Омер

ОМЕР
История одной балканской деревушки или безнадёжно влюблённый портной
(по мотивам новеллы Гийома Аполлинера «Отмыка»)

- Будь героем, и Всевышний тебя не оставит. Благословляю тебя.
- Отче наш, иже еси на небеси, да придет царствие Твоё, да удастся мне «отмыка»…
Гийом Аполлинер

Действующие лица


Омер – деревенский портной
Балта,             
Байче - его друзья, деревенские прохвосты
Тенсо – деревенский богач
Мара – его дочь
Лала,       
Сесил - её подруги
Мете – её жених
Кара – старая цыганка
Эмир – начальник жандармов
Священник
Мальчик
Деревенские юноши и девушки
Цыгане
Жандармы
Действие происходит в одной балканской деревушке.
-------------------------------------------------

Действие первое

Сцена первая
Омер, Байче и Балта

Балта:
Одумайся, Омер!
Байче:
Одумайся!
Балта:
Безумно это!
Омер:
Нет, я свершу сие!
Хоть это обойдётся мне
В сто тысяч жизней!
Балта:
Омер, не горячись!
Байче:
Выслушай друзей!
Омер:
Слушать не хочу!
Собственная шкура дороже мне
не станет никогда желания
Страстей…
Балта:
Рассудку внемли своему!
Омер:
К чему?
Байче:
Рассудка холод сохранит…
Омер:
К чему? Мне жизнь мерзка – так отчего
Хранить её такой, какая она есть?
Вся эта грязь, однообразие,
Тоска…
Балта:
Опомнись, что ты говоришь!
Байче:
Тебе мерзка божественная жизнь?
Балта:
При этом хочешь ты всё изменить
Лишь своей страсти удовлетвореньем?
Байче:
Не мы тебя осудим – осудит
Кто-нибудь другой!
Омер:
Мне безразлично всё!
Ведь каждому мила лишь собственная
Благость…
Балта:
Но есть и высшие суды…
Омер:
На высшие суды мне наплевать…
Байче:
Но если ты…
Балта:
Презрев закон суда…
Байче:
Законы божьего суда,
Балта:
И низкого,
Но…
Байче:
Но правого суда…
Балта:
Которого
Вершителем назначен человек…
Байче:
И если ты…
Балта:
Презрев суды…
Байче:
Осмелишься… о, боже!
Омер:
Что? Что? Ну, говори!
Байче:
И если ты…
Омер:
Да, если я!
Балта:
Ты силою возьмёшь…
Омер:
Возьму!
Байче:
И если кровь прольёшь…
Омер:
Пролью!
Балта:
И будешь счастлив оттого?
Байче:
Ты будешь счастлив оттого,
Что силою возьмёшь ты то,
Что не горит желанием к тебе.
Что будет проклинать тебя,
Быть может страстною молитвою
Ввергать в геенну каждый час?
Балта:
Так будешь счастлив ты?
Омер:
Вся мудрость древних на моей руке!
Вся толщь веков мне будет оправданьем!
Крепка рука моя и крепок верный нож,
И страсть сердечная неутолима.
Свершу сие, как завещали
Все поколенья предков.
Балта:
Последует он глупому обряду?
Глупец!
Байче:
Послушай лучше друга!
Омер:
Слушать не хочу.
Балта:
Послушай, в наше время разумом,
Не силою, вершить поступки нужно!
Хитрость – вот союзник наш теперь!
Байче:
Нас к Маре подошли…
Балта:
И мы природным обаяньем,
Красой, умом и пылкими речами
Склонить её сумеем во сто крат
Надежнее, чем силой! Падёт она сама…
Байче:
В объятия твои!
Балта:
Скажи,
А уж прокрасться в спальню к Маре
Мы сумеем…
Байче:
Поднимем полог,
Обозрим её, нашепчем в ушко спящее
Ей всё, что пожелаешь!
Балта:
Ведь мы друзья твои!
Байче:
Отличные друзья!
(Омер задумывается)
Балта:
Ну а потом с папашей потолкуем!
Байче:
Его мы хлопнем по толстеньким щекам!
Балта:
По брюху как по барабану постучим!
Байче:
Затрещину хорошую отвесим…
Балта:
И скажем: дочь твоя
Безумно в Омера-красавца влюблена!
Байче:
Прелестница то тут же подтвердит,
Наученная нами…
Балта:
Ведь Омер так богат, мастеровит,
Такие шьёт кафтаны – ты только посмотри –
Царям они не снились никогда!
Омер:
Я богат? Ох, не смешите, братцы!
Как пёс живу в вонючей конуре,
Не вижу света – сутки за работой…
Байче:
И в подтверждение того
Ему преподнесём шикарнейший
Кафтана образец!
Балта:
Ты, Омер, должен сшить такой…
Байче:
Ведь подкуп, одарение сейчас
Похлеще силы действует для цели
Достиженья! Зачем тебе обряда
Глупые свершенья?
Балта:
В наше время лучшие обряды –
Подарочек тому, другому,
Сладкое словцо замолвить
У того, у этого, премило улыбнуться…
Байче:
И дело свершено!
И пред законом чисто!
Балта:
Подумай – ведь как просто!
Байче:
К тому же мы, твои друзья,
Помочь берёмся!
Балта:
Ну как, одумался?
Омер:
А с женихом её как быть?
Балта:
Конечно подкупить!
Байче:
Пускай богач он, что с того?
Балта:
Ведь звон монет
Подкупит и его!
Омер:
Нет денег у меня, лишь нож…
Байче:
Поможем, ты не горячись…
Балта:
Не сразу обещанье сдержим,
Но клянёмся выдержать его!
Байче:
Жених ведь сластолюбец?
Балта:
Подыщем мы ему другую –
Красотку позадастей!
Байче:
В конце концов, какая разница ему…
(пауза)
Омер:
Не знаю отчего, но старый мне обряд
Милее… честнее что ли он! Есть только
Нож и я, и страсть моя, и сила предков!
И целый мир против меня!
Вы ж предлагаете – невесту за кафтан
Купить… за сладкое словцо, за лесть
И подкуп… я цель достичь хочу!
Но без подвоха и обмана! Хочу всё честно, прямо.
Балта:
Совсем потерян, Омер, ты
Для современных дел!
Байче:
Тебя предупреждаем:
Опасно предприятие сие
Чрезвычайно!
Омер (не слушая):
Чу! Слышите? Поют!
То девушки-красавицы
Чудесный хоровод ведут!
Балта и Байче хором:
Совсем потерян, Омер, ты
Для современных дел!
(уходят)



Сцена вторая
Деревенская площадь. Девушки и юноши танцуют коло и поют. Среди них Мара, Лала  и Сесил. С одной стороны площади стоят и слушают Омер, Балта и Байче, с другой – Мете.

