Государство и реальность

  Особенности и проблемы реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года в сфере молодёжной политики в Курганской области.
 «Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны…» (выдержка из Концепции). Чёткая и ясная формулировка, которая сразу задаёт направление для развития молодёжной политики. В целом, весь раздел Концепции, посвящённый молодёжной политике, оставляет благоприятное впечатление и внушает спокойствие по поводу будущего российской молодёжи. Но это всё на бумаге, не помешает разобраться, насколько положения Концепции начинают «оживать» в реальности. Достижение вышеназванной цели государство предполагает осуществить за счёт решения нескольких задач. Вот первая из них – «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи». Это, конечно, всё хорошо, и вполне пропитано духом формирующегося информационного общества. Действительно, при помощи современных технологий, развития массовых коммуникаций молодые люди могут получить полный доступ ко всей интересующей информации по разным сферам жизни общества. Вот только каково качество этой информации… Средство массовой информации, которым наиболее часто пользуется молодое поколение – это Интернет. Чем он заполнен в основном? Простите за выражение, но современный интернет – это помойка. К примеру, рассмотреть даже наиболее популярные веб-сайты Курганской области, которые направлены на встречу работодателя и работника, попросту, сайты для тех, кто ищет работу. Неудобный интерфейс, надоедливая реклама, информация о вакансиях обновляется редко, также часто встречаются неотфильтрованные объявления примерно такого содержания: «Заработай 60000 в месяц, всего лишь отвечая на письма» и т.п. Захочется вам найти работу таким способом? И это не единичный случай, выходит, сфера информирования молодёжи о возможности самореализации развита не должным образом. Ну, или в противном случае, достойные источники информации слишком скрыты, тогда о какой доступности может идти речь? Что касаемо трудовой деятельности молодых людей, ситуация не очень плачевная. При желании, к примеру, студенты, заработать могут. Речь сейчас идёт о студенческих отрядах, рабочих поездках за границу (что, кстати, также прописано в Концепции). Но, на объективный взгляд, и студотряды, и программы временного трудоустройства за рубежом как функционировали до Концепции, так и продолжают работать без изменений. Не видно динамики. Также в концепции есть положение о молодёжном предпринимательстве – на данный момент понятие «молодёжное предпринимательство» в Курганской области вообще не представляется возможным. Да, безусловно, студент с дипломом может взять кредит на развитие малого бизнеса, открыть своё дело и далее процветать – это идеал. А что в реальности? Российский бизнес белоснежен и чист? Интересно, сколько проживёт новоиспечённая фирма выпускника ВУЗа, взявшего кредит? И кто её первый задавит – конкуренты или коррумпированные чиновники? Безусловно, на это можно возразить, что государство ведёт активную борьбу с коррупцией, и так далее, и тому подобное… Оставим эти разговоры, всем известно, что говорится, и всем известно, что происходит на самом деле… Вторая задача молодёжной политики в Концепции – формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Прекрасная, просто замечательная задача! На самом деле, у молодёжи появляется стимул выигрывать олимпиады по разным предметам, ездить на сборы, фестивали, занимать места, получать премии. И всё это на благо инновационного развития государства. А давайте вспомним такое понятие, как «утечка мозгов». Оно было актуальным в послеперестроечной России, а сейчас про него забыли. Неужели утечка прекратилась? Нет, просто это не афишируется. Возьмём Курганскую область, много говорить не нужно – здесь просто не хотят жить! Молодёжь уезжает! И преимущественно мобильные, активные люди с высоким уровнем образования, которые могут поднять этот не совсем процветающий регион. Но нет! Люди с амбициями не видят будущего в Курганской области и перебираются в соседние, более богатые, города-мегаполисы. Выходит, в Кургане нет условий для самореализации своих возможностей. Немудрено, что четверть безработных