***

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКАВОГО
Научно юмористическое исследование на религиозно политические темы, с Г-астрономическим уклоном.

 ГЛАВА XVIII
Обратимся к книге Н. М. Никольского «История Русской церкви». Князь Владимир был женат на сестре греческого царя и под давлением со стороны греков был вынужден принять христианство и объявить его официальной религией».
         Как видим, и здесь не обошлось без кесаря. Главное кесарь, Бога и не спрашивали, хочет он того или нет. Князь Перуна на бабу проме-нял и еще получил Яхве в приданное.

         «Вместе с новой княгиней приехали в Киев митрополит Михаил, поставленный в Константинополе для новой церкви, а также «попы царицины и корсунские». Бог в этом случае, не сыграл ни какой роли. Все дело в женщине, как и в библейские времена. Женился бы князь Владимир на католичке, и вера в России была бы католическая, а за одно и латинский алфавит. Не пришлось бы потом Петру Великому переделывать, для удобства печати и чтения.  Крещение дружины, надо думать, прошло без всяких инцидентов. Летопись рассказывает весьма пикантные подробности, свидетельствующие о том, что подвластное население приходилось загонять в христианский рай дубиной. Всех киевлян, «богат ли убог или нищ или работник», по приказу князя согнали к Днепру и окрестили, а Перуна: свергли и изгнали из Киева. Но Бог,  хотя и свергнутый, мог опять вернуться и наказать за отступничество; поэтому Владимир сделал специальное распоряжение насчет изгнания Перуна: особые люди должны были бросить Перуна в воду и подталкивать его, пока он не пройдет поро-ги».

России повезло в том отношении, что князь Владимир женился не на мусульманке или еврейке, а то пришлось бы концы обрезать. А это, пожалуй, посложнее, чем в воду загнать.
«Греческий священник с крестом и дружинник с мечем, пропо-ведовал не только новую религию, но и подчинение во имя этой ре-лигии княжеской власти.

Действовало и еще одно условие, именно педагогические приемы византийских проповедников. Не будучи в силах достичь дейст-вительного превращения днепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие Боги не существуют в действительности, а существует лишь один христианский Бог, греческие священники пошли на такие же уступки прежней вере, какие в свое время выну-ждена была сделать и греческая церковь: они признали реальность существования всех славянских Богов, приравняв их к бесам. При-знали святость традиционных мест прежних кумиров капищ и, на-значая христианские праздники приблизительно на те дни, к которым приурочивались ранее языческие. Но этот прием не достиг вполне своей цели. Киевские монахи и священники из славян уверовали в теорию беса; существование беса, утверждаемое христианством, только утвердило  их в вере, в существование их прежних кумиров, и дало  возможность заменить христианскую теорию беса доморощенной. Враг рода человеческого потому и враг, что теперь его не кормят.

Полтора века спустя, эта упрощенная теория заменилась другой, уже считавшейся с христианской теорией беса. Когда приверженцы Сатаны были низвергнуты на землю, то попавшие в воду стали во-дяными, в лес лешими, в дома домовыми и т. д. Языческие страны – это страны, где царствует диавол, который в 998г. горько плакался: «Увы, мне, яко от сюда прогоним есмь! Сде бо мнях жилище имети, яко сде не суть учения апостольска, ни суть ведуще Бога, но вселяхся о службе их, еже служаху мне, и се уже побежден есмь от невеигласа сего, а не от апостол, не от мученик, не имам царствовати в странах сих». Столь же живучими оказались прежняя обрядность и магия».

Чему удивляться, это было тысячу лет назад. А что творилось во времена перестройки! Если в СССР был один Чебурашка, который ни какого вреда не делал,  то потом появилось великое множество Барабашек. Начался настоящий полтергейст. Унитазы лопались со страшной силой, а уж будильники с полок так и сыпались. Это теперь унитаз не проблема. Любой богатый человек может купить новый унитаз. А тогда эту штуку можно было достать только по великому блату, через какого ни будь Исаака Моисеевича. За то Барабашки теперь тоже поумнели. Они проникли в подземные коммуникации, и постоянно портят отопительную систему и водопровод. А зима в России, как и во все времена, наступает совсем неожиданно, только Шойгу и выручает, гоняет этих Барабашек по колодцам всю зиму. Или если где-то с подачи Бога еврейского, весной поселок водой  смыло, люди уже осенью живут в новых домах и славят Бога, а о Шойгу даже и не вспомнят. Единственный министр в России, который приносит людям реальную пользу, большую, чем все Боги и божинята вместе взятие. Пользы могло бы быть и больше, но не все-гда ему дают такую возможность. Достаточно вспомнить события в  «Норд Осте». Шойгу предлагал развернуть передвижной госпиталь прямо там, на площади, ему не разрешили, сказали, - зачем нужна показуха. Это было преступное решение. Многих можно было бы спасти. Госпиталь стоило развернуть даже ради спасения одного че-ловека, а в данном случае счет пошел на сотни жизней. В случае не надобности в госпитале, ни какой трагедии в этом не было бы, была бы просто внеочередная тренировка личного состава МЧС.

Правда, и в его ведомстве не все в порядке, тоже завелся Сатана. Но, на эту тему тишина, пока матросская.
     «Не менее прочно сохранилась старая вера и обрядность в религии мертвых. Владимира и других князей хоронили с соблюдением древ-них обрядов - с выносом через отверстие в стене, с вывозом тела на санях и т. д.