Девушки поют:
Ой да сподкошена травка, да она повалёна,
Ой да стала травка сохнуть…
Ой да сохня, вяня, травка она посыхая,
Ой да пылью она пошибая…
Ох, да без поры ли, она, безо время,
Ой, парень девку любя…
Ох, да парень в девку улюбился,
Ох же, сам волюшки да лишился...
Ох да уж ты воля дорогая,
Ох, девчоночка, шельма, молодая...
Ох, да по лужочку девушка, она да гуляла,
Ох же, красны яблочки да срывала...
Балта:
Смотри, Омер, да слушай!
Здесь прелестницы на всякий вкус!
В их песнях есть намёк, да не простой…
Байче:
Ох, хороши! Ой, милы!..
Балта:
Есть даже и такие, я гляжу,
Которые затмят…
Байче:
Пением своим, конечно пением, Омер,
Отнюдь не красотой!
Балта:
Которая, скажи, здесь Мара?
Омер:
Которая прекрасней всех!
(Балта и Байче смеются)
Байче:
Всё с нашим братом ясно!
Балта:
Пропащий человек!
Байче:
Глядите – вот наш конкурент!
Мете стоит – жених недавно испечённый!
Балта:
Заслушался негодный!
Омер:
Такой мне по зубам…
Байче:
Дохляк!
Балта:
Проныра сладострастный!
Омер:
Смотрите у него с губ капает слюна
При виде женщин. Глядите же!
Балта:
Карманы оттопырены деньгами…
А на носу – очки.
Байче:
Дохляк!
Балта:
Проныра сладострастный!
Откуда такой взялся
В нашей деревеньке?
Омер:
Откуда – всё равно!
Известно ведь куда ему дорога…
Байче:
Немудрено – на облака,
А бравый Омер наш
Отправится пониже…
Балта:
На виселицу прямиком!
Омер:
Молчите, остолопы! Вот он идёт к ней!
За руку берёт…
Байче:
Целует, что-то говорит…
Омер:
Заткнитесь! Надо слышать…
Балта:
Чудак – он просит спеть ещё!
Байче:
Послушаем и мы!
Девушки поют и танцуют:
Кружит коло, кружит коло, за парою пара.
Пляшет в этом хороводе красавица Мара.
Ах, медвяные уста у пригожей Мары…
Омер:
Вот подходящий миг…
Балта:
Что ты задумал?
Омер:
Мгновенье наступает…
Байче:
Постой, Омер, не горячись!
Омер:
Они вдвоём! Обряда лучшее свершенье – сразу…
Балта:
Стой же – объясни сперва!
Омер:
Обычай мудрый древних так велит:
Во время хоровода влюблённый юноша
(ну, то есть я) подкрасться должен
Незаметно, один, или с друзьями
(ну, то есть с вами). И в жаркий миг круженья
Внезапно выбежать и закричать
Магическое слово (его пока вам не скажу).
Все, как условлено поверьем,
Должны остолбенеть. Никто не ведает пока
К кому храбрец собрался подойти.
Но вот подходит, и выбор делает невеста –
Идёт с ним добровольно или не идёт.
И если не идёт – заступника согласно называет
И битву в кровь тогда же объявляет.
Кто победит – того жена! Таков закон.
И в древности его все чтили. Его я чту сейчас.
Балта:
Ну, то есть кровь прольётся не наверняка…
Байче:
А если и прольётся, то в честном поединке!
Балта:
Мне нравится закон! Ведь главное
Жених останется ни с чем!
Иль без невесты, иль без жизни
(в удали Омера не сомневается никто)!
Байче:
Не будет подлого убийства – это точно…
Балта:
А если жениху придётся не по нраву
Законодательство седеющих веков?..
Омер:
Ааа, ребята, ваша помощь! (выбегает вперед и кричит)
Отмыка!!! (никто не обращает на него внимания, увлечённые хороводом и пением)
Отмыка!!! (всё равно никто не оборачивается)
(Омер возвращается к смеющимся друзьям)
Омер:
Какие жалкие людишки! Не чтят традиций своего народа!
Вот незадача!
Балта:
Да – неожиданно произошло!
Байче:
Придётся план придумать новый…
Балта:
А слово-то какое! Повтори!
Байче:
Подумали они, быть может, ты скотину
Кличешь или песенку поёшь…
Омер:
Обычай этот незнаком…
Балта:
К несчастью – да… а слово?
Омер (кричит):
Отмыка!
Мете (внезапно):
Постойте! Прервитесь, я прошу вас!
Довольно танцевать. Сейчас есть дело поважнее.
(подзывает к себе мальчика)
Подойди сюда. Послушай, мальчик –
Выполни наказ – беги, не чуя ног,
И приведи сюда жандармов поскорее.
Скажи начальнику – Эмиру – дядюшка Мете
Его зовёт. Они нужнее здесь, чем там. Ступай.
Мальчик:
Я мигом, дядюшка Мете!
Монеткою ускорьте мои ноги!
Мете:
Держи, проворный мальчуган.
Но хорошо-то как, что есть,
Есть ещё на этом свете
Бесплатные танцоры!
Ну что же вы? Прошу вас –
Продолжайте! И пойте, и пляшите!
Я больше не мешаю.
(отходит в сторону)
(пауза)
(никто не трогается с места, все молчат)
Балта:
Подумайте, сейчас он им предложит деньги…
Байче:
Треклятый толстосум!
Омер:
Я выбью спесь из этих моложавых щёчек!
Мете:
Послушайте, не заставляйте мне платить
За ваше пение, друзья… Простите,
Я вас перебил. Не гневайтесь –
Прошу вас – продолжайте.
(все молчат)
(Мара запевает)
Мара:
Первый сказал: ты моя роза.
Второй сказал: ты моя звёздочка.
Третий сказал: ты ангел мой небесный.
А четвёртый поглядел да и не сказал ничего.
Я от зеркала знаю, не роза я, не звёздочка, не ангел.
Я от зеркала знаю, что те трое мне солгали.
А который смолчал, тот и будет моим милым.
Омер:
Прелестное дитя! Не будешь
Ты принадлежать богатенькому монстру!
Друзья, так помогите мне!
Балта:
Постой, слыхал ты о жандармах?
Омер:
Быстрей, пока их нет!
Байче:
Но выберет тебя ли?
Омер:
Я не знаю!
Балта:
Так значит опрометчиво сие!
Байче:
Спрячь нож хоть!
Омер:
Со мной вы или не со мной –
Отмыка! Стойте все – замрите!
Я кричу «Отмыка!» Отмыка!
(все замирают)
Мете:
Да-да, слыхал, друзья –
Обычай этот древний
Историей своей теряется в веках.
Отмыкари кричат «Отмыка!»,
Желая девушку красивую украсть.
Так кто же, поспешите уточнить,
Объект желаний ваш?
Мы слушаем, скажите только имя…
Омер:
Мара! Конечно Мара!
Мете:
Когда у нас не знают,
Как девушку зовут,
Иль не хотят назвать
Её по имени, то кличут
Мара. Так молви ещё раз – 
«Отмыка!» крикнул про кого ты!
Омер:
Про Мару, дочку старого Тенсо!
Мете:
Про Мару, дочку старого Тенсо?
А знаешь ты, что Мара, дочка старого Тенсо,
Моя невеста?
Омер:
Знаю!
Балта и Байче:
Знаем, знаем…
Мете:
Так ты наверное не знаешь кто я?
Омер:
Знаю!
Балта и Байче:
Как же, знаем, знаем…
Омер:
Ты Мете, богач!
Балта и Байче:
Как же, богач!
Мете:
Вот именно – богач!
Омер:
Мне всё равно!
Балта и Байче:
Нам всё равно!
Мете:
Так если всё равно – ступай себе отсюда…
Омер:
Закон!
Балта и Байче:
Закон!
Омер:
Закон гласит, что если Мара
Со мною не уйдёт сейчас,
А выберет тебя, то битва на ножах…
Мете:
Закон гласит, что если ты не уберёшься,
Жандармы разорвут тебя на части!
Омер (хватая Мару):
Скажи, любимая, кого ты выберешь,
Скажи! Меня, портного честного,
Меня, любимая, меня, который тебя любит,
Любил всегда,
Готов любить тебя века,
Готов работать для тебя,
Или его, его, вот этого
Брюхатого пижона, от сала щёки
Светятся, глаза заплыли жиром наглости,
А пальцы отродясь его держали только деньги,
И потому не ведают ни жалости,  ни счастья.
Кого ты выбираешь? Скажи, любимая,
Меня или его? Не бойся ничего – со мной мой нож!
(выхватывает нож)
Мете:
А это уже повод для ареста…
Омер:
Ну же, говори!
И только не молчи!
Мара (отстраняясь):
Омер, ты долго, много пел
Под окнами моими…
Но песни не ладны твои –
Они мне не по нраву.
Мете:
Прощай Омер, прощай!
Портняжка-бунтовщик…
Омер:
Ты запугал её, отцом она
Научена! Не верю! Никому не верю!
Балта и Байче:
Мы никому не верим!
Омер:
Все против меня!
Друзья, о, где же вы!
Балта и Байче:
Мы здесь, Омер! Готовы в бег пуститься
При первом появлении жандармов!
Омер:
Все против меня…
Но слово сказано! Отмыка – прозвучала!
И мудрость древних здесь –
Со мною в сердце! Готовься биться –
К бою!
Мете:
Какие глупости! Пойдём же, Мара,
Я провожу тебя домой.
Омер:
Не принуждай атаку в спину совершать!
Мете:
Жандармы встретятся тебе лицом,
А, кстати, вот они…
(входят жандармы и мальчик)
Мальчик:
Дядюшка, Мете, ещё монетку!
Мете:
Держи, прохвост, когда-то был таким и я…
А вы, схватите этих шалопаев!
Жандармы:
Кого же именно…
Мете:
Вот этих наглецов!
Жандармы:
Здесь много, все они без совести как видно…
Мете:
Не видно больше их?
Простыл и след? Вот это храбрецы!
Видала, Мара? Вот вам и совет:
Держите слово до конца (ты слышишь мальчуган?)
А то сказал – готовься биться –
А сам сбежал, чудак.
(все уходят)



Сцена третья
Балта и Байче вносят Омера, держа его за руки и за ноги. Омер отчаянно пытается вырваться.

