28. Понятие субъективации повествования

Понятие субъективации
Объективным часто называют авторское повествование, но это не значит, что оно беспристрастно, что там нет авторского отношения. Так говорят потому, что в авторском повествовании не обозначен субъект как таковой. Никто не обозначен, повествование идет от третьего лица, а субъект отсутствует. В этом смысле авт повествование называют объективным, или объективированным.
Но мы говорили о том, что абсолютной субъективности не бывает, какой-то момент субъективности есть. И это присутствие автора может обозначаться способами обнаружениям субъекта, чаще всего персонажа, который обнаруживают его точку видения, его отношение.
По-прежнему, когда-то, как и прежде
оценка: заманчиво, чудесно
Это говорит о появлении субъекта повествования. Иногда такое перемещение может быть выражено очень тонко — мы его чувствует, но не осознаем.
Субъективация - это перемещение точки видения повествования из сферы автора, образа автора в сферу сознания персонажа. Может перемещаться в сознание ни одного конретного персонажа, а в сферу среды — это более обобщенный случай. Конкретного субъекта нет, есть некий коллективный субъект.
Группировка приемом субъективации
Первым был Одинцов, кто предложил первую классификацию. Он разделил все приемы на речевые и конструктивные. Мы будем различать словесные и композиционные. Словесные — выраженные конкретно какими-то словами, определенной синтаксической организацией. А композиционные приемы — приемы, основанные на построении текста.
Среди словесных приемов:
; прямая речь
; несобственная прямая речь
; внутренняя речь
Прямая речь — это передача изложения персонажу или персонажам. Должна быть связь между автором и речью персонажей. Если ее нет — то нарушается целостность произведения. Две стороны: прямая речь не должна слишком отличаться от авторской, иначе будет слишком контрастно, но она и не должна абсолютно совпадать с авторской, кроме тех случаев, когда персонаж близок по своим качества к автору.
В несобственную прямую речь вводятся сигналы синтаксические, связывающие автора с персонажем. Речь автора, с использованием лексических и синтаксических особенностей персонажа, и оценки с его точки зрения.
«Впрочем, что ж — сегодня славно. Ластится ветерок, облака кружавятся. Куда ни глянь — иллюзион и фокусы. Обрубок радуги мерцает под задранной ногой спаниеля. Стальной сосок отключенного фонтана ослепительно брызжет солнцем. Кленовая ладонь, зачерпывая и выплескивая свет, превращает изумруд в янтарь, янтарь в изумруд — и так далее, так далее.
Но главное — тени каштанов. Каштаны роняют дырчатые, как дуршлаги, тени.
Вследствие погоды в сквере многолюдно. Скамейки усеяны самой разнообразной публикой — от кислых стариков, тенистой прохладой врачующих непреходящее свое уныние, до истомных парочек, которым именно сегодня, черт возьми, негде уединиться. Парочки тискаются исподтишка, старики осуждающе подглядывают».
Здесь несобственно-прямая речь: «Впрочем», «обрубок радуги», «стальной сосок», «кислые старики», «истомные парочки», «черт возьми»
Внутренняя речь не всегда выделяется как особый вид высказывания. Некоторые авторы не выделяют ее из несобственной прямой речи. Но некоторые выделяли, и мы будем выделять. Прямо как Виноградов. В чем ее отличия? Возможность замены форм третьего лица формами третьего лица и при такой замене высказывания становятся непосредственным выражением субъекта. Виноградов, работа «Стиль «Пиковой дамы» - много примеров. Писал, что субъективация повествования связан с Лизаветой Ивановной в первую очередь и приводил примеры: «она знала его только три недели, и она уже была с ним в переписке, и он уже успел вытребовать от нее ночной свидание». Это характерный признак внутренней речи.


Рецензии