       Для константинопольского патриархата новая церковь была ко-лонией, куда могли быть направлены все «излишки» клерикального населения. А излишки эти были весьма значительные. Клириков в константинопольском патриархате было, по выражению византий-ского летописца, «неисчислимое» количество. Священников, напри-мер, в таком провинциальном городишке как Эдевса, было до 200; в других более крупных городах их было еще больше; монахи насчи-тывались десятками тысяч и являлись настоящей язвой для страны. Епископов было до 6000, а около них кишели их гражданские при-хвостни. Вся эта армия, конечно, не могла прокормиться на греческих хлебах, многие голодали и нищенствовали; «перепроизводство» заставляло патриарха искать новых мест для насаждения «истинной» веры.

Когда под властью константинопольского патриархата появилась новая русская церковь, из византийского резервуара хлынули готовые отряды «просветителей» и «святителей».
Устроив на новые русские хлеба значительную часть голодавшей греческой братии, константинопольский патриарх не забыл и своей выгоды. Новая церковь объявлена составной частью констан-тинопольского патриархата, и на нее был распространен общий по-рядок управления митрополиями, подчиненными патриарху. Так патриарх нередко присылал епископов на освобождающиеся кафедры прямо из Константинополя, из грехов или из русских монахов, ездивших к патриарху и умевших ему угодить.

       Далее патриарх ревностно следил за исправным поступлением причитающихся ему платежей – платы за поставленных на епископ-ские должности, самому патриарху и его «нотариям», т.е. чиновникам патриаршей курии, доходов с вакантных кафедр, церквей и
монастырей. Все эти расходы в пользу патриарха и его курии пере-кладывались киевскими клириками на плечи паствы, покрывались и перекрывались эксплуатацией зависимого от церковных учреждении населения. Эксплуатация паствы производилась различным образом, причем прямые сборы с прихожан и других групп верующих зани-мали не самое главное место. Гораздо важнее были судебные права, предоставленные киевской церкви княжеской властью. Суд был од-ной из самых доходных статей, как и в наше время.

      Но важнейшим церковным учреждением, при помощи которого народный труд и народные средства превращались в источник для благополучия и сытой жизни клириков, были монастыри. Еще в Греции сложилось воззрение, выработанное в монастырях, что судьба души за гробом зависит не только от дел умершего, но так же  главным образом от молитв живых за умерших. Но при этом монахи подчеркивали, что далеко не все равно, кто и где будет молиться за умерших. Молитва «не погребенных мертвецов» т.е. монахов, всецело посвятивших себя посту, молитве и другим благочестивым подвигам, скорее будет услышана Богом, чем молитва приходского белого духовенства. Эта агитация оказала свое действие и привела к основанию множества поминовальных монастырей. Каждый состоя-тельный человек, стремился спасти свою душу, либо основывал мо-настырь, обеспечивая его землей, капиталом и рабочими людьми, либо, в худшем случае, делал на помин души вклады землей или деньгами  в существующие монастыри.

По словам Киево-Печерского Патерика, Антонии и Феодосии, основатели Киево-Печерской лавры, уверяли, что всякий человек, монах или мирянин, похороненный в монастыре, будет помилован, невзирая на грехи.
В церквах под покровом «святых угодников» устраивались тор-говые склады, застрахованные от пожаров каменными стенами и от воров – массивными дверями и запорами, В церквах обычно храни-лись образцовые меры и гири, заемные грамоты и другие деловые документы.

Таким образом, с самого начала христианства на Днепре образо-валась смычка новой веры и княжеской власти на хозяйственной и социально политической основе. Она сказывается так же и в религи-озных представлениях. Новый христианский Бог мыслился князям именно как их специальный княжеский Бог, заменивший собою прежнего Перуна.   

От мелких грехов можно было откупиться соответствующей эпитимией, состоящей или в чтении молитв, или в лишних постах или в милостыне. Но от ада такой дешевой ценой откупиться было нельзя. Чтобы устроить свою душу жертвы по мелочам было недостаточно. Молитвенникам оставалось только поощрять и развивать эту выгодную теорию «устроения души». Для этой цели превоначальный чисто элементарный взгляд был развит в целую теорию душеспасительного синодика, т. е. книги в которую записывались имена вкладчиков на помин души. Полнее всего эта теория развита в предисловии к синодику Волоколамского монастыря. Предисловие советует каждому христианину устраивать свою душу посредством отказа на поминки сел или других вкладов, изображает яркими крас-ками судьбу тех, кто своевременно не позаботился об этом, и судьбу тех, кто сделал это. Пусть ни кто не откладывает этого дела, и не за-вещает сделать это своим родственникам: на них нельзя полагаться, они расточат все имение « в объедении и пьянстве», Богу ничего не останется, а души  несчастных, оставшихся без церковного помино-вения, «во аде мучимы суть, а дети их – в убожестве и по  работам.

      Иная судьба ждет за гробом тех, кто «добре устраивает свою ду-шу» т. е. жертвует села и вотчины, за которые жертвователей запи-сывают в синодик для вечного поминовения; когда священник читает по синодику их имена. То ангел господен вписывает те имена « в вечных обителях в книгах животных».   
    
        От сюда предисловие заключает, что синодик – это спасительная книга, более полезная,  чем все божественные писания, ибо бо-жественное писание только для живых, а синодик и для умерших, и мертвым и живым он приносит одинаковый телесный покой: душам умерших – избавление от вечных мук, а молитвенникам – пищу и одежду и обувь, весь келейный обиход, села и вертограды, реки и озера, пажити и монастырский скот.

Размер услуг, которые обязаны, были оказывать молитвенники своим посредничеством, находился в прямой зависимости от вели-чины дара. Формально юридически характер боярского и монаше-ского благочестия вовсе не требовал от монахов, каких либо подвигов для спасения их души. Как мы уже знаем, даже богомоление они отправляли не охотно».

