Анн Диа. Ангел Милоша Петрика

http://www.proza.ru/2010/07/20/1007

Почему-то принято считать, что человек хулиганистый рисковый найдёт большее понимание у окружающих, нежели тот, кто всю жизнь отличался благопристойным поведением. Бесшабашность бьёт порядок, если говорить о симпатиях? Пожалуй, так. В России, по крайней мере. Недаром почти все наши поп-дивы, даже самые кроткие из них, вспоминая в интервью своё детство, обязательно вкрапят в него эпизоды, в которых они выглядели бы чуть ли не бунтарями в отношениях с родителями или учителями. А то! Волосы до самой задницы отращивали, классную доску парафином намазывали или — вообще, вызов всей системе! — кнопку на стул преподавателя подкладывали. Потом гордо, как молодогвардейцы перед казнью, стояли в углу.
В своём рассказе Милош не просто наделил своего героя бесшабашностью сверх всякой меры, но напрочь лишил того чувства осторожности. И вообще — понятия о самосохранении. И герой его ради любви читательской суёт пальцы в розетку, почти выпадает с балкона, летит на велосипеде под грузовик, тонет, бьётся на мотоцикле, чуть не сгорает при пожаре. То есть делает всё, чтобы сгинуть физически. Да ангел не даёт. (Для разнообразия автор мог бы придумать герою и психологическое испытание, типа женитьбы). А вот зачем герой это делает — не понятно. Точнее, он так совершает обычные поступки, так ведёт себя в житейских ситуациях, что выходит это у него убийственно. И ведь не спасатель он, не милиционер, не военный. Даже не клоун. Профессия героя могла бы хоть как-то обосновать его передряги, придать им хоть какую-ту осмысленность. И, возможно, вызвать моё читательское восхищение. Но случающиеся буквально на пустом месте несчастья героя рассказа, с переломами и сотрясениями мозга, характеризуют его, по моим понятиям, одним словом — долбоё… Ой!

А может, это юмор? Ну, как в фильме «Невезучие» с Ришаром и Депардье. Но там, помнится, был стройный сюжет, логическое сопровождение «невезучести» Ришара, отличная игра актёров и в конечном итоге вера зрителей в то, что это действительно происходит на их глазах.
В рассказе же Милоша спотыкаешься при чтении. И теряешься в невнятной тональности повествования — то ли бравада, то ли жалость.
«Помнишь, когда мне было 2 года, я засунул ручку в электрическую розетку?! Долбануло меня тогда не кисло. Даже мои жиденькие волосенки встали дыбом, а ручка расплавилась и свисала с моей руки вонючей жижицей! Но ты (ангел — А. Д.) был рядом и ты сделал так, что мама что-то почувствовала, успела вбежать в комнату и оттащила меня от тока!»
«Вонючей жижицей» и «успела… оттащить». Получается, не очень-то и успела.
«(Хех.. Хорош бы я был на карнизе, на 10 этаже, где порывы ветра сдували даже трансформаторные будки)».
Вот не представляю себе трансформаторную будку на десятом этаже. Под ветром. Может, Милош имел в виду зарядное устройство для мобильного телефона?
«И вот плыву я, плыву, плыву и… И вдруг тону!!! МАМА!! Я тону!»
Так вот плывёт, плывёт, тонет, тонет. И разделяет эти два действия всего лишь неопределённое «вдруг».
Герой пошёл на дно и стал «уже задыхаться». И где там под водой можно задохнуться? Пробил головой пузырь с болотным газом?
Герой тонет в реке. Водоросли вяжут его конечности, уже и лица касаются. Но из тех людей, что были на берегу, никто не рискнул сунуться в воду, «потому что знали, что в этом месте зыбучие пески». Вот как увязать реку, водоросли и зыбучие пески? И потом, по дну что ли спасать его надо было идти?
А спасает героя лодка, которая «сама по себе» отчалила от берега, сунула ему весло и «сама собой» вернулась обратно. Ну, слабо, конечно. Когда автор не может додумать эпизод, у него всё «само собой» случается. Как в сказке. Но это не сказка. И подвигов тут никто не совершает, за которые волшебным образом можно было бы получить награду.

