Новый директор

Офис.

Офис – это цикл рассказов о том, как устроена офисная жизнь современных сотрудников больших и не очень компаний. Автору посчастливилось самому работать в нескольких таких организациях и видеть, как работают сотни работников клиентов, партнеров, подрядчиков и прочих, как принято говорить, контрагентов. Все рассказы основаны на реальных событиях и только имена физических и юридических лиц в них заменены на похожие.


.1. Новый директор.
Густав Орлунберг проснулся с приятным чувством понедельника. Он открыл глаза и поглядел на часы. Было без трех минут семь – проснулся раньше будильника. Не дожидаясь звонка, он встал, несколько раз помахал руками и пошел в ванную. Душ и умывание сегодня были более тщательными, чем обычно. Сегодня был важный день – неделю назад он был назначен новым генеральным директором большой российской компании с подконтрольным государству крупным пакетом акций и теперь готовился войти в должность. В десять утра его представят сотрудникам компании, он примет новый замечательный кабинет, познакомится с очаровательной помощницей и хмурым водителем из бывших силовиков. Прокатится на большом мерседесе компании, который теперь будет закреплен за ним. А еще ему, как иностранцу, полагается большая съемная квартира в центре города. Все это очень нравилось Густаву и он, в предвкушении, готовился к встрече со своим новым этапом жизни.

В девять тридцать он выпил чашечку ароматного кофе в кафе Рэдиссона, сдал номер и вышел на крыльцо, где его ожидало заказанное VIP-такси. Он ехал в свою компанию. Конечно, формально, он был всего лишь приглашенным директором, работающим по контракту в России, но это было не важно. Для всех сотрудников и акционеров он – новый руководитель, лицо компании, новая свежая кровь, воплощение западных практик, идеал организации бизнес-процессов, эксперт рынка, гуру отрасли. Все и каждое из этих определений невероятно льстило новому руководителю компании. Там в Америке, а потом и в Европе, он тоже работал в этой сфере. Отвечал за финансы и стратегию добился интересных результатов и, вот, его пригласили развивать такой важный и сложный бизнес в Россию. Это можно легко расценить как признание в нем руководителя высшей категории.

Такси остановилось возле офиса новой компании. К некоторому своему удивлению Густав вышел не к шикарному офисному зданию с большой и гордой надписью, кричащей о компании, которая украшает это унылое здание, а у небольшого неприметного крыльца с металлической табличкой формата А4, на которой русскими буквами было написало название. Он вздохнул, и вошел внутрь. Большая проходная с колоннами советской эпохи была вымыта, но пахла хлоркой или какой-то еще химией. Охранник бросил на Густава неприятный взгляд и тут же вернулся всем своим вниманием к телевизору. Густав помялся с ноги на ногу и, видя, что миновать турникет без обращения к секьюрити невозможно, подошел к стойке.

- Хеллоу, ай эм Густав Орлунберг. Кэн ай кам ту ХХХ офис? – сказал он, сильно сомневаясь, что его понимают.
- Документ? – спросил охранник, разворачивая большую тетрадь.
- Докьюмент! - ответил Густав, довольный тем, что они как-то поняли друг друга, и вытащил из внутреннего кармана пиджака паспорт.
- В какой офис? – все также невозмутимо спросил охранник.
- ХХХ, - ответил Густав, догадавшись, что именно может спрашивать этот уважаемый человек на входе.

Охранник молча отдал документы. Густав поднялся на лифте на шестой этаж и вошел в вестибюль своей новой компании. На часах было без шести минут девять. В офисе почти никого не было. Свет горел только в коридоре и над сонным охранником. Последний попросил Густава присесть на диванчик и подождать. Густав сел. Прошло десять минут. За это время на работу пришло два человека. Еще через какое-то время появились государственные чиновники, которые должны были представить его – нового руководителя – коллективу. Вместе с Густавом они прошли в большую переговорную, где уже собралось четыре человека. При виде нового генерального директора они оживились, стали звонить коллегам и уже через несколько минут комната оказалась забита сотрудниками, желающими посмотреть на главу компании.

После короткого слова госакционера Густав обратился к сотрудникам с заранее подготовленной речью. В ней он рассказывал о себе, своем опыте и успехах, решенных задачах и кейсах, говорил о развитии российского рынка, мировых и локальных тенденциях, командной работе, стремлении побеждать и добиваться целей. С первых минут он заметил, что его слушали по-разному.

