Как хорошо все знать! рассказ школьникам

               
Кате снились бескрайние просторы и лужайки, моря и океаны. Она купалась в горной речке и ела спелую клубничку, только что сорванную с грядки. Ей снились прекрасные принцы, и даже сказка о красавице Белоснежке. Но вот мама вошла в комнату и нежно погладила Катю по головке.
- Доченька, просыпайся! В школу пора.
- Мамочка еще две минуточки. Ну, пожалуйста!
- Только две минуточки, -  и добродушная тетя Оля открыла окно. -  Какая красота… Весна, первые птицы, прилетевшие  с юга, возвещают всех о своем прибытии.
- Все, две минуты прошли. Пора.
- Ага, вперед, к знаниям, -  и заспанная девочка села на кровати.
- Мам, а какое сегодня число?
- Первое апреля.
- Что??? Не может быть! Сегодня же у нас зачет по теме «Наречие». Я забыла.
Девочка в панике полезла в портфель за учебником.
-Я не переживу, если напишу на двойку! Катастрофа!!!
-Не волнуйся! Я тебе помогу, -  шепнул ей на ушко желтый учебник, -  меня Знайка зовут. Катя не поверила своим ушам.
- Очень приятно, Катя.
- Катя, одевайся скорее! Я отведу тебя в страну Морфология в город Наречий. Мы познакомимся с бродягами – словами категории состояния, жуликами -  омонимами и хитрецами -  местоименными наречиями.
Катя огляделась, а мамы и след простыл.
- Учебник, а где же мама? Я без нее боюсь ехать, да и мне страшно чуть – чуть.
- Нет, нет, маме туда нельзя! Туда может попасть только ребенок. Ну? Ты готова?
- Я думаю, да. - Не успела она это проговорить, как очутилась в незнакомом городе на странной улице, где совсем не было людей. Домики были маленькие, одноэтажные, с огромными окнами. На каждом из них висела табличка с надписями. Катя подошла к одной из них.
«Здесь живет ОЧЕНЬ»
- Странно…
- А чего тут странного? Мы с тобой в городе Наречий. На этой улице живут наречия, которые  обозначают признак другого признака, на соседней -  признак предмета, а через улицу живут почтенные господа, обозначающие признак действия.
В этом городе есть микрорайон Местоименных наречий и микрорайон Слов состояния. Они хотят быть, как и все в этом городе, наречиями, но их подводит синтаксическая роль. Эти слова так похожи на своих родственников наречий, что неопытные люди, такие как ты, их часто путают. Катя сразу вспомнила свою ошибку в домашнем задании.
- Я же сделала работу над ошибками.
- Надеюсь, ты никогда не будешь делать таких глупых ошибок.
ЗАПОМНИ: слова категории состояния или безлично-предикативные слова выражают состояние природы, живых существ и человека. Эти слова в безличном предложении являются сказуемым!
- Я поняла.
- Ладно, пойдем я познакомлю тебя со своим другом, которого зовут Всюду. Он познакомит тебя с наречиями места, а его жена Сначала расскажет о наречиях времени.
- Надо купить что – нибудь к чаю.
- Правильно! Вот и сходи  в Никуда.
- Куда мне сходить?
- Никуда – это супермаркет, где продают Кое – Как.
- А, я знаю! Никуда и никак – это местоименные наречия, но ты же говорил, что они хитрецы.
- Да, хитрецы. А ты бы без меня догадалась, как можно сходить никуда и купить кое – как?
-Да! Я помню, что местоименные наречия не называют признаки действия, а только указывают на них. В отличие от местоимений, они отвечают на вопросы наречий и не изменяются.
-Ты молодец! Если бы я был учителем, я поставил тебе пятерку. А теперь пора в магазин за тортом.
Они весело зашагали по дороге, быстренько купили великолепно украшенный торт с шоколадом и пошли в гости.
- Привет, Всюду!
-Знайка, это ты? Я нигде не мог тебя найти. Мы с тобой раньше частенько виделись, а сейчас ты меня забыл?
Знайка слегка кивнул на девочку, и только сейчас Всюду увидел Катю.
- Здравствуйте! - задорно сказала семиклассница.
- Приветствую! Познакомьтесь с моей женой Сначала.
- Привет!
-Я здесь по очень важному делу. Дружище, помоги! Расскажи этой девочке все о разрядах наречий по значению. Пожалуйста! Мне еще нужно с омонимами о встрече договориться, потому что я в них плохо разбираюсь.
-Да…твой автор плохо о тебе позаботился. Ну, ты запомни, что без контекста, в котором употребляется это слово невозможно определить, наречие это или какая – нибудь другая часть речи. Также, к наречию можно задать один вопрос – обстоятельства, а к омониму, например, лето -  существительное, можно поставить падежный вопрос.
- Спасибо!
И Знайка побежал в город в надежде встретить омоним. Вообще, в стране наречий омонимы не любили. У каждого гражданина было свое неповторимое имя, и этот народ считал, что омонимы крадут их ценные имена.
- Итак, начнем!
ЗАПОМНИ:
№ разряд Вопросы примеры
1 Образа и способа действия Как? Каким образом? Быстро, весело, неописуемо, неповторимо,
2 Меры и степени Сколько? Сколько раз? В какой степени? На сколько? В какой мере? Чуть-чуть, слегка, немного, очень, слишком, вдвое,
3 Места Где? Куда? Откуда? Далеко, поблизости, вокруг, везде, всюду, позади
4 Времени Когда? Как долго? До каких пор? С каких пор? Теперь, скоро, издавна, давно, сегодня, уже
5 Причины Почему? Отчего? По какой причине? Сгоряча, сослепу, поневоле
6 Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Нарочно назло намеренно
- Спасибо! Это оказывается не так уж и сложно, как казалось.
- Обращайся! Всегда рады помочь. Надеюсь теперь мы, наречия твои лучшие друзья.
-А вот и я!
-Знайка, Знайка, я все поняла! Это так интересно.
- Я не смог найти омонимы. Говорят, что они образовали свое маленькое государство и живут там. Ну, ты точно поняла, что это за слова?
- Да, я все поняла и готова к контрольной.
- Хорошо. А какая сейчас погода на улице?
- Пасмурно. Это  слово категории состояния.
- А что такое наречие?
- Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.
- Молодец! А какая синтаксическая роль у наречия в предложении?
-Обстоятельство, и редко, определение, а слова категории состояния являются сказуемыми.
- Я думаю, ты готова к контрольной.
- Я готова!
- Пора домой!
- Прощайте, мои лучшие друзья -  наречия!
Через пару секунд Катя оказалась в своей комнате с учебником в руках.
- Доченька! Завтракать - и в школу!
- Я иду.
- Ты готова к контрольной?
- Конечно! Учебник – самый лучший друг, а наречия – моя группа поддержки.
Мама слегка улыбнулась.
- Желаю тебе успеха. Главное, ничего не бойся, и все получится.
- А я и не боюсь!
Катя написала лучше всех эту контрольную и поразила учительницу своими знаниями.
- Теперь мне осталось отправиться в страну чисел и фигур, и я буду самой лучшей ученицей!!! ;


Рецензии