И наконец, герой просит своего ангела оставить его и позаботиться о сыне, который вот-вот пойдёт по стопам отца. Мило? Ну, пока сын маленький. Глупыш. Но вырастет и станет таким же балбесом, как родитель, что очевидно и симпатий моих не вызывает. И будет методично, по-семейному, расшибать свой лоб.
Вот если бы Милош, к примеру, заставил героя просить ангела за президента страны… Или, скажем, за сборную России по футболу в преддверии ЧМ-2018…
Но к этому надо ещё суметь подвести сюжет. Поработать. Выйти за рамки «рассказика для друзей».
И тогда, видимо, читательских восторгов по поводу этого рассказа поубавилось бы. Подумают: ух, да тут серьёзный писатель, мощный. По плечу такого, смеясь, не похлопаешь.

P. S. Про фокал ничего не сказала. А все говорят про него. Из контекстов разговоров уважаемых мною критиков я лишь смутно догадываюсь, что это такое. Но уверенно надеюсь, что хоть с фокалом-то в рассказе Милоша всё в порядке.


Рецензии
Мне всегда было малоинтересно – ЧТО? о чем текст. (Автор имеет право представить любую ситуацию, и населить ее героями по своему усмотрению.) Зато всегда было интересно – КАК? И все зависит от степени достоверности исполнения.

Не знаю: замечали ли вы – читаешь Достоевского. И веришь каждому его слову. Потом собираешься в магазин за продуктами, надеваешь свитер, в карман куртки суешь пакет для покупок, спускаешься по лестнице, выходишь во двор, сворачиваешь в арку, поскальзываешься на банановой кожуре, бьешься головой о водосточную трубу….
И вдруг понимаешь, что полчаса назад на протяжении трех десятков страниц Федор Михайлович тебя бессовестно обманывал. Но, ведь пока читаешь – веришь ему беспрекословно! Вот где оно возникло – КАК?

Текст Милоша затягивает очаровательным «бормотанием» и не дает вырваться за пределы. Большое достоинство. А было или не было на самом деле – становится не важным и лишним. (Раскольников тоже вряд ли бы из своих мотивов стал убивать. Десятки вариантов развития событий и убийство из них – самый невероятный сценарий.)

Мне наявятся НЕнапсанные бувы! Как в тексте, так и в комментариях к тексту.

Дилетант   10.01.2011 17:53     Заявить о нарушении
Как? В этом рассказе Милоша — никак. Я и не улыбнулась ни разу, хотя и не эстетка заумная. (Или вы о простачках? Хе-хе!)
Но замысел был хороший: отказаться от ангела в пользу другого. Жаль, автор не вытянул тему. Не по зубам ему пока.

И как-то неловко вы на Достоевском поскользнулись...

Анн Диа   10.01.2011 18:39   Заявить о нарушении
Поскользнуться на Достоевском - не позор! Позор на Достоевском не поскользнуться.

Дилетант   11.01.2011 17:35   Заявить о нарушении
дальнейшая беседа стерта мной, так как, по мнению участников проекта, может отрицательно сказаться на поведении иных посетителей страницы.

мое мнение осталось прежним.

Дилетант   11.01.2011 17:38   Заявить о нарушении
Рискну вступить в дискуссию, хотя вижу, что накал страстей весьма высок. Дилетант, Вы правы в том, что поначалу увлекаешься рассказом Милоша, но постепенно несчастья, происходящие с героем, начинают надоедать и даже раздражать,заметьте, в тот момент, когда мы еще не оторвались от текста, а не когда уже пошли в магазин. Во всем нужна мера, в определенный момент человек теряет чувствительность и перестает сопереживать- это известный психологический закон, поэтому надо следить за тем, чтобы не переусердствовать.

Я не думаю, что Вовву удалось макнуть Анн, а тем более с головой.)))
Не знаю, ставят ли трансформаторные будки на крышах ( вечером постараюсь уточнить у профессионального строителя), но на карнизах десятого этажа ( как получилось у Милоша в рассказе, ибо фраза звучит так: " Хорош бы я был на карнизе, на 10 этаже, где порывы ветра сдували даже трансформаторные будки" )- это вряд ли.

