генеалогические линии, по которым непосредственно, а не на основании косвенных (лингвистических, антропологических, археоло-гических) соображений можно было бы судить о том, как выглядел последо-вательный ряд их предков. В данном контексте принципиальным является вопрос о происхождение и исторических путях миграций гаплогруппы G. Существует предположение, что гаплогруппа G в историческое время гео-графически распространялась ираноязычными кочевниками – скифами, сар-матами, аланами. Цепочка рассуждений здесь примерно такая. G – основная гаплогруппа осетин. Осетины считаются прямыми потомками сарматского племени алан [7]. Следовательно, и у алан G, очевидно, должна была быть од-ной из основных гаплогрупп.
Этот силлогизм, спускающийся к выводу по непрочным ступенькам промежуточных предположений, спотыкается, по-видимому, о карту совре-менного распределения гаплогруппы G. Во-первых, осетины – единственный ираноязычный народ среди кавказских держателей гаплогруппы G, а ведь аланская генеалогия осетин опирается, главным образом, на соображения лингвистического порядка. Почему шапсуги, абхазы, адыги, грузины и дру-гие высокочастотные G не являются ираноязычными? Во-вторых, из римских источников известно о массовых миграциях алан в Европу (в частности, аланское королевство существовало в Испании [8]; весьма вероятно, что какая-то часть алан осела на Пиренейском полуострове и растворилась среди мест-ного населения), так что в случае, если G является аланской гаплогруппой, следовало бы ожидать богатой G-гаплотизации западнее Рейна. В действи-тельности, однако, доля гаплогруппы G в европейских популяциях не пре-вышает 5%. С другой стороны, неожиданно высокий процент ее обнаружива-ется вне зоны аланских миграций – в Турции, Иране, Афганистане (пуштуны – 11,5% [9]), Пакистане (брагуи – 20%, калаши – 20% [10]). Гипотеза, согласно ко-торой G имеет аланский генезис, не может объяснить этот дислокационный метаморфизм. Вряд ли афганские и пакистанские G обязаны своим происхо-ждением аланам, обитавшим на Нижнем Дону и в степях Северного Причер-номорья. Кроме того, подавляющее большинство из найденных в захороне-ниях Сибири и Средней Азии мужских останков, идентифицируемых как скифские и тохарские, содержат другую гаплогруппу, гаплогруппу R1a [11]. Следовательно, присутствие в популяции гаплогруппы G не является призна-ком, диагностирующим скифо-сармато-аланские генетические инфлюации.
Итак, статистическая обработка данных по наличной дистрибуции гап-логруппы G четко выделяет область наивысших ее частот – Северо-Западный и Центральный Кавказ. На восточном и южном выходах из ядерного ареала G «вязнет» в пластах других гаплогрупп, раскрывается на ряд тонких швов, теряет мощность и интенсивность, что влечет за собой смену гаплогруппного состава в смежных популяциях. К северу от кавказского региона этническим бордюром, обозначающим границы ареала рода G, является распространение славянского населения. Исходя из этой обособленности Кавказа в масштабе всей Евразии, можно прийти к выводу, что ни один из европейских или сред-невосточных порядков рассматриваемого нами генеалогического отдела че-ловеческого рода, даже если включать не только современные, но и вымер-шие формы, не может быть признан за предковый. Соответственно, гапло-группа G является собственно кавказской по происхождению. Археологиче-ски ей с определенной вероятностью можно поставить в соответствие про-тоадыго-абхазскую майкопскую культуру.
Однако против этого предположения могут быть выдвинуты возраже-ния, связанные с относительной мутационной бедностью G на Кавказе. Кос-венным показателем прародины гаплогруппы служит разнообразие произ-водных от нее «ветвей» в каком-то конкретном регионе. Обилие видов и под-видов в пределах рода на определенной территории свидетельствует о том, что этот род на данной территории пережил фазы популяционного расцвета и прогресса. В зоне наибольшего разнообразия за долгое время могли накопит-ся множественные мутации, которые порциями «впрыскивались» затем в со-предельные районы. Допустить же обратное, а именно, что все субклады гап-логруппы синхронно или последовательно мигрировали в область современ-ного наибольшего разнообразия из другого региона гораздо сложнее. В ряде работ [12] было установлено, что все известные на сегодняшний день производ-ные «ветви» гаплогруппы G (G1, G2, G3, G5, G*) обнаружены на территории Пакистана, Ирана и Турции. Для сравнения, на Кавказе G представлена толь-ко двумя «ветвями» – G1 и G2. Разумеется, остальные субклады могли быть устранены действием генетического дрейфа, неизбежного в компактных по-пуляциях и стимулируемого культурными изолирующими механизмами и ес-тественными географическими преградами. Тем не менее, в качестве вероят-ной прародины гаплогруппы G предпочтительнее выглядит регион Ближнего и Среднего Востока. Следовательно, преобладание G не обособляет Кавказ генеалогически от смежных областей, а, напротив, связывает с ними (прежде всего с Малоазиатским и Иранским нагорьями).
Другая гаплогруппа, широко представленная в кавказских популяциях – это гаплогруппа J. Данный род делится на две обособленные подгруппы: J1 и J2. Поскольку весьма вероятно, что гаплогруппа J появилась на Кавказе уже дифференцированной на семейства J1 и J2 имеет смысл рассматривать каждое из них по отдельности. Вообще, следует попутно отметить, что ана-литическая дистилляция гаплогрупп носит условный характер – производная генеалогическая ветвь, рассматриваемая в качестве субклада по отношению к роду в целом, может сама являться родовой для своих собственных мутаци-онных дериватов.
В работе Б.Б. Юнусбаева «Популяционно-генетическое исследование народов Дагестана по данным о полиморфизме Y–хромосомы и ALU–инсерций» было выявлено абсолютное преобладание гаплогруппы J1 в Даге-стане. Ряд дагестанских популяций, нормированный по частотности гапло-группы J1, выглядит следующих образом: даргинцы – 91%, аварцы – 67%, чамалинцы – 67%, лезгины – 58%, табасаранцы – 49%, андийцы – 37%, ба-гуалинцы – 21%, кумыки – 20% [13].

