Встреча с Алхимиком

1.

В один из хмурых грозовых дней, когда молнии блистают в небе, словно глаза демонов, а раскаты грома напоминают стенания Валькирий, в дверь моего скромного дома постучал путник. Его длинный плащ вымок насквозь, а футляр от скрипки блестел, точно зеркало. Я впустил незнакомца в дом и, посадив его у камина, спросил, кто он и куда держит путь.

— Я астролог, – ответил он, – и спешу в Баварию на научный симпозиум, но… – кашлянув, он продолжал, – стихии застали меня врасплох. У моей кареты отпало колесо, и конь повредил себе ногу. Кучер сейчас возится с ним, а потом зайдет сюда. Если, конечно, Вы не возражаете…

— Напротив, я готов помочь Вам и Вашим людям. Тем более, что день сегодня выдался такой прескверный. На дворе начался ураган...

— Это верно. Я вымок до нитки.

— Тогда не стесняйтесь. Снимите одежду. Мой слуга принесет вам сухую.

— Одежда – пустяки, – сказал мой гость. – Главное – это моя скрипка. Нужно проверить, не промокла ли она.

Он тут же раскрыл футляр и извлек из него прекрасный инструмент, лак которого блеснул от языков огня. Не успел я вымолвить и слова, как незнакомец заиграл какую-то быструю увлекающую мелодию, похожую на песнь венгерских цыган. И тут же цыганские скрипки и бубенцы с танцами сменились спокойной безмятежностью созерцающего себя в отражении вод реки белого лебедя. Вскоре я наблюдал и взмах его крыльев, и полет, и мягкие облака, едва подсвеченные лучами заходящего солнца...

— Я слышу скрипку истинного мастера! – воскликнул я после игры. – Не желаете ли отведать великолепного коллекционного вина? В моем погребе есть всего две бутылки, датируемые 1746 годом.

— Что ж, с удовольствием, тем более что это год моего рождения, – улыбнулся музыкант.

— Как?! – не веря своим ушам, спросил я. – Однако же, вину более ста лет. Вы хорошо выглядите для своего возраста…

— Я живу особой жизнью, – усмехнулся мой гость, – это дает мне возможность сохранять свое тело в лучшем состоянии, чем это принято у большинства людей.

— Так значит, вы Алхимик? – догадался я.

— Я просто ученый и умею сотрудничать с пространством и временем. Многие люди могли бы делать то же самое, если бы в них жил интерес к миру тайн и загадок. Но по печальной случайности этот интерес концентрируется только на земных вещах. Семья, очаг, дети, материальный достаток и здоровье, – и это, к сожалению, все!

— Вы правы, – тихо сказал я, – но уверяю Вас, что я всегда хотел найти в жизни что-либо необычное. Я искал его повсюду, но увы… Иногда мне казалось, свет лампады или блики от огня в камине рождают во мне новые образы и чувства. Но… наступало утро, и я терял эту нить волшебного, ирреального, но такого дорого для меня мира. Однако я знал, верил, что это нечто обязательно разыщет меня вопреки всем ударам судьбы, вопреки всем невзгодам и духовным страданиям… Когда я открыл Вам дверь, Вы мне сказали, что владеете искусством астрологии?

— Это правда.

— Не могли бы Вы составить мой гороскоп? Я хотел бы знать, в чем цель моей жизни…

— Я не делаю таких предсказаний, мой друг, – сказал ученый. – По крайней мере, я не делал их очень давно. Однако могу сказать, что у Вас есть талант скульптора и художника, который следует развивать.

— Я действительно леплю и рисую, – удивленно подтвердил я. – Но основное время я провожу в своей лавке, где торгую восточными древностями и антиквариатом. Иногда работа скульптора-реставратора требуется для восстановления битых статуй или для изготовления слепков с античных копий. Совсем недавно я сделал из гипса три головы юного Антиноя. Однако в последнее время вся эта работа стала мне в тягость. Я не хочу быть просто ремесленником… Я хотел бы учиться дальше. Не согласитесь ли Вы взять меня своим учеником?