Вот группа лиц, стоящая у входа, слушает как-то недовольно или в лучшем случае отвлеченно. Как выяснилось позже, это в первую очередь те, кто был слишком близок к прошлому руководству или сделал ставку на другого кандидата. Они шепчутся, отрицательно качают головами, стоят, сложив на груди руки и сведя брови. Реальная причина возмущения – осознание того замечательного факта, что при новом начальнике им «ничего не светит». Они понимают, что пройдет совсем немного времени и Густав, как и любой другой на его месте, начнет формировать новую команду, каждый член которой будет наделен известным уровнем полномочий, включая формальные и неформальные статусы, положение в коллективе, социальный пакет и много других прелестей. Остальные – должны будут или покинуть компанию, или занять места менее хлебные и перспективные и смириться со своей долей. Судьба недовольных переменами оппозиционеров почти всегда печальна. Захват власти в компаниях силой или перевыборами, по сути дела, невозможен, а потому все, кто не входит в новую команду, оказывается за бортом. Однако эта простая истина хорошо видна или со стороны, или только после того, как недовольные растают вместе с тенями прошлого менеджмента.

Вторая группа слушателей – немного более (ровно на один шаг) – чуткие к переменам люди. Густав видит, как они активно кивают всему тому, что он говорит. Один особо активный молодой менеджер так усердно слушает, что даже что-то записывает за Густавом в свою рабочую тетрадку, щурится, разглядывая слайды, приподнимается на локтях и снова кивает, показывая свое полное согласие. Еще несколько сотрудников, тоже стараются «запомниться» новому директору своим вниманием и умением слушать. Для этого они активно задают разные вопросы относительно опыта Густава, удовлетворенно кивают, выказывая тем самым свое уважением и готовность работать.

Есть среди слушателей и профессионалы своего дела. Это правда нужные для ХХХ люди, знающие, например, всю подноготную технического оснащения или держащие под контролем главные финансовые артерии компании. Их немного. Они слушают внимательно и даже больше не то, что говорит новый директор, а как он говорит, как ведет себя, как слушает вопросы, как на них отвечает. Они понимают, что им с этим человеком работать и потому для них в первую очередь важно, что за человек встал у руля компании.

Выступление закончилось. Пошли вопросы. Сначала либезятнические от группы надеющихся «хорошо» себя зарекомендовать. На них Густав отвечал спокойно, с американской, ни от чего не зависящей улыбкой. Потом были вопросы-наезды от тех, кто чувствовал, что им недолго осталось в компании. Например, сотрудники интересовались, считает ли Густав российские реалии настолько простыми, что готов будет принимать решения, основанные только на опыте запада? Или насколько, по его мнению, правильно сейчас менять стратегию компании, когда в прошлую стратегию вложили столько сил и денег, что осталось только завершить начатое и пожинать плоды? Здесь Густав почти ничего не говорил. Говорил акционер. Не особо смущаясь в словах, и часто не отвлекаясь взглядом от экрана своего ноутбука или телефона. Акционер уже провел с Густавом предварительную встречу, на которой предупредил о деструктивной работе прошлой команды, в связи с чем, попросил его быть спокойным и по мере вхождения в бизнес, элиминировать негативно настроенные слои. Густав задачу понял, потому наезды и каверзные вопросы его не трогали.

Потом акционер вместе с несколькими топ-менеджерами провел Густава по офису. Большая часть мест в нем была уже занята. Сотрудники пришли на работу и, завидев, руководство, изображали бурную деятельность. Внутри кабинета директора было чисто, большой стол с огромным дизайнерским монитором, клавиатура от Артемия Лебедева с кнопочками-дисплеями, большое кожаное кресло с подголовником и удобная подставка для ног показывали всем присутствующим в кабинете, что все они принадлежат генеральному директору. Два больших окна, дефицит которых чувствовался во всем офисе кроме этого места, также подчеркивали статус его владельца. Круглый стол на шесть человек и тоже дорогие, но, конечно, более простые, чем у генерального, кресла-стулья были аккуратно расставлены вокруг стола. На самом столе лежала пачка фирменной бумаги и несколько ручек. Все было готово к работе.

- Ви вил гив ю а лэптоп ин э капл оф минутс, - сказал технический директор, предвосхищая вопрос Густава.
- Спасибо. Компьютер мне будет нужен, - ответил Густав, на ломаном русском языке.