Эти данные, как легко заметить, существенно расходятся с результатами, экспонированными в нескольких публикациях Насидзе и его коллегами. По Насидзе гаплогруппа J1 на Кавказе не представлена, зато часто встречается гаплогруппа F. Это противоречие связано с тем, что некоторые гаплогруппы Насидзе не определял, то есть не «типировал» снип-мутации, маркирующие гаплогруппы. Найденные Насидзе F в Дагестане – это, весьма вероятно, «недотипированные» J1, в Осетии и Грузии – «недотипированные» G (гаплогруппа F является предковой по отношению к G и J). Неясным в этом раскладе остается гаплогруппный статус чеченских и ингушских F, однако, поскольку гаплогруппа J1 была обнаружена в популяции чеченцев-аккинцев [14], есть основания полагать, что чеченские и ингушские F – это также в действительности представители генеалогической линии J1. Косвенным подтверждением общности происхождения нахско-дагестанских этносов может служить и лингвистическое родство между ними. По-видимому, и в Чечне и Ингушетии преобладает J1, хотя и не столь монопольно, как в Дагестане.
Итак, гаплогруппа J1 пространственно тяготеет к Северо-Восточному Кавказу, имеет ядерный ареал в Дагестане, монотонно и пропорционально теряя концентрацию в западном и южном направлениях. Частота J1 состав-ляет на отдельных выборках в популяциях кабардинцев, балкарцев и грузин 9%, 4% [15] и 5% [16] соответственно. Важным источником информации о популя-ционном полиморфизме Y-хромосомы становятся в последнее время элек-тронные базы данных коммерческого тестирования. Согласно результатам коммерческого тестирования, около 13% армян также являются носителями гаплогруппы J1 [17]. Совершенно иная картина наблюдается на северном фланге ядерного ареала J1. Здесь стремительно исчезает и рассеянная концентрация данной гаплогруппы – в славянских и тюркских популяциях она встречается в единичных случаях. Таковы основные векторы пространственной зональности гаплогруппы J1 на Кавказе. Анализ их дает основание предполагать, что вайнахские и дагестанские популяции вплоть до настоящего времени эволюционировали совместно и дивергировали весьма незначительно.
В евразийском масштабе основной ареал гаплогруппы J1 – Ближний Восток. Она является принадлежностью и атрибутом главным образом семи-тоязычных народов. С наибольшей частотой гаплогруппа J1 представлена на Аравийском полуострове, в частности, в Йемене (76%), Саудовской Аравии (64%), Катаре (58%) [18], а также у евреев (46% )[19]. Таким образом, кавказские J1 (в отличие от G, эксклюзивно приуроченных к Кавказу) – это не просто ге-неалогически изолированный клочок какого-то древнего рода, а часть ги-гантского переднеазиатского гаплогруппного острова.
Означает ли столь неожиданный результат, сближающий семитские и кавказские популяции, что представления о нахско-дагестанских этносах как о древнейшем коренном населении Кавказа неверны и нуждаются в пере-смотре? Может быть, их присутствие на Кавказе есть результат еврейских и/или арабских миграций в историческое время? Пока для такого вывода ос-нований нет. Прежде всего, не все возможности построения автохтонистской модели исчерпаны. Возраст гаплогруппы J1 превышает 10 тысяч лет и семит-ские и кавказские J1 могли расщепиться еще в неолите. К тому же частота гаплогруппы в компактной и географически обособленной популяции чувст-вительным образом зависит от феномена, известного как дрейф генов. Даже небольшие, вызванные случайными причинами изменения в ходе социальной и биологической репродукции Y-хромосомы резко сказываются на концен-трации той либо иной гаплогруппы (нередко оборачиваясь для минорных ро-дов демографическим коллапсом), особенно в условиях отсутствия межпопу-ляционной брачной циркуляции. В результате образуется недоимка исходной для этноса древней гаплогруппы и, как следствие, генетический облик данно-го этноса модифицируется и модернизируется. В этом случае анализ ДНК-маркеров парадоксальным образом полностью «затемняет» вполне конкрет-ное историческое сцепление генетики с процессами формирования этносов. Скачкообразное понижение частот J1 за пределами Дагестана может быть эффектом генетического дрейфа и не отражать никаких исторических реалий этногенеза. Однако в любом случае, если гаплогруппа G по своему происхо-ждению и по своей дистрибуции лишь несколько «тянет» к Среднему и Ближнему Востоку, то J1 устанавливает для Кавказа с данным регионом прочную генеалогическую связь.
При рассмотрении картины популяционно-географической изменчиво-сти Y-хромосомы на Кавказе обращает на себя внимание одна любопытная деталь. Легко заметить, что гаплогруппы G и J1 имеют супротивную локали-зацию. Сердцевина их дистрибуции – Северо-Западный и Северо-Восточный Кавказ соответственно. Что же является причиной такого неравномерного распределения? Означает ли это, в частности, что перед нами свидетельство о независимом распространении навстречу друг другу различных по проис-хождению этнических массивов, так и не достигших полного перекрывания ареалов? Данный вопрос в настоящее время не может быть разрешен более или менее достоверно. Построение миграционных треков гаплогрупп сопря-жено со значительными методологическими трудностями. Еще сложнее во-прос о месте и времени происхождения отдельных гаплогрупп, слагающих этносы – четкие и однозначные хроно и топоиндикаторы для ответа на него пока что не обнаружены. Многие весьма характерные для Кавказа генеалоги-ческие линии могли возникнуть задолго до становления кавказских народов и войти в их состав извне уже вполне сформировавшимися. Однако вильча-тая разветвленность совокупного дистрибутивного профиля гаплогрупп G и J1 свидетельствует в пользу гипотезы о самостоятельной и автономной эво-люции данных гаплогрупп на Кавказе.
