Щепка

По замерзшим улицам северный ветер гонял стаи хрустальных снежинок. Кто-то добрый рисовал на стеклах одиноких домов узоры. И нахохлившиеся птицы сидели на проводах серыми пушистыми комочками. А на одном из узких переулков, на старой заметенной снегом лавочке сидел мальчик. Очень худой, смуглый, он сидел обхватив тощими руками колени, в легкой осенней куртке и что-то сжимал в руке.
- Что ты сидишь здесь? Тебе совсем не холодно? - спросил у него кто-то, но он даже не поднял головы.
- Холодно, тетенька, холодно. Только вот вам еще холоднее!
Женщина, что подошла к нему, очень полная, в старых профессорских очках, только хмыкнула.
- Мне-то не холодно! У меня шуба есть! А ты, глупый мальчик, заработаешь себе воспаление легких, сидя на ледяной лавке при таком морозе в одной осенней куртке!
Мальчик ничего не ответил и все так же не поднял головы.
Молчание затянулось. Женщина уже просто стояла рядом с мальчишкой, недоумевая, почему ей не хотят отвечать. "Ведь это ребенок, мальчишка! Голодный наверное,из убогой семьи! Или еще хуже, воришка! Точно, вор!Или наркоман! Или еще хуже..." Что "хуже" женщина подумать не успела, потому что ребенок наконец поднял взгляд.
- Что Вы стоите? Что Вы смотрите на меня! Неужели Вас так волнует мой холод, моя худоба? Неужели Вы бы не пожалели для меня ломтя белого хлеба и кружки теплого молока? Отдали бы старую зимнюю куртку сына? Неужели? А вот представьте, что я по Вашим глазам читаю, словно по книге. Не боитесь Вы, что там лишь любопытство и чувство собственного достоинства? Бойтесь не телесного холода, а духовного. Мне жаль Вас.
Женщина стояла и смотрела на него, на его глаза. Они были абсолютно слепы. Лицо же его от этого не делалось безобразным, казалось, что перед ней на лавке, так странно ссутулившись сидит маленький царь, властитель. И это у нее нет теплой куртки или шубы, а он богат. И богат очень.
- Ну что Вы стоите? Неужели Вам стыдно? Или, быть может, Вы не знаете, что мне ответить? Так не надо отвечать, тетенька, не надо. Вы и так уже все поняли. Идите своей дорогой, которой шли. Не вспоминайте меня, не стоит.
И она пошла, забыв на скамейке сумку с продуктами, забыв о том, что куда-то спешила, забыв обо всем. Ее волновало теперь лишь одно: от чего-то ей было очень холодно, а она все никак не могла согреться.
На следующий день мимо этой же лавки проходил мужчина лет сорока, с небольшой сединой на висках, без перчаток, легко помахивая кожаным портфелем и букетом роз в руках. Взор его задержался на грязной цыганке в пестрой шали, которая держала на коленях ребенка и,кажется, спала.
Мужчина не сдержался и подошел к ней вплотную.
- Эй ты, оборванка! Ребенка-то не жалко, нет?! На мороз на такой! Лучше бы работать пошла, да купила бы ему чего! А то как вшей разводить на лавках, да побираться, это вы все можете!
Женщина, не открывая глаз, зашевелилась и тихо вздохнула в ответ, так ничего и не сказав.
- Нет! Ну вы посмотрите на нее! Дрыхнет! Я с тобой, курица, вообще-то разговариваю!
Он уже протянул руку ее ударить, но вдруг кто-то больно схватил его за запястье. Послышался характерный хруст ломающейся кости.
Мужчина взревел от боли и ярости, дернулся, поднял взгляд и удивлению его не было предела, когда он увидел, что его руку сжимает маленькая детская ладошка.
- Не тронь ее! - тихо сказал младенец. - Не тебе дано судить нас. Ты сейчас бежишь с букетом к своей очередной любимой женщине и не знаешь, как в этот момент в больнице погибает твой четырехлетний сын от рака, потому что матери не хватает денег на лечение! Не тебе нас судить. Уйди. Оставь нас.
И мужчина ушел, бросив букет цветов в подтаявший снег у дороги. Он отчего-то не чувствовал боли в переломанной руке, он чувствовал боль другую. В самом сердце.
А через час на это же место пришла девочка, лет девяти, и увидела там того же мальчишку, что сидел на лавке вчера.
- Эй, мальчик, тебе грустно, да?
Мальчишка только покачал головой.
- Да, грустно.
Девочка осторожно наклонилась и заглянула в его лицо.
- Тебе грустно, потому что ты слеп?
Но он лишь только покачал головой.
- Нет. Я даже рад этому. Я хотя бы не вижу насколько отвратительно слепы все остальные.
Девочка задумалась, куда-то убежала. А через полчаса принесла мальчишке леденечного петушка.
- Возьми, он вкусный!
Мальчик улыбнулся.
- Что ж, мне нечего тебе дать взамен, вот только...
В ладошке маленькой девочки оказалась маленькая деревянная щепка, очень пахнущая смолой и хвоей.
Она улыбнулась и прибежала к матери, которая что-то покупала в одном из многочисленных магазинов на этой улице.
- Мам, мам! Смотри, что мне мальчик дал!
Открыла ладошку, а в ней вместо щепки золотая розочка лежит.
- Где ты это взяла?! - удивилась мать.
Но сколько не искали мальчишку, так найти и не смогли.
А розочку ту девочка всю жизнь хранила и все время она ей помогала, и боль снять и на экзаменах самый легкий билет попадался, и в ссорах и в бедах. Только вот потерялась она как-то, да так и не нашлась. Щепку, как и любое добро, попавшее к нам, так просто потерять.

 


Рецензии
Очень занятно, хотя, по-моему, и не стоило наделять мальчика столь яркой патетикой, пусть он не просто ребенок. Хотя среди остальных персонажей это выглядит даже нормально.

Никита Лазаренко   12.01.2011 20:43     Заявить о нарушении