Немного о главной книге

(к истокам культуры)

Гёте не случайно восхищался Гомером и Библией как первоисточниками культуры. Гомерова античность и  христианизация Европы лежат в основании европейской историографии. Библия в союзе с античностью стала художественным материалом Ренессанса и  двигателем сознания Нового времени. В прошлом веке Лев Шестов сформулировал полярность западной познавательной платформы как "Афины и Иерусалим". Литература, искусство, философия, наука второго тысячелетия определяются этими полюсами. 
Главные, первичные, книги культуры не только реально историчны, но и сказочны и фантастичны, ибо созданы были в полупатриархальные времена, когда границы между действительностью вокруг нас и мыслью в нас, то есть между внешним и внутренним мирами, были не столь четки и резки, как сейчас, и человек легко заполнял белые пятна в картине вселенной воображаемыми существами и сущностями. Еще более воображение выручало там, где речь шла о великих тайнах бытия, стучащих в сознание человека, но не постигаемых внешним опытом, а значит и не могущих быть названными прямо, физически, подобно камню и любой материальной вещи. Эти тайны, метафорически и образно выраженные, и реальное взаимодействие человека с ними и отразились в Библии. Они, эти тайны, и по сей день остаются тайнами, и потому актуальность Книги книг неиссякаема.
(То, что я сейчас сказал о Библии, так или иначе относится и к "Махабхарате" и вообще ко всем немногим книгам этого ранга, ведущим текстам человечества. А то, что дальше я буду говорить преимущественно о Библии, имеет двоякую причину. Во-первых, за неимением времени я говорю о том, что мне ближе и доступней; а во-вторых, – и это главное! – именно в Библии  сильнейшим образом отразилось роковое и определяющее наше историческое существование  столкновение сознания с материей. От того, как мы будем в дальнейшем толковать содержание метафизических событий, зафиксированных в Библии, зависит наша человеческая судьба, судьба уникального, сверхприродного в природе, существа по имени Homo Sapiens.)
Она неиссякаема и потому, что, если возросшая мощь научного разума позволяет нам в картине мира от воображаемых существ отказаться, то от воображаемых сущностей мы отказаться не можем. Ибо мы, человеки, в значительной мере сами есть и остаемся такой воображаемой сущностью. Мы "выдумали" себя, ибо наделенные сознанием, мы не можем быть просто животными, как другие твари, которым достаточно быть физическими существами.
Но вот здесь-то и начинаются трудности нашего самопонимания. Когда говорят, что Автор Библии Бог, это можно понимать двояко: и как метафору, и как указание на то, что авторами Библии двигали высшие силы, которые для нас самих также остаются тайной. Церковь называет эти силы богодухновением, а мы называем их просто вдохновением, высшим состоянием сознания. При этом мы не отрицаем возможность вмешательства Бога в деятельность нашего разума, но и не утверждаем ее. Ибо на главный вопрос нашего существования – есть Бог или нет – мы также не знаем ответа. Философ Кант доказал, что можно сказать и так и этак, и да и нет. Вопрос о  Боге остается для человечества открытым. Это вопрос о смысле жизни.
А на такой вопрос нельзя по-детски однозначно раз и навсегда ответить да или нет. Церковь, когда-то взявшая на себя смелость отвечать именно так, по-детски, при этом не допуская людей до самостоятельного изучения Библии, добилась того, что Библия стала самой сомнительной из великих книг. Люди, переросшие детские ответы, отворачиваясь от церкви, отворачиваются, даже не пробуя ее читать, и от Библии, на которой, по словам попов, церковь стоит. Но Книга книг не ответственна за церковную ложь, напротив, она – жертва этой лжи. Библия – единственная на Земле книга, которую люди склонны отрицать и бросать только из-за того, что перестают верить в топорно внушаемое церковью авторство Бога. Библию отбрасывают на основании того, что "Бога нет". Но даже если это так, авторы-то Библии никуда не делись. И сами гениальные тексты никуда не делись. И тайна бытия с вопросами о жизни никуда не делась. Неужели этих трех составляющих не достаточно для того, чтобы Книга, читаемая – хотя и относительно узким, но влиятельным кругом лиц – тысячи лет и питавшая все, что есть существенного в культуре, продолжала вызывать наш интерес, будить способности познания?
Те, кто Библию отбрасывают, торопятся жить "по-современному", "здесь и сейчас", разумеется, себя обедняя. А   общество, стремясь наверстать упущенное и приобщить школу к истокам культуры, кажется, не понимает или не хочет понимать, что Библия как свод разнообразных текстов дает прекрасную возможность преподавать ее как серию литературных произведений, не превращая постижение древней мысли в церковно-государственный идеологический молот наподобие научного коммунизма века прошлого или закона божьего века позапрошлого.
8 – 12 января 2011


Рецензии
Не думает ли автор,что все современные проблемы человечества,связанны с библией,архаичным догматом двухтысячелетней давности. Не пора ли человечеству переписать заново библию,также как в своё время был переписн Ветхий Завет. Наверно,законы диалектики требуют этого,и дальнейший прогресс без этого невозможен.

Вячеслав Бикташев   18.12.2012 23:37     Заявить о нарушении