Что касается зыбучих песков, то Вовву процитировал только одну фразу из Википедии. Продолжение звучит так: "Зыбучие пески располагаются по берегам морей, озер и рек( где обычно распространены восходящие источники), но могут иметь место и вдали от берегов, как на равнинах, так и в горах, пустынях". Как видите, ни слова не сказано о том, что зыбучие пески находятся на дне водоемов - только по берегам.

В этом эпизоде вообще много несуразного, я, конечно, не имею в виду чудо. Чудо - оно и есть чудо. Поясню на примере. " Оно всасывало меня целиком. А что самое ужасное - мои друзья смотрели, как завороженные, и никто не смел шелохнуться и позвать на помощь. " Во-первых, зыбучие пески втягивают человека медленно ( по крвйней мере, так написано в " Энциклопедии опасных мест"). Во-вторых, получается, что друзья смотрели, как героя затягивают пески, а они не в состоянии были это увидеть, поскольку все происходило в глубине реки, в- третьих, герой не знал, что происходит на берегу, поскольку тонул и никак не мог видеть своих друзей , и, наконец, перед " и " и " как" запятые не нужны. Но это только часть замечаний по эпизоду с лодкой. Обо всех писать очень долго.
С уважением ко всем участникам обсуждения

Наташа Александрова   11.01.2011 17:53   Заявить о нарушении
Наташа, я Вас умоляю, не пользуйтесь Википедией больше.

По трансформаторным устройствам лучше всего обратиться к стандартам МЧС. В правилах пожарной безопасности точно определены места их установки. По зыбучим пескам еще проще - зыбучие пески могут быть везде, где могут быть пески. Ландшафтом их существование не определяется. Лишь геологическим наличием условий.

Но я собственно не о том. Милош, на мой взгляд, автор талантливый. И топтаться по таким авторам ногами - непозволительная роскошь. Таких надо учить, если они чего-то не умеют, а бездоказательно ерничать - удел снобов.

С уважением.

Дилетант   11.01.2011 18:06   Заявить о нарушении
Дилетант, я думаю, для того чтобы убедиться, что на карнизе десятого этажа не может располагаться трансформаторная будка, никакие стандарты не нужны - достаточно здравого смысла. Что касается песков, то я, как и Вовву, опираюсь на Википедию. Если у Вас есть более точные данные по этому вопросу, то оставьте ссылку.

Что касается талантливости Милоща, то я не могу ничего сказать по этому поводу, я не критик. А вот за то, что ошибок у него много, ручаюсь.

С Вами целиком и полностью согласна в том, что к автору надо относиться с уважением. И не стоит топтаться по нему. Даже по бездарному)))

С неизменным уважением

Наташа Александрова   11.01.2011 18:25   Заявить о нарушении
Молодец, Дилетант, что почувствовали, что вас окунают. Стёрли мои реплики? Ваше право. Правда, никто кроме вас и не пострадал бы от них.
Про пески зыбучие и будку трансформаторную я не стала распространяться лишь с одной целью — не травмировать мужское самолюбие (Воввы). О, какая я чуткая!

Анн Диа   11.01.2011 19:49   Заявить о нарушении
Милош, спасибо за ответ! К сожалению, я человек очень занудный, поэтому я уточню некоторые мелочи.
... с которого порывы ветра... и ... где порывы ветра... - это синонимические конструкции, оба придаточных, независимо от союзных слов, являются определительными, и оба определяют слово " карниз". Вы, конечно, можете считать , что слово "где" означает уровень десятого этажа, но по законам грамматики оно относится к слову " карниз", поэтому фразу лучше исправить. Насчет ТБ на крыше я не бралась что-либо утверждать наверняка, о чем и сказала без всяких затей. Лично мне идея размещать ТБ на крыше не кажется очень удачной, по- моему, может стать источником пожара, но это не значит, что их там не устанавливают.

