Смысл жизни...

Смысл жизни: Приумножить таланты или развить способности?

Для тех кто был умным и талантливым как он считал ребенком - а потом... с ним стало что-то не так? Почему? Здесь Вы найдете ответ на Ваш вопрос...

Зарыть «подарок» в землю?

В евангельской притче Господь говорит своим ученикам о талантах как о дарах духовных. Мы понимаем, что человек сотворен таким образом, что всякий талант можно обратить в духовный дар. И какими бы ни были таланты и дары, все они даны нам только для того, чтобы с их помощью уподобиться своему Создателю. Всё, что человек получает от Бога: литературные, музыкальные, живописные, технические — какие угодно дарования, — он получает лишь для того, чтобы обратить саму возможность их развития в некий духовный навык и в конечном итоге превратить талант в дар.

Однако человек нередко относится к своему таланту не как к дару, а как к подарку. «О, как мне приятно сейчас этим владеть!», — кажется, думает он. Но подарок сильно отличается от дара. Подарок доставляет человеку удовольствие. Подарку можно порадоваться какое-то время, а потом убрать его подальше, или передарить кому-нибудь, если окончательно надоест. И когда человек именно так оценивает свой дар, происходит то, что происходит в притче о талантах: талант становится обременительным для своего владельца. Прошло время — и вот он уже наигрался своим талантом, получил благодаря ему какое-то представление о самом себе, о своём тщеславии, порадовался, погордился... Что дальше?.. В притче сказано, что талант надо умножать (а это всегда требует определённых усилий), и лишь тогда он превращается в дар. Наделённому, скажем, талантом к рисованию человеку предстоит очень много потрудиться, чтобы стать художником. Усилия необходимы даже для того, чтобы превратить талант в обычный человеческий дар, а уж превратить талант в дар духовный — это целая наука. Вдумаемся в смысл слова «благодарение». С одной стороны — благое дарение, а с другой — слово «благодарим» мы употребляем, когда хотим сказать «спасибо» за то, что получили.

Мы словно возвращаем как благо то, что получили как дар. И именно в этом смысле дар отличается от подарка. Дар требует ответственного отношения к себе, пристального внимания и приложения большого труда. С даром так запросто не обойдёшься. Человека талантливого, скорее, можно сравнить с получившим тяжёлую ношу, потому что понять, как превратить талант в дарование духовное (другими словами, понять, как именно можно послужить Богу), очень непросто. Обратить же талант на служение самому себе (или превратить дар в подарок), значит, зарыть его в землю. Если так происходит, это означает, что человек живёт, не понимая главного о себе самом, о мире, о цели своего существования, о том, что такое призвание.

 

Занять «место под солнцем»?

Задача педагогики в том, чтобы развить данные детям таланты. И если это — мудрая педагогика любви, то и средства для решения этой задачи она выбирает достойные. Педагогика же, замешанная на тщеславии, калечит душу ребёнка. Не слишком ли это высокая цена ради достижения чисто внешних результатов? Дар же педагога состоит в том, чтобы приумножить талант и трудолюбие их обладателя, оставляя при этом за ним право выбора.

Интересно, что в наше время нашли синоним слову талант, — способности. Можно даже сказать, что в светском обществе им фактически заменили употребление слова «талант». Главным теперь считается, насколько человек способен реализовать себя в этом мире. Но ведь от того, какова цель человеческого существования на земле, и саморазвитие его приобретает совершенно определённое направление.

Развитие таланта должно быть направлено всё-таки не на реализацию способности жить по законам мира сего, даже если это — талант вполне прикладной — технический, математический или любой другой. Талант, вернее, его наличие всегда возвышает человека, делает его выше мира. История талантов повествует нам о том, что люди реализовывали свои таланты как способ служения человечеству. Например, если крестьянин, применяя своё собственное изобретение, собрал больше урожая, либо доктор, проверивший на себе эффективность лекарственного препарата, предложил его своим пациентам, — то и остальные люди могут последовать такому примеру. Фактически это означает, что мы должны осознавать возможность реализации своего таланта, прежде всего, как некоего служения.

Но в светском обществе действует закон падшего мира, и потому человек зачастую не ищет способа послужить Богу и ближнему, напротив, всё, что имеет, он бросает на то, чтобы «занять своё место под солнцем». Все свои способности он рассматривает исключительно как возможность реализации собственного «я». В большинстве случаев ему совершенно безразлично, будет ли полезен его талант и (или) какие последствия может иметь его воплощение. Более всего человеку важно утвердиться, продвинуться вперёд... В падшем мире всё развивается по закону греха, и нередко мы становимся свидетелями того, как многие открытия, сделанные способными людьми, используются для каких-то подчас чудовищных целей.

