Сад в стиле модерн
Обращаясь к садовому искусству, будет, однако, затруднительно составить представление о своеобразии садов модерна, в отличие от садов и парков Ренессанса, Классицизма или иных великих стилей. Модерн, по существу, не вырос в полноценный новый стиль – который обычно характеризуют как комплекс художественных принципов, отражающих характер современной ему эпохи. Он утвердился, в основном, в архитектуре, дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Как известно, все известное многообразие садовых стилей фактически укладывается лишь в два основных: регулярный и пейзажный. Первое стилистическое направление, пожалуй, древнейшее в садово-парковом искусстве, основано на симметрии и геометрической форме элементов сада. Это попытка создания искусственной природной среды, полностью подчиненной воле и прихотям человека. Второе направление, напротив, отвечает нашему стремлению слиться с окружающей природой, наслаждаться ее естественной красотой. Строго говоря, созданные человеком ландшафтные сады нельзя назвать натуральными, однако порой они стилизованы под натуральные пейзажи настолько искусно, что представляются настоящими эталонами природного совершенства.
Произведения садово-паркового искусства, позиционируемые как сады в стиле модерн, безусловно, в большей степени относятся к ландшафтному направлению. Особенностью садов, тяготеющих к модерну или более раннему направлению “Искусства и Ремесла” (Arts and Crafts), выражается в свободной манере пышных растительных посадок в пределах стриженых живых изгородей, в широком применении вертикальных конструкций: пергол, трельяжей и решеток, заплетаемых вьющейся растительностью, а кроме того, в использовании местных материалов для строительства террас, лестниц, подпорных стенок и других элементов ландшафта.
Достаточно характерен для таких садов продуманный, гармоничный подбор оттенков окраски листвы и цветов в растительных комбинациях и сочетаниях. Большое значение уделяется плавному переходу между собственно садом и окружающей природной средой. Гибкие и мягкие очертания форм рельефа и траекторий дорожек, минимум прямых углов и линий, пластика геометрических форм, выраженная ассиметрия цветников, водоемов, декоративных растительных групп, цветовые и фактурные контрасты посадок - все это органично вписывается в схему и принципы ландшафтного стиля.
В историю садового искусства стиль модерн вошел благодаря деятельности многих прославленных ландшафтных художников, таких, например, как Гертруда Джекилл, Уильям Робинсон, Гарольд Пето или Лоуренс Джонстон. Разделяя взгляды англичанина Уильяма Морриса, основателя популярного художественного движения “Искусства и Ремесла”, они выступали против явных проявлений искусственности в архитектуре и садовом творчестве и призывали максимально вписывать сад и садовые постройки в существующий ландшафт.
Какими же приемами можно воспользоваться, чтобы попытаться создать в саду поэтическую, декадентскую атмосферу модерна? Первое, и самое главное – это пейзажные принципы посадок. Никаких прямых аллей, “квадратно-гнездовых” схем размещения деревьев и кустарников. Больше плавности в планировочных линиях, активное введение в дизайн сада живописных групп и солитеров, смелое использование интродуцентов. Обязательное наличие романтических уголков отдыха, в оформлении которых следует использовать выразительные средства гео- и фитопластики, а также вертикального озеленения.
Характерная принадлежность сада к этому стилю может достигаться использованием типичных для него растительных орнаментов, силуэтов гибких женских фигур, птиц или насекомых в деталях и отделке зданий и малых архитектурных форм на территории усадьбы. Это могут быть изящные перголы и трельяжи, беседки и мостики, кованые металлических ограды, решетки на окнах дома и прочие элементы его декора. Кроме этого, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны: сорта ивы, рябины, вяза, яблони или березы. Вполне в русле традиций будут выглядеть посадки вьющихся и ползучих растений, характерных для флореальной пластики и росписей модерна, таких, как девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, ипомея, душистый горошек, тыква или цуккини.
В общую картину замечательно впишутся плетистые розы, крупноцветковые клаймберы и мелкоцветковые рэмблеры, а также красивые, крупные парковые сорта, способные создать причудливый криволинейный орнамент. Для южных садов замечательно подойдут изящная глициния, акебия пятилисточковая и кампсис укореняющийся с ярко-алыми цветками.
Необходимый штрих – разбивка цветников, преимущественно – миксбордеров, пышных, динамичных, постоянно меняющихся в своем непрерывном цветении. Значение цветников очень велико, в них, на фоне темно-зеленого задника газона или посадок кустарников, положено царить великолепным цветам, ставшим символами модерна: макам, пионам, ирисам, лилиям, нарциссам…
Хотя сад, тяготеющий к стилю модерн, создается как сплав роскоши и пользы, тем не менее, роль красоты и богатой декоративности в нем неизменно преобладает, поэтому хозяйственный двор на участке следует замаскировать посадками, а огород и плодовый сад должны тоже носить декоративный характер.
Возникновение нового искусства (ар нуво) так и не привело к созданию самостоятельного садового стиля, однако оно придало дополнительную толику изящества и символизма ландшафтному направлению. В свою очередь, очарование природы, магия садовых трав и цветов воплотились во многих оригинальных творениях искусства модерна, ведь растительный мир стал настоящим источником фантазий для художников нового стиля. Выразительная пластика изогнутых листьев и стеблей в архитектурных шедеврах А.Гауди, мистицизм цветков ирисов и примул, полускрытых ветвями в резной мебели Ч. Макинтоша, утонченная чувственность гибких форм орхидей, калл и лилий в изумительном цветном стекле Э.Галле и Л.Тиффани останутся в веках как напоминание об этом изящном и динамичном декоративном стиле.
Отрывок из будущей книги "Образы малого сада"
Свидетельство о публикации №211011200169