Прощание американки, последний урок

 
Прощание американки, последний урок

Мыс Канаверал, запуск очередного шаттла.  В толпе провожающих, среди разношерстного люда, стоят две девушки.  Рыженькая Криста и брюнетка Дэйзи.
-Никогда не представляла себе, что шаттл такой большой,- Дэйзи пожала плечиком,
-Ага, самолетик на бочке с ракетами, - хихикнула её рыженькая подружка.
 -Фу-у, зато дыма сколько, и грохот такой.
-Никогда не думала, что на старте такой грохот стоит,- глядя на улетающий шаттл,  Криста продолжила, - зато зрелище такое-…, такое-…  - Тут она недовольно щелкнула пальцами, подыскивая необходимое слово.
-Феерическое,  фантастическое,   фан-та-сма-го-ри-чес-ко-е,   вот  какое,  -Дэйзи довольно засмеялась…
Глядя со стороны на двух симпатичных молодых женщин, никто и не мог предполагать, что через три месяца имя одной из них станет известным всей Америке.

Телевизионное интервью на одном из национальных телеканалов. Молодая женщина, еще вчера была обычной учительницей со Среднего запада, а сегодня она звезда вечерного эфира,  богиня - «прайм-тайм».
-Я благодарю Бога, президента и национальное аэрокосмическое агенство, за предоставленный мне шанс полететь в космос. Из десяти тысяч претендентов на место в команде астронавтов, этот шанс выпал мне. Я обычная учительница и я хочу провести свои два урока  прямо с орбиты. Я  покажу вам космос и наш шаттл,  как мала наша планета и как важно беречь её...

28 января 1986 года, мыс Канаверал, стартовая площадка.
Центр управления полетами. Рукодитель полетов  устало потер свой лоб: « Все показатели в норме, предстартовая готовность, пора обьявлять».  Тут руководитель дежурной инженерной группы принес свой доклад, в тексте красным маркером было выделено: «Температура окружающего воздуха ночью понизилась до критической отметки». В рекомендациях  главного инженера ясно указывалась озабоченность и желание отменить старт.
-Еще бы один градус  холоднее, и старт я бы перенес без сомнений. А то мы уже позавчера старт перенесли и, что?  Я вас спрашиваю, инженерная группа.
-По показаниям приборов была неполадка, поэтому и отменили старт.
-Вы  устранили  эту неполадку?
-Да, сэр,
-И что опять, я вас спрашиваю? Показания телеметрии в норме,  показания стартовых тестов в норме. Что еще вам нужно?
-Есть сомнения, сэр, из-за температурных условий старта.
-Каких температурных условий? На данный момент температура окружающей среды в норме.
-Да сэр, сейчас утро 28 января и все показания соответсвуют норме. Но шаттл был установлен на стартовый стол еще вчера. А ночью температура понижалась до опасного предела.
-Но сейчас все показатели в норме да?
-Так точно, сэр,
-И отсюда мы делаем вывод, что старт не отменяется. Выполнять подготовку к старту.
-Ийес, сэр...
Глядя в экран обзорного монитора, руководитель полетов дал команду,
-Ключ на старт.
Голос дежурного оператора,
-Пять, четыре, три , два, один.   Гоу.
-Стоим на столбе, три секунды,
-Пять секунд, пошел подьем,
-Восемь секунд, скорость расчетная,- монотонный голос оператора действовал гипнотически,
-Десять секунд, показатели в норме, - руководитель полетов еще раз пробежал взглядом показания телеметрии поступающей ему на монитор. –Все в норме, отклонения в пределах допуска.
-Двадцать секунд, показатели в норме...

Среди почетных гостей на площадке для зрителей, стартового комплекса, стояла пожилая семейная пара.
-Господи, благослови мою девочку. Какой он страшный этот Челенджер, столько огня и грохота,- мать астронавта-учительницы шептала нехитрые молитвы...

-Пятьдесят секунд, показатели в норме. Скорость  растет по графику.
-Семьдесят секунд полета, показания телеметрии в норме-е, а-а-а-а,

Крик оператора застрял в душах всех людей, глядевших в этот миг на мониторы  центра управления полетами.  А там на мониторах горел «Челленджер СТС-51-Эл». Только что летел  шаттл с семью астронавтами на борту. А сейчас куски металла, обьятые пламенем, на мониторах разлетались в разные стороны.

    Из отчета государственной следственной коммисии: «Первопричиной катастрофы стал дефект резиновой прокладки. В месте соединения ракетоносителя с корпусом топливного бака, произошла утечка топливного компонента. Которая и привела к детонации и последующему разрыву топливного бака. Дефект резиновой прокладки мог произойти из-за утраты упругости, в результате несоответствия температурных условий...»
    Как выяснилось позже: после взрыва  топливного бака, в горевшем шаттле, в живых оставалось, по крайней мере, три человека. Но они уже ничего не могли сделать, и с высоты в пятнадцать километров, обьятый пламенем «Челенджер», рассыпаясь на куски, рухнул в свинцовые воды Атлантики.

Семь человек, семь астронавтов. Краса и гордость американской нации, так и не смогли сделать свой последний урок.
Вот их имена: командир «Челленджера» Дик Скоби и пилот Майкл Смит. Инженер-электрик Джудит Резник и физик Рональд Мак Нэйр. Инженер-космонавт Эллисон Онизука и инженер-электрик Грегори Джарвис. А также единственный гражданский специалист, бывшая школьная учительница Криста Мак Олифф.
 
Пусть они остануться навечно в нашей памяти......
Николай Кузнецов  aka kraft-cola. 13.01.2011


Примечание автора: фото экипажа Челленджер STS-51L.
 (В первом ряду слева) Майкл Смит, Дик Скоби, Роналд Мак Нэйр, (во втором ряду слева) Эллисон Онидзука, Криста Мак Олифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник.
Отдельно фото эмблемы экипажа Челленджер STS-51L.


Рецензии