Когда смотрины сотрудниками директора и директором сотрудников и офиса закончились, все, как бы, вернулись к работе. Акционеры пожелали успехов и уехали по своим делам. Густав остался один на один с новой работой. Он взял с гостевого стола несколько листиков и ручку, сел в свое кресло и записал:

1. Russian language courses - asap
2. Meet with each top and discuss all the stuff he/she is resp. for
3. Change security officer

В дверь постучали. Густав впустил молодого человека, принесшего ноутбук. Какое-то время компьютерщик потратил на то, чтобы подключить компьютер к док-станции, проверить работает ли вай-фай, монитор и мышка и потом удалился. Густав вернулся на свое место, открыл монитор, но в дверь снова постучали. На этот раз это была помощница. Юная, красивая девушка на очень чистом и хорошем английском сказала, что ее зовут Света и она будет организовывать встречи Густава, выполнять разные его поручения и, если он хочет, просматривать его почту на предмет спама и для приоритезации входящей корреспонденции. Густав согласился. Еще он попросил ее присутствовать на встречах, чтобы, если нужно, переводить ему то, что говорят сотрудники, но она, улыбнувшись, сказала, что его переводчик должен приехать с минуты на минуту.

Следующие несколько дней прошли во встречах. Густав просматривал отчеты, цифры, исследования. Задавал много вопросов и просил подготовить разные аналитики. Ему было интересно. Компания, которая зарабатывала сотни миллионов долларов в год, была почти на грани прибыльности. Все деньги растворялись в нарастающих как ком издержках. И для каждой статьи инвестиций или расходов было какое-то объяснение. Большинство из этих объяснений ссылались на действия предыдущего менеджмента, но абсолютно все они имели толстенное бумажное обоснование, с расчетами потребности в финансировании, разными аргументами и доказательствами, ссылками на стандарты, международные практики, внутренние и внешние исследования, консалтинговые проекты и прочее, прочее, прочее. Каждый из функциональных директоров был готов часами обосновывать необходимость любых понесенных расходов и инвестиций.

Через какое-то время Густав попросил бюджет на следующий год. Он ужаснулся. При росте выручки на двадцать процентов рост расходов составлял почти тридцать пять. Инвестиционная программа превышала программу прошлого года почти в два раза и финансировалась за счет госкредитов. Он потребовал объяснения у финансового директора и получил папку весом в сорок три мегабайта с названием «предварительная защита бюджета».

Через два месяца работы Густав попросил о встрече с предложившими ему работу чиновниками и представил им план сокращения расходов. План включал в себя введение проектного учета, значительное сокращение численности персонала, замену нескольких кадров, не согласованных ранее с представителями власти, отказ от целого ряда сомнительных, по мнению Густава, закупок и проектов. Густав горячо описывал придуманные им инновации, говорил о том, что это только начало и что он точно знает, как вывести компании на новый уровень доходности, повысить стоимость для акционера и создать устойчивые компетенции. Чиновники слушали внимательно. Они кивали, говорили о том, что чувствуют свежую кровь в жилах закостеневшей компании и готовы будут поддержать Густава на совете директоров. А для помощи составления нового бюджета, Густаву будет выделен их представитель, который поможет отобрать зерна от плевел и составить такой бюджет, который точно примут. Орлунберг был доволен.

Началась длительная процедура подготовки к совету. Представитель оказался парень средних лет, хорошо знающий финансовое дело и погруженный в большинство проектов компании. Он высоко оценил первоначальный набросок бюджета, составленный Густавом. Как наиболее положительную вещь отметил увеличение роста доходов, похвалил за сокращение персонала. Потом пошло обсуждение расходов. Ряд статей, по заверению представителя, были жизненно необходимыми для компании, потому их осуществление являлось крайне важным. Густав пробовал усомниться в этом, но молодой человек заверил его, что тот пока не понимает всей специфики деятельности и потому лучше будет, если эти статьи включат в бюджет. В конце концов, Густав сдался. Коммерческие расходы также пришлось увеличить. Густав был против, показывал цифры мировых компаний, но представитель объяснил, что в России на стимулирование продаж приходиться тратить внушительные суммы не только на рекламу, но и на прямую работу с клиентами. Густав снова был против, но, следуя внутренней интуиции, решил, что и на это раз стоит поверить. Потом пошли проекты. Все проекты, которые Густав, не понял, он исключил из списка. К огромному его удивлению, представитель включил абсолютное большинство из них обратно, а по некоторым даже значительно увеличил суммы финансирования.