Наряду с J1 другим дериватом большого рода J является субклад J2, так же широко представленный в кавказских популяциях. По данным Насидзе (таблица 1), гаплогруппа J2 выбирает 32% игрек-хромосомного пула ингу-шей, 31% – азербайджанцев, 29% – осетин Ардона, 26% – чеченцев, 25% – абхазов, 24% – армян, 21% – грузин (в Казбегском районе – 72%), 12% – ка-бардинцев. Данная гаплогруппа обнаружена также в достаточно объемной выборке балкарцев с частотой 15% [20]. В то же время средняя частота J2 в Дагестане не превышает 9%.
В отличие от G и J1, гаплогруппа J2 не имеет строгой географической сопряженности с каким-либо определенным регионом Кавказа, ее конфигу-рация практически равновесна, дистрибутивный профиль не резко скошен, а, скорее, «многоглав». В целом гаплогруппа J2 характеризуется большей отно-сительно G и J1 выдержанностью по простиранию (хотя в целом примеси G, J1 и J2 являются сквозными по всему Кавказу). Можно выделить разве что незначительный широтный тренд: к чечено-дагестанскому шву стремительно увеличивается доля J1, а интенсивность J2 затухает. В какой степени это от-ражает этнический фактор генезиса кавказских обществ судить затрудни-тельно. На сегодняшний момент можно только констатировать, что если для G и J1 характерно наличие относительно узких зон дислокаций, то генеало-гические «флюиды» J2 проницают весь Кавказ.
В масштабе Евразии рамки бытования гаплогруппы J2 несколько шире ареала близкого к ней по происхождению семейства J1, хотя она также имеет отчетливо выраженную переднеазиатскую ориентацию. J2 является типичной для всего Ближнего Востока, а не только для семитоязычных этносов. Часто-ты J2 в ближневосточных популяциях стабильно высоки, в то время как ам-плитуда их вариаций относительно невелика. В различных арабских выбор-ках данная гаплогруппа встречается с частотой от 3% до 25%, турецких – от 18% до 28%, у курдов ее частота достигает 28%, евреев-ашкенази – 23%, ев-реев-сефардов – 29% [21] (с частотой 34% недифференцированная J обнаружена в Иране [22]). Область распространения J2 «наползает» и на Европу, охватывая Восточное Средиземноморье и отдельными «жгутами» проникая вглубь Цен-тральной Европы. В Италии и Греции от выборки к выборке частота ее ко-леблется от 9% до 36% и от 10% до 48% соответственно [23]. Уверенно просле-живается J2 и к северу от Кавказа, в славянских (около 2% у русских [24]) и тюркских (10% у караногайцев [25]) популяциях. Таким образом, налицо единый массив, простирающийся через Западную Евразию от Адриатики до Инда и имеющий эпицентром район Плодородного полумесяца.
Сделанные наблюдения с осторожностью можно назвать закономерно-стью. У кавказцев, представленных лингвистически неоднородным конгло-мератом этносов, доминируют в настоящее время две реликтовые евразий-ские (но не европейские по происхождению) гаплогруппы – G и J. Как спра-ведливо отмечается в литературе, «популяции Кавказа по распределению частот Y-хромосомы близки к популяциям Ближнего Востока» [26]. В связи с этим позволительно говорить о едином переднеазиатском кластере, объеди-няющем родственные по происхождению популяции: евреев, арабов, турок, курдов, иранцев, кавказцев.
Весьма вероятно, что G и J проникли на Кавказ независимо друг от друга (скорее всего, и в разное время). В одном случае достаточно очевидно, откуда и куда шло перемещение: конечно, носители гаплогруппы J мигриро-вали с Ближнего Востока на Кавказ, а не в обратном направлении. Но отно-сительно дистрибуции гаплогруппы G не так просто установить, где средото-чие, а где периферия. Повышенная частотность в популяциях определенного региона не всегда указывает на место возникновения гаплогруппы, нередко бывает иначе – там, где некий род возник изначально, ему негде развиться, он зажат соперниками и понуждается к миграции. Можно предположить, что носители G появились на Кавказе, следуя транзитом с территории современ-ного Ирана или Пакистана через Средний Восток. Конечно, процессы пере-селенческого движения популяций изложены здесь несколько упрощенно, без учета возможности возвратных миграций, в результате которых как час-тоты гаплогрупп, так и их субкладный состав могли заметно измениться.
Особенно интересным является то обстоятельство, что в ходе эволю-ции кавказских гаплогрупп имела место явная географическая специализа-ция. Ареалы родов G и J, очевидно, не сразу приняли те очертания, которые наблюдаются в настоящий момент, но постепенно гаплогруппная поляриза-ция между Северо-Западным и Северо-Восточным Кавказом достигла значи-тельных величин. Впрочем, поскольку строгой гаплоизоляции на Кавказе ни-когда не существовало, в зоне контакта данных родов образовалось некото-рое количество переходных гаплогруппных комплексов гибридного проис-хождения. Вообще же распределение Y-хромосомных линий в пределах еди-ного брачного пространства не следует представлять себе как некую упоря-доченную и гармоничную картину, где области преобладания одной линии регулярно чередуются с областями преобладания другой. Характер движения гаплогрупп в этом случае не «ламинарный», а «турбулентный», то есть носит хаотический, беспорядочно меняющийся характер, что приводит со временем к полному их перемешиванию. То есть, гаплогруппный состав панмиксных популяций должен быть относительно однородным. На Кавказе, однако, ни-чего подобного нигде не наблюдается.
