ЯХЬ 2

- Ты же хотел жениться  на мне, - разочарована нана.
- Это я раньше хотел на тебе жениться, когда был маленький и глупый...
- А теперь ты взрослый и умный?
- Теперь, конечно, я взрослый, если мне в следующем году в школу идти! А тогда я еще не знал, что на тебе уже женат отец.
Нана беззвучно смеется:
- Вай, сан Дела, цунна 1еманаш! (Мой Бог,что он говорит!)
Я не понимаю, чему она так удивлена. У многих моих сверстников есть невесты. И у моего лучшего друга Божика есть - Хавой зовут. Правда, сама Хава не знает, что является невестой Божика. Вернее, не знала. До прошлой зимы. Пока той зимой Божик не решил  выкрасть ее. О-о-о, это нашумевшая история! О ней теперь знают не только на нашей станции.
Значит, прошлой зимой, в один из дней, когда наша мальчишеская ватага каталась с горки, Божик отозвал в сторону меня, Битишку с Ахмедоми говорит: "Мне нужны надежные люди. Завтра мы крадем для меня Хавашку! Я все рассчитал: мы подстережем ее, когда она пойдет к своей бабушке. Красть будем на санках. Вы втроем хватаете ее и сажаете передо мной, я уже заранее буду сидеть в санях. Потом двое за веревку тянут нас за собой, а третий толкает сзади, и мы мчимся к дому Салмана, моего дяди. Дальше, я посылаю Салмана к отцу Хавашки, как у нас это положено, чтобы он сообщил о том, что мы породнились. Т1акха бакхийчара эцца лаьттах 1асанаш а йиттина, мах-там а бина и г1улакх д1адерзор ду, ткъа вай, наха мадарра докха ловзар а х1оттина, сакъоьрур ду. Реза дуй шу, к1ентий?" (Наши старики между собой  перетрут, отдадут за неё калым и уладят все. А мы закатим шикарный сабантуй. Согласны, парни?) Конечно мы согласны,а как же иначе! Ведь мы мужчины и закадычные друзья!
На следующий день мы подкараулили ничего не подозревающую девочку и, закинув ее в сани, ворвались во двор Салмана и закрыли отчаянно орущую Хаву в сарае. Ов-вай, что потом было! Нет, никому из нас особенно не попало, но до свадьбы дело не дошло. Почему-то взрослые отнеслись к нашей затее несерьезно: все, кто узнавал об этом случае, только покатывались со смеху. Единственный человек, который подошёл к произошедшему так, как надо - это отец Хавашки. Каждый раз, при встрече с Божиком, он уважительно говорит: "А вот и мой зять идет!" Видя, что "зять", насупившись, старается побыстрее покинуть место случайной встречи, "тесть" слегка суровеет: "Божик, Хьава д1а маца йуьга ахь? Сан йо1ах куьгаш тоьхна лелаш ма ву хьо, шек д1а а воцуш! Цунах г1уллакх хир дац!" (Божик, ты когда собираешься забирать Хаву? Прикасался к моей дочери, а теперь ходишь, как ни в чем не бывало. Так не пойдёт!) Вот такая история.
Теперь жениться хочу я. Моя избранница - младшая сестра наны, синеглазая пышка Тамара. Хотя Тома на двенадцать лет старше меня, она не против нашей женитьбы. Тома сама так говорит. Мне нравится ее характер, она постоянно весела и хохочет по любому поводу. Особенно Тома заводится, когда я начинаю требовать от нее уточнить время нашей будущей свадьбы. Тогда ее просто раздирает от смеха. Это меня здорово сердит и однажды мне пришлось ее строго предупредить, что если она не будет относиться ко мне посерьезней, я найду себе другую женщину. Что с ней случилось после  этих моих слов - передать трудно. Вот так она еще никогда не смеялась. Тома каталась по полу, по лицу ее текли слезы, шея покрылась пунцовыми пятнами. Она рыдала от хохота. И когда прибежала испуганная нана и стала спрашивать, что случилось,  Тома долго не могла ничего вымолвить, -  каждый раз новый приступ хохота лишал ее возможности говорить, бедняжку даже водой отпаивали. Я был очень и очень на нее обижен за этот смех и потом долго с Томой не разговаривал, пока она не попросила прощения.
- Хорошо, - говорит нана серьезно, - ну и когда у вас свадьба?
- Посмотрим, думаю,что осенью.
- Будь по вашему, женим мы вас, если не этой осенью, то после. Как же ты без жены! И мне в доме помощница будет. Ну,что ты еще услышал, рассказывай?
- Тома спросила у Айны, почему она не выходит замуж, ведь ей нравится парень, который к ней сватается.
- А она?
- А она ответила, что не хочет, чтобы у нее здесь, на чужбине, родились дети. Что, если он согласен, она выйдет за него замуж только на Кавказе, когда мы вернемся домой и опять будем свободными.
Я вижу, как после моих слов настроение наны изменилось. Она лежит, подперев голову рукой, и ее взгляд устремлен далеко-далеко.
- О чем ты задумалась,нана?
- Об Айне...
- А что ты думаешь об Айне, нана?
- Ей бы мужчиной родиться!
- Почему, нана?
- Потому что у нее есть "ЯХЬ".
- А что, "ЯХЬ" бывает только у мужчин?
- Не только...
Я часто слышу среди чеченцев это слово, но вот значение его не совсем понимаю. Знаю только, что если в человеке присутствует "ЯХЬ", это очень приветствуется. Еще я знаю, что в других языках этого слова нет. Я специально спрашивал у своих друзей карачаевцев и балкарцев, выселенных вместе с нами с Кавказа. И у немцев спрашивал и, даже, у русских. Ни у кого нет слова "ЯХЬ".
- Что такое "ЯХЬ", нана?
- Всему свое время, вырастешь - узнаешь.
- Нана, ну почему я не могу узнать это сейчас? Я ведь уже не маленький и мне стыдно, что  не знаю того, что знают взрослые.
Мать ненадолго замолкает, затем поворачивается ко мне поудобнее. Глядя в мои глаза, она проводит рукой по моим волосам.


продолжение следует


Рецензии
Понравилось: ибо максимально ментально. Лерамца,

Ибрагимов Лёма   28.02.2011 13:27     Заявить о нарушении
Рада, что понравилось.

Баркалла.

Рассвет 2   28.02.2011 16:05   Заявить о нарушении