киото. компромисс
Нельзя сказать ,что современная наука не может объяснить это явление, дело в том, что истолковать его можно слишком большим числом способов. На сегодняшний день выделяют такие факторы воздействия на климат:
Вариации радиуса и вытянутости земной орбиты
Колебания наклона земной оси.
Флуктуации интенсивности космических лучей
Изменение светимости Солнца.
Переполюсовка земного магнитного поля.
Изменения ландшафтов.
Падения астероидов, крупные вулканические извержения, ядерные взрывы на поверхности Земли.
Парниковые газы в атмосфере.
Наличие неантропогенных факторов является залогом того, что споры будут продолжатся, так как экономически не выгодно признать деятельность человека губительной, ведь это влечет за собой реформы и ограничения. И многие страны, которые, к сожалению, не могут решить насущные политичесике, экономические, и социальные проблемы , вряд ли хотят, но в большем способны смотреть на далекие экологические катастрофы будущего.
Тем не менее, Межгосударственная группа экспертов по изменению климата ООН и поддерживающие их национальные академии наук стран «Большой восьмерки», выносят на первый план именно деятельность человека, и в первую очередь, выброс газов, вызывающий парниковый эффект, как более значимый фактор потепления, наблюдавшегося за последние 50 лет. Поэтому, в декабре 1997 года в дополнение Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в Киото был принят международный документ, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов до 2012 года по сравнению с показателями 1990. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, после того, как его ратифицировали страны, суммарная квота которых по выбросам парниковых газов превышает 55 процентов.
На первый взгляд, то, что впервые в истории международных соглашений в области окружающей среды введены рыночные механизмы для облегчения выполнения обязательств, взятых страной-участником, --- квоты на выбросы парниковых газов. Или же механизм чистого развития (выполнения проектов для сотрудничества между экономически развитыми странами и развивающимися странами.), а так же проекты совместного осуществления обязательств делают протокол более жизнеспособным не на уровне формальной ратификации, а в исполнении, в изменении экологической политики страны. Так как эти необходимые реформы для страны-участника обширны и затрагивают ,накладывая определенные ограничения развития , следующие секторы, указанные в приложении А:
- энергетика;
- транспорт;
- обрабатывающая промышленность;
- добыча нефти и природного газа;
- металлургия;
- химическая промышленность;
- сельское хозяйство и др.
Однако именно эта обширность и настраивает противников данного документа относиться к соглашению еще более скептически. Не смотря на преимущества, которые гарантируют заверения большинства ученых о том, что даже небольшое сокращение среднегодовой температуры приведет ощутимым климатическим и погодным изменениям, что фундаментально повлияет на жизнь на Земле, а соблюдение протокола должно отчасти уравновесить тенденцию потепления. Тем не менее,
У протокола, как пожалуй и у любой договоренности, которая нацелена на все мировое сообщество, немало уязвимых мест, так как на ООН наложены огромные, непросто выполнимые обязательства по относительному удовлетворению большинства. Особенно в решении, которое направлено только на ограничение и преимущества в будущем, но не приносит выгоды в настоящем. В целом , можно выделить три группы доводов приводимых против: протокол требует слишком много, достигает малого и в нем вообще нет необходимости. Это критики, которые сомневаются в реальности глобального потепления, или же отказываются признавать человеческий фактор, считая парниковый эффект следствием, а не причиной. Оппоненты говорят, что запланированного сокращения, а для некоторых стран стабилизации уровня выбросов далеко не достаточно для уменьшения парникового эффекта. Однако не стоит забывать, что протокол Киото задумывался лишь как первая стадия для периода до 2012 года , на последующих саммитах должно было быть рассмотрено новое соглашение для следующего периода. Однако ,как показывает практика предыдущих саммитов, а также саммита в Копенгагене, где главная цель—заключение нового международного протокола не была достигнута, что планируется сделать в этом году в Канкуне, динамика реализации Киотского протокола ничтожно мала. Об этом свидетельствуют также данные последнего отчета ВМО: выбросы парниковых газов не только не уменьшились, но и возрасли, достигнув рекордной отметки.
Противники реализации протокола также верят, что если индустриализованные страны снизят свои потребления ископаемых топлив, стоимость угля ,нефти и газа снизиться, делая их более доступными для развивающихся стран. И тогда произойдет простое перемещение ресурсов.
Это можно, однако , назвать опасениями дальнейшего економического роста развивающихся стран, в особенности Китая. Ведь эти страны, находятся сейчас в уникальном положении: они могут и дальше беспрепятственно развивать свою экономику, при этом получая технологии, и инвестиции . Сами они ,конечно, настаивают на исторической ответственности, развитых стран, которые загрязняли атмосферу задолго до того, как интенсивная индустриализация была принята в менее развитых регионах.
Также , поднимается очередной вопрос о неэффективности протокола без США и Китая, которые до сегодняшнего дня остаются лидерами по выбросам парниковых эффектов. Поэтому развитые страны не согласны на механическое продление договора, они не захотят оставаться в ограниченном протоколе, если только не будет подписано глобальное соглашение.
Соглашение, подобное Киотскому, должно быть поддержано. «подобное» не только потому ,что срок действия истекает в скором времени, но и из-за ряда недостатков, которые подрывают к нему доверие. Наряду с непримиримыми разногласиями ученых по первоначальному вопросу—глобальному потеплению. Потому как расчеты, используемые для постановки целей действительно приведут к уменьшению губительного воздействия человека на окружающую среду, однако усилия, на деле оказались бесплодны из-за медлительности и крайней сложности процесса достижения консенсуса 194 стран. Сомнительно, что проблема вообще считается катастрофической, ведь кроме бесчисленных докладов об изменении климата, реальных шагов по его предотвращению принято не было и пока единственным заметным достижением является торговля квотами. О снижении выбросов говориться много и красиво, но фактически ,никаких сдвигов не происходит. Все готовы действовать, но ждут действия со стороны других. Беда в том, что у человечества слишком длинная история безответственного использования Планеты без оглядки на последствия своих действий. Поэтому протокол Киото, наряду с другими проектами—лишь положил начало непростому и разностороннему процессу изменений в первую очередь, образа мышления и способа жизни. Нам необходимо во многом отвыкнуть от того, что мы инертно продолжаем делать, и лучше начинать это сейчас с меньших усилий и потерь, чем если все устрашающие прогнозы, которые кажутся неправдоподобными, однажды станут реальностью.
Свидетельство о публикации №211011100111