Семь чудес света

Как часто мы восклицаем: «Ну, это просто восьмое чудо света!», совершенно не вдумываясь в смысл фразы. Почему восьмое? Да потому, что задолго до начала нашей эры в Греции был составлен список семи чудес света – точнее, той его части, о которой знали эллины.
И вот что удивительно: о многих из них мы только читали, потому что увидеть их давным-давно невозможно: время и люди не пощадили рукотворные чудеса. Даже точное расположение некоторых из них осталось тайной, которая еще ждет своей разгадки.
Число «семь» греки почитали священным, отсюда и количество чудес. Пифагор утверждал, что именно семь лежит в основе мироздания, отражая соразмерность, единство составных частей.
Описал же чудеса впервые Филон Византийский, который сам ни одного из них в глаза не видел, но со слов торговцев, мореплавателей и путешественников сочинил трактат «О семи чудесах света».
Хотя в списке отсутствуют многие подлинные шедевры античности – в него попали лишь те, сооружение которых граничило с нерукотворностью и чуть ли не божественным творением. Немало о чудесах древнего мира поведал Геродот – «отец истории» (греческий историк, V век д.н.э.), много путешествующий и лично посетивший их. Но окончательный, так сказать классический, вариант семи чудес древнего мира был признан уже в Средневековье.
Вот эти чудеса:
Древнеегипетские пирамиды.
Висячие сады Семирамиды
Статуя Зевса работы Фидия в храме Олимпии
Галикарнасский мавзолей
Храм Артемиды в Эфесе (сожженный Геростратом)
Колосс Родосский – статуя бога Солнца Гелиоса
Александрийский маяк.

До нашего времени дожили только пирамиды – их можно увидеть собственными глазами в современном Египте. С них, пожалуй, и начнем рассказы о семи чудесах света, благо они и по возрасту – древнее всех остальных.

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ
Самые древние из семи чудес света сооружения спасло от разрушения только их исключительно «выгодное» географическое положение. Пустыня, отсутствие дорог, стойкая репутация «царства мертвых» - охотников посещать такие места, а тем более что-то там трогать долго не находилось.
Девятнадцатый век и наполеоновские войны заново открыли миру пирамиды. Наполеон распорядился доставить во Францию несколько памятников, которые поддавались транспортировке. Ученые расшифровали начертанные на них таинственные иероглифы. Появилась новая наука – египтология, представители которой порой изучали Древний Египет, не покидая своих кабинетов. Пирамиды стояли…
Только двадцатый век с его детски-жестоким любопытством и бурным развитием всевозможной техники открыл доступ к пирамидам. Сначала – ученым и грабителям, потом, естественно, туристам. Пирамиды стояли…
Грабители вскрывали все, что поддавалось вскрытию. Ученые шли следом за ними и тоже подбирали для музеев то, что плохо лежало. Но вскоре выяснилось, что лежало все не плохо, а очень плохо – для простых смертных. Долина мертвых вновь подтвердила свое страшное название: и простые воришки, и именитые исследователи сплошь и рядом оказывались жертвами странных несчастных случаев, неведомых болезней и прочих таинственных бедствий.
  Пирамиды стояли… Эти усыпальницы египетских фараонов действительно были построены не на века – навечно. Крупнейшие из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе. Мало того, что на их возведении работали все египтяне – и рабы, и простые крестьяне, и воины. Пирамидам оказывали особые культовые почести – как божественным символам. Впрочем, фараоны Древнего Египта считались земным воплощением бога.
Самая большая из трех пирамид (и самая известная) — это пирамида Хеопса, на сооружение которой потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными листами, сверкавшими на солнце. Надо полагать, зрелище было впечатляющим.
Куда подевались медные листы – неизвестно. Скорее всего, не выдержали испытания временем и опали, как всякие листья. Кочевники-бедуины наверняка и по сей день используют эти листы по разным хозяйственным назначениям.
А вот белый известняк с успехом использовали арабы при строительстве Белой мечети в Каире. Поскольку им в голову не пришло лезть внутрь самих пирамид, эта операция не сопровождалась никакими карательными мерами со стороны египетских богов. Впрочем, облицовка пирамиды Хеопса осталась нетронутой – то ли нужда в строительном материале отпала, то ли… Так или иначе, пирамида уцелела.
Зато возникло множество недоразумений в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Казалось бы, что о столь известном памятнике, бывшем предметом самых разнообразных исследований и толкований, трудно сказать какое-либо новое слово, а еще труднее объяснить ряд замеченных уже ранее моментов, давших почву для произвольных теорий.
Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды. При постройке гробницы в течение каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек.
Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и пяти ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов.
В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру.
Все пирамиды точно сориентированы по сторонам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян; расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Если бы современные зодчие были так же точны…
Была еще одна потрясающая инженерная находка древних зодчих и строителей: сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты — коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы.
Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и очевидной бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».
Пирамида Хефрена уступает пирамиде Хеопса не только популярностью, но и размерами. Известна она, в основном, тем, что рядом с ней находится одна из крупнейших статуй не только древности, но и нашего времени — высеченная из цельной скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена.
Сфинкс почему-то не попал в список чудес света, но зато стал символом таинственности и «лирическим героем» многих литературных произведений. Сам фараон практически никому неизвестен и не интересен (кроме узкого  круга египтологов, разумеется), но Сфинкс… Как поразил он воображение древних греков, так и продолжает вызывать у творческих людей все новые и новые ассоциации.
Еще менее известна, хотя куда более интересна, пирамида Джосера или так называемая «ступенчатая пирамида». Не исключено, что это – лишь сохранившаяся до сих пор сердцевина огромного первоначального сооружения. Ибо мы не знаем, была ли известняковая облицовка окончательной наружной отделкой постройки или же ее внутренней частью, поскольку проект придания этой гробнице так называемой классической формы не был по-видимому завершен. Да и высота пирамиды – около 60 метров – почти вдвое меньше пирамиды Хеопса. Явный древний «долгострой».
Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х 280м и был окружен расчлененной выступами стеной, напоминавшей стены крепостных сооружений. Кроме одного настоящего входа, эта ограда имела тринадцать(!) ложных дверей. Ее наружные стены венчал фриз с изображением кобр.
Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны. Там была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Возможно, что внутри находился деревянный саркофаг. Под пирамидой были обнаружены также подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов.
Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздников, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего фараона. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, соединялось длинным крытым переходом с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.
Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом. Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были некогда украшены рельефами.
Третьим монументальным сооружением комплекса в Гизэ является пирамида Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Первоначально пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен составлял 51°. Интересно, что для строительства этой наименьшей из трех пирамид были употреблены наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть гробницы была облицована гранитом, в большинстве своем не полированным, а ее верх — белым известняком из Туры. В 1837 году английские исследователи Перринг и Визе обнаружили в погребальной камере этой пирамиды великолепный царский саркофаг из базальта, который затонул во время его перевозки в Англию; сохранился, однако, его рисунок.
Микерин имел не только наименьшую пирамиду, но также и наименее монументальный погребальный комплекс по сравнению с ансамблями его предшественников. Не подлежит сомнению, что при жизни этого фараона его постройки не были еще окончены. Их завершил преемник Микерина Шепсескаф, употребляя при этом уже худший по качеству строительный материал. Стены, возведенные из известняковых блоков, были облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором.
Прошли тысячелетия, а Монументальный царский некрополь в Гизэ устоял наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До настоящего дня он является наиболее грандиозным археологическим комплексом Египта, свидетельствующим не только о могуществе правителей Древнего царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