в области – люди в возрасте 18-29 лет. А если взять Россию в целом? Безусловно, в настоящее время наша страна более привлекательна для вложения в неё своих знаний, чем в 90-е годы. Но, опять же, условия для полного использования своих возможностей есть только в богатых регионах! И места талантам не хватает! И они опять же уезжают за рубеж. Мы просто бесплатно кормим Запад, может пора задуматься над этим? Третья задача в этом разделе Концепции – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Тоже очень правильная задача. И в настоящее время есть достаточное количество молодых людей, кто на самом деле заинтересован общественной работой, волонтёрскими движениями, социальной помощью и так далее. Вот только задаёшься одним вопросом – откуда исходит инициатива всех этих движений? Как правило, молодёжные движения организовываются при помощи проправительственных организаций, но это не говорит о том, что молодых людей «из-под палки» гонят на общественные работы. В первую очередь это инициативные люди, которые на самом деле пропитаны идеей развития государства. Настораживает один момент – на фоне деятельности молодёжных объединений идёт активная политическая реклама. И это, к сожалению, может создавать впечатление бутафории, деятельности, которая не оказывает реальную помощь, а рекламирует политическую организацию и государство в целом. Кто-то может с этим не согласиться, но пусть он ответит на вопрос – а какие ещё благотворительные молодёжные объединения, кроме проправительственных, Вам известны? Афишируется только то, что выгодно власти. Альтернатива либо игнорируется, либо подминается под себя. Стоит над этим задуматься. В целом, подводя итоги, следует сказать, что «Концепция 2020» - качественный документ, не содержащий в себе ничего личного. У него один недостаток – он на бумаге. А реальная российская жизнь не нарисована, и не написана, она вокруг нас. И о каком развитии молодёжи в Курганской области может идти речь, если эта молодёжь уже страдает алкоголизмом, наркоманией, и попросту не видит авторитета в государстве? А почему же это происходит, у нас же есть Концепция, где всё так хорошо описано? Наверно потому, что курганская молодёжь каждое утро выходит на грязные улицы, едет на учёбу или на работу в раздолбанном общественном транспорте, каждый день слышит, что их город и область – это дыра. На что им равняться, во что верить? В Концепцию долгосрочного социально-экономического развития? А они знают, что это вообще за Концепция? Она где-то там, далеко, во власти, а представители этой власти здесь, рядом. И как молодёжь будет верить государству, когда его защитники стреляют в кассирш и в работников коммунальных служб, когда ради забавы и выполнения графика выбивают показания из этой же молодёжи? Государство обещает трудоустройство молодёжи! А оно знает о том, что работодатели «просят не беспокоить с дипломами КГУ», с дипломом государственного (!) ВУЗа. Может надо поработать с работодателями, претворить всё-таки в жизнь положения волшебной Концепции? Пора понять, что молодое поколение не всегда верит в государство, но оно ещё верит в страну. В этот герб, в любимый с детства трёхцветный флаг. Но как быть, когда флаг на заднем плане рекламного щита, а на переднем пиво «Старый мельник»? Или ещё один пример – тот же флаг на заднем плане, а впереди два человека – Президент и премьер-министр. Получается, эти люди ставят себя выше всей страны, а разве они пользуются стопроцентным авторитетом? Этот рекламный щит прикреплён на стену жилого дома, отремонтированного, свежевыкрашенного, но почему-то с трёх сторон. А с четвёртой, которая не выходит на оживлённую улицу, этот дом весь в трещинах. Говорящая картина, не правда ли? Рано, слишком рано реализовывать концепцию в регионе, который разваливается. Получается, государство собирается строить что-то новое, забывая о том, что это новое будет базироваться на полуразвалившемся старом. Сначала надо поднимать инфраструктуру региона, или хотя бы узнать её состояние в действительности, а затем уже реализовывать прекрасные и безукоризненные федеральные проекты в этом регионе. Вы думаете, будущее правда будет светлым? Ну что ж, посмотрим…


Рецензии