Омер:
Так отпустите ноги мне!
Так отпустите руки мне!
Балта:
И не подумаем!
Байче:
Нет, не подумаем!
Ведь ты не слушаешь!
Балта:
Ты нас не слушаешь!
Байче:
Ты никого не слушаешь!
Балта:
Себя ты только слушаешь!
Байче:
Ведь говорит тебе она…
Балта:
Она тебя не хочет!
Байче:
И говорит тебе она…
Балта:
Твои противны песни!
Байче:
А значит лишь сие…
Балта:
Противна твоя рожа ей!
Байче:
И говорили мы тебе…
Балта:
И говорим сейчас тебе…
Балта и Байче:
Опасно приключение сие!
Балта:
Но главное – ради чего?
Байче:
Ведь главное – ради кого?
Балта и Байче:
Она тебя не хочет видеть!
Ей люб и дорог толстенький богач!
Наглец, прохвост и негодяй!
Она по уши влюблена
В его мясистые бока!
Она и дня не проживёт
Без слёз, пролитых над его
Карманом звонкими
Монетками набитым!
Балта:
Мы не дадим сгубить себя
Из-за такой Омеру, нашему дружку!
Байче:
Мы не дадим сгубить себя
Из-за такой - Омера нашего дружков!
Омер:
Всего лишь отпустите ноги мне!
Всего лишь отпустите руки мне!
Байче:
Скажи лишь для чего –
И мы отпустим!
Омер:
Друзья, мне ноги отпустите,
Чтоб мог я ими к Маре побежать!
Друзья, мне руки отпустите,
Чтоб смог я ненаглядную украсть!
Балта:
И не подумаем тогда!
Байче:
Нет, не подумаем!
Омер:
Жандармов испугались?
Балта и Байче:
Она тебя не любит!
Омер:
И что с того?
Какая мне здесь разница?
Ведь я люблю её!
(Балта и Байче бросают Омера на землю.)
Балта и Байче:
Ну и ползи к ней, бравый рыцарь!
Балта:
Мы уходим!
Байче:
Мы – больше не помощники ему!
Он хочет за собой нас на тот свет забрать!
Балта:
Он хочет в кандалы нас заковать!
Балта и Байче:
Нет, не бывать тому!
Уходим мы! Прощай, Омер!
Омер (останавливая их):
Постойте! До сей поры
Я сам не верю…
Как то могло случиться!
Она – прекрасный выбор для меня,
Я – для неё… и вдруг!
Её слова, и всё против меня!
Как мне не умереть,
Как жизнь в порядок привести?
Друзья – на вас одна надежда!
Когда в любви нас постигает крах,
И голова объята гулом громовым,
Трезвей ума, чем друга ум – нам не найти.
Балта:
Омер, ты расскажи…
Байче:
Ты всё нам расскажи!
Балта:
Поведай о своей любви!
Байче:
Для нас по-прежнему загадка…
Балта:
Всё как в тумане!
Байче:
Хоть знаем мы тебя и Мару…
Балта:
Порой нам кажется –
Не знаем ни тебя, ни Мару!
Омер:
Я сам не знаю.
Не знаю ничего!
Попробую вам рассказать,
А там уж сами разбирайтесь…
Балта:
Постой… послушайте друзья!
Как будто кто-то едет…
Или идёт! Жандармы может быть?
Байче:
Пойду взгляну! Побудьте наготове!
Омер:
Ушел.
Балта:
Укроемся вот здесь…
Омер:
Я полюбил её всем сердцем!
Балта:
Потише, умоляю!
Омер:
Бесконечно!
Балта:
Омер, прошу, понизь свой голос!
Омер:
И, кажется, любил её всегда…
Балта:
Не ты, так голос твой
Жандармам сдаст нас!
Омер (шепотом):
Как только увидал её…
Балта:
Вот так уже намного лучше!
Омер:
Она меня сразила наповал!
Балта:
Но чем? Чем? Скажи мне, чем?
Омер:
Не ведаю, но только знаю –
Было то давно. Бродить по свету стал
Я сам не свой и петь песнь любви
Под окнами её. Она не отвечала…
Ни проблеска малейшего не замечал.
Я же – любил и знал –
Моею она станет! Рано или поздно –
Станет! Я ей кричал:
Любовь – всепобеждающее чувство!
И – аппетит нарушился,
Работа прервалась – я грезил
Днями и ночами.
Я чуть не умер в этом сумасшедшем аде!
Как вдруг по улочке случайной
Случайно проходя, я повстречал её –
Опять-таки случайно! Не помню,
Чем был отвлечён, но я её и не заметил
Сразу. Но не важно! Важно то –
Она была задета. Ха-ха!
Привыкла видеть Омера больным,
Страдающим, несчастным, жалким
И влюблённым… а тут – прошёл
И не окинул взором даже!
Как она мне выговаривала всё…
Какие страшные слова кричала вслед,
Проклятия швыряла… что за чудо!
И я был обращён в надежду!
Я понял вдруг, что дело всё за мной!
Моя любовь – моя отрада! Всё во мне!
Как я решу, как захочу –
Так всё и будет…
Это откровение мне перевернуло жизнь…
(Входит Байче с цыганкой Карой. Стоят в стороне, слушают.)
Остановив рукой движение её ко мне,
Я крикнул – «Мара! Я тебя люблю!
Но не спеши терзать меня! Всё сам решу!»
Кара:
Врёшь, ты её не любишь!
Омер:
И я ушёл тогда…
Кара:
Вот видишь!
Омер:
Потом мы встретились опять –
Теперь она ко мне в любви призналась…
Я выслушал её и после речи
В объятиях так крепко сжал,
Что если б не её любовью
Подкреплённые бока,
То Маре было б худо…
С тех пор минуло года три …
Я страдаю, вынашиваю план,
Вынашиваю чувства…
Что изменилось? Что же стало с нею?
Её не узнаю!
Кара:
Пусты мои глазницы, человек,
Но чувствую тебя на расстоянии –
Легко почувствовать того,
Кто так самонадеян…
Омер:
Дом её я обходил!
Кара:
Ты глуп!
Омер:
Обходил! Обходил! Как вдруг…
Кара:
Мне жаль тебя, о человек!
Омер:
…услышал от цыган
О древнем представленье –
Обряд старинный в душу мне запал
И чувства все перевернул внезапно…
Кара:
Обряд перевернул? Ведь не было любви…
Омер:
Была! И есть!
Кара:
И не было, и нет!
Омер:
Обряд меня наполнил силой вновь,
Моя душа…
Кара:
Твоя душа слепа, как мёртвые мои глазницы!
Омер:
В моей душе я прочитал –
Вот выбор мой.
С тех пор решил –
Моею будет Мара.
Кара:
Бедная девочка!
(Байче) Зачем ты привёл меня к этому недоумку?
К этому несносному наглецу и беспросветному глупцу?
Байче:
Кара, ему нужна твоя помощь!
Кара:
Ему нельзя помочь!
Балта:
Помочь всегда можно!
Хоть словом…
Кара:
Мои слова – не ваши. Мои слова – дела!
Больше, чем дела, больше они весят!
Омер:
Зачем ты привел эту старуху?
Она мне не нужна!
Кара:
Тебе нужна утроба материнская!
Ты не рождён ещё на свет –
Твой мозг ещё в зачатом положенье…
Байче:
Ну не ругайся, Кара!
Омер, не обращай внимания… Кара скажи, что ты думаешь…
Что нам делать? Как уговорить кого-нибудь их них двоих?
Ведь ты поняла нашу ситуацию?
Балта:
Ситуация не из простых!
Омер:
Мне проповеди не нужны!
Моею Мара будет!
(Кара стремительно подходит к Омеру и берёт его костлявой, но сильной рукой за горло)
Кара:
Послушай, человек!
Я поговорю с девушкой.
Но только ты мне не мешай.
Мне жаль её, нет, не тебя, и я
Поговорю с ней. Ты…
Ты будь недалече… как только
Знак тебе подам – исполни то,
Что я прикажу, и вы,
И вы приятели его – с ним будьте.
Не надо провожать меня, сама…
Сама дорогу нахожу – мои глаза
Предчувствием сильны, не остротой
Бессмысленного зренья. Я ухожу.
В условленном вы ждите месте завтра.
У дома девушки. Глупый человек.
Тебе я помогу.
(Уходит.)
Омер:
Любые средства хороши.
Старуха вдруг действительно поможет?
Байче:
О том и я подумал!
Балта:
Видать хитра, умна цыганка…
Омер:
Моею Мара будет… Моею! Вот увидите!


Сцена четвёртая
Дом Тенсо. Тенсо, Мете, Эмир и Священник сидят за столом, Мара им прислуживает.