— Сколько Вам лет? – спросил мой гость.

— Двадцать пять, – ответил я. – И прошу Вас, называйте меня просто Иоганесом.

— Почему ты доверяешь мне, Иоганес? Сейчас в обществе столько разговоров о шарлатанах и обманщиках. Разве ты не слышал?

— Я знаю об этом, но верю Вам. Музыку, которая звучала сегодня, не может играть простой человек!

— Что ж, – засмеялся незнакомец, – а сейчас, пожалуй, я выпью с тобой по рюмочке прекрасного вина 1746 года. Прикажи слуге принести его нам.

2.

— Ты говоришь, что хотел бы учиться? – спросил меня за вечерней трапезой мой новый знакомый, – однако ты не казал мне, что именно интересует тебя?

— Я хотел бы познать то, что скрывает от нас незримый образ Вечности, – раскрасневшись от вина, выпалил я.

— А не много ли это, мой мальчик? – улыбнулся гость. – Что ж, за твою доброту я покажу тебе нечто.

 И он, взяв цветок из вазы, бросил его в камин. Роза тут же начала покрываться черной корочкой копоти и вскоре, свернувшись, превратилась в горсть пепла.

— Видишь, мой друг, все смертно в этом мире и подлежит тлению. Все и даже самое прекрасное и любимое нами. Что ты скажешь на это? И к чему тебе нужно искать среди обыденности Тайну? Взгляни, твоя роза, твоя прекрасная роза больше не будет дарить тебе аромат, потому что смерть поглотила ее душу и тело…

— Однако, – настаивал я, – это всего лишь внешнее проявление ее жизни и смерти. Вы не открыли мне Тайну этого растения, потому что Тайна эта ушла вместе с цветком…

— Ты настаиваешь, на том, что действительно хочешь познать Тайну Материи? – сурово переспросил незнакомец.

— Я согласен отдать за это свою жизнь, – твердо ответил я. – Меня не интересует мирская ограниченность, иллюзорные заботы и суета. Я верю, что рожден для чего-то более значительного и важного …

Алхимик внимательно посмотрел мне в глаза и взял скрипку в руки. Снова отсвет лака корпуса инструмента блеснул мне в глаза, и я увидел прекрасный сад, благоухающий белыми и красными розами. На дорожке стоял слон, украшенный золотой попоной, а за ним вздымался к небесам сказочный Восточный Дворец.

Музыка скрипки все лилась и лилась, подобно песне Великой Махабхараты. И я уже не воспринимал себя простым ремесленником, сыном Людвига Штрассе и его жены Катрин, я начинал ощущать в себе иное – дух воина и искателя, который всегда стремился к победе… Я участвовал в сражениях, видел красочные бои – бои между духом и материей, между инерцией и движением, между бодрствованием и сном. Я пробудился в Вечности одной и не одной волны перерождений, я жил истинной жизнью, которую рисовали мне струны, поющие в руках настоящего Мастера. Однако все это было лишь коротким мгновением, за которым последовало пробуждение от сна…

Очнувшись от своих грез и видений, я увидел возле себя мою розу, мою живую несгоревшую розу! Рядом на столе лежал помятый лист бумаги, на котором была начертана моя звездная космограмма, значение которой было мне совершенно непонятно.
Я повернул голову к креслу незнакомца, но оно было пустым. И только запах каких-то восточных благовоний и перо, которым был начертан гороскоп, говорили о том, что все это не сон…

9 октября 2003 г.


Рецензии
Татьяна, мне рассказ понравился. Пусть это мистика или что-то из области фантазии, но герои рассказа получились одушевленными. Даже захотелось поверить в их существование. С уважением, Валентова.

Валентина Валентова   01.01.2021 09:25     Заявить о нарушении