Два очерченных гаплогруппных массива (маркированных доминацией родов G и J соответственно) – это две генеалогических слагаемых Кавказа. Как сложились эти массивы, должны объяснять историки, лингвисты, антро-пологи, археологи, этнографы. Построить вывод о формате и схемах проте-кания этногенеза средствами только ДНК-генеалогии невозможно. Совре-менная этнология располагает достаточно тонкими и рафинированными ме-тодами идентификации основных параметров этничности: языка, антрополо-гии, самосознания, материальной и духовной культуры. Возникает важный вопрос: являются ли различные этнические характеристики автономными по отношению друг к другу или между ними может быть установлена причин-но-следственная либо функциональная зависимость? Из общих соображений логично допустить, что исследование полиморфизма Y-хромосомы экспли-цирует глубокие и сложные этногенетические и этнокультурные процессы, которые некоторым образом должны коррелировать с глоттогонией и расо-образованием. Однако надежных методов, которые позволили бы твердо свя-зать гаплогруппы и языковые семьи и поставить в соответствие генеалогиче-ским ветвям человеческого рода те или иные антропологические типы на се-годняшний момент не существует. Сейчас, например, невозможно однознач-но и определенно ответить на вопрос, ассоциировано ли распространение га-плогруппы J1 на Кавказе с наличием семитского компонента, а гаплогруппы G – с внедрением в кавказскую среду ираноязычных кочевников. Но родство популяций Кавказа с популяциями Ближнего Востока несомненно.
Собственно говоря, вывод о том, что кавказские этносы генеалогически являются частью большой ближневосточной семьи народов, отнюдь не явил-ся полной неожиданностью. Можно сказать, что его уже отчасти подготови-ло развитие цивилизационной теории, интуитивно, но активно нащупываю-щей контуры ближневосточной цивилизации через религиозные (исламские) коннотации [27]. Ряд фактов, добытых из простого анализа расовых признаков, прямо указывал на сходство морфологических комплексов переднеазиатских и кавказских популяций [28]. С другой стороны, ареалы гаплогрупп при наложе-нии не совпадают не только с религиозными, но и с лингвистическими рубе-жами. Характерный пример – широкий шлейф гаплогруппы J, перерезающий языковые границы и объединяющий семито-, тюрко-, ирано-, кавказоговоря-щие нации. Впрочем, данные о полиморфизме Y-хромосомы лишний раз подчеркивают гипотетичность теорий общего происхождения нахско-дагестанских, адыго-абхазских и картвельских языков (солидность ее подры-вается ДНК-генеалогическим «разломом» народов Кавказа на тех, у кого преобладает гаплогруппа G, и тех, у кого преобладает гаплогруппа J). Что ка-сается проблемы генезиса представленных на Кавказе антропологических типов, то здесь возможна, по-видимому, несколько большая определенность.
Расы формируются в ходе приспособительной эволюции популяции к условиям среды и характеризуются суммой морфофизиологических парамет-ров, а также определенным ареалом. Поскольку фенотипические признаки кодируются генами (пусть этот процесс и опосредован экологическими фак-торами), возникает вопрос, соответствуют ли антропологические границы ге-нетическим? В частности, выражается ли соотношение характерных для по-пуляций Кавказа гаплогрупп и антропологических типов в форме какой-либо зависимости? Конечно, даже если подобная зависимость и существует, она вряд ли является тривиальной, так как Y-хромосома не содержит генов, отве-чающих за фенотип. Гены, определяющие признаки внешности, индивид может случайным образом получить по любой генеалогической линии, не обязательно прямой отцовской. Следовательно, между гаплогруппами и ра-сами прямой однозначной зависимости нет, однако связи статистического склада вполне могут быть установлены.
Некоторые специалисты-расологи давно обратили внимание на морфо-логическое сходство между распространенным на Балканах динарским ан-тропологическим типом, переднеазиатским типом, широко встречающимся по всему Ближнему Востоку и имеющим наивысшую концентрацию в Арме-нии, Малой Азии, юго-восточной Грузии, Сирии, Ливане, Иране и Азербай-джане, и кавкасионным типом, представленным на Северном Кавказе. Вы-дающийся советский антрополог В.П. Алексеев объединил данные антропо-логические типы в рамках единого расового ствола – балкано-кавказской ра-сы [29]. Не претендуя на компетентное обсуждение, тем более критику его по-строений, отметим любопытный факт – границы балкано-кавказской расы по Алексееву достаточно точно соответствуют региону, характеризующемуся полным преобладанием гаплогруппы J. Возможно ли, что именно гаплогруп-па J явилась мощным генетическим донором для системы популяций, обла-дающих фенотипическим сходством, системы, представленной на антропо-логическом уровне целым рядом морфологически слабо обособленных эко-лого-географических рас – от динарской до кавкасионной?