Тенсо:
Прошу вас после трапезы
Не расходиться сразу.
Нам нужно обсудить
Наиважнейшую проблему!
Вопрос тебя касается, о дочь моя,
Поэтому вначале речь мою
Тебе придётся выслушать.
Да не прогневает она гостей.
Мете:
Ну что вы, дорогой Тенсо…
Эмир:
Конечно, конечно…
Пока доем свиную сладенькую ножку…
Тенсо:
Благослови, святой отец!
Священник:
Благословит тебя господь, Тенсо!
Мара:
Я слушаю, отец. (присаживается к столу)
Мете:
Не пристало дочери младой
С мужами знатными за стол един
Садиться…
Тенсо:
Встань, дочь моя,
И подойди к отцовой длани…
(Мара подходит, целует руку)
Ты видишь этот толстый перстень
С увесистым рубином,
Что на персте моём устроился привольно?
Целуй же и его! Твой господин,
Твой повелитель будущий – будущий твой муж
Его мне подарил…
Мара:
Слушаю, отец. (целует перстень)
Тенсо:
Теперь же встань и слушай старика.
Опасность очень велика! И даже
Камень этот, властью, смелостью
И силою что полнит моё тело –
Помочь не совершенен… опасность эта,
Которая исходит от грязного портного,
Слишком велика, чрезвычайно велика!
Надеюсь, ты уж поняла, задумал силой он
Тебя принудить к страстному деянью…
Мара:
Отец, жениться он на мне желает…
Тенсо:
Не перебивай отца!
Принудить к страстному деянью говорю!
А мужа твоего, богатого добрейшего Мете
(подумать страшно!) заколоть как… как…
Мете:
Не уточняйте…
Эмир (вскакивая):
Как заколоть? Преступник? Схватить! Поймать!
Священник:
Забрёл на грешный путь портной тот,
Молитвой и постом его смирить нам должно…
Тенсо (успокаивая всех):
Для этого я здесь вас и собрал!
Друзья, не горячитесь прежде времени…
Я знаю, дочь моя, не приняла ты
Жалких, гнусных предложений!
Умница моя, иди сюда, тебя я поцелую! (неуклюже целует)
Отныне я тебе повелеваю
Никуда из дома не ходить!
Опека бдительных твоих подруг
Тебе лишь будет развлеченьем.
Останешься ты дома под замком
До свадьбы, которой мы ускорим наступленье.
Падёт на нас святая благодать,
И скоро под уверенным ты будешь управленьем,
Ведь дядюшка Мете солидный управленец…
Как он богат… ах как богат…
(Эмир смеётся)
Священник:
Богатство развращает человека…
Мете:
Что?
Священник:
Но здесь особый – редкий случай!
Когда материальное добро –
Приумножает редкостные свойства!
И человек добреет, счастьем наливаются глаза…
(Эмир смеётся)
И доброты своей ему уже не скрыть,
Как не скрывает он своё богатство…
Тенсо:
Портной хитёр! Но выманить
Тебя из дома он не должен!
Я тебя предупредил. Ступай!
Подруги ждут тебя в опочивальне.
Мара:
Слушаю, отец.
Тенсо:
Простись же с женихом.
Мете:
Простись со мной!
Мара:
До скорого свиданья! (уходит)
Мете:
Какая жёнушка! Какая кожа!
Какие губы, руки и…
Священник:
Прошу, Мете, не уточняйте,
Что Вас ещё прельстило в Маре…
Мете (нарочно):
Какая грудь и зад!
Как она прекрасна целиком!
Священник:
Как умна! Благочестива и кротка!
Эмир:
Она послушна – это главный плюс…
Мете:
Пожалуй, я тебе, Тенсо,
Отдам, что обещал! И может даже больше…
Тенсо:
Тебе, Мете, я верю! Взрастил
Такой чудесный урожай я по всему не зря!
Жнец подоспел и вовремя!
Эмир:
А больше у тебя нет дочерей?
Тенсо:
Един цветок. И потому
Его отчаянно храню…
Конечно для тебя, Мете, -
Портной мой ум терзает…
Мете:
В дом он не проникнет.
Эмир:
Мои жандармы будут бдительно следить.
Священник:
Увещеваньями наставлю дочь твою.
Тенсо:
Я в Мару верю – не так она глупа,
Чтоб с ним бежать… боюсь насилия…
С друзьями он в бегах и все они
Пройдохи, интриганы. Тут надо
Всем быть начеку! Всем до единого!
При сем условии – на свадьбе славно погуляем.
(Все смеются.)


Сцена пятая
Дом Тенсо. Комната Мары. Мара, Лала и Сесил.