Висячие сады Семирамиды

Это чудо света много моложе пирамид. Оно, судя по исследованиям историков, появилось тогда, когда уже была написана «Одиссея» и бурно развивалась Эллада. Но – вот парадокс – Сады Семирамиды «генетически» куда ближе к уже закатившейся древнеегипетской цивилизации, нежели к греческому миру. Ибо знаменуют собой закат современницы древнего Египта, его извечной соперницы - Ассиро-вавилонской державы.
Но – увы! – в отличие от пирамид, время оказалось безжалостным к этой державе. Висячие сады пропали вместе с Вавилоном - величественным, но хрупким гигантом, колоссом на глиняных ногах.
Царь Навуходоносор, повелевший создать эти сады, руководствовался причудой деспота, но причудой романтической и благородной. Он до самозабвения любил одну из своих многочисленных жен – юную - мидийскую принцессу Амитис, тосковавшую в пыльном и лишённом зелени Вавилоне по свежему воздуху и шелесту деревьев.
Тогда почему сады получили название «садов Семирамиды»? Да потому, что в народном сознании возведение этого первого в мире монумента в честь любви сказочным образом переплелось с именем иной ассирийской правительницы, умершей за два века до этого. Семирамидой легендарную царицу называли греки, а настоящее имя ее - Шаммурамат. После смерти своего мужа, царя Ассирии, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока ее сын не достиг совершеннолетия. Правила, судя по всему, мудро и жестко: государство укрепилось, а благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря.
Потому-то Навуходоносор и смог несколько веков спустя взять в жены мидийскую принцессу. Потому-то могучий правитель и сделал то, что недоступно прочим смертным. Он не перенёс столицу к зелёным холмам Мидии, а приказал перенести в Вавилон, в центр жаркой долины, иллюзию тех холмов. На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков.
Сады, созданные строителями Вавилона, были четырёхъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой.
Ещё шло строительство, ещё дымили кирпичные заводы, где обжигались широкие плоские кирпичи, ещё брели с низовьев Евфрата бесконечные караваны повозок с плодородным речным илом, а с севера уже прибыли семена редких трав и кустов, саженцы деревьев. Зимой, когда стало прохладнее, на тяжёлых повозках, запряженных быками, начали прибывать в город большие деревья, тщательно завернутые во влажную рогожу.
Навуходоносор доказал свою любовь. Над стометровыми стенами Вавилона, настолько широкими, что на них могли разъехаться две колесницы, поднималась зелёная шапка деревьев сада. С верхнего яруса, нежась в тенистой прохладе, слушая журчание водяных струй - день и ночь рабы качали воду из Евфрата на много километров вокруг царица видела лишь зелёную землю своей державы.
Столь подробное описание исчезнувших садов оказалось возможным потому, что в них провел несколько недель легендарный Александр Македонский. Он победил Персию, угрожавшую могуществу Вавилона – и его встретили там, как освободителя. А десять лет спустя, после долгих и изнурительных походов, владыка Востока Александр, готовый к завоеванию Египта и походу на Карфаген, Италию и Испанию, снова оказался в Вавилоне, где впервые серьезно занемог.
Зной и пыль проникали даже сквозь толстые стены, и Александр задыхался - за все эти годы он так и не смог привыкнуть к жаре своих восточных владений. Он не хотел умирать здесь, в пыльной духоте чужого города, так далеко от тенистых дубрав Македонии, не завершив своей судьбы. Он не мог умереть, не увидев и не покорив Запада. Александр, ещё великий, ещё живой, в последней остановке на пути в бессмертие, приказал перенести себя в висячие сады... И именно там он уловил, аромат македонского, напоённого светлым солнцем, журчанием ручейка и запахом трав леса, который ему так и не суждено было увидеть.
Со смертью Александра Македонского мгновенно рассыпалась его империя, как неоднократно бывало в истории человечества. Вавилон захирел, наводнение разрушило дворец Навуходоносора, кирпичи спешно построенных садов оказались недостаточно хорошо обожжёнными, рухнули высокие колонны, обвалились платформы и лестницы. Правда, деревья и экзотические цветы погибли куда раньше: некому было день и ночь качать воду из Евфрата.
Навуходоносор, между прочим, прославился не только и не столько возведением одного из семи чудес света. За свое почти полувековое царствование он покорил восставших ассирийцев на севере и сирийцев на западе. Но прежде всего, он одержал победу над иудеями в Палестине, которые объединились с египтянами. В 587 г. до нашей эры грозный правитель до основания разрушил Иерусалим. Жители, оставшиеся в живых, были уведены в Вавилон. Это было так называемое вавилонское пленение. Как утверждают многие историки, Навуходоносор использовал пленных иудеев на строительных работах в Вавилоне. Но все это почему-то никак не связывается с его строительной деятельностью, словно речь идет о двух разных людях.