Хотя кавкасионцы (карачаевцы, балкарцы, осетины, кабардинцы, гор-ные этнографические группы грузин, чеченцы, ингуши и народы Западного Дагестана) и производят впечатление отпрысков единой предковой группы, их кажущаяся монофилия, как было показано выше, лишь иллюзия. У наро-дов Северо-Западного Кавказа преобладает гаплогруппа G, у народов Севе-ро-Восточного Кавказа – гаплогруппа J. Было ли обусловлено распростране-ние кавкасионного типа в кавказских G-популяциях проникновением носите-лей гаплогруппы J на Центральный и Северо-Западный Кавказ? Не обяза-тельно. Во всяком случае, могло быть обусловлено не только этим. Расово эволюционирующие в одном направлении популяции достаточно быстро конвергируют. Основное значение приобретает здесь генетическая изоляция, относительно хорошо выдержанная в пределах Кавказа, где в ходе культуро-генеза выработалась система запретов на экзогамные браки (успешно под-держивавшаяся ввиду наличия достаточно надежных высокогорных убе-жищ). Наблюдая изменения в антропологическом облике этнических групп, нетрудно прийти к выводу о постепенном возрастании межпопуляционного сходства в пределах одной и той же географической зоны как за счет выпа-дения из состава популяций более редких, отчасти эндемичных вариантов га-битуса, так и за счет натурализации наиболее активных из числа других.
Связь конкретного антропологического типа с определенными генны-ми мутациями достаточно очевидна, а поисково-оценочные критерии и при-знаки, разработанные на этой основе, являются чрезвычайно важными при установлении происхождения населения рассматриваемой территории. Од-нако увлеченность генетической стороной проблемы, когда с тем либо иным гаплогруппным составом связывают специфические комплексы расовых про-явлений без учета вмещающей среды, ее состояния, хронологии изменения реакционных особенностей, без учета истории становления экологической структуры региона – не дают положительных результатов в оценке парамет-ров расогенеза. Наиболее работоспособными моделями расообразования яв-ляются те, которые учитывают экологический фактор как генератор антропо-логических процессов, активизатор формирования расовых особенностей, создающий предпосылки рассеяния одних и концентрации других признаков внешности в популяции и провоцирующий изменение параметров самой сре-ды в конкретной исторической обстановке. Следовательно, ассоциировать распространение балкано-кавказской расы исключительно с миграциями но-сителей гаплогруппы J не приходится, однако участие их в развитии динар-ского, переднеазиатского и кавкасионного типов представляется все же весь-ма вероятным.
Мы остановились только на главнейших и наиболее общих особенно-стях современной ДНК-генеалогии народов Кавказа, касающихся полимор-физма Y-ДНК. Анализ свидетельств гаплогруппной географии Y-хромосомы дает основания для отнесения кавказских популяций к большому ближнево-сточному генеалогическому массиву. На Кавказе доминируют два мужских рода – G и J. Такая картина наблюдается во всех исследовавшихся популяци-ях. Каждая выборка обнаруживает характерные комбинации специфических субкладов G и J, что полностью подтверждает переднеазиатское происхож-дение кавказских этносов. Северным рубежом распространения гаплогрупп G и J выступают степи Предкавказья. Наиболее высокое разнообразие типов J отмечено в горах Загрос в южном Курдистане, расположенном на северо-восточном побережье Персидского залива [30]. Тем самым, область прародины клана J помещается рядом исследователей на территории современного Ира-на. Истоки G, как уже отмечалось, также распознаются на Среднем Востоке. Если рассматривать альтернативные направления ДНК-генеалогии, напри-мер, связанные с изучением популяционно-географического профиля гаплог-рупп митохондриальной ДНК, то каждое из них позволит эксплицировать для коренных кавказских этносов иные отличительные черты, появившиеся или сформировавшиеся в ходе этногенеза.
Феномен этничности определяется сложным переплетением общности происхождения, языка, территории, культуры, религии и т. п. При рассмот-рении ДНК-генеалогического аспекта этничности интерес, прежде всего, представляет специфика территориального размещения (концентрация или разбросанность) генеалогических линий человеческого рода. При этом, одна-ко, критерии автохтонности или пришлости устанавливаются сложно, так как картировать процессы, приведшие к современной региональной дистрибуции гаплогрупп затруднительно из-за позднейших и возвратных миграций, явле-ний генетического дрейфа и т. п., что существенно снижает точность истори-ко-культурных сопоставлений. Одним из методологически наиболее эффек-тивных инструментов определения прародины гаплогруппы может стать оценка возраста общего предка ее носителей. Данная идея носит в настоящий момент достаточно умозрительный характер – обоснованного и общепри-знанного метода определения расстояний до ближайшего общего предка еще нет. Версионная природа ДНК-генеалогических построений не должна, одна-ко, смущать. Есть все основания надеяться, что валидность разрабатываемых методик датировки возраста гаплогрупп на определенной территории будет в ближайшее время обоснована и станет прочным завоеванием науки.
Литература:

[1] Тхагапсоев Х.Г. Цивилизационная идентичность кавказского этнического сообщества: информационно-коммуникативная концепция // Этнос: проблемы социокультурной самоорганизации. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2006. С. 32

[2] Оппенгеймер С. Изгнание из Эдема. – М.: Издательство Эксмо, 2004. С. 65–66; Jobling M.A., Tyler-Smith C. Fathers and sons the Y chromosome and human evolution // TIG. November 1995. Vol. 11. No 11. P. 449

[3] Боготова З.И. Изучение генетической структуры популяций кабардинцев и балкарцев. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. – Уфа, Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, 2009; Юнусбаев Б.Б. Популяционно-генетическое исследование народов Дагестана по данным о полиморфизме Y–хромосомы и ALU–инсерций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. – Уфа, Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, 2006; Battaglia V. et al. Y-chromosomal evidence of the cultural diffusion of agriculture in southeast Europe // European Journal of Human Genetics. 2009. 17 (6); Nasidze I., Ling E.Y.S., Quinque D. et al. Mitochondrial DNA and Y-Chromosome Variation in the Caucasus // Annals of Human Genetics. 2004. 68

[4] Nasidze I., Ling E.Y.S., Quinque D. et al. Mitochondrial DNA and Y-Chromosome Variation in the Caucasus // Annals of Human Genetics. 2004. 68. Р. 213

[5] Battaglia V. et al. Y-chromosomal evidence of the cultural diffusion of agriculture in southeast Europe // European Journal of Human Genetics. 2009. 17 (6). Р. 4

[6] Юнусбаев Б.Б. Указ. соч. С. 15

[7] Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ученые записки Императорского Московского университета. Вып. 1. – Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, 1992