Так писал Никольский в своей книге, он рассматривал вопрос только с точки зрения верующих и священников. А если глянуть на проблему тех душ, которые понадеялись на этих самых монахов и
оказались перед Богом. Как монахи молились, в перерывах между содомскими актами, мы уже знаем. К чему это приводило. Допустим душа, заплатившая при жизни, по монашескому прейскуранту на помин себя деньги на 784204 молитвы на божьем суде узнает, что монахи пробормотали только 5792 молитвы и для ее спасения, с уче-том грехов не хватает еще 179005 молитв. Вот тут и начинается по-теха. Бог требует, ты мне справку принеси. Душа бежит в божественную канцелярию к ангелу, который все записывал, а там очередь по записи на пятьсот лет вперед. И этой душе ангельская секретарша говорит: «Пока в аду перекантуешься, а потом по мере того как молитвы будут поступать и накопится достаточное количе-ство, мы вас вызовем и решим».

 Бедная душонка кричит: «Я жаловаться буду!» Кому там пожа-луешься, когда сам Бог не может навести порядок в своей канцелярии. А недостача молитв возникала по простой причине. Дело в том, что монахи не успевали свои собственные грехи замолить, когда им было думать о клиентах. Кроме всего прочего, монастыри занимались изготовлением пива, меда, а в последствии начали заниматься винокурением. Проводили эксперименты по изготовлению наливок, настоек, ликеров и т.д. Со временем наладили массовое производство.  Надо отдать им должное, в этом деле они достигли совершенства. Достаточно вспомнить ликер «Бенедиктин», или вино «Слеза монашки» вещи  непревзойденные! Так что до молитв ли им было. Надо учитывать момент, что даже компьютеров тогда не было. Сей-час в век компьютеров зайдите, например, в пенсионный отдел, какие там очереди. Старики и старушки целыми днями простаивают, чтобы справку, какую то получить. Соц. издевательство называется.

При таком положении дел в монастырях и церквах, была почва для возникновения «ересей». Не всем это нравилось, И вот стри-гольники (была такая секта) «оклеветали весь вселенский собор». Основания для клеветы еретикам, изучавшим «словеса книжные», подыскать было не трудно. Первое самое главное основание заклю-чалось в том, что патриархи, митрополиты и епископы «духопродав-чествуют» -  берут мзду за постановление клириков. «Вспомним, что уже первым апостолам  предлагали взятки, а последователи намек поняли. И. Б.» Против этого неопровержимого аргумента новгород-ские оппоненты не сумели возразить ни чем иным, как констатиро-ванием факта, что плата за постановление существует повсюду и,
следовательно, это не есть мзда, запрещенная канонами. И только патриарх константинопольский, которого просили написать обличе-ние против еретиков, нашел более разумную оговорку, что платежи рукополагаемых являются их добровольными и богословными дара-ми в возмещение расходов на свечи, вино, обеды и подобные из-держки.

Такие возражения не в силах были оправдать повсеместного су-ществования мзды; вся иерархия, таким образом, отрицалась, а в месте с этим падала, и зависимость Пскова от какого бы то ни было церковного начальства.

        Сделав такой радикальный вывод, стригольники должны были признать, что если везде посвящение происходит на мзде. То ни где нельзя найти истинного священства. Но раз истинной иерархии нет, то, очевидно, она и не нужна. И стригольники тотчас же нашли в священном писании; что апостол Павел повелел учить и простому человеку. И вот на место «учителей – пьяниц, которые ядят и пьют с пьяницами и взимают с них серебро и злато и порты от живых и мертвых», еретики  поставили сами себя учителями над народом – «творили себя головою, будучи ногою, творили себя пастырями, бу-дучи овцами».   

И начались «страшные вещи»: миряне судят священников и каз-нят их, «восхищают сами на себя сан священства и совершают кре-щение, «мужики озорные на клиросе поют и паремию и апостола на амвоне чтут, да еще и в алтарь ходят». Карп – стригольник говорил, что «недостоит над умершими пети, ни поминати, ни службу творити, ни приноса за мертвыми приносити к церкви, ни пиров творити, ни милостыни давати за душу умершего».

         Пороки церкви изображены с точки зрения ревнителей в зна-менитом подметном письме, найденном в Москве в декабре 1660 г., обличавшем русский клир и переполошившем московских архиереев. Его составление приписывалось священнику Иродиону. «Священство в мире яко душа в теле. Ведомо убо буди, епископ убо вместо всех Бога, священник же Христа, прочии же святые же ангелов: аз же мню несть уже ни единого епископа, что бы жил по - епископский, ни одного священника, чтобы жил по священнический, ни инока, чтобы жил по иноческий, ни христианина, чтобы жил по христиански: вси свой чин презреша; игумени оставиша свои монастыри и возлюбиша с мирскими женами и девицами содружитися; а попове воставише учительство и возлюбиша обедни часто служити и кадило от  грабления и от блуда на жертву Богу приносити и мерзостное и
калное свое житие всеми являти и благочестием лицемерствующиеся, мняще частыми обеднями Бога умилостливити, недостойны и пьяны, помрачены различными злобами, и слова божия и слышать не хотяще. О таковых бо речено: проклят вся творяй дело Божие с небрежением; не премли имени господа Бога твоего всуе. Что же всуе? Еже крестившееся во Христа, и не живем во Христе. Тии будут осуждены с бесы в муку вечную».

       Церковь гибнет, но причину гибели надо искать на самом верху: это патриарх и архиереи. Твоего сиятельского рукоположения слу-жители только именем пастыри, а делом волцы, только изречением и образом учители, а произволением тяжцы мучители,- пишет какой то «богомолец» В этом же духе пишет другой клирик суздальскому архиепископу Серапиону: «Или мниши избежать суда Божия? Помни реченное в писании: тому же быть волку и сему, аще волком терпит, а не пастырю».

