Великий Шелковый Путь и Нуратау3

(Отрывки из диссертации)

[138] 40-50-е года 7 в, основные сухопутные ветви ВШП постепенно передвигаются (вероятно из-за действий Западного Тюркского каганата) из Самарканда на север в Чач и Фергану. Северный из них шел из Чача в степные районы Семиречья и далее в Дуньхуан, что поддерживалось тюрками, так как приносило большие доходы каганату. Чач экспортировал золото, цветные соли, бирюзу, доспехи, вооружения, ковры и ткани. В списках среди азиатских купцов из Восточного Туркестана чачские занимают третье место после Самарканда и Бухары. В торговле активно использовалась монета других стран – от Византии до Китая.

[97] Важные сведения о прохождении торговых путей в Центральной Азии в 5-7 веках  содержатся в жизнеописании Пэй Цзюя в династийной истории «Суйши» [103]. Пэй Цзюй, живший в годы правления династии Суй (589-617), написал работу «Записи и карты Западного края». Эта работа в последствии была утеряна, от нее сохранились лишь фрагменты. Один из них гласит: «От Дуньхуана к Западному морю идут три дороги, и у каждой имеются ответвления, Северная дорога из Иу (Хами) проходит  у озера Пулэй (Баркуль), [через земли] племени теле, ставку тюркского кагана (близ оз. Иссык-Куль), идет через Люхэшуй, доходит до страны Фулинь и достигает Западного моря. Средняя дорога выходит из Гаочана (Турфан) через Яньцы (Карашар), Цюцы (Куча), Теле и далее через Цунлин (Памир), проходит через страны Цао (Уструшана), Хэ, Большую и Малую Ань (Карманы), Самарканд, Бухару, Муго [Мерв], доходит до Босы [сасанидский Иран] и достигает Западного моря. Южная дорога из Шаньшаня [р-н оз. Лобнор] …

[137] В 15-20 км к северу от подножия хребта Нуратау, параллельно ему проходит большая древняя степная дорога, соединяющая Бухару через Нурата с областями Южного Казахстана. В свое время на Сырдарье недалеко от Чардара имелась благоустроенная переправа. Оттуда путь на запад лежал через степь на каждом 30 километре был устроен укрепленный рабат с колодцем. Судя по археологическим материалам, эти постройки были созданы в 6-7 веках (времена Тюркского каганата – Арабов). Именно по этой дороге прошла на Бухару армия Чингисхана, а в мирные времена ею пользовались торговые караваны, послы, путешественники.

[136] Нур – был пограничным со степью торгово-ремесленным городом, с мощной крепостью, прикрывавшей стратегически важный проход в Зарафшанский оазис и далее в оазисы Ташкента и Ферганы. Здесь, останавливались купцы с товарами, где велась торговля (главным образом оптовая) зерном, кожей, сухофруктами, шкурами каракульских овец, мануфактурой, обувью, скотом и т.л. (там же. С 137-138). Вдоль северо-восточного склона Нуратинского хребта и далее через Нуратау шел обходной (минуя среднюю Зарафшанскую долину) путь из присырдарьинских городов в Бухару.

[97] Во второй половине 8 века в системе международных связей Центральной Азии происходят значительные изменения. В результате тибетского вторжения в Восточный Туркестан и Западный Китай за несколько десятилетий (60-90е годы 8 века) весь центральный участок Великого шелкового пути, от Ичжоу до Ганьсуского коридора, попадает под тибетский контроль. Все это создало серьезные помехи сухопутной трансконтинентальной торговле и культурными контактами, быстро пошедшими на убыль. Последствием явилось активизация движения по старой дороге связывающей Восточный Туркестан с Монголией (маршрут имел название «Уйгурский путь»).

[62] Уже в начале 7 века Ташкент, под именем Шаш, был известен Китайцам, и владелец его считался в числе вассалов Китайской Империи (с. 51). Город (Самарканд) главным значением обязан базару. В центре базара находиться каменное здание, называемое Чар-Су (с. 11).

Используемая литература

138. Buryakov Yu. F., 2003. The role of metallurgy of colored and noble metals in forming of ancient civilizations and statement of Middle Asia between rivers. ACTA National University of Uzbekistan, 2, University, Tashkent.
 
103. Jager F. Die heutige Stand der Schi-Ki-Forschung. Asia Major. Lpz. Volume 9. 1933.    
        Pp. 81-115, 216-231.

137. Gulyamov Ya. G. 1979. Bukhara Nur. Ethnography and archeology in Central Asia. Academy  of Science of USSR. The Institute of Ethnography. Moscow. Science: 133

136. Кармышева Б.Х., Пещерева Е.М. Материалы этнографического обследования таджиков Нуратинского хребта. Советская этнография. №1. АН СССР. Москва. Наука. 1964. с. 11

97. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории. Под
            редакцией Тихвинского С.Л., Литвинского Б.А. Академия Наук СССР. Институт
      Востоковедения. Москва. Наука. Главная редакция Восточной Литературы. 1988. 

62. Краевский А.Аю Вестник Императорского Русскаро Географического Общества на
            1851 год. Часть первая. Книжка первая. Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда
            Веймара. 1851. с. 51.


Рецензии