[8] Корсунский А.Р. Готская Испания. Очерки социально-экономической истории. – М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 13–16

[9] Firasat F. et al. Y Chromosomal Evidence for a Limited Greek Contribution to the Pathan Population of Pakistan // European Journal of Human Genetics. 2007. 15 (1). Р. 123

[10] Sengupta S. et al. Polarity and temporality of high-resolution y-chromosome distributions in India identify both indigenous and exogenous expansions and reveal minor genetic influence of Central Asian pastoralists // The American Journal of Human Genetics. 2006. Volume 78, Issue 2. Р. 206

[11] Keyser C., Bouakaze C., Crubеzy E. et al. Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people // Human Genetics. Volume 126. Number 3. 2009; Li C. et. al. Evidence that a West-East admixed population lived in the Tarim Basin as early as the early Bronze Age // BioMed Central Biology. 2010. 8:15. Р. 6

[12] Cinnioglu C. Excavating Y-chromosome haplotype strata in Anatolia // European Journal of Human Genetics. 2004. 114 (2); Regueiro М. et al. Iran: Tricontinental Nexus for Y-Chromosome Driven Migration // Human Heredity. 2006. vol. 61 (3); Sengupta S. et al. Polarity and temporality of high-resolution y-chromosome distributions in India identify both indigenous and exogenous expansions and reveal minor genetic influence of Central Asian pastoralists // The American Journal of Human Genetics, Volume 78, Issue 2, 2006

[13] Юнусбаев Б.Б. Указ. соч. С.14

[14] Tofanelli S. et al. J1-M267 Y lineage marks climate-driven pre-historical human displacements Phylogeography of the J1 Y lineage // European Journal of Human Genetics. November 2009. 17

[15] Боготова З.И. Указ. соч. С. 19

[16] Battaglia V. et al. Y-chromosomal evidence of the cultural diffusion of agriculture in southeast Europe // European Journal of Human Genetics. 17 (6). 2009. Р. 4

[17]
[18] Alshamaly F. et al. Local Population Structure in Arabian Peninsula Revealed by Y-STR Diversity // Human Heredity. 2009. 68; Cadenas A., Zhivotovsky L., Cavalli-Sforza L., Underhill P., Herrera R. Y-chromosome diversity characterizes the Gulf of Oman // European Journal of Human Genetics. March 2008. 16 (3)

[19] Hammer M. et al. Extended Y chromosome haplotypes resolve multiple and unique lineages of the Jewish priesthood // Human Genetics. 2009. November. 126 (5). Р. 709

[20] Боготова З.И. Указ. соч. С. 19

[21] Semino О. et al. Origin, Diffusion, and Differentiation of Y-Chromosome Haplogroups E and J: Inferences on the Neolithization of Europe and Later Migra-tory Events in the Mediterranean Area // American Journal of Human Genetics. 2004. 74 (5). Р. 1028

[22] Regueiro М. et al. Iran: Tricontinental Nexus for Y-Chromosome Driven Migration // Human Heredity. 2006. vol. 61 (3). Р. 137

[23] Semino О. et al. Origin, Diffusion, and Differentiation of Y-Chromosome Haplogroups E and J: Inferences on the Neolithization of Europe and Later Migra-tory Events in the Mediterranean Area // American Journal of Human Genetics. 2004. 74 (5). Р. 1028

[24] Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. – М.: ООО «Луч», 2007. С. 154

[25] Юнусбаев Б.Б. Указ. соч. С.14

[26] Боготова З.И. Указ. соч. С. 22

[27] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.

[28] Абдушелишвили М.Г. К краниологии древнего и современного населения Кавказа. Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1966; Алексеев В.П. География человеческих рас. – М.: Мысль, 1974; Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. — М.: Наука, 1980

[29] Алексеев В.П. Указ.соч. С. 216–219

[30] Оппенгеймер С. Указ. соч. С. 204–205


Рецензии
Вы - albinosvchernom
http://albinosvchernom.livejournal.com/
Имя: albinosvchernom
Дата рождения: 03-28
Местоположение: Ставрополь, Ставропольский край, Russian Federation

Или цитируете ?!

http://www.proza.ru/2011/03/25/365

Петр Золин 2   25.03.2011 16:57     Заявить о нарушении
Да, это я, разумеется.

Иван Дамаскин   26.03.2011 10:30   Заявить о нарушении
Тогда стоит учитывать всех участников формирования этносов - носителей мужских и женских гаплогрупп. Гипертрофия одной - тупик, а иногда и неосознанная провокация.