       И радуются архиереи, - пишет инок Авраамий, - одеющиеся в брачна цветная одеяния, яко женихи, рясами разнополыми, рукавы позлащены имуще, воцаритися над людьми хотяще, парманзы також златом вышивающе. Се есть монах, се есть учитель! Се есть наша вера! Такови суть ныне законоучители – блазнители и прелестницы! Вывод для ревнителей был ясен: если низший клир испорчен. То не по свей вине. Как низший клир нестяжательным, когда стяжают все архиереи и, прежде всего, стяжают с него самого? Как может иерей избегать пьянства, когда и «святых законоположников» власти «брюха толсты, что у коров?» Как может священник проповедовать против язычества, когда сами архиереи устраивают у себя «игры скоморошеские».   

     Могут возразить, что все это клевета на церковь и священников, но история написана на фактах и документах тех времен. Возьмем, например, книгу  «История города Москвы». Автор И. Забелин.   Из-дана  1905 году, так что это не коммунистическая пропаганда против религии. Автору удалось найти в архивах описание патриаршего столового обихода, вот перечень блюд, поданных на стол патриарху в 1691 г.- августа 15, в субботу, на праздник Успения Пресвятыя Бо-городицы св. патриарху подано столоваго кушания в Крестовой по-лате: Хлебец. Кольцо (род витушки). 1) Икра зернистая. 2) Икра белой рыбицы. 3) Вязига под хреномъ. 4) Прикрошка тельная. 5) Прикрошка осетрья. 6) 2 присола щучьи изъ живыхъ. 7) Присолъ стерляжий изъ живыхъ. 8) Присолъ стерляжий свежий. 9) 3 щуки паровыхъ. 10) 4 леща паровыхъ. 11) 2 стерляди паровыхъ. 12) 4 линя паровыхъ. 13) 2 язя паровыхъ. 14) 2 шелешпера. 15) 2 спины белой рыбицы. 16) 2 обертки белой рыбицы. 17) 2 звена белой рыбицы. 18) 2 звена осетра живаго. 19) 2 схаба белужьи. 20) 2 оладьи тельныхъ. 21) сбитень. 22) шти с тешею. 23) 2 ухи щучьи шафранныя. 24) 2 пирога съ телом росольные. 25) 2 ухи щучьи черныя. 26) 2 пирога просыпныхъ. 27) 4 ухи стерляжьи изъ живыхъ. 28) 2 пирога съ телесы. 29) 4 ухи окуневыхъ изъ живыхъ. 30) 2 пирога съ молоки. 31) 4 ухи плотичьи изъ живыхъ. 32) 2 пирога косыхъ. 33) 4 ухи линевыхъ. 34) Пироги подовые. 35) 4 ухи карасевыя. 36) две середки пирога. 37) Потрохъ. 38) 2 блюда пышекъ. 39) Щука колодка. 40) 2 блюда оладьи путныхъ. 41) 9 щукъ колодокъ. 42) 2 блюда сырниковъ. 43) 3 окуня росольныхъ. 44) Пироги кислые. 45) 3 леща россольныхъ. 46) 2 блюда карасей. 47) 2 полуголовы белой рыбицы. 48) 2 блюда пряжья. 49) 2 полуголовы осетра свежаго. 50) 2 полуголовы белужьи. 51) 2 звена ставные.

Как видим, что поражает больше всего, что, нет кабачковой икры. Не смотря на то, что все блюда рыбные. Рыбный день устроили по поводу, что праздник Успения, а не рождения и в таком случае кушать мясо считалось богохульным делом. Патриарх обедал не один. Прихлебателей тоже хватало.

        За тем же столом белымъ и чернымъ властямъ и боярамъ и окольничимъ и думнымъ людямъ и соборянамъ въ Крестовой полате въ столъ евствъ подано: икра зернистая, икра белой рыбицы. При-крошка тельная. Прикрошка осетрья. Щука паровая. Лещи паровые. Стерляди паровыя. Звена белой рыбицы. Четверти оладьи тельной. Шти с яйцы. Пироги россольные. Ухи стерляжьи. Пироги круглые. Ухи подлещиковыя. Пироги караси. Звена ставныя. Пироги пряжные. К тому же отделу изготовлено: 7 хлебцов крупичетыхъ. 10 калачей четвертныхъ. 20 колецъ. 10 пироговъ росольныхъ. 35 пирогов круглыхъ. 35 блюд карасей. 35 блюд пряжья. 35 щук паровыхъ. 35 лещей паровыхъ. 35 стерледей паровыхъ. 35 звенъ белой рыбицы. Коровай тельной. 35 сковородокъ стерляжьихъ ухъ. 35 сковородокъ подлещиковыхъ.

Перечень 35 блюд указывает на число присутствовавших в этом от-деле лиц.
Очевидно, еще тогда ученые заметили что: «Лучше большой жи-вот от еды – чем маленький гробик от работы».  Кроме перечислен-ной выше легкой закуски подавалась так же и выпивка. Подавалось ведрами и боченками. Пили вино ренское, мед светлый, мед малино-вый, мед выкислый, пиво мартовское, пиво приварное, мед вишневый и т.д.