Историки, сопровождавшие Александра в походах, приукрасили увиденное, а до  Геродота дошла уже настоящая легенда, добросовестно им пересказанная.  Согласно этой легенде, царь Вавилона Шамшиадат V полюбил ассирийскую царицу-амазонку Семирамиду. В ее честь он построил огромное сооружение, состоящее из аркады – ряда арок, поставленных друг на друга. На каждом этаже такой аркады насыпалась земля и разбивался сад с множеством редчайших деревьев. Среди удивительных по красоте растений журчали фонтаны, распевали яркие птицы.
Геродот был все-таки реалистом и не включил в свое полуфантастическое повествование то, что записал другой историк, по совместительству – лейб-медик и безудержный фантазер Ктесий. Он описал Семирамиду как храбрую воительницу и обладающую большим художественным вкусом строительницу, жестокую и ласковую в отношении мужчин. Похоже на ту, существовавшую, Семирамиду, но Ктесий на этом, увы, не остановился.
По его версии, почерпнутой скорее всего в сказках, Семирамида была дочерью лунной богини-русалки, родившейся от связи с человеком. К досаде богини, ее дочь родилась в человеческом облике, без рыбьего хвоста. Раздосадованная богиня убила своего возлюбленного и целиком превратилась в рыбу, а дочь сделала могущественной правительницей.
Еще дальше пошел третий историк – Диодор Сицилийский. Он поведал, что 
Семирамида была покинута родителями и вскормлена голубями. Впоследствии она вышла замуж за придворного, у которого ее и отобрал царь. Все это прекрасно и замечательно, но к висячим садам – увы! – не имеет ровно никакого отношения.
Следует отметить, что за свою трехтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришел в упадок под властью персов и македонцев в VI - V веках до нашей эры.
Вавилон - первый город общемирового значения в истории человечества. Славу ему принесли три выдающихся сооружения, которые по тому времени были просто чудесами техники: Вавилонская башня, мощные крепостные стены, окружавшие город, и… разумеется, знаменитые висячие сады Семирамиды.
Уже в конце девятнадцатого веке археолог Роберт Кольдевей обнаружил при раскопках городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Но не это стало сенсацией. Археолог обнаружил Вавилонскую башню, массивное, монолитное внутри, многоярусное сооружение. Правда, от девяностометровой башни, имевшей в основании квадрат со сторонами длиной 90 м, сохранились лишь отдельные участки фундамента и гигантский холм щебня.
Кольдевей нашел и окружавшую Вавилон городскую стену, поражавшую современников своими размерами. В верхней части она была настолько широкой, что на ней без труда могли разъехаться две конные повозки. Крепостная стена окружала город, дворцовый комплекс и обширный участок прилегающих лугов, предназначавшийся, по-видимому, для укрытия сельского населения в случае нападения врагов. Но где же были знаменитые висячие сады?
В целом ряде античных письменных источников и в клинописных табличках вавилонского времени Кольдвей обнаружил указание на то, что в Вавилоне обтесанные камни были использованы при строительстве лишь двух сооружений: северной стены Вавилонского дворца и висячих садов Семирамиды. Каменную стену дворца он уже ранее обнаружил, поэтому подземная аркада – одна из частей царского дворца - могла быть только частью знаменитых висячих садов.
Увы, сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего в плане неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть «висячих садов», находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть здания, по-видимому, состояла из ряда мощных столбов или стен, перекрытых сводами, судя по сохранившейся подземной части, состоявшей из четырнадцати сводчатых внутренних камер. Но из обширной литературы, посвященной древнему Вавилону, Кольдевей мог составить представление о том, как могли выглядеть сады Семирамиды.
Над подземными сводами, по всей вероятности, находилась центральная часть террасных сооружений, каждая терраса располагалась примерно на пять метров выше предыдущей и была выложена балками длиной 5,45 м и шириной 1,35 м. Балки были устланы слоем тростника, залитого асфальтом, поверх которого был уложен двойной слой обожженных кирпичей, швы между которыми были заделаны гипсом. Все это было покрыто слоем свинца, чтобы предохранить нижнее строение от проникновения влаги. И, наконец, на свинцовое покрытие был насыпан трехметровый слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья.
Сегодня гиды в Вавилоне показывают на один из глиняных бурых холмов, напичканный, как и все холмы Вавилона, обломками кирпичей и осколками изразцов, как на остатки садов Семирамиды.
Приходится довольствоваться этим – и собственным воображением.