Петр Золин 2   26.03.2011 20:05   Заявить о нарушении
"Мы остановились только на главнейших и наиболее общих особенностях современной ДНК-генеалогии народов Кавказа, касающихся полиморфизма Y-ДНК. Если рассматривать альтернативные направления ДНК-генеалогии, например, связанные с изучением популяционно-географического профиля гаплогрупп митохондриальной ДНК, то каждое из них позволит эксплицировать для коренных кавказских этносов иные отличительные черты, появившиеся или сформировавшиеся в ходе этногенеза".
Стоит учитывать все то, что релевантно заявленной теме. Название статьи - "Некоторые аспекты ДНК-генеалогии народов Кавказа", не более того. Обо всем написать невозможно. Меня интересуют именно мужские генеалогические линии, а кто-то другой, возможно, напишет только о женских. Вот, скажем, у М.А. Бермишевой все статьи, на которые я наталкивался в интернете, были посвящены анализу мтДНК у различных народов России. Это что, было сделано в целях провокации?
Впрочем, что касается Кавказа, вряд ли анализ полиморфизма мтДНК покажет картину, существенно отличную от той, что получается при рассмотрении дистрибуции Y-хромосомных триб.

Иван Дамаскин   27.03.2011 01:08   Заявить о нарушении
Если говорить о формировании этносов, то совместный учёт всех мужских и женских гаплогрупп в конкретном этносе обязателен. Выводы только на "мажорах" - мужских или женских - и оказываются вне реалий истории, да и всей науки.

Петр Золин 2   27.03.2011 05:33   Заявить о нарушении
Уважаемый Петр Михайлович! Я очень люблю критику, но только если она носит конкретный характер. У Вас есть конкретные замечания по самой статье? Если нет, о чем мы говорим? О том, что нужно изучать и популяционный полиморфизм мтДНК? Нужно конечно, кто спорит? А изменчивость биохимических маркеров, групп крови, аутосомных ДНК-маркеров и т. д. не нужно изучать? Разве это менее важно? В конце концов и полиморфизм Y-хромосомы измеряется не только частотами и разнообразием гаплогрупп, но и STR-филогенией и STR-разнообразием. Так что исследование генофонда - это огромная работа, которая в принципе не может быть исчерпана одной популярной статьей. Означает ли это, что необозримость горизонтов популяционной генетики накладывает некое моральное табу на попытки делать выводы из имеющихся заведомо неполных данных? Сомневаюсь в этом. Выводы делать необходимо, но необходимо также и указывать границы их применимости, о чем я и пишу в своей статье. Так что Ваши упреки считаю совершенно необоснованными.

Иван Дамаскин   28.03.2011 23:23   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2011/03/26/271 Состав этносов по mtDNA
http://www.proza.ru/2011/03/23/243 Они сводят ДНК-генеалогию к У-ДНК-генеалогии и упорно считают, что так ДНК-генеалогию должны представлять и все
http://www.proza.ru/2011/03/20/1774 . При этом почти все народы в своём составе имеют хотя бы носителей нескольких мужских гаплогрупп, не говоря уже о женских.
http://www.proza.ru/2011/03/26/294 ; http://www.proza.ru/2011/03/25/365 ; http://www.proza.ru/2011/03/23/680 Классические маркеры . К примеру, ACP1, ESD, HP, GC, TF, GLO1, С’3, PGM1, ABO, RH, PTC, CER. (Интернет).
Аутосомные диаллельные ДНК маркеры : АСЕ, PV92, TPA25, FXIIIB, ApoA1, A25, B65, ССR5del32. (Интернет).
Аутосомные мультиаллельные ДНК маркеры : D1S80, ApoB, DM, SCA1, DRPLА. (Интернет).
Однородительские ДНК маркеры (Интернет).
Квазигенетические маркеры: данные о частотах фамилий, представляющих конкретные популяции; фамилии в родословных на глубину в число документированных поколений.
А непосвященных упорно личиком вонзают в Однородительские ДНК маркеры (Интернет). Да ещё гипертрофируют значение У-ДНК-маркеров. АА, это справедливо ?!

А какие упреки Вы считаете совершенно необоснованными ?!

Петр Золин 2   30.03.2011 12:21   Заявить о нарушении
Упреки в том, что я делаю выводы о происхождении этносов только на основании анализа одной генетической линии. Эти упреки несправедливы. Иначе пришлось бы признать, что никаких выводов делать нельзя до тех пор, пока полностью не изучен геном каждого человека на Земле. Скажем, те классические и аутосомные маркеры, о которых Вы упоминаете - это всего лишь "верхушка айсберга".

Иван Дамаскин   02.05.2011 15:28   Заявить о нарушении
На основании анализа одной генетической линии можно делать выводы о каком-то роде (носителе конкретного гаплотипа конкретной гаплогруппы) в составе этноса. А этносы в последние несколько тысяч лет, если не больше, создаются носителями хотя бы нескольких мужских и женских гаплогрупп. Пока это истина в последней инстанции.

Петр Золин 2   11.05.2011 20:36   Заявить о нарушении
Ну а с этим-то кто спорит? :)

Иван Дамаскин   16.05.2011 21:25   Заявить о нарушении