- Вот из зис? – кричал Густав, показывая на огромную сумму инвестиций.
- Зис из э вери импортант финг, - отвечал спокойным невозмутимым голосом представитель.

Густав спорил, требовал объяснений, слушал общие слова о долгосрочном эффекте, снижениии рисков и прочих улучшениях и в конце концов уступил, чувствуя, что данные проекты все равно будут включены, хочет он того или нет. Так через две недели они сверстали бюджет. Финансисты взялись за последнюю сводку всех цифр и когда представили Густаву, он обнаружил, что, несмотря на увеличение операционного притока, операционные расходы и инвестиции безжалостно тратят весь кэш компании. Требовались кредиты. Густав вздохнул и сел писать письмо своим представителям. До защиты бюджета оставалось всего неделя, и в ближайшее время бюджет нужно было выслать на прочтение.

В письме Густав хотел предупредить, что, как это не кажется странным, будет показывать на защите дефицитный бюджет, для которого необходимо получение значительно кредита. Ответ пришел на удивление быстро и состоял из одной строчки «Ви доунт си эни проблемз. Си ю он некст фрайдей».

Защита проходила в большой переговорной за закрытыми дверями. Собралось аж двадцать человек – членов совета директоров, приглашенных экспертов и наблюдателей. Густав сильно переживал. Он не был мастером рассказывать о том, зачем нужен каждый из проектов и потому косо поглядывал на ряд незнакомцев, которые с весьма внимательным видом читали разосланные им ранее материалы. Началась презентация. Густав говорил на английском, переводчик переводил, выдавая короткие фразы и дублируя жесты Густава, которыми тот показывал на разные графики на слайдах. Все слушали очень внимательно.

Потом начались вопросы. Густав внимательно слушал русскую речь, потом своего переводчика и отвечал азартно, стараясь показать то, что он ценит вопрос и уважает спрашивающего. Вопросов было много. Поначалу они были относительно простыми для Густава, и он с удовольствием рассказывал о том, какие улучшения и преобразования в компании он планирует сделать в самое ближайшее время. Потом, когда вопросы дошли до разных сомнительных расходов и особенно проектов, Густаву стало немного страшно, и он приготовился к худшему, но… действительно сложных и каверзных вопросов ни от кого не последовало. Члены совета, просмотрев список проектов, спрашивали только самые общие вещи. Когда совет закончился и голосованием бюджет был единогласно принят, Густава поздравили, пожелали успехов и рассказали, что в ближайшее время пришлют ему форму его целевых показателей, в которой порядка девяноста процентов его годового бонуса будет зависеть от выполнения плана согласованных проектов и десять процентов – от других показателей. Густав кивал, говорил, что рад тому, что совет принял его предложения и что он готов работать.

Густав рассказал в компании на встрече, что он защитил бюджет. К тому времени в компании уже произошли все важные кадровые перестановки, которых правда было на так много, как думал Густав с самого начала. А все отделы, по наставлению представителя чиновников, который занял место первого заместителя генерального директора, писали важные для начальства и совета директоров отчеты о том, как они ведут проекты, как укладываются в бюджет, как соблюдают сроки.

Через год Густав получил бонус и теперь готовится к защите нового бюджета. Так международный опыт вливается в российские государственные компании и создает высококомпетентные организации.


Рецензии
Написано мастерски,чувствуется.что автор в теме,как рыба в воде! Но нет конфликта,интриги и как-то неожиданно заканчивается. Успехов!

Олег Леонтьев   26.01.2011 13:07     Заявить о нарушении
Здесь есть скрытый смысл. Людям, не знакомым с реалиями бизнеспроцессов, он может быть непонятен.

Антон Евланов   26.01.2011 14:05   Заявить о нарушении
Да, я согласен с вами. Интриги мне тоже хотелось сделать больше, но отходить от реальной истории не стал. Этот замечательный директор еще долго потом рассуждал о том, что его собственных решений в компании было крайне мало. Все же, что от него хотели "невмешивающиеся акционеры", было ими получено.

Святослав Полившец   26.01.2011 15:26   Заявить о нарушении
Антон, надеюсь, что скрытый смысл не оказался совсем скрытым :)

Спасибо за отзыв.

Святослав Полившец   26.01.2011 15:27   Заявить о нарушении