    Можно не сомневаться в подлинности подобных документов, Такое меню просто так и придумать нельзя. Даже такому кулинару как Макаревич, пожалуй, не под силу. Да что там Макаревич, такое меню даже самому Господу Богу не снилось. Так что прав был Иисус Христос, когда говорил: «не хлебом единным…» С патриаршего стола кормилось множество прихлебателей: патриаршие певчие вла-стелинские ризничие, патриарший казначей с братией, всяких чинов дворовые люди, пономари и сторожа, звонари и посошники, что стоят перед властями с посохом, монастырские служки (отроки безусые  которые для монахов страшнее женщин).

Не будем перечислять меню простого пахаря, заняло бы слишком много места. А если кратко, то выглядело примерно так. Если что-то осталось от ужина, тогда завтрак. Если что-то осталось от завтрака, тогда обед. Если что-то осталось от обеда тогда ужин и т. д.

Интересно и то, что церковники предлагают в пищу современным труженикам. Как-то в «супермаркете» системы ларек,  купил коробку масла под названием «Покровское масло мягкое». Еще в школе изуча-ли, что масло бывает масляное. Что там еще на коробке написано про-читать не удалось, надписи такие, что без мелкоскопа и не разобрать. Принес я это масло домой, почистил картошку и решил пожарить. Открыл коробку с маслом, с виду масло как масло, правда мягкое, даже очень мягкое, настоящая деревенская сметана бывает тверже. Кинул солидный кусок этого масла на сковороду, с масла обильно потекла вода. От куда в масле вода? Начал внимательно изучать надписи на коробке.  Читаю: «Производство продукта освящено Архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешимским Амвросием». Один вопрос выяснил, оказывается, когда епископ окроплял это масло святой водой она с кропила туда и
попала. Там на крышке есть и другая полезная информация: « Пра-вославная Церковь дает свое благословение на употребление сего мягкого масла в пост (подпись неразборчивая, но похоже, что самого архиепископа)».

Тем временем вода на сковороде испарилась и там осталась какая-то подозрительная коричневая пена. Я понял, что картошка просто пригорит к этой мази. Вымыл сковороду, налил туда неосвященного аргентинского подсолнечного масла, подумал - хорошо, что в отсталой Аргентине не научились делать масло из воды - положил туда картошку и стал изучать остальные надписи на коробке. Там написано: «С благословения церкви вкушайте это мягкое масло с ра-достным сердцем и спокойной душой». У меня сразу душа так успокоилась, что даже сказал нехорошее слово, что-то вроде епископамать. Пока картошка нагревалась, стал изучать другие над-писи на коробке, и понял, к чему может привести наша беспечность. Там написано русским языком: «Масло мягкое «Покровское» пре-красно подходит для добавления к отварному картофелю, кашам, макаронным изделиям и идеально для приготовления холодных и горячих бутербродов. Так же используется для приготовления вы-печки».  Так что прежде чем употребить что-то прочитай внима-тельно инструкцию! Действительно, про жарение картошки там ни чего не сказано. И если бы я не увидел то, что остается на сковороде, после испарения воды то и употребил бы для бутильвротов, но после того как увидел эту подозрительную мазуту, прежде чем употребить, решил провести испытание на животных. Сделал маленький буттер-бродик и предложил его кошке.  Кошка как увидела, что я ей поло-жил это в кормушку, с начала сказала: «Мяу». Потом подошла, понюхала и сказала: «Пшшш», скривила мордашку, так презрительно на меня посмотрела и отошла прочь. Нельзя сказать, что кошка у меня очень извращенная, она даже не курит, по этому и унюхала что-то непотребное, правда, валерианой она интересуется, но я ей запретил. Новозеландское сливочное масло она ела с удовольствием, минтай тоже кушает, за неимением семги.

       На коробке написано, что жирность 40%, можно было бы пове-рить, если бы не увидел, что остается после испарения воды. Когда прочитал из чего состоит это так называемое масло, то оказалось, что кроме воды там ест и другие, по научному ингредиенты, какие то Му-Мульгаторы, констерванты, амортизаторы, красители, регуляторы и даже соль по вкусу. 

      Пока жарилась картошка, я вспомнил, что в детстве отец мне го-ворил: «Запомни, сын, на всю жизнь, что лучше колбасы сантиметр, чем дерьма километр». Нужно отметить, что колбасу тогда делали из мяса, а не из соевых опилок. Наши ученые заметили что: «Мы то, что мы едим». И еще кто-то из философов говорил: «Ты лучше голодай, чем кушать что попало».  Эх, сам себе подумал: «Я не на столько богат, что бы покупать воду, даже «святую», по цене дороже масла». Да и где наше не пропадало! И выбросил эту мазь в мусорное ведро. Так что когда идете в магазин, берите с собой очки, лорнет или пенсне, лучше всего мелкоскоп и внимательно читайте инструкцию!

     Давайте, все-таки, поверим, что в этой мази содержится 40% рас-тительного масла. В коробке этой мази 250 граммов, следовательно, согласно расчетам на ЭВМ там должно быть 100 граммов раститель-ного масла. Стоимость коробки 11 рублей, и так килограмм расти-тельного масла мы покупаем по цене 110 рублей. В то же время литр прекрасного аргентинского подсолнечного масла стоит 35 рублей.
       Как видим, знать «высшую» математику очень полезно, и не только для кармана, но и для собственного здоровья.

        Известно, что на производство маргарина идет рапсовое расти-тельное масло, как правило, не самое лучшее и даже непригодное в пищу в натуральном виде. Такое масло идет на производство мыла или маргарина. Производители этой мази не покупают растительное масло в бутылках. Они его закупают бочками или даже цистернами, по гораздо меньшей стоимости.

         В Бельгии разработали автобус, который будет ездить на рап-совом растительном масле вместо бензина, поскольку растительное масло там гораздо дешевле бензина.
         Как видим, торговля подобными мазями приносит баснословные барыши, не только производителям, но и освящающим эту мазь архиепископам.

