13. Про нашу родню

     13. ИВАН  ИВАНОВИЧ


     [Воспоминания Татьяны Васильевны Масловой (1900-1984) «Про нашу родню» записаны
          в 1962 году её братом – писателем Ильёй Васильевичем Масловым (1910-1992)]
 

     Иван Иванович Маслов (1896-1957) был единственным сыном у родителей. Из всех Масловых его возраста он был самым грамотным, умел хорошо читать и писать. В первые годы советской власти служил в Семипалатинске, а какой пост занимал — не знаю. Знаю только, что он сам не захотел служить, приехал в Ермак к жене и поступил работать на бакена. Прослужил бакенщиком более 40 лет. И всё на Иртыше, на устье реки Белой. Тут родились и выросли все его дети.

     Иван Иванович был женат на двоюродной сестре Ульяне Егоровне Масловой. Женился он в начале 1919 года. Их дети — Николай (р.1923), Мария (р.1920), Владимир (1930), близнецы Иван и Пётр (1933), Анна (1928), Евдокия (1939). Все получили образование. Николай закончил десятилетку, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант запаса по химобороне. Гражданская специальность — фотограф. Женат на белоруске Брониславе. Живёт в Ермаке. Как и отец, обзавёлся большой семьёй.

     Мария закончила педучилище, затем заочно в пединститут. Работала учительницей в Ермаке, затем уехала на целинные земли в Черлак (Омская область). Муж — учитель.
     Владимир окончил лётную школу в Куйбышеве, живёт в Тихорецке, жена —  Нина. Пётр окончил речной техникум в Омске, сейчас капитан буксирного парохода на Иртыше. Иван окончил пять классов и пошёл по стопам отца — речник, старшина. Анна имеет семилетнее образование, продавец. Евдокия окончила семилетку.

     Иван Иванович помер в мае 1957 года от рака желудка. Ульяна* получает пенсию и живёт в своём домике в Ермаке возле Иртыша. Она рассказывала, что когда их зачисляли на пенсию, попросили представить документы о стаже. Они представила справку от пароходства и полный рюкзак расчётных книжек за все годы, что служили на бакенах. Все были этому удивлены.

     На Иртыше, напротив Ермака, есть остров, названный «островом Маслова». Это в честь Ивана Ивановича — старейшего бакенщика на Иртыше. Вот и всё.         
     ____________________
     *Ульяна Егоровна умерла в Ермаке (1897-1977), её сестра Пана умерла там же (1912-1998).

     *****

     P.S. Иван Иванович Маслов (1896-1957) - родной дед, а Николай (1923-1971) - отец Леонида Маслова.
   


Рецензии
Да, Леонид, прочитал воспоминания Татьяны Васильевны от начала до конца. Двоякое чувство. С одной стороны, я понимаю Вас: хотелось бы больше деталей. С другой стороны, таким воспоминаниям, хоть и лаконичным, позавидовали бы миллионы людей. Какой охват родственников! Тут и их жены, дети, кто чем занимался, какое образование имел, кто где воевал, от чего умер и т.д.... Ценнейшая информация!
Я ровно два года занимался своими родственниками. О прадеде узнал совсем чуть-чуть. Был дьяком там-то, жена такая-то, дети. И все. Не обо всех братьях и сестрах деда удалось что-то выяснить. О некоторых - буквально два слова, о некоторых вообще ничего. Поэтому более-менее полная информация начинается с моего деда. Хотя и тут приходилось собирать материал с миру по нитке, созваниваясь и переписываясь с родными из других городов. Но я рад и этому. Когда я сделал книгу "Род Лосевых" и разослал своим родственникам, в том числе тем, что живут за границей, они были на седьмом небе от счастья.
Но я сделал для себя еще один важный вывод. В воспоминаниях действительно (здесь я полностью с Вами согласен) ничего не может быть лишнего. Любая деталь важна и со временем, возможно, именно этот малозначительный факт будет иметь огромное значение.
Леонид, но у меня такой вопрос. Насколько я понял, Вы весь материал решили оставить в электронном виде. Уверены ли Вы, что это правильно? Как известно, "рукописи не горят". Может быть надежнее хранить материал в традиционном (бумажном) виде? Мир очень динамичен. И как мы видим, события на земле развиваются по непредсказуемому сценарию. Что будет завтра, в том числе с интернетом, сказать никто не сможет.


Леонид Лосев   15.01.2016 10:24     Заявить о нарушении
Спасибо, тёзка, за столь объёмный отзыв!
Я своим родословным древом занимаюсь давно. Дело, прямо скажу, утомительное. Раньше переписывался, но на 10 запросов приходило 2-3 ответа. Меня удивляла такая пассивность родственников. Потом понял - не у всех благополучная жизнь, кто-то в разводе, кто-то и срок получал - хвалиться нечем... Удалось составить небольшую схему на бумаге, которая послужила костяком для исследования родословной:
http://www.proza.ru/2011/08/26/914
Когда появился в семье компьютер (начато 2000 годов), я стал наводить каналы по электронной почте. Дело пошло веселее. Тут большую помощь мне оказал один из моих родственников, живущий в Москве, Владимир Смысловский:
http://www.proza.ru/avtor/smisl1944
который прислал электронную схему нашего родословного древа. В ней было немногим более сотни персон. Чуть позже Смысловский рассказал мне про электронную компьютерную программу "Древо Жизни". Я заинтересовался, загрузил эту программу в свой комп. Купил лицензию - и дело пошло:
http://www.proza.ru/2012/03/17/663
В настоящее время в схеме более 800 персон, такая вот большая родня. Очень много родственников (особенно молодое поколение) оказалось в "Одноклассниках".
Отвечу на Ваш, Леонид, вопрос - нет ли риска потерять материал, расположенный в электронном виде на Прозе.ру? Дам ценный совет. В данном случае я вовремя воспользовался подсказкой одного из авторов прозы - хранить информацию не только в компьютере, но и на ВНЕШНЕМ ЖЁСТКОМ ДИСКЕ. СтОит он 3-4 тысячи. Я тут же купил такой диск (на 500 Гигов) и перегнал (скопировал) на него всю нужную мне информацию - рукописи, родословную программу, фотографии и т.п. И правильно поступил. Дело в том, что прошлой осенью у меня "полетела" программа WINDOWS XP. Пришёл настройщик и сказал, что надо ставить другую, более современную программу WINDOWS 7. При этом практически вся моя информация на компе исчезла (кроме эл.почты). Какое счастье, что у меня вся инфа сохранилась на ВНЕШНЕМ диске! По мере надобности я с него теперь копирую то, что мне нужно для работы.
Вот такие дела.
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   15.01.2016 11:52   Заявить о нарушении
Спасибо за советы, Леонид! Насчет пассивности родственников - мне знакомо. Активно помогала мне только двоюродная сестра - Татьяна Даниленко (Лосева). Она по профессии журналист, но уже была в то время в возрасте. К сожалению, в сентябре 2015 г. ее не стало. С другой стороны, надо радоваться, что 4 года я с ней общался. Без нее не было бы книги "Род Лосевых". Она сообщила много исходных данных, без которых дальнейшие поиски были бы невозможны. И вообще, она была очень добрым и отзывчивым человеком. Светлая ей память.
Касательно жесткого диска. У меня есть он, и я храню на нем значимую для меня информацию. Но, наверное, никто не может сказать, каков его срок службы. Кроме того, они ломкие. У моего сына жесткий диск, находясь в коробке, упал с небольшой высоты и вышел из строя.

Леонид Лосев   15.01.2016 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.