Статуя Зевса в Олимпии.

Это чудо света также не сохранилось до наших дней, но то, в честь чего оно было воздвигнуто, не ушло в историю, а более чем благополучно дожило до нашего времени и, похоже, не собирается исчезать. Речь идет об Олимпийских играх.
Раз в четыре года древние греки, находившиеся в состоянии почти непрерывных войн, откладывали оружие и всецело отдавались благородному занятию спортом. Со всех концов Эллады молодые атлеты спешили попасть в Олимпию - место поклонения богу Зевсу, находившееся в 260 км северо-западнее Афин.
Регулярно там устраивалось большое празднество, и все время, пока оно продолжалось в священной роще и ее окрестностях, никто не брал в руки оружия и не беспокоился за свою жизнь и судьбу своих городов. Так было угодно Зевсу, а идти против воли грозного бога никому не приходило в голову.
Согласно греческому мифу, отец Зевса Кронос жил на вершине одного из священных холмов Олимпии. Однажды оракул предсказал ему, что он будет свергнут собственным сыном. Поэтому Кронос проглатывал своих детей как только они рождались, Когда же родился шестой ребенок, жена Кроноса Рея прибегла к хитрости: вместо новорожденного она завернула в пеленку камень, который Кронос в слепой ярости проглотил.
Зевс рос в укромном месте. Возмужав, он решил отомстить отцу за его злодеяния. Он дал ему рвотное средство, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет живыми и невредимыми пятерых своих сыновей и дочерей, родившихся до Зевса. Затем началось беспощадное единоборство отца с сыном. Зевс одержал победу и низверг отца в преисподнюю - в тартар, как называли греки эту адскую бездну в глубинах земли. После этого Зевс стал единовластным хозяином Олимпа, отцом богов и людей и божеством погоды, повелевающим громом и посылающим на землю дождь. В честь своей победы он учредил Олимпийские игры.
Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания, ибо сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну.
Промежуток времени между двумя играми назывался олимпиадой и служил единицей летосчисления в Древней Греции. Каждая олимпиада имела свое название по имени победителя последних игр.
 В V в. до нашей эры жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а следует воздвигнуть рукотворное подобие бога вблизи от места состязаний. Примерно в 470 г. до нашей эры в Греции был брошен клич, обращенный ко всем, будь то богатый или бедный.
Речь шла о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса, который красотой и величием должен был превзойти все храмы Греции. И пожертвования начали поступать: деньги, предметы искусства, оружие и украшения - все, что только можно было использовать для постройки Зевсу храма невиданной красоты. Не позднее 456 г. строительство храма было завершено, и его торжественно освятили.
Храм был возведен на искусственном холме высотой в один метр. Площадь его фундамента, сохранившегося невредимым до наших дней, составляла 64x27 м. На нем были воздвигнуты 34 колонны из ракушечника высотой в 10,53 м, которые поддерживали массивную крышу из мраморных плит. Главным элементом храма была целла - культовое помещение, в котором и была установлена статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием специально для этого храма.
Вообще-то сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из редчайшей розовой слоновой кости, так, что Громовержец казался живым. Сидя на огромном позолоченном троне, Зевс держал в одной руке символ власти - скипетр с орлом, а на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
Ноги отца богов покоились на специальном постаменте, который поддерживали два льва. Надпись на постаменте гласила:
«Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня».
Вначале Фидий изготовил в своей мастерской объемный скульптурный каркас из металла, дерева и гипса - остов будущей фигуры Зевса. Затем открытые части скульптуры - лицо, руки, ладони и ступни были покрыты слоем тщательно отполированной слоновой кости. Как говорили греки, Зевс создал слонов только ради их кости для своей статуи.
Согласно расчетам, полученным путем сопоставления с другими аналогичными статуями Фидия, золотое убранство Зевса Олимпийского весило предположительно 44 таланта, т.е. 200 кг. Глаза Зевса, по-видимому, были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. В целом высота статуи составляла двенадцать метров, фигура Ники была примерно ростом с взрослого человека.
Разумеется, целиком доставить такую огромную статую из мастерской в расположенный поблизости храм было практически невозможно. Поэтому Фидий, вероятно, разобрал готовую фигуру на мелкие составные части. Их перенесли в целлу и там собрали из них величественную статую Зевса.
Изображение Зевса поражало не только своей мощью. От него исходило необычайное обаяние, ощущение мира, мудрости и доброты. Статуя Зевса Олимпийского производила неизгладимое впечатление на всех, видевших её.
Поклониться Зевсу съезжались паломники со всей Эллады – они благоговейно ступали на порог Храма и тут же замирали, словно пораженные громом – на них смотрел Бог, Царь, Вседержитель. Зевса боялись, любили, а некоторые втайне ненавидели, но равнодушным не мог остаться никто. Зевс сидел на троне, его глаза сверкали мистическим огнем, он замер в величественной позе – в одной руке зажав скипетр, а в другой - статую богини победы Ники. «Если он сейчас встанет, то наверно пробьет головой крышу» – так думал каждый, кто приходил на аудиенцию к Всевышнему греческого Пантеона. И отводили взгляд от всевидящих очей божества.
На самом деле, «живые» глаза Зевса были не что иное как хитроумная уловка, придуманная все тем же Фидием. У подножья статуи он распорядился устроить бассейн, в который наливалась вода, а затем оливковое масло. Свет из открытых дверей падал на поверхность бассейна, а затем отражался от, почти черной, маслянистой глади снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя постоянно смазывалась елеем (оливковым маслом) – это делалось для того, что бы слоновая кость не покрылась трещинами. От блестящего, лоснящегося лица Божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».
Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен. Так было сотворено третье чудо света.
Статуя Зевса считалась у атлетов покровителем игр и третейским судьей. В первый день они приходили к алтарю с жертвенными приношениями, молились о победе и давали клятву вести честную борьбу. Затем начиналось пятидневное празднество, в ходе которого молодые люди обнаженными участвовали в борьбе за олимпийскую победу, соревнуясь в различных видах спорта.
Семь столетий Зевс милостиво созерцал игры в свою честь, пока не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы.
То, что не смогла сделать землетрясение, совершил человек. В первой половине IV века нашей эры к власти пришел Феодосий I, Римский Император, который уже успел принять к тому времени христианство. Правителю были не по нраву языческие игрища греков, и он запретил проводить Олимпиаду – в итоге в 392 году храм закрыли. Греция уже была всего лишь одной из римских провинций, поэтому мнения греков никто и не подумал спросить.
Кстати, это была не первая попытка римлян свергнуть Зевса с олимпийского престола – еще в I веке нашей эры римский правитель Калигула послал своих людей, что бы те привезли статую в Рим, но им не удалось выполнить приказ. По легенде, в то время, когда рабочие стали возводить строительные леса, Громовержец раскатисто расхохотался и грабители в ужасе разбежались врассыпную.
После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и по сей день собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.
Статуя Зевса Олимпийского бесследно исчезла с лица земли более пятнадцати столетий тому назад, однако память об этом шедевре жива до сих пор. Исследователи восстановили ее облик опираясь на изображения, сохранившиеся на древних монетах, только благодаря этим артефактам человечество узнало как выглядело Третье из Семи Чудес Света.
Развалины Храма и ныне привлекают тысячи туристов, к сожалению, кроме мусора и нескольких полуразрушенных столбов от сооружения практически ничего не осталось… Хотя, нет, здесь сохранилась загадочная атмосфера и каждому вновь прибывшему путешественнику хоть на миг, да и почудится раскатистый хохот Зевса-Громовержца…
Храм Артемиды Эфесской