Что касается проблем восприятия, то это, скорее, опять проблемы грамматики. Вы пишете:"...оно затягивало. Друзья смотрели..." Выходит, что друзья героя смотрели, как затягивает. Они могли смотреть только на воду и представлять, что там происходит. Смотреть, как затягивает - видеть именно это конкретно - как получается из Вашего текста , они не могли.Дело именно в этом, а не в вариантах - утопление, или отдых под водой, или розыгрыш.)) Кстати, ил как-то сочетается с зыбучими песками?

Милош, не обижайтесь, точность - это вежливость писателя.

С уважением

Наташа Александрова   11.01.2011 21:22   Заявить о нарушении
ил как-то сочетается с зыбучими песками?

сочетается, по форме образования эффекта засасывания.
и в том и в другом случае этот эффект возникает за счет выделения более легкой, чем вода, субстанции. В случае зыбучих песков (частный случай плывунов) воздуха, в случае ила - газа, образовавшегося в результате гниения органики.

По трансформаторным будкам (будь они неладны) в прошлом году пришлось побывать в командировках в Ярославле и в Казани, там ТБ в обоих случаях расположены на крышах кремлевских зданий. У себя в окрестностях я тоже встречал такие крыши.

Дилетант   11.01.2011 21:40   Заявить о нарушении
Ну, я-то ярославна.
И что, прям, будка над Кремлём? И где же? А высоту кремля нашего знаете?

Но я даже не об этом. Рассказ Милоша слаб настолько, что на этом я закончила о нём думать. Много чести.

Анн Диа   11.01.2011 23:13   Заявить о нарушении
Может, просто омут, не зыбучие пески. Диспут по-поводу воспринимаю аналогично просмотру двумя кинозрителями фильма. Один замечает в фильме
неточности в антураже, а другой погружается эмоционально в содержание и ему безразлично было ли в те времена те или иные детали.
Местные ребята его предупреждали, а он не послушал.
Омут это был, воронка. Деталь поправимая.
В рассказе лит.худ. достоинств, вероятно, меньше недостатков, но тема прозвучала мощно, за душу взяла. Автор доработает, не сомневаюсь, особенно, если о своих чувствах писал.
Трансформатор сдуваемый вообще лишняя деталь, итак ясна опасность.
Почистит рассказ, выправит форму, тема прозвучит ярче.
Что про отца в первой части ни слова, а про мать во-второй, заметила, но не придала значения. Убедилась, у Мяты глаз зоркий.
В корень зрит Рамиз про появившуюся ответственность у ЛГ. Настоящая любовь с чувством ответственности! Соль рассказа!
Не повод обмыть с приятелями рождение сына и подождать, когда он подрастёт, чтобы, к примеру, ходить с ним на рыбалки.
Ангелы-это антураж. Ответственность отца, осознание роли отца, если тем более своего ЛГ не помнит.
Всем респект!

Зоя Чепрасова   12.01.2011 03:51   Заявить о нарушении
Зоя, деталь - это не антураж, это художественный прием, который в небольшом рассказе играет очень важную роль. Если в рассказе одна неточность следует за другой и их количество превышает допустимую меру, то читатель теряет доверие к автору и выпадает из поля его эмоционального воздействия. Но Вы совершенно правы в том, что все можно исправить.
По поводу Рамиза тоже полностью с Вами согласна.

С уважением



Наташа Александрова   12.01.2011 12:28   Заявить о нарушении
Наташа, я выразилась"фигурально".

Зоя Чепрасова   12.01.2011 16:13   Заявить о нарушении
Милош, допустимую меру определяет здравый смысл. Перечитайте рассказ внимательнее, и Вы все поймете. Хотите - исправляйте, не хотите - дело Ваше.)))

Наташа Александрова   13.01.2011 19:51   Заявить о нарушении
Идеи рассказа я вообще не касалась и никого не оскорбляла. Это Вы уже явно перегнули палку.

Всего доброго

Наташа Александрова   13.01.2011 22:24   Заявить о нарушении
Я перечитал всю ветку и остался крайне доволен ее графическим воплощением!
Наша ветка почти образцово показательная!
Если бы вы могли знать, до какой степени меня пугают истеричные смайлы!

Спасибо всем участникам за уважение к языку!

Дилетант   14.01.2011 02:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.