Лала:
Приказано тебя нам запереть,
А ключ держать в укромном месте.
Сесил:
Приказано нам в случае опасности
Приковывать тебя к стене.
Лала:
Приказано тебя блюсти и развлекать.
Сесил:
Приказано нам чутко спать,
Держа тебя меж нами.
Мара:
Ах, подруги мои хорошие,
Разве рабыни вы, что лишь
Приказами едиными живут?
Лала:
Рабынями нас сделал звон монет.
Сесил:
Сначала старичок Тенсо насыпал нам…
Лала:
Потом и дядюшка Мете пообещал
В три раза больше!
Сесил:
Рабынями нас сделал звон монет.
Лала:
Лишь он нам услаждает слух.
Сесил:
Не хуже и не лучше мы тебя.
Лала:
Сама ведь продаёшься этому уроду!
Мара:
Не продаюсь, отец меня продал.
Лала:
А ну-ка расскажи…
Сесил:
Мы знаем, что Омер…
Лала:
Омер-портной!
Сесил:
Омер в тебя влюблён
И жаждет больше жизни…
Лала:
Тобою обладать!
Сесил:
Но было предложение его
Отвергнуто тобою!
Лала:
Но были предложения его
Отвергнуты тобою! Почему?
Нам не понятно!
Сесил:
Ни капли не понятно!
Мара:
Ах, девушки мои, подруги хорошие!
Такая жизнь сейчас. Такая жизнь…
К обычаю он древнему взывает…
И если соглашусь, то я – его жена.
А, думаете, дядюшка Мете оставит это так?
Деревня наша вся – в его руках.
Проклятие на нас падёт (священника подкупит он),
Жандармы будут нас душить (начальник их питается из рук его),
Он моего отца сгноит – его он кредитор,
Ох, девочки – меня он продаёт за выгодную цену…
Лала:
У Омера есть нож!
Сесил:
У Омера хороший нож!
Мара:
Мне страшно, что вы! (плачет)
И если он убьёт его
(какая жуть берёт меня от этих слов),
И если вдруг жандармы не возьмут его
(признаться, я не понимаю отчего),
То как мне жить с убийцею?
Как жить всю жизнь мне с тем,
Кто руки обагрил в крови живого существа,
Божественного человека?
Лала:
Божественного человека?
Мете – поганая и грязная свинья!
Сесил:
Он жирный боров без души!
Лала:
Деревня вся вздохнёт лишь с облегченьем.
Сесил:
Как же солдаты на войне? Их жёны
Не задумываются после…
Лала:
Скольких зарезал их герой.
Сесил:
Убьёт его – и все разделят его деньги!
Лала:
И нам перепадёт! (смеётся)
Мара:
Деньги… Всех интересуют деньги!
Лала:
А что? Приятный пустячок! (смеётся)
Сесил:
Представь, за то, что мы с тобой
До свадьбы поживём, он предложил нам…
Мара:
И слушать не хочу!
Лала:
За то, что и во сне тебя мы охраним…
Мара:
Не хочу! Не хочу! Молчите!
Сесил:
Всё – молчим!
Лала:
Молчим!
(пауза)
Лала:
Но всё же расскажи
Ты про свои заветные мечты!
Сесил:
Представь себе, что мир
Живёт без денег!
Мара:
Без денег?
Сесил:
Да! Поверь, что дядюшка Мете
И Омер наш герой равны!
Лала:
В кармане оба – на нуле.
Мара:
Представить сложно мне…
Сесил:
А ты попробуй!
Мара:
Я б выбрала, конечно, Омера!
(все смеются)
Лала:
Ну вот! А мы что говорили!
Сесил:
По сравнению с уродом-богачом –
Красавец он!
Мара:
Красавец…
Лала:
Силён и ловок, и красив!
Сесил:
И храбр!
Лала:
Уж точно – он храбрец!
Сесил:
Настойчивый и смелый!
Мара:
Ну а по мне – достоинство его –
Меня любил он…
Лала:
Любил? Быть может, любит?
Мара:
Я в этом не уверена сейчас…
Сесил:
Самое, я думаю, и время – проверить всё!
Неужели богатство пересилит все достоинства Омера?
Лала:
Так неужели?
Мара:
Не знаю я!
Сесил:
Так кто же знает?
Лала:
Кто знает?
Мара:
Мне жаль отца.
Сесил:
Ему тебя не жаль.
Лала:
Совсем не жаль.
Мара:
Мне жаль его. Раздумать надо.
(пауза)
Лала (отводя Сесил в сторону):
Сесил, ты слышишь некий шорох?
Сесил:
Я слышу лёгкий шорох!
Лала:
Как будто кто-то камешком
В окошко бросил наше!
Сесил:
Как будто кто-то под окошком
Тайно нашим бродит!
Лала:
Как будто кто-то тайное замыслил…
Сесил:
Быть может это Омера-портного
Нашего друзья!
Лала:
Наверное то Омера-красавца
Нашего друзья!
Мара:
О чём вы шепчетесь подруги милые мои?
Лала:
Нам надо распахнуть все окна
Настежь в светлой горнице твоей!
Сесил:
Сейчас мы распахнём все окна
В нашей горнице большой!
Лала:
Но ты не подходи к ним близко!
Сесил:
Совсем не подходи к ним близко!
(Подруги распахивают окна в противоположных сторонах комнаты. Мара остаётся посередине.)
Лала (кричит):
Есть кто под окнами?
Есть, кто тревожит наш покой?
Сесил (кричит):
Есть кто, скрывающийся под мраком тайны?
Мара:
Нет там никого!
Лала:
Никого?
Сесил:
Никого!
(Закрывают окна. Пауза.)
Мара:
Но я как будто слышу странный шорох!
Он образует неприятный резонанс
С биеньем сердца моего!
Лала:
Ты тоже слышишь?
Сесил:
Не будем больше открывать!
Лала:
Совсем не будем открывать –
За это платят нам хорошенькую сумму!
(Пауза. Постепенно шорох усиливается и превращается в шум, как будто целый град камней осыпает стены дома.)
Лала:
Нет, нет и нет – не будем открывать!
Сесил:
Совсем не будем открывать!
(Пауза. Шум стихает. Однако спустя некоторое время возникает стук в дверь, который также начавшись довольно тихим, постепенно превращается в громогласный. Девушки сжимаются в центре комнаты от страха.)
Мара:
Совсем не испугалась!
Пойду, открою дверь!
Мне дайте ключ!
Лала:
Нет, не ходи!
Сесил:
Тебе мы не дадим ключа!
Мара:
Отдайте ключ!
Лала:
Нет, не дадим!
(Борьба. Стук не прекращается. Мара наконец вырывает ключ и подбегает к двери. Кричит.)
Мара:
Кто здесь? Отвечай!
(Стук продолжается.)
Мара:
Кто б ни был ты – я открываю дверь!
(Долго ковыряется с замком, Лала и Сесил в оцепенении наблюдают за этим.)
Ну? Кто? Нет никого?
Лала:
Нет никого?
Сесил:
Не может быть!
Лала:
Дай мы взглянём!
Сесил:
Действительно, темно и пусто…
Мара:
О, дайте мне и в окна посмотреть!
(Бежит к окнам.)
Всего лишь первый день я взаперти,
А воздуха уж не хватает!
Лала:
Опасней окна могут быть двери!
Сесил:
Ты осторожнее смотри!
Мара (распахивает окна):
Воздуха мне, воздуха!
И нет здесь никого!
Вся улица пуста, пуста…
Хотя…
Лала:
Что там такое?
Сесил:
Дай нам взглянуть!
Мара:
Там кто-то есть… (подбегает к другому окну)
И здесь! Покличьте их!
Лала:
Не велено!
Сесил:
Не велено ни с кем нам весть бесед!
Лала:
И отворять не велено дверей,
Тем более и окон…
Сесил:
Совсем не велено!
Мара (смеётся):
Какие глупые подруги у меня!
Не велено, а дверь растворена!
А вот уже и гости… чудеса…
(В дверь медленно входит цыганка Кара.)
Кара:
Покличьте девушки в окно вон тех ребят!
А дверь сама уж притворю…
У меня есть дело к Маре.
(Хватает Мару за волосы и тащит её в просцениум.)
Стара, слепа я стала,
Не откажи в беседе мне, тебе
Могу служить я делом добрым,
Могу и помощь оказать,
Советами проникнуть в душу,
За то заплачено мне уж серебром…
Мара:
Отпусти старуха, закричу!
Кара:
Не закричишь! Здесь говорю лишь я.
А закричишь никто тебя
В округе не услышит…
Подруги, посмотри, твои послушали меня,
И ты послушаешь…
(Лала и Сесил в это время, высунувшись в окна, с кем-то беседуют.)
Ну, слушаешь?
Мара:
Да, слушаю!
Кара:
Не бойся, умница! Совсем не пожалеешь…
Я принесу тебе отрадное и лёгкое решенье…
Мара (вырывается):
Ну, говори, старуха! Говори!
Кара:
Хочу помочь тебе…
Мара:
Помочь? Мне?
Кара:
По чистоте души цыганской…
Мара:
За то заплачено тебе…
Кара:
Спасти тебя хочу…
Мара:
Ты не смеши меня – вольна как птица я!
Кара:
Как птица в клетке!
Мара:
Нет!
Кара:
Докажешь это мне!
Вначале научу тебя…
Мара:
Чему ты можешь научить меня?
Чему старуха может научить красавицу?
Послушай лучше ты меня!
Послушай лучше нас! (Бежит к окнам – оттаскивает от них подруг. Поют.)
Первый сказал: ты моя роза.
Второй сказал: ты моя звёздочка.
Третий сказал: ты ангел мой небесный.
А четвёртый поглядел да и не сказал ничего.
Я от зеркала знаю, не роза я, не звёздочка, не ангел.
Я от зеркала знаю, что те трое мне солгали.
А который смолчал, тот и будет моим милым.
(смеются)
Вот так-то, старуха!
Кара:
А ну идите по местам!
Ты – к левому окну, ты – к правому!
А ты – сюда! И глупости меня учить не смей!
Я расскажу тебе, как ложь от правды отличать!
Я расскажу тебе, как в человека взгляд свой направлять!
Ты будешь слушать речь его, и знать её насквозь!
Не веришь? Я научу тебя…
Я научу тебя быть лучшей в мире красоты!
И каждый муж в миг станет твой! Не веришь?
Я научу тебя… в твоей власти будет правда
И краса земная! Это ли не путь…
Мара:
К чему?
Кара:
К свободе путь, путь к славе и деньгам!
Мара:
О, деньги…
Кара:
Путь сладкой неги, путь любви…
Мара:
Ты что-то путаешь старуха! (смеётся)
Кара:
Не путаю!
Мара:
Путь к деньгам не лежит чрез правду!
Проложен он чрез ложь и мерзкую убогость!
Ты посмотри – я замуж выхожу –
Меня тошнит при каждой мысли о будущем венчанье…
Я замуж выхожу, но в женихе уродливо почти что всё,
И в том числе и деньги…
Кара:
Но разве это ложь?
Мара:
Ещё какая…
Кара:
Так разве это счастье?
(Мара молчит)
Я же предлагаю…
Мара:
Меня не проведёшь, старуха!
Ты предлагаешь мне владеть всем миром, так?
Кара:
Миром красоты и правды!
Ты сможешь выбирать, а не идти
На поводу у выбора другого…
Это ли не счастье?
Мара:
Ты думаешь сейчас, себе не властна я?
Кара:
Ты под замком!
Мара:
Но ключ в моей руке!
Кара:
И это благодаря лишь мне…
Весь дом сейчас под чарами моими!
А ты – на поводке
У будущего мужа и отца… ты…
Мара:
Молчи!
Кара:
Ты никого не любишь!
Мара:
Молчи, старуха, не то я
Выцарапаю остатки твоих глаз!
Кара:
Ты думаешь, что любишь ты отца…
Мара:
Люблю!
Кара:
Но не способна даже деньги полюбить!
Безвольная, бездушная – обманом
Ты возвела себя на лживый пьедестал!
Ты никого не любишь!
Ты никого не слышишь!
Ты никого не знаешь,
Кроме собственного заблужденья!
(Пауза)
Не можешь никого любить!
(Пауза)
Ты неспособна!
(Пауза)
Ни на что!
(Пауза)
Молчишь?
Мара:
Молчу. Мне нечего сказать.
Кара:
Ты помощи не ищешь?
И не ждёшь? Не примешь?
Мара:
Не жду… я повинуюсь…
Кара:
Чему? Чему ты повинуешься?
Мара:
Судьбе.
Кара:
Какие глупости! Судьбе! Что это такое – судьба?
Послушай, Мара, я слыхала, один портной небезразличен…
Мара:
Ах, вот кто заплатил тебе! Мне он противен.
Кара:
Почему? Он беден? Ну и пусть…
Мара:
Он мне противен!
Кара:
Отличный парень… да, он заплатил мне! Ну и что?
Мара:
История сия долга. И изжила себя.
Кара:
Ах, вот какое дело…
(Пауза)
Мара:
Не сей во мне, старуха, ты очередную смуту!
Я всё решила!
Кара:
Пошли со мной! Пошли!
Беги из этого болота, Мара! Ну, беги!
Беги к бездонным чистым небесам, к открытым людям!
(Появляется Омер. Мара его пока не видит.)
Омер:
Пошли, любимая со мной!
Бежим из этого болота! К чистым, лёгким людям!
Бежим к лазурным небесам… Я вновь кричу «Отмыка!»
Мара (отстраняясь):
Нет, Омер, уходи!
Омер (преследуя):
Нет, ты уйдёшь со мной! Отмыка!
Кара (уходя):
Я дело сделала… я ухожу… Пора… Отмыкой глупый Омер не добьётся своего…
Омер:
Не отстраняй того, кто любит тебя больше жизни!
Кто счастьем будущим стремится доказать…
Мара:
Не смей опять тревожить разум мой, ты уходи!
Не дам себя я вновь на смутный путь наставить!
Омер:
Не отвергай же. Мара, будь моей… Отмыка!
Мара:
Никогда!
Омер:
Будь моею!
Мара:
Никогда!
Омер:
Отмыка…
(Бегают по комнате. Занавес.)