Последним царем Лидии, древней области в Малой Азии, входящей в территорию современной Турции, был легендарный Крез, имя которого стало нарицательным. Он славился своим огромным богатством и в 560 году до н.э. построил в городе Эфесе величественный храм, причисленный позднее к семи чудесам света.
Эфес был одним из крупнейших городов в Ионии, пожалуй, самой развитой и богатой области греческого мира, обогащённого здесь культурой Востока. Именно из малоазийских городов выходили смелые мореплаватели и колонисты, держащие путь в Чёрное море и к африканским берегам. Богатые полисы Ионии много стоили.
Сам город был основан за тысячу лет до этого. По легенде его основательницами были амазонки - племя женщин-воительниц. Именно этим и объясняется выбор места для храма, посвященного богине-охотнице – Артемиде, которую впоследствии римляне станут называть Дианой.
Сама история строительства храма может быть названа чудом. Храм был поставлен…на болоте у реки, ибо архитектор рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих – неизбежных в этих местах! -  землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Для того времени – неслыханный технический прорыв.
Кроме того, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Архитектор вновь нашел гениальное решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны были благополучно установлены, причем жители города усмотрели во всем этом… активную помощь самой Артемиды.
В чудеса и тогда верили охотнее, чем в силу человеческого разума.
Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 гигантских мраморных колонн, которые достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего их скрепляли металлическими штырями. Платформа, на которой он стоял, достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.
Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды высотой более двух метров, сделанная из древесины виноградного куста и облицованная серебром и золотом…
Но как был украшен храм, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы на самом деле не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно все это описывают: описания касаются  убранства другого храма, речь о котором пойдет ниже. Этот же, только что возведенный храм, намного превосходил размерами доселе знаменитый Парфенон, построенный позже в Афинах. Но…
Двести лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться. И его мечта исполнилась: про храм в Эфесе знают значительно меньше людей, чем про его разрушителя.
Хотя решением собрания, в котором участвовал весь эфесский народ, имя преступника должно было навечно исчезнуть из памяти людской. Его решили наказать забвением, что было для поджигателя страшнее самой мучительной казни. В официальных записях поэтому о нём говорилось просто как об «одном безумце». Но проболтался один из историков, который почитал точность в изложении фактов превыше народного волеизъявления. И поныне имя Герострата является нарицательным для маньяков, одержимых болезненным честолюбием, которые для собственной славы идут на любое преступление.
Историческая точность была соблюдена. Человеческая справедливость – грубо нарушена. Болтливого историка подвергли остракизму, но было уже поздно: написанное слово и тогда уже, как сейчас печатное, имело над людьми магическую силу.
По странному совпадению, храм был уничтожен в тот самый день, когда родился Александр Великий. И когда много лет спустя Александр Македонский оказался в Эфесе, он, пораженный этим совпадением, приказал восстановить храм в прежнем виде. Древние греки обожествляли красоту во всех ее проявлениях, и великий завоеватель не был исключением.
Придворные архитекторы действительно «воскресили» величественное великолепие храма во всей его первозданной красоте. Единственным новшеством был цоколь храма в виде мраморной террасы с десятью ступенями. Но это лишь придало зданию еще больше величественности. Александр остался доволен. Вот этот-то храм и описывают историки во всех подробностях.
В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем.
Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.
В храме Артемиды, помимо всего прочего, находился портрет самого Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу. Современников до глубины души поражал оптический эффект картины: казалось, что рука с молнией выступает из полотна.
Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна... Увы, время не пощадило ничего, хотя расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия.
Свыше пяти веков храм Артемиды поражал людей своей красой и великолепием. Многочисленные жрецы и жрицы исполняли в нём богослужение, процессии паломников со всего греческого мира воздавали здесь жертвы богине, впоследствии – неслыханная вещь! - каждый римский наместник, начиная своё правление, должен был поклониться Артемиде. И гордые римские завоеватели не гнушались склоняться перед греческой святыней. Известно, что один из наместников даже подарил «Храму Дианы», (так его называли в Римской империи) много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.
Увы, слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников.
Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть даже опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.
Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
И саван тысячелетнего забвения покрыл руины...
Когда на исходе средневековья здесь появились турки-османы, от древнего Эфеса и его величественного храма не осталось уже и следа, и никто не помнил, где они когда-то находились. Да и про Элладу никто уже не вспоминал.
Или – еще не вспоминал?
Последнее точнее, поскольку постепенно мир стал вспоминать свое славное прошлое. Дошел черед и до Эфеса. В 1863 году английский инженер Д. Т. Вуд начал археологические раскопки на предполагаемом месте легендарного храма. То, что  первоначально он нашёл лишь смердящие болота, за которыми тянулись непроходимые чащобы кустарника, его не обескуражило.
Из античных источников Вуд узнал, что храм Артемиды стоял «в роще возле Пиона, в тени высокой горы». Но на какой стороне? После многочисленных раскопок, на южном склоне горы он наткнулся на фундамент большого сооружения – как выяснилось, городского театра. Раскопав его, он не поверил своим глазам:   на одном из камней была надпись «К храму!».
Дорожный знак двухтысячелетней давности исправно сработал.
Но прошло ещё два года, прежде чем сняли шестимерный слой заболоченной почвы и появился фундамент храма. После пятнадцати веков солнце вновь осветило место, где стоял храм Артемиды. И не только. Он нашел  «гробницу Андрокла», открыл остатки крепостных стен времён императоров Октавиана Августа и Адриана, засыпанную часть укреплений Лисимаха, руины гимнасия, стадиона, нескольких общественных зданий, античных и христианских храмов. Раскопал великое множество мелких обломков и больших капителей, разбитые статуэтки языческих богов и христианских святых, монеты, потерянные античными странниками…
Во время первой мировой войны, которая в Малой Азии окончилась только в 1923 году, большие археологические раскопки в Эфесе были приостановлены. Тем не менее, в прошлом веке удалось полностью открыть фундамент храма. А под ним… следы храма, сожжённого Геростратом. Были найдены и сокровища Артемиды: 3000 ценнейших жемчужин, серьги, шпильки для волос, броши, а также небольшие монеты из электрона (сплава золота и серебра), древнейшие дошедшие до нас образцы монетной чеканки.
В 1956 г. была раскопана мастерская Фидия, в которой обнаружились три копии статуи Артемиды из первоначального храма.
Эфесские находки археологов хранятся теперь в музеях Турции.

