Про пазлы и прабабушку

Достала сегодня коробку пазлов откуда-то сверху. Давно их не складывала. Сразу же вспомнила свою покойную прабаушку Наташу. Она тоже любила их складывать. Розложит кусочки картона, 600 штук, и складывает их день..,два..,три...Неделю могла складывать одну картинку. Часто ошибалась. Кусочки пазла ставила вообще нитуда. Но ей можно было, ей было 80. А когда умерла - 83.
Я не плакала, когда ее не стало. Я была маленькая, мне было лет 7-8. Мама плакала, бабушка плакала, а я нет. Я думала, что если он умерла своей смертью, то и плакать особо незачем. Ведь она прожила целую жизнь на нашей земле. А прожила она прилично. И мне кажется, что на самом деле она прожила лет 200. Хотя родилась в начале 1920-х. Просто жизнь была такая длинная-длинная, по ощущениям.Человек пережил голод 32-33. Наверное поэтому и пережил, что был молодой. Будь бабушка Наташа постарше, она бы не выдержала, сломалась. Выстояв голод, затем пережила и войну.Всю войну пропряталась с семьей в кукурузе и в погребе. Один раз немцы начали жечь ее прямо в доме. Потом смиловались, достали, оказали первую медицинскую помощь, отпустили.Все тело зажило после того, а душа и голосовые связки нет. С тех пор ее голос мог звучать лишь теплым и трогательным шепотом.
Война забрала у бабушки Наташи любимого мужа. Чтоб как-то выжить и прокормить дочь пришлось выйти замуж за нелюбимого и терпеть все его издевки и нарекания! А потом на облегчение всем он умер.
Бабушка Наташа стала жить спокойно: для детей и внуков.
Последним горем в жизни прабабушки стала смерть ее сына. За всю свою двухсотлетнюю жизнь она похоронила двух мужей, родителей и сына. И не сломалась, и не сошла с ума и в свои 80 любила собирать пазлы.
А еще бабушка Наташа любила вышивать. Её картины до сих пор висят у меня в комнате.Висит безумный рыже-бурый кот, мальчик с сине-коричневой кожей. Бабушка Наташа не была сумашедшей, просто ниток красивых тогда не было. Смотрю на эти вышивки и улыбаюсь. Я никогда не тосковала по прабабушке, как тоскуют обычно. С холодным режущем скрежетом на сердце. И комок слёз ни разу не подступил к моему горлу. Когда вспоминаю ее, не верю, что бабушка Наташа была реальной. Из моей памяти она уже порядочно стерлась. Но сердце помнит. И я мысленно прошу его, чтоб оно,миленькое, родненькое, помнило. Если не всегда, то пусть просто долго.


Рецензии
Автору большое спасибо. Верю. Тепло. Л.И.

Людмила Ткачева   12.01.2011 18:51     Заявить о нарушении