Действие второе

Сцена первая
Убранство церкви. Голоса за сценой – мужские и женские, то громкие, то тихие. Омер на сцене один.

Голос священника:
Омер, позор ты всей деревни!
Похитить хочешь девушку,
Которая глядеть не хочет на тебя!
Ведь совращение девиц –
Дурной поступок, сын мой!
Омер:
Святой отец, я не хочу её
Ни совращать, ни красть!
Хочу на ней жениться я!
Обычай древний так велит!
И что с того – глядеть не хочет!
Что с того? Мужчине не пристало
О женских прихотях страдать!
Голоса подруг Мары:
Омер, Омер, всё правильно –
Женись на Маре! Мы женщины
Не в состоянье счастье распознать!
Так сделай сам её счастливой!
Счастье подари ей! Мудрость древних
Ещё ведь никого не подводила!
А мы – мы будем рады за подругу!
Мы сами только и мечтаем
О таком чудесном женихе…
Омер:
Милые подруги ненаглядной вы моей!
Скажите ей, что люблю её как ветер
Любит вольные большие облака,
Как любят ветви майские
привольный говор птиц…
Голоса подруг Мары:
Но только обещаешь ли любить ты Мару
По-настоящему? Привольным чистым сердцем?
Клянёшься ли в любви такой?
Омер:
Клянусь, о милые подруги,
Моею ненаглядною клянусь я,
Вы только ей скажите…
Голос священника:
Совсем другое дело! Омер, дитя моё,
Твои намерения чисты как первый снег?
А ты просил отца её руки?
Омер:
Просил, Тенсо поклялся –
Не видать мне дочери его,
Но я женюсь на Маре!
Голос священника:
Омер, не горячись! Что ведь ты натворил!
Тебе не удалось похитить
Девушку во время пляски –
И ты забрал себе в головушку –
Я обо всём ведь догадался –
Ты подкупил старуху, гнусную и одержимую,
Цыганку – вместилище всех бесов,
Она крадёт девичьи косы по ночам!
Омер, как мог задумать ты такое?
Омер:
О, это всё друзья, они,
Они ввели меня во грех!
Они нашли и деньги, они
Сии монеты сыпали ей в руки –
Я чист пред Марой… и я не жалею
Ни о чём! Все средства хороши
Для достижения желанной цели!
Ведь я женюсь на Маре!
Пусть к делу мне придётся
Хитрости и подкуп подпустить!
Голоса подруг Мары:
Да, да, это всё друзья!
Мы знаем их, о, они безумностью прекрасны!
Цыганка ведь и нас околдовала (смеются)
Мы говорили с ними целый час!
Они такие… такие… обещали вновь прийти!
Голос священника:
Нет, со стариком Тенсо просто так не сладить…
С богатеньким Мете тебе, Омер,
Не совладать! Лучше ты забудь и про «отмыку»
Да Мару разлюби! Возьми другую ты жену!
Омер:
Никогда, святой отец!
Нужна мне только Мара!


Сцена вторая
Там  же. Входят Балта и Байче ведя под руки священника. За ними вбегают Лала и Сесил – подхватывают Омера и отводят его в сторону.

Лала:
Смотри, смотри, Омер!
Сесил:
Смотри, смотри, да слушай!
Лала:
Вот Балта!
Сесил:
А вот Байче!
Лала:
Беседу со священником ведут!
Сесил:
Он обещал помочь нам!
Омер:
Пустое! Я говорил с ним!
Лала:
Омер, тут надо хитростью и лестью…
Сесил:
И подкупом быть может…
Лала:
Послушаем украдкой!
Сесил:
Вот Байче!
Лала:
Вот Балта!
Сесил:
Они на уговоры мастера!
Балта:
Садись, святой отец!
Байче:
Садись сюда!
Балта:
А то твои когда-то крепки ноги
Отказывают в крепости сейчас!
Байче:
Их явно надо подкрепить ещё!
Балта:
Да – чем-нибудь покрепче!
Байче:
Вот есть ещё бутылка – настойка славная!
Балта:
Ну-ка стоять, стоять!
Байче:
Теперь сидеть!
Балта:
Сидим!
Священник:
Друзья! Пойдите под моё благословенье!
Балта:
Святой отец, мы предложить тебе хотели
Звон монет! Послушай, как звенят!
Байче:
Всего лишь за совет!
Балта:
За маленький совет…
Байче:
Совет – как сделать так, что Мара,
Невеста толстяка Мете, невестой стала б
Омера-портного!
Балта:
Невестой, а потом женою…
Байче:
Как сделать так?
Священник:
Так значит звон монет всего лишь за совет?
Байче:
Конечно за совет!
«Отмыкой» Омер всё хотел решить…
Балта:
Но не работает «Отмыка»…
Байче:
Никто не чтит сейчас языческих обрядов!
Священник:
Но похищенье грех!
Балта:
Конечно грех! Поэтому совета
Ждём смиренно…
Байче:
Отец, колени преклоняем…
Балта:
Стаканчик мирно наливаем…
(пауза)
Священник:
В церкви Мара становится всегда
От маленькой двери как будто слева…
Балта:
Здесь? Где? Точнее говори…
Священник:
Как будто слева…
Байче:
Такой совет не стоит и половины звона!
Балта:
Такая мелочь, как незапертая маленькая дверь,
Могла б удвоить благолепный звон!
Омер:
Нет! Я не стану! Как же – такой грех!
Похищение в церкви!
Лала:
Молчи, Омер! «Отмыки» никакой не будет!
Сесил:
Всё будет тихо, ладно!
Лала:
Мы на твоём, Омер, бы месте и не такое совершили!
Сесил:
Во имя ведь любви свершенье вовсе и не грех…
Священник:
Да, дети мои! Любовь
Если и не всё, то многое способна искупить!
Ты будь героем, Омер! Чего теперь бледнеть
И отступать? Когда я сам тебе сие
Во предложенье ввёл! И к чёрту (Господи прости!)
Все эти проклятые деньги! Нас всех, всех и так
Купил любимый дядюшка Мете… тьфу!
Противно! И мне давал он деньги и другим…
Ну не важно! Теперь же, дети вы мои,
Мои самые настоящие дети – туда же?
Деньги! Звон монет! Да бросьте вы!
Омер, иди сюда! Ну, придержи же
Пастыря, ведь видишь ноги его подводят…
Послушай меня. Я сам, да – сам, свершил бы
Этот грех! Слышишь, Омер? Сам! А почему?
Ааа… здесь есть маленький секрет! Какой?
Ага – давайте сюда ваши монетки! Вот и ладно!
Секрет ведь прост! Будь героем, Омер!
Нет, не всё… будь героем до и после!
Будь героем – попроси у Господа прощение!
Попроси прощение до и попроси прощение после.
И он простит. Понял? Вот… приходи, Омер,
Ко мне на исповедь! Мы выпьем, поговорим с тобой…
Ну то есть ты расскажешь всё… я дам тебе отпущение.
Запомни, тайну исповеди храню я свято!
Тут даже дядюшка Мете купить её не сможет…
Никогда не хватит денег у него!
Всё запомнили? Вон у той маленькой двери… Слева!
Будь героем, Омер!
(Балта и Байче уводят под руки священника, Лала и Сесил убегают за ними вслед.)



Сцена третья
Там  же. Омер один.