Галикарнасский мавзолей
На самой юго-западной оконечности Малой Азии, примерно в 110 км от Эфеса с его четвертым чудом света, есть небольшой турецкий городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь находилось пятое чудо света — мавзолей карийского царя Мавсола.
Примерно в середине I тысячелетия до н.э. постепенно заселяемые пространства Малой Азии попали под власть персидского царя Кира II. Огромная персидская держава простиралась от Средиземного моря до Инда и от Черного моря до Индийского океана. Ее размеры были слишком велики, чтобы можно было управлять ею из одного центра.
Поэтому в пределы Персидского царства входил целый ряд небольших государств со своими царями, которые, хотя и подчинялись царю Персии, имели полную свободу действий во всем, что не противоречило интересам персидского царя царей. Таких царей-наместников называли сатрапами, а области, вверенные их управлению, сатрапиями.
Одной из сатрапий была Кария — прилегающая к морю область на юго-западе Малой Азии. Около 400 г. до н.э. здесь правил царь Гекатомн, который по каким-то соображениям перенес столицу своих владений в Галикарнас. Город имел две естественные гавани, защищенные с моря островом, и в географическом отношении был очень удобен для судоходства вдоль берегов Малой Азии.
Чтобы превратить небольшой портовый город в царскую резиденцию, Гекатомн затеял в нем обширное строительство, продолженное после его смерти старшим сыном – царем Мавсолом.
Молодой сатрап энергично продолжил начинания своего отца. Весь город, амфитеатром поднимающийся от порта вверх по склонам гор, был окружен мощными укреплениями. В центре города появилась большая площадь для собраний. Над ней  был выстроен храм бога войны Ареса. А в отдалении от них Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие — мавзолей, который бы своим названием и величественным видом служил вечным напоминанием потомкам о его имени и славе.
Мавсол был страстным поклонником греческого искусства и культуры. Он пригласил всех греческих мастеров строительного искусства принять участие в специальном конкурсе. И в желающих принять в нем участие не было недостатка: Греция сильно изменилась, причем не в лучшую сторону.
После того, как установилось господство Спарты над всей Грецией, архитекторы и художники почти лишились заказов. Города и общины стали слишком бедны, а спартанцы невысоко ценили искусство. Поэтому мастера были рады любому заказу, даже если он поступал извне, «от варваров».
Победил самый, пожалуй, необычный проект зодчих Сатира и Пифея. На пятиярусном основании площадью 33*39 м высился огромный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Общая высота основания и куба составляла 22 м, Над ними располагалась собственно усыпальница, которую окружало 39 одиннадцатиметровых колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой — колесницей с четверкой запряженных в ряд коней. Общая высота мавзолея была 49 м — с шестнадцатиэтажный дом.
Гробница была очень необычна для того времени — можно сказать, что она коренным образом ломала сложившуюся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре господствовали горизонтальные линии, т.е. строения были вытянуты в ширину, а мавзолей весь был устремлен вверх. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возводившие свои пирамиды и величественные гробницы.
Таким образом, архитектура галикарнасского мавзолея соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей и послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений в будущем. С тех пор немало выдающихся людей было погребено в подобных усыпальницах, которые по имени их первого «посетителя» получили название «мавзолей».
Первый в мире мавзолей, ставший пятым чудом света, поражал не только своей необычной конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выдающимися скульпторами, представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них были изображены состязания на колесницах, битва амазонок, боги и другие мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных традициях.
Примечательно, что конями квадриги на крыше мавзолея правил не возница, как обычно, а царская чета — Мавсол и Артемизия, обессмертившая таким образом и свое имя тоже. Кстати сказать, она была не только женой, но и сестрой Мавсола. За обожаемого ею старшего брата она вышла замуж еще в ранней юности. Тем самым Артемизия поступила в соответствии с обычаем египетских фараонов, которые часто женились на своих сестрах, поскольку право на получение наследства имели у них не сыновья, а старшая дочь.
Мавзолей сооружался на века и вначале действительно казалось, что он будет стоять вечно. Гробница Мавсола не пострадала, когда Александр Македонский осадил город, взял его и разрушил. Устоял мавзолей и в других войнах. Но «вечность» продолжались для него всего 1500 лет: в ХII в. нашей эры в результате сильнейшего землетрясения  большая часть строения рухнула.
А о том, как мавзолей погиб окончательно, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
«В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения.
Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей...»
Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов «наоборот» - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
В 1523 г. Галикарнас захватили войска турецкого султана Сулеймана Великолепного. Место, где когда-то возвышался мавзолей, теперь застраивалось домами для завоевателей. В 1857 г. английские археологи выкупили двенадцать турецких домов, снесли их и извлекли из-под обломков то, что еще сохранилось от мавзолея, этого «памятника беззаветной любви, которая даруется свыше», как назвал его когда-то один римский поэт.
Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемизии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.
Находки археологов, живые свидетельства этой самоотверженной любви, занимают теперь почетное место среди наиболее ценных экспонатов Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.
Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени. Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Необычность его в том, что он был создан не мужчиной-правителем, в честь своей возлюбленной, а наоборот, женщиной- царицей в честь своего мужа и  брата.
Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.
Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы.
Да и не очень крупные впоследствии тоже получили название мавзолеев. Это, пожалуй, и есть главное чудо, оказавшееся воистину вечным.

Колосс Родосский

Колосс Родосский находится в списке семи чудес света, хотя просуществовал чуть более полувека. Но эта статуя произвела на видевших ее такое впечатление, что едва ли не затмила все остальные рукотворные чудеса античного мира. Если верить свидетельствам очевидцев, это - одна из  самых монументальных и великих  статуй, когда-либо построенных человеком... в те времена. Ее высота составляла около тридцати метров.
Практически скопированную с нее знаменитую Статую Свободы, установленную на островке при входе в Нью-Йоркскую  гавань, иногда называют «Новым Колоссом». Но… все новое – это хорошо забытое старое. Пусть статуя в три раза превышает высотой свой прототип, ее считают эмблемой Америки, а не чудом света.
Хотя у обоих изваяний есть общее: идея, во имя, которой они были установлены. Колос Родосский для обитателей остров Родос слыл олицетворением свободы, тогда, как и памятник в Нью-Йорке  является для американцев символом  демократии.
Но обо всем по порядку.