          Совет бедным, круглогодично постящимся гражданам. Возь-мите литр настоящего подсолнечного масла, несколько яиц и вы
сможете изготовить сами килограмм прекрасного майонеза, жирно-стью не менее 90% и не жиже этой Покровской мази, изготовленной под покровом церковного мрака. Уксус, соль и горчицу добавляйте по вкусу, а эту мазь пусть вкушает изнуренный постами архиепископ. По крайней мере, вы не будете кушать все эти констерванты Му-Мульгаторы и амортизаторы, от которых у некоторых бывает аллергия. Для придания майонезу желто-оранжевой окраски можно добавить морковный сок. Большого вреда от этого не будет, потому что наши ученые заметили: «Выпить стакан морковного сока гораздо менее вредно, чем выкурить две пачки сигарет». Для придания пикантного вкуса и желаемого цвета, можно воспользоваться сладким болгарским перцем. Любители острых ощущении могут добавить в майонез и острый перец. При современной миксеризации, изготовление майонеза не представляет ни каких сложностей. Все эти добавки вы можете приобрести на сэкономленные деньги, не покупая «святую» воду. Помните, что, покупая подобные суррогаты, вы платите зарплату не только владельцам всех этих ООО  и ОАО, но и их проституткам, простите, секретуткам и прочим деятелям. Технологию и рецепты вы можете найти в кулинарных книгах и даже, а Интернете. Вкушайте на здоровье! И вы, по крайней мере, не заболеете дизбактериозом.
                Желаем
                Обществу
                Приятного
                Аппетита!

  Св. Димитрий Ростовский спрашивает священника своего вре-мени: «Что тебя привело в чин священнический, то ли, дабы спасти себя и других? Вовсе нет, а чтобы прокормить жену, детей, и думал ты, приходя в чин духовный, спасения ради ты шел, или ради про-кормки, чем бы питать тело? Ты поискал Иисуса не для Иисуса, а для хлеба куса!»

Оценивая монастыри феодальной эпохи, церковный историк в начале XIX века пишет: «Трудно было благочестивому человеку
примирить обеспеченность инока и его настяжательность, увлечение хозяйственными делами и отрешенность от мира, обет послушания и ненасытное стремление к власти». Для благочестивого человека это, действительно нелегко, но иноки таких затруднений обычно не ис-пытывали. Монастырское имущество, говорят они,- это имущество, пожертвованное Богу, божье достояние, а мы, сироты нашего небес-ного отца, лишь храним его на земле. Если же и умножаем различ-ными способами, то «не стяжаем корыстолюбиво благ земных», а как истинные слуги Божьи возделываем христову ниву. Евангелское «не собирайте себе сокровища на земле…» относится не к нам, не к мо-нахам, а как раз к вам, благочестивым мирянам.  Такая исповедь действовала. Особенно если произносил ее инок в заплатанном под-ряснике, «в рубище» монах, с искренней верой принявший на себя тяжелые обеты, истощенный постом и молитвой.

Важнейшим правом монастырей был их юридический иммунитет. «А случится суд городским людям или волостным с монастырскими людьми, - гласит текст царского указа, - то прав ли будет или виноват монастырский человек, наместники мои и тиуны в монастырского человека не вступаются, ни правого, ни виновного не ведает, а ведает игумен в правде и в вине своего человека сам».
 
Так монастырь становился своеобразным государством в госу-дарстве, и права монастырского начальства оказывались в чем-то даже больше, чем права светской власти: тяжбу решал только цер-ковный суд. Мудрено ли, что, как правило, и судил он в свою пользу? Но при всем богатстве и размахе строительства, при безраздельном господстве религиозной идеологии авторитет монашества падал.

        Слишком много закладных на землю, долговых расписок ско-пилось в монастырских сундуках – укладках, слишком алчны были помыслы молящихся за мир. В глазах не тихий благостной доброты – огонек жадности: стяжатели Бога не боятся. Только вместо заморских сукон ярких бархатов темные ризы отличали владетелей церковных от светских феодалов. Но издавна известно: платье монахом не делает. Кирилло – Белозерский монастырь,  «казну дает в рост», настоятель Чердынского монастыря монастырскую землю «воровством распродал», начальствующие Пермского Вознесенского монастыря – «забогатели, а скопили крадучи…». Поток жалоб челобитных, идущих чаще всего от рядовой братии, нескончаем. Он растет от века к веку, и едва не самое большое их количество приходится на XVI век. Били челом митрополитам и воеводам, патриарху и самому царю. Инок Васиан (в миру князь Василий Патрикеев) хорошо знал это: «Мы, войдя в монастырь, не перестаем всячески приобретать себе чужые села и имения, то, подкупая то, бесстыдно выпрашивая у вельмож лестью; вместо того, чтобы безмолвствовать и питаться своими рукоделиями, беспрестанно разъезжаем  и заглядываем в руки богатых, лаская их всячески и угождая, чтобы как – ни будь получить от них село, деревушку или деньги, или какую ни будь животину…». 

Монастыри в XVI веке обличают и монашествующие, и церков-ные верхи, и сам царь. Не монашеской жизни искали вы, бросает Иван Грозный постриженикам Кирилло-Белозерского монастыря, князю Шереметьеву и другим монахам из бояр, вы и постриг приняли «из боярства», из спеси, из властолюбия, Какие уж тут монахи:

 «Шереметев в келье сидит что царь», а за монастырем у него «двор на дворе», да амбары, а там «запасы годовые всякие». При ос-нователе монастыря такого устава не было, упрекает Грозный. И дальше иронизирует: «Над Воротинскым вы целую церковь поста-вили, а над Кириллом – чудотворцем нет такой, он за церковью этой похоронен». Сарказм царя усиливается: даже на страшном суде, по-лагает он, придется предпочесть Шереметева и Воротынского Ки-риллу: Воротынского за роскошную церковь, а Шереметева – за «новый устав» монастыря, который «их Кирилла крепче».