Омер:
Нет, я не могу! Но где же, где?
Бесстрашный Омер, тот, который
Клялся и кричал – «она моею станет!»
Где он? Трус теперь герой?
Он испугался! (пауза)
Прощенья попросить? Стать на колени?
Господи! Взгляни же на меня! Скажи,
Так неужель одна, всего одна
Ничтожная ошибка в жизни
Способна оказаться роковой?
Скажи, молю тебя, скажи мне –
Что мне делать? Что?
Ты разрешаешь мне ещё один
Ничтожный грех во имя
Будущего счастья? Взглянуть в себя?
В себя… ты прав. Я должен
Честным быть с собой!
Чьё счастье на кону? Моё или её?
Мой грех во имя слабости иль силы?
Подскажи! Она достанется убогому злодею?
Нет! Она продастся или я… что я?
Ничтожный глупый оборванец!
Счастья захотел? А я ль его достоин?
Где же ответ? Но, Господи, одна ошибка,
Всего одна! Но вся решительность опять со мною!
Вот он ответ! Со мной сейчас!
Прости ж меня! Ты слышишь?
Ведь счастья я хочу для Мары, для себя!
Способен я, поверь! Что ты сказал?
Ну, повтори! Спросить её? Спросить?
Но как? Как? Подскажи! Я не могу…
Дай случай мне – спрошу!
(пауза)
На исповедь к священнику я не пойду…
Везде враги, глупцы, продажные людишки!
Друзья? Ха-ха! Друзья мои все
Из того же теста! Они мне помогают – да –
Но ради шутки, баловства… но может?
Ошибаюсь? Нет… скажу тебе я по секрету!
Слушай, Бог! Они с подругами возлюбленной моей
Содействием цыганки старой
Затеяли проворные дела! Ха-ха!
И к свадебке готовятся лихой!
Что, быстро? И я о том! А тут…
Ведь я люблю её, люблю! Ты слышишь?
Так помоги же мне! Прости всего одну ошибку!
И мне тогда она простит… она не сможет не простить!
Ты слышишь? Сюда идут! Подслушали быть может?
Не похоже… укроюсь поскорее! (прячется)
(Входит Мара)
Мара:
Святой отец! Святой отец? Вы здесь?
Не откликается… как будто здесь он был!
Как хорошо тут! Так тихо и спокойно…
Пожалуй, подожду его!
Омер (в сторону):
А вот и случай! Ты мне помогаешь!
Так прости меня, Господь! Ещё один
Малюсенький грешок! Опять –
Во имя будущего счастья!
Случайно, поверь же, я случайно
Под рукой священные одежды
Здесь нашёл и облачился в них!
(Маре, выходя)
Я ждал тебя!
Святой отец сегодня занемог…
Поведал мне, что ты нуждаешься в помоге
Именно сегодня! Дочь моя!
Пойди под благословенье, коли смогу
Так помогу советом!
Мара:
Кто же вы?
Омер:
Я родственник… из дальних мест.
Доверься, дочь моя!
(пауза)
Мара (с недоверием):
Святой отец, скажите
Миром правит что?
Омер:
Во веки вечные любовь
Правит миром!
Мара:
Любовь?
Омер:
Дочь моя, посеяно сомнение в тебе?
Во веки вечные одна любовь
Дарует миру благость и порядок,
Спасение и добродетель…
Мара:
Хотелось бы мне верить… но кажется,
Святой отец, что деньги правят миром!
Взгляните же вокруг! Повсюду все и всё
За деньги продаётся! Продажно всё за звон монет!
Омер:
Любовь не продаётся…
Мара:
Любовь не продаётся, но о любви забыли!
Спросите у любого – что это такое – любовь –
Молчание ответом будет вам!
Омер:
Заблудшие не ведают…
Мара:
Весь мир заблудший!
Омер:
Чем помочь тебе способна церковь?
Мара:
Церковь? Святой отец, вы помогите мне
Как человек!
Омер:
Всё сделаю, что в моих силах…
Мара:
Пришла я повиниться – говорят полезно то?
(Омер кивает.)
Являясь частью мира,
Я у него пошла на поводу
И о любви забыла…
Разучилась! Не знаю как и почему, но…
Потеряла я связующую нить!
Потребности во мне не стало, разучилась…
Омер:
Потребность есть, раз ты сюда пришла…
Мара:
Потребность есть…
Омер:
Так в чём же дело?
Мара:
Всё дело в том, что я горда.
Ошибок ни себе, ни людям не прощаю.
Поверишь мне, святой отец…
Омер:
Тебе я верю!
Мара:
Поверишь, нет, но я любила…
Омер:
Верю!
Мара:
Любила одного портного…
Омер:
Да?
Мара:
Да, одного портного, он на тебя
Похож и ростом и особой статью…
Омер:
Мир тесен, дочь моя…
Мара:
И даже может быть твой голос
Близок так к его…
Омер:
Какое совпаденье!
Мара (в сторону):
А я так думаю ничуть не совпаденье…
Омер:
Так что портной? Зачем у вас
Не счастлива любовь?
Мара:
Зачем не счастлива? Не знаю…
Омер:
И ты его сейчас совсем уже не любишь?
Мара:
Я не знаю…
Омер:
А он?
Мара:
Святой отец, я за советом…
Омер:
Да, конечно, дочь моя…
Мара:
Скажите, как мне быть!
Сейчас же слову изменить,
Пустить отца на разоренье,
В позор его седую голову ввести –
Принять любовь портного то есть,
Или продать себя богатому купцу,
Спасти отца, не изменить и слову
Данному, портного ввергнуть
В смертный грех? Как быть?
(Омер молчит.)
Портной ведь следовать обычаю желает –
Украсть меня, убить купца,
С отцом несчастье может приключиться…
Нехорошо ведь… как мне быть?
(Омер молчит.)
И так, и так опасность велика!
На мудрость церкви уповаю!
(Становится на колени.)
Скажи, что делать нам, Омер!
(Омер также опускается на колени, сбрасывает одежды священника, обнимает Мару.)
Омер:
Я думаю, любимая, я думаю!
Что делать нам, как защитить,
Спасти любовь, единственную в мире?
Мара:
Я поняла, Омер, нужна твоя любовь мне,
Нужна, одною ей живу я и дышу…
Омер:
Я думаю, любимая, я думаю!
Ах, если бы достать мне много-много денег…
Мара (в испуге):
Молчи, Омер, молчи!
Ни слова о деньгах!
Омер:
То всё уладилось бы в миг!
Мара:
Молчи, Омер! Ты лучше обними!
Ты крепче обними!
Омер:
Я думаю, любимая, я думаю!
Мара:
И?
Омер:
И не могу придумать, не могу…



Сцена четвёртая
Омер, Балта и Байче.