К числу семи чудес света относится и огромная статуя Аполлона, возведенная на острове Родос в Эгейском море в ознаменование снятия осады с Родоса (305-304 до н.э; по другим сведениям 292-280 до н.э.). Она была отлита из бронзы.
Установленная при входе в гавань, статуя Колосса Родосского служила маяком и воротами: между ее ног проходили парусные корабли. В 224 году до н.э. землетрясение уничтожило это чудо света.
Остров Родос с его великолепной гаванью – истинная жемчужина Средиземноморья – непрестанно становился объектом вожделения сильных мира того. Им владел царь Мавсол, его захватывали персы, наконец, он стал одним из трофеев Александра Македонского. Но великий полководец не успел насладиться плодами своей победы – он умер от лихорадки еще совсем молодым, а его огромную империю тут же начали разрывать на части бывшие полководцы непобедимого военачальника.
Естественно, начались кровавые междоусобицы. Родос, в частности, оспаривали друг у друга Птолемей, уже официально правивший Египтом, и Антигон, владевшей чуть ли не всей материковой Грецией. Родосцы по каким-то причинам предпочли Птолемея, и Антигон  послал на завоевание непокорного острова сорокатысячную армию под командованием своего сына Деметрия. Даже пиратов Эгейского моря ему удалось привлечь на свою сторону обещаниями превратить остров в «свободную зону».
Но боги явно были на стороне родосцев: все попытки армии Деметрия взять штурмом город-крепость кончались провалом из-за…ураганов, сильнейших штормов и проливных дождей (явления, не лишком характерные для этого региона). А когда непогода сменилась ясными, тихими днями, к острову прибыл боевой флот из Египта, посланный Птолемеем,  и Деметрий поспешно отступил.
Чтобы увековечить память о своей победе, родосцы решили возвести огромную статую покровителя города - бога солнца Гелиоса, который   считался также и создателем этой благословенной земли. Легенда гласит, что Гелиос из пучин морских вынес Родос на своих руках.
На строительство статуи пошли средства, вырученные от реализации осадных машин, брошенных незадачливыми завоевателями. Кроме того, были расплавлены бронзовые детали гигантских осадных башен, также оставленных на поле боя. Полученного металла как раз хватило для создания скульптуры: тот самый случай, когда мечи успешно перековали на куда более мирный предмет.
Было решено установить Колосса на искусственном холме, который был насыпан у входа в гавань. Работа над статуей длилась 12 лет. Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой.
Часто  Колосса на картинах изображают, стоящим прямо над входом в гавань наподобие арки - с широко расставленными ногами.  Рисуют даже  корабли, якобы проплывавшие под этим сводом. Эффектно, но маловероятно: в таком положении статуя была бы крайне неустойчивой, да и поза – оскорбительной для божества.  К тому же никто из древних историков не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью, в такой странной позе - ведь это, ко всему прочему, могло преградить большим кораблям вход в гавань.
По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа. Железный каркас крепился к колоннам, а сверху его покрывали бронзовые пластины, каждая из которых тщательно подгонялась. Существует версия о том, что Колосс был лишь покрыт бронзой, а большей частью состоял из глины, которая была "налеплена" на стальной каркас. Скорее всего, теория о глиняной "начинке" вполне правдива, поскольку трудно себе представить, как могла статуя такого формата выдержать свой собственный вес, будь она целиком изготовлена из металла.
Колосс Родосский гордо возвышался над гаванью в течение 56 лет. Каждое утро, лучи восходящего солнца, отражалось в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, сначала видели статую, горделиво «парящую» над островом, а потом, только их взору открывалась  красивейшая гавань. Согласитесь, такое зрелище должно было навсегда врезаться в память.
Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью, множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.
Сильное землетрясение, разрушившее Родос и повлекшее за собой массовые человеческие жертвы,  повалило и  статую. Гиганта подвели глиняные ноги, которые переломились в коленях и огромная масса рухнула. Вот они – истоки расхожего выражения «колосс на глиняных ногах». В пословицах иногда можно отыскать больше правды, чем в исторических трудах.
Расколотый на части, Колосс пролежал около гавани семьсот (!) лет. По другим источникам – даже 900, но точное время установить невозможно: кого в самое глухое время Средневековья интересовал возраст каких-то обломков на одном из многочисленных средиземноморских островов?
Плиний писал о низвергнутом Колоссе:
«Даже лежащий, он вызывал интерес и восхищение. Мало кто из людей мог руками обхватить большой палец статуи, так как ее размеры намного превосходили размеры других скульптур. Между металлическими осколками, испещренными многочисленными трещинами находились обломки каменных глыб, которые придавали устойчивость статуе до ее падения».
Рассказывают, что правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении Колосса, но родосцы ответили отказом. Они боялись, что это вызовет гнев бога Гелиоса, который однажды уже поверг статую наземь, наслав на них землетрясение.
В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, которые вывезли обломки в Сирию. В предании говорится: для того чтобы вывезти останки скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! Печальный конец для такого удивительного произведения искусства...
Казалось, оно навсегда исчезло в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани… кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период. Теперь историки и археологи еще более упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.
В настоящее время возникли планы по реконструкции Колосса Родосского. Статую снова собираются возвести на Родосе, но на этот раз фигура будет выполнена из светящихся деталей. Хорошо это или плохо – трудно сказать, но истории пока неизвестны случаи того, чтобы «новоделы» становились такими же легендарными, как подлинные сооружения.
Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года, причем никто не может поручиться в том, что оно – не плод воображения неизвестного художника. Мы совершенно не знаем, как в действительности выглядела статуя Гелиоса на острове Родос. Можно только предполагать, что облик бога солнца соответствовал принятым в Древней Греции канонам - обнаженный юноша атлетического сложения с лучистым ореолом на голове.
Его поза зависела от местоположения статуи, о котором, кстати, тоже нет единого мнения. Если Колосс стоял перед храмом, возможно, его поза была более спокойной, с переносом веса на одну ногу. Если Гелиос простирал вверх одну руку с факелом, то рост Колосса от ступней до макушки, возможно, был не 35 метров, а несколько меньше. Если статуя стояла на берегу моря – большая часть обломков должна была оказаться под водой, но их пока не обнаружено. А перед храмом должна была находиться огромная пустая площадь - чтобы люди могли рассмотреть своего Гелиоса высотой с 10-этажный дом. Археологические раскопки не подтверждают столь своеобразную планировку города.
Неужели родосские жители соорудили бронзового истукана, чтобы копошиться у его ног, подобно муравьям, и благоговейно созерцать могучие ступни? Возможно, но сомнительно. Греки придавали особенное значение соразмерности и всегда соблюдали пропорции. Общественные здания и жилые дома в городе были преимущественно двухэтажными. Ставить рядом с ними скульптуру исполинского роста просто не имело смысла!
Интуиция подсказывает, что гигантская статуя была наглядным выражением мощи и процветания островного государства. Колосс должен был стоять на берегу, при входе в гавань, чтобы его было видно с моря издалека. Но все имеющиеся фактические данные противоречат этому предположению.
А если достоверных фактов пока нет, можно с полным правом дать волю своей фантазии! Главное, что Колосс Родосский существовал, поскольку слава его оказалась уникальной и бессмертной.
Вот это и есть подлинное чудо – какой бы порядковый номер ему ни присваивали потомки.