 

Плоды безудержного потребления

Взять хотя бы проблему клонирования. Очевидно, что в основе этого научного прорыва — талант, способности многих специалистов различных областей знания. Но какова цель этого открытия? Посмотреть, что произойдёт, если мы всё же начнём клонировать людей? Но ведь об этом даже рассуждать смешно! Только почему-то рассуждают именно об этом больше, чем о чём-либо другом. Или взять другое научное открытие: из стволовых клеток неродившихся младенцев можно, оказывается, изготавливать омолаживающие медицинские препараты. Только представьте себе, какая была проделана работа мысли для того, чтобы начать производство «молодильных яблок» из убитых (или умерших) в материнской утробе людей! Учёные трудились, экспериментировали...

Вообще, раз уж разговор зашёл о науке, то заметим, между прочим, что почти вся современная наука нацелена не на познание мира, как это было ещё в середине XX века, а на развитие технологий. Создаётся такое впечатление, что наука больше не развивается вперёд, вдаль, вглубь, а идёт прагматическим путём: учёные работают, образно говоря, над тем, как сделать более удобным унитаз; на какие кнопки надо нажимать, чтобы человеку было комфортно в любой ситуации. Другими словами, научные исследования направлены теперь на развитие прогресса в области потребления.

Впрочем, деградирует не только наука, деградирует также и творчество, когда имеет своей единственной целью извлечение сиюминутной выгоды. Подобную деятельность нельзя назвать развитием талантов. Это и впрямь — лишь развитие способностей, как и выражается современный человек. Ещё можно назвать её развитием интеллекта, который не есть ум в философском или антропологическом понимании. Интеллект — это лишь возможность человеческого ума (его функции вполне заменимы искусственным интеллектом) быстро решать проблемы исключительно узкой направленности, без всякой моральной их оценки, без какого бы то ни было устремления в будущее и прошлое.

 

Ремесленный период

Мы утверждаем, что все люди талантливы и всякий талант можно развить. Однако то, что современный человек понимает под развитием таланта, есть, прежде всего, всё-таки эксплуатация человеческой природы. Так как человеческая природа богоподобна и богообразна, она бесконечно талантлива. Человеческая природа онтологически способна к бесконечному развитию любых талантов. Авва Дорофей пишет, что человек устроен таким образом, что, приобретая добрый навык, он может достичь необычайных высот в любой области. Мы знаем о том, что Мария Египетская переходила по воде Иордан, и о том, что Серафим Саровский в молитве поднимался над землёй. Всё это — проявление именно природы человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, и не более того. Способности, которые развили в себе эти великие люди, даны каждому.

Таковой наша природа задумана Творцом. Всё, что мы видим прекрасного в человеке, — это не достояние какого-то отдельного индивидуума, это — свойство человека как образа Божьего. Таланты Карузо и Родниной, Юрия Гагарина и преподобного Сергия Радонежского — это результат действия одних и тех же богоподобных свойств. Всё, благодаря чему прославились эти люди, заложено как возможность и в каждом из нас. Чтобы убедиться в этом, вспомним, как талантливы бывают все дети — все без исключения! А потом дарования куда-то исчезают.

Есть телеканал, по которому показывают экстремальные виды спорта. Посмотрите как-нибудь, что вытворяют на роликах и скейтбордах тринадцатилетние мальчишки! Создаётся впечатление, что они и в самом деле ходят по стенам и летают по воздуху. Но ведь эти подростки упорными тренировками лишь развили то, что заложено в человеке. Наша природа безгранична! Невероятные, на первый взгляд, способности — это лишь отражение божественных свойств в людях. То, что сейчас проделывают спортсмены экстремальных видов спорта, никто никогда раньше не проделывал. И никто раньше не смог бы сказать, что люди вообще способны на нечто подобное. Но человек захотел заниматься экстремальным спортом, и стал им заниматься. И это действительно интересно, как интересно вообще познавать свои собственные возможности. Вполне вероятно и то, что если бы преподобный Серафим Саровский, природа которого была обожена, захотел бы заниматься подобным деланием, то и для него в этом не было бы никаких препятствий. Он просто не ставил перед собой такой цели, ему всё это не было нужно для спасения души. Но люди сотворены так, что могут развить любые свои задатки. Другое дело, что человек часто хочет получить какие-то дары с «чёрного хода», в обход Бога. Если бы подростки-экстремалы захотели приобрести такой же навык в молитве, какой они приобрели в катании на роликах или досках, я уверен, они смогли бы это сделать. Повреждение человеческой природы грехом проявляется не в том, что человек стал менее способным, а в том, что он свои способности обращает на погибель. Вот в чём проблема.

Авва Дорофей писал, как трудно ему давалось учение, что он даже на книгу смотрел как на зверя. Но потом преподобный начал себя понуждать, и учение обратилось у него в такой навык, что он уже не мог расстаться с книгой даже ради сна. От нестерпимой жажды чтения он забывал есть, пить, мыться. И когда он решил уйти в монастырь, то сказал себе: «Если... родилось во мне такое от того, что я упражнялся в чтении, то тем более (будет так) при обучении добродетели».

