Чимкент. Тростьянская. Нарушения на работе. 1954

Воспоминания Петряковой/Умарбековой  Галины Александровны 1929 г.р.
Глава 61

   Жить работникам сберкасс на низком окладе было очень трудно. Такие терпеливые, как я, не лезли в карман государству, довольствовались 482 рублями и премией за квартальную работу на усмотрение заведующего, главного бухгалтера и профсоюза. А были и такие, что не могли терпеть нужду, применяли различные способы, чтобы жить лучше честных работников, вольготнее и лезли в кассу, как только могли. А кассир Тростьянская вот как: когда я пошла в туалет, она придвинула картотеку с лицевыми счетами к себе и стала оформлять вместо меня. Я старалась быстрей вернуться и увидела четыре сберкнижки на ее столе.
— Что это за сберкнижки? — спросила я.
— Да это знакомые мне доверяют и дают на хранение.
— Разве Вы не знаете, что нам запрещено брать сберкнижки вкладчиков?
— Нет, не знала.
— Ну, тогда в перерыв поговорим, — сказала я и замолчала, чтоб не привлекать внимание людей.
   Я проверила документы, которые она оформляла в мое отсутствие, подписала и вернула ей в кассу. Но поговорить с ней в перерыв не удалось. Неудача за неудачей подстерегала меня. В этот же день у ревизора Обл. Управления по плану должна была быть внезапная ревизия в сберкассе при Свинцовом заводе. Их явилось двое. Один стал проверять кассу — ничего не обнаружил — касса была в порядке. Другой ревизор сразу пошел проверять сберкнижки по домам. Вот он и обнаружил, что у одного старика — пенсионера на сберкнижке числилась сумма 1000 рублей, а в лицевом счете всего 100 рублей, и этот человек — вкладчик был свекром кассира Тростьянской. Зная, что свекор хранит в нашей сберкассе деньги, кассир узнала номер его счета и в мое отсутствие достала карточку, списала 900 рублей, столько ей понадобилось, чтобы хорошо одеться, чтобы ее не бросил муж. И вот ревизоры, думая, что возможно это не единичный случай, объявили массивную, сплошную проверку сберкнижек у вкладчиков. Легко представить, какая огромная работа предстояла ревизорам — проверить, нет ли расхождений в остатках вкладов в сберкнижке с остатком вклада в карточке лицевого счета по 4650-ти сберкнижкам, уличить и наказать вора.             Тростьянскую уволили сразу.
   А меня, как специалиста, долго обсуждали:"Товарищ Кадыров, каким образом к Вам поступила кассиром такая воровка, как Тростьянская? Мы проверили все партийные организации, чтобы ее обсудили и наказали, но нигде ее фамилии не нашли, а Петрякова говорит, что Сергей Павлович рекомендовал ее, как члена партии, что она, Петрякова, комсомолка и должна доверять Члену Партии." Кадыров:"Да, так и было. Недавно я предложил Тростьянскй встать на учет в нашей парторганизации, сперва она сказала, что потеряла, а потом принесла партбилет, в котором три года не были отмечены взносы и практически она была выбывшая из рядов Партии. Я сказал ей, что я не имею права восстанавливать выбывших членов. А насчет условий работы в сберкассе Свинцового завода, я знал, что в помещении нет туалета и об этом неоднократно заявлял в Обл. Управление. Как видите, они нарушали инструкцию, доверяя друг другу, в целях лучшего обслуживания клиентов, а Тростьянская воспользовалась этим, написала расходный ордер на 900 рублей, подделала подпись и дала Петряковой подписать ордер. Конечно, Петрякова подписала ордер, она же не эксперт, подпись была удивительно схожей. Как только Вы позвонили, что раскрыли злоупотребление, я написал приказ об их увольнении," — закончил Зав. Кадыров.
"Но Вы же хвалили Петрякову, как специалиста. Вы говорили, что Галина Александровна справляется с любой работой лучше всех работников и вдруг написали приказ об увольнении," — сказал ревизор. "Да, Петрякова в техникуме проходила "Советское Право", она знает, что суд ее восстановит на работе, тогда я напишу приказ о восстановлении. Петрякова уже подала заявление в нарсуд и ждем ответа," — сказал Кадыров.
   Вот так рассказал мне Кадыров о разговоре с ревизорами, когда я ему принесла копию решения Суда о восстановлении меня в должности Зав. Сберкассой первого разряда, только опять другой, той, где я не захотела работать ранее из-за аферистки Воробьевой, но там кассиром была уже другая.
   Мое заявление в суд на Тростьянскую рассматривали уже через несколько дней. Она рассказала суду, что взять деньги заставило безвыходное положение. Муж сказал, что его ничто не держит жить с ней, кроме ребенка, которому один годик. — "Муж ругался, что не умею жить, что неряха, не могу заработать на приличный костюм и т.п. Я мужа очень люблю, боялась развода и не могла ни у кого занять денег, чтобы чуть-чуть получше приодеться. Я решила снять деньги со сберкнижки моего свекра и потом незаметно возместить, я не ожидала, что при внезапной проверке все откроется так быстро." Судья перебил ее:" Гражданка Тростьянская, а Вы разве не знали, что пострадает ни в чем невинная заведующая, которая подписала за контролера Ваш фальшивый ордер и теперь ее за это уволили с работы?"
Тростьянская повернулась всем туловищем ко мне и буквально шлепнулась на колени:"Галина Александровна, миленькая, простите меня, ради моего маленького ребеночка, я Вас умоляю; я Вам никогда не хотела плохого, но я не знала систему сберкасс и невольно Вас подвела. Я и подумать не могла, чтобы Вы могли пострадать за меня; Вы меня все время учили не трогать ни копейки государственных средств, и этот случай будет первым и последним в моем неопытном пути. Я горько раскаиваюсь и ни за что не повторю подобное," — со слезами на глазах зарыдала она. Суд вынес решение:"Восстановить на прежнюю должность Петрякову Г.А., а Тростьянскую... наказать...на три года условно, учитывая наличие ребенка на иждивении, не допускать к финансовой работе в течение пяти лет."
   Да, я помню, как Главный ревизор укорял Кадырова, что надо защищать и отстаивать хороших работников, вместо того, чтобы не разобравшись, писать приказ об увольнении.
   Я стала работать в сберкассе, которая находилась внутри госбанка. Кассиром у меня была казашка. Я ее запомнила в жакете, где было всегда мокрое пятно от грудного молока, которое она сцеживала, так как жила далеко и до вечера не кормила своего ребенка грудью. Бедная женщина и ее ребенок! Я сравнивала ее положение с моим, в период кормления ребенка, и сердце мое наполнялось радостью, ведь я тогда училась, а Славика кормила строго через три часа, разве это не счастье, пусть даже я жила без мужа.


Рецензии