Арабские торговые пути

Главная почтовая дорога Арабского халифата (с 9 по 14 вв.): Багдад-Хулаван горный проход-нагорье Хамадан-Рей-Нишапур-Мерв-Бухара-Самарканд-Джизакский проход-Заамин-Ош-Узгенд-ТерекДаван-Кашгар. Продвижение по этой дороге через пограничную областьмежду Туркестаном и Китаем зависело от крайне непостоянной там безопасности передвижения. На протяжении всей ранней эпохи ислама, а также еще в 4/10 в. кратчайшую дорогу через Фергану и бассейн Тарима, которую еще в 8 в. н.э. предпочитали китайцы и по которой шел Марко Поло, недолюбливали (вероятно, из-за поборов тибетцев, владевших до середины 9 в. н.э. регионом от Алтына до Тянь-Шаня), по крайней мере она нигде не упоминается. Даже из Узкенда, в верхней Фергане, пользовались не Алайскими проходами, а шли через проход Атбас, или Табас, «с крутым подъемом, непроходимым при снеге», в Барсхан, лежащий на юго-запад от оз. Иссык-Куль. Там кончалась дорога Самарканд-Китай, которая широкой дугой, через Шаш (Ташкент), Тараз (Аулие-Ата) и Бирки (Мерке) вела в Барсхан (Mec, 1973, pp. 394-395).


Рецензии