Духовные законы действуют одинаково и в отношении спасения и в отношении погибели. Можно приобрести злой навык (который со временем обратится в страсть) из-за небрежения. Например, говорить себе: «Ну что за беда, если я скажу такое-то слово или посмотрю на такую-то вещь... Какая малость!» А можно, наоборот, стать верным в малом и услышать от Господа самые главные слова: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21). И вот эта верность в малом, собственно говоря, и есть основа всякого таланта, основа всякого дара. Это духовное движение, которое всегда даётся с большим трудом. Мы люди импульсивные и привыкли жить по вдохновению, подённая работа даётся нам очень нелегко, но в основе всякого дара всегда лежит ремесло. У талантливого человека обычно сначала всё получается легко, но потом, когда он начинает чем-то серьёзно заниматься, наступает период, когда кажется, что совсем ничего не выходит. И тогда приходит состояние отчаяния, злости... Однако это очень важный период, который надо постараться пережить с пользой для дела. Взрослому человеку наверняка потребуется определённая доля мужества, а ребёнку обязательно должны прийти на помощь родители и быть рядом, чтобы утешать, помогать, успокаивать его, или же предложить в какой-то момент просто сойти с дистанции, чтобы не озлобиться и не погубить самые главные качества души. Просто снизить планку требований к себе и сделать занятия не обязательными, а желанными.

То же самое можно сказать и о развитии всех духовных дарований. До того, как начнёт действовать духовная свобода, должен пройти долгий ремесленный период…

 

Услышать призвание

Для ребёнка, наделённого, скажем, музыкальным талантом с того самого дня, когда его родители или педагоги осознали это, начинается очень трудное время. Можно даже сказать, что детство для этого маленького человека заканчивается. И если родительское тщеславие берёт верх, то чадо просто «приковывают к инструменту, и больше оно уже не видит никакой другой красоты мира. Но не будем забывать, что гениальных музыкантов всегда было и остаётся у нас немного, хотя бы потому, что музыкальная культура в России очень высока. В наших музыкальных школах — прекрасный уровень подготовки, так что большинству родителей не надо ставить себе цели сделать детей великими музыкантами. Господь Сам выберет лучших.

Хотя, конечно, любой талант, заведомо предполагая огромные вложения труда, и радость приносит огромную, потому что, умножая его, человек находится в соработничестве с Богом, познаёт красоту, ему открывается гармония. Я знаю, что и для многих талантливых детей самой большой радостью является не похвала, а осуществление задуманного. У ребёнка что-то получилось, он услышал, как это должно звучать, и это отозвалось в его сердце. И, увы, совсем иная ситуация возникает, когда человека (в нашем случае ребёнка) нацеливают на успех как таковой. Разовьётся ли при таком подходе к делу талант и станет ли талант даром, сказать сложно, а вот тщеславие, гордость и зависть обязательно станут его неотлучными спутниками.

Самое главное в педагогике, как мне кажется, «не задушить ребёнка». Необходимо, чтобы он сам почувствовал, чем именно ему хочется заниматься. Детская душа должна стать восприимчивой к тому, чтобы услышать своё призвание. Вот для чего ребёнка надо развивать всесторонне — и музыкально, и художественно, и литературно, учить его общаться с природой, видеть красоту мира. Очень важно правильно понять это слово призвание, потому что люди как-то не очень готовы к тому, что их призовёт Господь. Чаше они пытаются понять, что сейчас наиболее востребовано. Современная школа тоже, к сожалению, не раскрывает в человеке эту способность, не учат этому и родители. И те и другие в лучшем случае готовят выпускников школ к поступлению в вузы. Это большая ошибка современного образования. Надо учить душу ребёнка чувству прекрасного, чтобы однажды он услышал призыв и понял, кто он и куда ему надлежит идти. Один человек бывает призван в самом начале своей жизни, а другому проходится пройти долгий путь раскрытия многих талантов, и только после этого он бывает призван Господом. И тогда ненужные таланты уходят, а через призвание человек обретает тот самый духовный дар, с которого мы начали разговор. И в этом смысле важно не смотреть на чужие таланты, а постараться понять, каково твоё собственное призвание. Потому что, когда человека призывает Господь, — это означает, что он будет поставлен на то место служения, где все его таланты осуществятся во всей полноте. Ведь как часто бывает, что человек начинает жизнь с какого-то одного занятия, а заканчивает совсем другим. Например, был боксёром, а стал священником. Таланты были разные, а призвание развернуло его в ту сторону, где даже боксёрский талант занял своё достойное место.