      После смерти, утверждает православие, праведный монах стано-вится ангелом. В иерархии загробного мира насчитывается девять ангельских ликов. Монахи – это шестой лик, лик господства. «Пра-ведные цари, князья» и т. д. стоят гораздо ниже иноков – они всего третий лик.

           В силу этих представлений, примерно с середины XII века и по конец XVII века русские князья, а затем и цари почти обязательно принимали схиму. Постриг совершали при самой кончине. Живые князья не спешили отречься от мира и до последних минут, в надежде, что Бог, может быть, еще потерпит на земле грешника, ангельского лика не принимали. Да и расчет подсказывал, что позднее пострижение сводит, на нет возможность, согрешить в новом ино-ческом образе. Так перед престолом всевышнего оказывалась чистая душа ново постриженного инока. Случалось, что монашеским платьем накрывали уже бездыханное тело. Так покрыли схимой Ва-силия III, в последнее мгновение нареченного Варлаамом, иноком Троице – Сергиевой обители.

        Гневное послание Ивана Грозного в монастырь осталось только памятником публицистики, свидетельством быта и нравов феодаль-ной обители. «Оргвыводов», на сей раз, не последовало, царь махнул рукой: «Что я им отец духовный? Или начальник? Как себе хотят, так и живут!». 

        Кое-что в этом тексте знакомо по многочисленным документам эпохи: «племянники», стремление к власти… факты прямого мо-шенничества, когда собирали средства на несуществующую обитель проходят  едва ли не через всю историю церкви. Явление было мас-совым. Один из самозванных игуменов дошел до самого Ивана IV… «Старец на монастырь просит у меня, - заметил на соборе царь, - а что соберет, пропьет». Трудно представить себе, в какую форму вылился гнев Грозного, как окончил дни незадачливый старец. Но одним сборщиком милостыни стало меньше.

Позднее церковь создает картину прошлого: благочестивые жертвователи на храмы, заботившиеся о спасении своей души и пе-кущиеся о подвластных им селениях, благочестивые селяне стара-тельно гнут спину в монастырском храме или на монастырской пашне. Завершает картину фигура инока, благочестивого уже до полной святости… Правда истории была так же далека от этой идиллии, как иконный святой от своего прототипа.

       Иногда говорят, что современная церковь в проповеди религи-озных идеалов спекулирует на фактах прошлого.

       Спекулировать на фактах трудно. Даже вовсе нельзя на них спе-кулировать. Церковь делает это не на фактах, а на религиозной их интерпретации, на освещении их тусклым не верным светом церков-ной лампады… Религиозная идиллия прошлого – одна из живучих церковных легенд.

       Самодержавие ищет опору в древних легендах и возводит цар-скую власть к наследству всемирной Римской империи. Знаменитая шапка Мономаха вместе с  двуглавым римско-константинопольским орлом бесславно скончавшейся Византии становятся государствен-ными знаками Москвы. Все это санкционирует, укрепляет и утвер-ждает церковь.

       Сама церковь не была однородна. Монастырские «стяжания», крепостничество и роскошь верхов вызвали глухой протест рядовой братии, и той части монашества, которая считала, что именно мона-стырь должен указать и осуществить на земле пути христианского идеала. В те времена и прогрессивное и реакционное равно облача-лось в темные иноческие мантии.

       В монашестве возникают два течения, оказавшие влияние и на последующую историю церкви и на развитие русской общественной мысли. Это нестяжатели и осифляне. Нестяжатели, как показывает название, были противниками накопления монастырских богатств, отрицали и считали греховной монастырскую собственность, полагая, что спасение души – единственная цель, к которой должен стремиться тот кто, принял на себя монашеский обет. Осифляне стояли  за безграничное накопление богатств, владение крепостными, рас-ширение монастырских прав, и землевладения Они были по церков-ной терминологии «стяжателями». Но название это – совершенно точное  - звучало для ных весьма обидно, и тогда стали называть себя осифлянами (производное от имени их идеолога Иосифа, в старом произношении Осифа, игумена Волоцкого монастыря). Нестяжа-тельство зародилось в северных монастырях. Кирилло-Белозерский и группа прилегавших к нему мелких и не очень заметных обителей.

       Основатель  Кирилло-Белозерского монастыря – Кирилл из рода бояр Вельяминовых (1338-1427гг.) с юности выбрал монашеский путь и принял постриг в Симоновом монастыре. Позднее Кирилл возглавил монастырь, но вскоре оставил игуменство и ушел в затвор. Наконец с другом своим Ферапонтом Кирилл решает основать новый монастырь на Севере.

Разумеется, дело не в одной тяге к созданию своей обители или в стремлении к отшельнической жизни (хотя полностью отбросить это тоже нельзя). Начинался период широкого освоения земель русского Севера. Светские феодалы и феодалы – монастыри устремляются в просторы лесов и озер. И на Феропонта, основавшего свой монастырь невдалеке от кельи Кирилла, и на самого Кирилла нападают окрест-ные крестьяне.

      Избушку Кирилла не раз питались сжечь. И если бы не рука Мо-жайского князя, которому принадлежали земли Белозерья и не Си-монов монастырь, откуда на Белозерье послали группу монахов, друзьям пришлось бы вернуться восвояси.   
 