 Александрийский маяк

К маякам люди издавна относились с любовью и почти суеверным трепетом: ведь от них очень часто зависела жизнь мореплавателей. Не зря образ маяка стал синонимом надежды и спасения. С развитием техники значение маяков должно было бы, казалось, уменьшиться, однако и в начале XX века Николай Гумилев воспел «охранительный свет маяков».
Ничего удивительного, что в древности значение маяков было еще больше, а отношение к ним – чуть ли не молитвенным. И удивительно не то, что  самый высокий и величественный из них попал в список чудес света. Удивительно то, что он был единственным в списке чудом, приносящим людям конкретную пользу, а не просто монументальной диковиной.
Можно заметить, что все чудеса света так или иначе связаны с именем Александра Македонского. Вот и самый большой маяк был возведен у порта не просто одного из крупнейших городов Древнего мира, но того города, который основал сам царь-завоеватель.
Александр тщательно выбирал место для будущего города, заранее получившим его имя. Вместо того чтобы возвести его в дельте Нила, он определил  район поселения гораздо южнее, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Точнее, гавани, ибо их в городе было две: одна из них принимала суда, идущие по реке Нил, а вторая предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря.
Через десять лет после основания города Александр умер, но город после этого не захирел и не исчез, как многие «полисы» Александра. Он перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I, бывшего полководца и друга скончавшегося царя.
Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город. В нем были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась и гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 тыс. свитков. В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный и научный центр того времени.
Но, помимо всего прочего, Александрия была портовым городом, которому не хватало заметного берегового ориентира, указывающего торговым кораблям путь в устье городской гавани. Именно  Птолемей приказал как можно быстрее возвести маяк. Но вряд ли он предполагал, чем обернется его повеление.
Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э.,  что относится к  временам уже  римского господства. Однако Александрийский  Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры – за полтысячелетия до этого.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос, около берегов Александрии. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, так что морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала.
Сооружение назвали по имени острова. Но связь имени его с функцией оказалась столь прочной, что слово «фарос» стало корнем слова «маяк» во многих языках — французском, итальянском, испанском и румынском. Одно это говорит о впечатлении, производимом маяком не только на видевших его людей, но и на только слышавших об этом чуде.
На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершен он был около 280 г. до н.э., уже во времена правления Птолемея II. Для удобства строительства и последующего обслуживания маяка Фарос соединили с материком искусственно насыпанным перешейком.
Создал маяк архитектор  Сострат. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца, запретил ему это. Повелитель желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка и чтобы это прославило его в веках.
Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить. Он просто сначала тайно выбил на каменной стене: «Сострат, сын Дексифона, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!», а затем покрыл надпись слоем штукатурки, на которой открыто и гордо красовалось имя Птолемея. Все остались довольны, тем более, что о тайной надписи никто не знал, кроме самого зодчего. А он все рассчитал правильно.
Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка. История совершила свой суд – на сей раз справедливый. Ибо только гений мог создать такое сооружение, а Птолемей II гением отнюдь не был.
Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал  футуристический небоскреб, хотя в те времена таких слов, естественно, не знали. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца. Общая высота маяка составляла 117 метров.
Самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.
В этой части располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх. Другими словами, маяк был оборудован пусть примитивным, но лифтом. Правда, люди им не пользовались, наверное, не слишком доверяли прочности хитроумного сооружения.
Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь.
Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом,  опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый  издалека.
Говорят так же, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии свыше  50 километров.
Самое полное описание «седьмого чуда света» оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят:
«Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении.
Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами».
По всей видимости, маяк также служил местной достопримечательностью, куда пускали путешественников: например, на обзорной площадке первого этажа маяка, можно было не только полюбоваться открывающимся оттуда видом, но и купить еды. Если гости хотели подняться повыше, то к их услугам был небольшой балкон, устроенный  на самом верху среднего яруса - на высоте почти 900 метров над морем. Несомненно,  счастливчиков, сумевших туда попасть, ждало потрясающее зрелище, тем более что  в  те давние времена,  было крайне мало  сооружений подобных этому.
Маяк был еще и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. Для этих целей на его башне было множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.
Внешний вид Фаросского маяка можно представить по александрийским монетам, сохранились также описания его греческими, арабскими и римскими путешественниками, посещавшими Александрию в разные годы.
Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого довершило разрушение.
Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан возвел на месте маяка цитадель. Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.

Эпилог.
Древние зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса, которые приводили современников в восторг. Но созданные цивилизациями памятники не могут жить вечно, меняется жизнь, приходят другие народы, строят новые города на месте старых. Да и земные катаклизмы постоянно меняют облик построек народов.
Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список чудес, основанный на тесном мире греков, сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь одно. Они известны, как Семь чудес света. Понятно, что чудеса создавались не только в районе Средиземного моря. Но все эти творения рук человеческих не подвластны времени и продолжают будоражить наши умы, так как являются выражением гения народа, их создавших.
Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.).Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Так после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона.
С тех пор в мире появилось немало чудес, превосходящих по всем параметрам семь легендарных. Вместо их списка, однако, появилась «Книга рекордов Гинесса», где фиксируется все самое-самое…
Но семь чудес света – это уже незыблемо. Недаром про любое уникальное явление или сооружение с давних времен говорят:
-Ну, это просто восьмое чудо света!
А вот девятого так и не появилось…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.