Омер:
Ну что, друзья! Давно не виделись
Мы с вами! Какие новости?
Балта:
Омер, не горячись!
Байче:
По-старому всё… Ты лучше расскажи!
Балта:
Что у тебя? Умерил ли свой пыл?
Омер:
Всё хорошо! И я решил единогласно!
Балта:
Омер, ты только не спеши!
Байче:
Опасность очень велика!
Выслушай друзей!
Омер:
К чему мне слушать вас?
Я всё решил бесповоротно!
Теперь на крыльях я взаимных чувств
Парю в небесные бескрайние высоты!
Байче:
Омер, Омер…
Омер:
К чему? Что можете сказать?
«Будь осторожен»?
«Опасно предприятие сие чрезвычайно»?
Я слышал это много раз… и знаете…
Что вам скажу в ответ? Я говорил с ним!
Балта:
С кем? С Тенсо?
Омер:
Нет… это было трудно, непривычно, странно…
Смело! Но я говорил!
Байче:
С дядюшкой Мете?
Омер:
Какие всё же вы тупые –
Как два бревна, Господь вас просвети!
Балта:
Не знаем, с кем ты говорил, но знаем
Лишь одно – поведай нам, своим друзьям,
Что ты решился предпринять!
Байче:
Подробно расскажи! Советами священника
Воспользоваться вздумал ли?
Балта:
Запомни же – жандармы знают всё!
Он продался им в тот день! Мете ему
Поболе заплатил, чем мы…
Байче:
Не вздумай и соваться в церковь –
Мы тебя предупредили!
Балта:
Завтра свадьба… Мы не хотим,
В ознаменование сего святого дня
Болтался чтобы ты на рее!
Байче:
Послушай, друг, не лезь…
Балта:
По старой дружбе – откроемся тебе!
Байче:
Жандармы перекрыли все
Дороги! Тебе не убежать!
Балта:
Но мы попробуем помочь!
В последний раз…
Омер:
Последний? Что это значит?
Байче:
Значит то, что дядюшка Мете
Нас тоже подкупил!
И с завтрашнего дня его мы
Полноценные вассалы!
Балта:
Но сегодня… Сегодня мы
Не рабы ещё его. Тебе бежать поможем!
Байче:
А если не сбежишь – 
Завтра мы тебя сдадим!
Балта:
Получим вдвое больше!
(Балта и Байче смеются, Омер сидит на земле, обхватив голову руками.)
Байче:
Что ты молчишь? Иди же – собирайся!
Балта:
А вот пожаловал Эмир!
Послушай, Омер, с ним мы потолкуем –
Так и быть часть денег дядюшки Мете
Мы израсходуем на подкуп…
Эмир (входит):
Здравствуйте, коллеги!
Балта:
Приветствуем, Эмир!
Какие новости?
Эмир:
Объявлена облава на портного.
Завтра свадьба сами знаете кого…
Велено поймать смутьяна!
Байче:
Эмир, у нас к тебе как раз большое дело!
Эмир:
Какое, интересно?
Балта:
Речь о звонких ста монетках!
Эмир:
Такие я дела люблю!
Байче:
Слушай, друг, нам надо выпустить
В соседнюю деревню одного…
Эмир:
Кого?
Балта:
Бродягу одного…
Эмир:
Уж не вот этого? (показывает на Омера)
Байче:
Как раз вот этого.
Эмир:
Уж не портной ли он?
Балта:
Какой портной? Иглы вовек
Те руки не держали.
Эмир:
Так выпустят его и так!
Балта:
Нам надо, чтобы без проверки.
Эмир:
Контрабанда?
Байче:
Ну…
Эмир:
Понятно! Страсть люблю
Опасные делишки! Говорите
Время и дорогу.
Балта:
Сегодня в полночь, южная тропа.
Эмир:
Отлично! Где монетки?
Байче:
Вот они, держи!
Эмир:
Страсть люблю я звонкие делишки!
Всем до встречи! (уходит, звеня монетками)
Балта:
Вот и сладили! Омер!
Байче:
Омер, ты слышишь?
Омер:
Слышу.
Балта:
Всё запомнил?
Полночь, южная тропа…
Омер:
Замолчите! Вы – продажные обноски!
Помолчите! Как носит вас земля?
Я вам сейчас кое-что скажу…
Байче:
Омер, не горячись!
Балта:
Послушайся друзей!
Байче:
Опасно…
Балта:
Предприятие сие…
Байче:
Чрезвычайно!
Омер:
Молчать! Нет у меня друзей!
Есть только я и Мара!
И как мне быть? Мне одному
Весь мир переломить?
Она, она открылась мне
Ради того, чтоб я бежал?
Я не предам, я не продам
Её надежду, счастие её…
Лучше я куплю себе друзей! А?
Каково? Купить себе друзей! Перекупить!
Прекрасная идея! Но слушайте!
Чтоб это в тайне оставалось!
Мара не должна об этом знать!
Она не переносит звона денег…
Балта:
Что ты сказал?
Байче:
Купить ты нас задумал?
Омер:
Всю жизнь копил гроши…
Накоплены они чудовищной работой!
Я предлагаю тысячу монет!
Балта:
Тысяча монет?
Байче:
Нам даже дядюшка Мете даёт поменьше…
Омер:
Да, тысяча монет – и вы мои друзья!
Копил я столько лет, всю жизнь копил!
На свадьбу, для жены… вам отдаю!
Трачу на сообщников! Все против меня!
Я не смогу един прорваться через толщу смрада!
Балта:
Давай сюда скорее ты монетки!
Байче:
Мы лучшие твои друзья!
Омер:
О, нет, друзья… только после нашей свадьбы!
Мой план таков! Хватаем Мару в церкви
И под угрозой жизни дядюшки-урода
Бежим на юг и там его бросаем в море и
Гуляем свадьбу! И монетки ваши!
Балта:
Отличный план!
Байче:
Отлично-откровенный…
Балта:
Мы спрячемся за дверцей слева?
Омер:
Мы спрячемся за ней…
Байче:
Идти к венцу они уж точно
Без охраны будут…
Омер:
Заранее там спрячемся,
Всю ночь там просидим!
Жандармы будут нас искать
На южных направленьях…
Балта:
Опасно предприятие сие…
Байче:
Чрезвычайно!
Балта:
Опасность очень велика!
Байче:
Омер, не слушаешь друзей ты!
Балта:
Совсем не слушаешь!
(Омер, не слушая их, уходит.)
Байче:
Монетки не забудь!



Сцена пятая
Убранство церкви, слева маленькая дверь, за ней Омер, Балта и Байче. В церкви много народа, однако большая часть – жандармы. Священник, Тенсо, Эмир, Лала и Сесил. Все ждут жениха и невесту.

Балта:
Не нравятся мне эти люди…
Байче:
Жандармов здесь как на войне
Солдат в окопах!
Балта:
Надо было ночью штурмом брать…
Омер:
Я всё продумал…
Байче:
Монетки не забыл?
Омер:
Всё здесь. (Звенит ими в сумке.)
Я всё учёл – отсюда выход есть на улицу
Из церкви, жандармы все внутри или
У западного входа, а тут на юге чисто всё!
Балта:
Нам главное открыть, схватить и убежать!
Байче:
И главное монетки не забыть…
Омер:
Монетки здесь, со мной!
(в сторону) Господь, прости в последний раз!
Прости и помоги! Прости за то,
Что подкупил обманом я друзей!
Подумай сам, откуда у портного тысяча монеток! А?
Балта:
Омер, Омер, ну где они?
Байче:
Венчанье может быть перенесли?
Омер:
Нет-нет все здесь!
Балта:
Все – кроме главных лиц…
Байче:
Но что это? Жандармов удвоенье?
Омер:
То значится идут! Все наизготовку!
(входит один Мете.)
Омер:
Где Мара? Где?
Балта:
Спокойствие, Омер, не горячись!
Байче:
Послушаем, что скажет он.
Омер:
Встаёт он близко к нашей дверке… вот его спина…
Мете:
Внимание, друзья! Опасность очень велика!
Известный всем портной по данным
Приближённых лиц здесь в церкви!
Он вор, убийца, негодяй – приказ
Жандармам мой таков: не медля
Ни секунды при его поимке
Негодного тот час же вешать
Без суда. Виновен он… виновен…
Тенсо:
В чём он виновен? Где дочь моя?
Где Мара? Упрятал ты её получше
До поимки негодяя?
Мете:
Он один во всём виновен!
Только он! Он одна причина!
Слышите меня? Смутил несчастной
Отзывчивое и неопытное сердце!
Не готова оказалась Мара
Противостоять напору редкой силы…
Известно стало мне – они встречались
Тайно и наедине.
Тенсо:
Что? Как смеешь дочь мою порочить!
Кроме церкви она не выходила никуда!
Мете:
Вот именно – они встречались в церкви.
Священник:
Немыслимо!
Мете:
Переодет он был, святой отец,
В ваши же одежды. И исповедовал её
Вот здесь, наедине!
Тенсо:
Где дочь моя сейчас?
Мете:
Последствия таких укромных встреч
Всегда печальны. Скорбим мы все!
Скорбит моя душа! О свадьбе речи быть
Уже не может…
Тенсо:
Напраслину возводишь!
Мете:
Во всём виновен только он! Портной!
Будь проклят он! Клянусь вот здесь,
Пред образами, его я лютой смерти
Передать! Ведь я любил, Тенсо,
По-своему, но всё-таки любил
Я дочь твою… и слёз сдержать не в силах.
Омер (в сторону):
Любил, свинья?
Тенсо:
Любил, Мете? Так, стало быть,
Уже совсем не любишь?
И этому виной одна лишь встреча?
Мете:
Уж некого любить, Тенсо!
Теперь она мертва, моя любовь…
Теперь, о дочь твоя, мертва…
Покончила с собой! Последние её слова,
Которые успел сорвать с её прекрасных уст я:
«нашла, нашла решение, Омер прости меня, прости!»
(Всеобщий вопль ужаса.) не вынесла позора!
Портной виновен в том – с именем его
Она скончалась.

(В это мгновение Омер с криком «Отмыка!» вырывается из двери и вонзает в спину Мете нож. Мете падает бездыханным. Молчание. Всеобщее оцепенение прерывают рыдания Омера. Внезапно возникает видение Мары, она легко паря пробегает пространство церкви, подбегает к отцу, потом к Омеру, напевая, смеясь, весёлую песенку.)

Песенка Мары:
Первый сказал: ты моя роза.
Второй сказал: ты моя звёздочка.
Третий сказал: ты ангел мой небесный.
А четвёртый поглядел да и не сказал ничего.
Я от зеркала знаю, не роза я, не звёздочка, не ангел.
Я от зеркала знаю, что те трое мне солгали.
А который смолчал, тот и будет моим милым.


Занавес.

8 сентября 2010 года – 7 января 2011 года


Рецензии