        У пришедших монахов было задумано не гнаться за селами и не кабалить крестьян, а действительно жить «от трудов рук своих». И так образ идиллический, житейный рассказ о человеке, который стремился к строго нравственной жизни в труде, бедности, аскетиче-ском самоограничении. Ушел в глухомань, как иронизировали, нашел в ней кошель денег. Последнее, увы, типичный результат отшельнических занятии по спасению души.

            Все это «от трудов своих» и т. п. – еще одна монастырская легенда. Монастыри, не имевшие собственности в виде недвижимости, монастыри на которые не пахало подневольное крестьянство, действительно существовали. Однако к вопросу о том, на сколько они существовали «делами рук своих», можно поставить, по крайней ме-ре, три «но». Первое «но» что монастыри существовали не селами и не вкладами, но и не трудами рук своих, а пожертвованиями другого рода – милостыней.

       Второе «но» - это то, что в «труды рук своих» иночество вклю-чало, прежде всего, не производительный труд, который часто со-кращался до символического  обозначения  его каким – либо незначительным послушанием. Истинным трудом все монашество, бесспорно, признавало труд молитвенный, спасавший душу и избав-лявший от греха. При этом настойчиво твердили, что иноческая мо-литва наиболее действенна. Скорее доходит к Богу, и по этому при всех возможных жизненных трудностях следует обращаться в мона-стырь. Иными словами, обличаемое чернецами «зло мира» оказыва-лось надежным и единственным обоснованием для существования монашества. А сук, на котором сидишь, как известно,  рубить не следует.

      Наконец третье «но» - те самые крестьяне русские, которые не слишком поверили не стяжателям, и видимо, не без оснований, пи-тались выпроводить монахов, пахари и охотники, рудокопы и пасту-хи, рыболовы и солевары действительно жили трудами рук своих. Они содержали все государство и добавим, монашество. Этого под-вига церковь как-то не хотела видеть. Истинного не стяжательства не в монастыре искать. В прочем и в монастырском понимании недолго просуществовало оно и в Кирилловой обители. Уже с XVI в. она становится крупнейшим торговым, промышленным и ремесленным центром громадной округи и при всех превратностях судеб подходит к началу XX  столетия в числе богатейших. При малом числе монахов она обладает тысячами гектаров земли, арендой, громадными художественными и материальнымценностями, скопленными за века вполне стяжательной жизни старцев. Дорого обошлось христианство России. То же самое было и в других странах, куда проникло христианство, и не важно какое, католическое или православное. Приведем пример славянской страны Польши.

      Пока  Польша  оставалась  языческой  страной,  она   процветала;   приняв христианство  при  Иоанне  тринадцатом,  она  впала  в   ни-щету.   Вот   что рассказывает летопись об этой прискорбной  мета-морфозе.  Наследник  престола князь Мешко, ослепший в семилетнем возрасте, внезапно   прозрел, после  того  как  ему  обрили  голову.  Естественно,  загадочное событие было объявлено чудом. Созванные  со  всех  концов  страны  кудесники хором возвестили, что в царство-вание Мешко Польшу озарит великий свет!
      Польская  знать  твердо  уверовала  в  пророчество,  ибо  увидела  в  нем счастливое и  славное  будущее  своего  государства.  Поначалу  ее  постигло жестокое разочарование: едва взойдя на престол, Мешко потерпел  ряд  крупных поражений в битвах  с  соседями;  кроме  того,  слепо  веря  в  предсказания кудесников и  свой  счастливый  гороскоп,  он  пренебрегал  государственными делами и, уединившись  во  дворце  с  наложницами,  веселился  и  пировал  в ожидании вели-кого света!

      Спустя некоторое время изнуренный подобными занятиями князь, убедившись в своем бессилии, разослал гонцов по всей Польше, обещая награду тому, кто его исцелит и даст возможность заиметь на-следника.
       Несколько римских священников, которые к  тому  времени  уже  проникли  в Польшу, тотчас явились и, как истинные пророки, заве-рили князя, что  желание его сбудется, как только он отречется  от  язычества,  прогонит  наложниц  и женится на христианке.

      Невежественный и суеверный Мешко легко поддался на уговоры, тем более что ему обещали в жены дочь короля Богемского  Бо-леслава  -  девицу  неслыханной красоты.
      Князь направил послов к Болеславу, поручив им  объявить  о  его  согласии немедленно раскрыть объятия для христианства и христи-анки.

      Результаты печального обращения дали себя знать сразу же после того,  как Мешко сочетался браком  с  богемской  королевной...  Молодой  князь,  как  и обещал, отрекся от веры своих предков и стал ревностным христианином.
     Он приказал разрушить идолов, которым  столь  истово  покло-нялся  прежде, конфисковал имущество подданных, продолжавших упорно отстаивать старую веру, и распорядился кое-кого из них от-править на костер.

     Пламя этих костров - не тот ли "великий свет", который,  по  предсказанию оракулов, должен был озарить Польшу?
      В свою очередь и папа не терял времени даром. Он  срочно  от-правил  своих легатов в Польшу, чтобы закрепить  ее  за  своим  пре-столом:  назначил  двух архиепископов, учредил семь епископств, множество церквей, аббатств. Словом, заполнил всю страну монахами и священниками. Церковная рать, рассыпавшись по всей  территории  Польши,  принялась  энергично  собирать  налоги  в  пользу апостольского трона. Фанатик Мешко, послушное орудие в руках первосвященника, подарил  святому престолу немалые суммы на по-стройку новых церквей. Короче говоря, несчастную Польшу разгра-били, расхитили, разорили во имя интересов римского двора.
      Дорого заплатила Польша за крещение своего князя!


Рецензии