 

Что означает «нет талантов»

Часто приходится слышать: «У меня никаких талантов нет». Так обычно говорят неуверенные в себе люди, которые в какой-то момент не услышали своего призвания, не развили своей души, не потрудились над собой. Ведь человек, как мы уже говорили, может добиться практически всего, если приложит усердие и молитву. Весь вопрос в том, есть ли у него желание что-нибудь сделать, есть ли желание кем-нибудь стать.

Но не менее странно звучит и другое: «Да, я не талантлив, но я хочу быть актёром. Или великим певцом. Или хотя бы просто заметной личностью». И как хочется ответить на это: «Поэтом можешь ты не быть, но быть поэтом ты не можешь». Хотя, наверное, если уж очень хочется, можно действительно создать для себя свой собственный театр или снимать про себя кино в личной киностудии. Я, кстати, недавно был на одной «Выставке актуального искусства» на Винном заводе. И познакомился с клипами, которые снимают о себе люди, считающие себя великими актёрами. Они посылают их в разные театры, киностудии. Очень тяжёлое осталось впечатление помрачённого ума и тяжкой психической болезни…

 

Увидеть свой талант

У каждого человека есть нечто такое, что у него получается немного лучше, чем у кого-то другого. Что-то одно даётся ему легче, чем всё остальное. Только чтобы это почувствовать, необходимо бывает приобрести некое смиренное представление о самом себе. Понять, что талант вовсе не обязательно должен быть каким-то грандиозным, выдающимся или узнаваемым. Ведь талант — это всего-навсего инструмент, с помощью которого можно послужить Богу и ближним. Если всё вышеизложенное читатель воспринял как побуждение к поиску таланта, с помощью которого можно самоутвердиться, то он понял нас неправильно. При неявном раскрытии способностей поиск собственного таланта с этой целью может стать катастрофической проблемой, которая вообще способна уничтожить человека, довести его до безумия. Он будет искать, копаться, нервничать, переживать, завидовать — и в конечном итоге обретёт лишь протест против Бога: «Где тот талант, на котором я хочу самоутвердиться? Его нет». Но совсем иная ситуация складывается, когда человек ищет для себя ответ на другой вопрос: «Где тот талант, которым я могу послужить Богу и людям?» Я думаю, что если пойти этим путём, то можно оказаться в совершенно новом, может быть, неожиданном для себя поле деятельности.

Призвание же — это, в первую очередь, ответ на зов Божий: «Я, Господи». И только во вторую очередь, содействие, соработничество Творцу. Размышляя об этом, я часто вспоминаю жизнь монахини Марии (Скобцевой). Необыкновенно одарённый человек, со множеством талантов и человеческих и духовных, с огромной силой воли души. В своё время она была прекрасной поэтессой, ей посвящал стихи Александр Блок. Однако во время революции стала террористкой, а позже эмигрировала во Францию, где и приняла монашество. Она открыла несколько приютов, в которых кормила эмигрантов, дошедших до последней черты бедности. Сама ходила в Париже на рынок за продуктами, вставала в пять утра, чтобы купить самые дешёвые овощи. А когда во время Второй мировой войны немцы забрали её в концлагерь за укрывательство евреев, она назвалась чужой фамилией, чтобы отправиться в газовую камеру вместо многодетной матери. Л о того, как она стала монахиней, у неё было трое детей, но двое умерли, а старшего сына вместе с духовником м. Марии расстреляли немцы. Её мама дожила до 105 лет в приюте, открытом монахиней Марией. Мать Мария обладала множеством талантов, но, прислушиваясь к Божественной воле и прилагая к ней свою, она смогла услышать зов Божий и понять, к чему именно была призвана. Сложная судьба удивительного человека.

Но, кажется, мы не сказали о самом важном... А именно о том, что самый главный человеческий талант — это любовь. И ещё о том, что талант становится даром лишь тогда, когда действует любовь, потому что там, где любовь не действует, талант не будет приумножен. Вспомните слова О. Мандельштама: «И море, и Гомер — всё движется любовью». Когда Господь призывает Своё творение к служению, самое главное, что должно осуществиться в человеке, в его богодействующем движении, это любовь, которая покрывает собою всё. У человека может быть масса дарований, но все они — ничего не стоят, если его сердце лишено любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий, — говорит Апостол. — Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание  и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если я раздал все имение мое и отдал тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 1 — 3). Другими словами, всё это — ничто, если не любовь движет желанием приумножения талантов!

Протоиерей Алексий Уминский
«О таланте и смысле жизни». М., Даниловский благовестник, 2009.


Вопрос:
Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос "В чём смысл жизни?", "Для чего человек живёт? "Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.

Людмила,19 лет.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О смысле  и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни. В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе). Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю.  Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след.  Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более, чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли  скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85). Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положение. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

  Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший в славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:          

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

  Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) - символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного  ключа забвенья  скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

  Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле.  Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни. 
 
Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.


Рецензии