Рецензия на рассказ Е. Григ. Герань и критика

Не могу согласиться с преобладающей жесткой оценкой, на мой взгляд, очень неординарного произведения Елизаветы Григ.  http://www.proza.ru/2010/10/05/1157, При первом чтении оно показалось мне сложным для восприятия, как сложно понять и почувствовать, что испытывает человек, находящийся между жизнью и смертью. Принято считать, что перед глазами проходит вся жизнь, не знаю, не испытала, а вот нагромождение видений, ощущение себя утлым судёнышком, которое поднимает на вершину волны и обрушивает вниз какая-то неистовая сила, и в точке падения всплывают в памяти отрывки из прожитой жизни, а ты мучительно ищешь ответ на вопрос, за что тебе выпало такое, и молишь Всевышнего послать хотя бы минуту передышкb, да, знаю, испытала. И в эти минуты в памяти как нагромождение несвязанных обрывков всплывает то, что в той прежней жизни было прочно забыто, упрятано в глубины сознания, то, что не хотелось вспоминать.

Вот оно, тщательно упрятанное, вдруг получает немыслимую свободу и власть над тобой. И ты понимаешь, что платишь за то, что когда-то оставила, предала, прошла мимо, но это вернулось, чтобы напомнить где, когда, на каком этапе ты отреклась от главного. А потом взлетаешь снова, и то прежнее уже забыто, а в проблесках сознания пытаешься мучительно ухватиться за что-то, что удержит тебя здесь перед очередным провалом.

С этих позиций пережитого мне захотелось вернуться к рассказу Григ, не останавливаясь на деталях, вызвавших отторжение у некоторых читателей какими-то нюансами. И я спрашиваю себя, не вправе ли автор прибегнуть к шокирующим, возможно, отталкивающим подробностям, которые почудились больному, для более полного раскрытия его образа. Автор не сочувствует герою, он достаточно жестко препарирует его характер, образ жизни, привычки, слабости.

Понравились тщательно выписанные портреты психотерапевта, бумажного человечка, глубоко философичны образы картонного города и леса, в которых блуждает герой. Внутренние монологи динамичны и держат читателя в постоянном напряжении. Ярок портрет Веры, той, единственной, которую герой действительно любил и предал, женщины, явившейся ему в видениях как спасение и прощение.

Думаю, этот образ заслуживает отдельного разговора. А вот стилистические погрешности, так старательно подчеркнутые рецензентами, мне не кажутся заслуживающими столь пристального внимания. Мне казалось первоначально, что герой не смог преодолеть себя, но символ возвращающейся жизни в образе любимой некогда женщины, которая показала ему выход из тупика, простила и отогрела его в болезненном сне или бреду, синусоида возвращающейся жизни на кардиограмме судьбы, дают надежду на обретение героем веры и гармонии.

Я считаю, что рассказ Елизаветы Григ состоялся, он вызывает споры, он заставляет думать, возможно, в каких-то деталях эпатирует, но не оставляет равнодушным. Это психологическая проза, которая по определению не может быть простой, понятной и ясной, так же как многовариантно поведение человека, попавшего в трудную житейскую ситуацию. В данном случае она нашла выражение в болезненных видениях героя, переданных автором образно,оригинально, достоверно.

Я не критик, я читатель, высказывающий своё мнение, не претендующее, впрочем, на анализ произведения.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна, интересно, что я начала своё знакомство с творчеством Елизаветы Григ на сайте именно с этого рассказа. И, поначалу, он тоже показался мне чересчур усложненным. Однако, интуитивно почувствовав, что передо мной настоящая проза, я стала перечитывать рассказ, знакомиться с другими произведениями этого автора. И...начала расти над собой.Проза Елизаветы , она заставляет подниматься над собой.Последний, опубликованный ею на сайте рассказ я уже восприняла как абсолютно "свою" вещь.Выросла.Восхищаюсь её талантом.Она - редкость на сайте.Ваши заметки показались мне интересными, близкими к моему понимаю её прозы.
Спасибо, с уважением

Дарина Сибирцева   26.02.2015 15:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дарина! Честно признаться, мои спонтанные заметки о прочитанном теперь вызывают у меня неловкость. Не убрала их, возможно, потому, что в общем утратила интерес к своим беспомощным попыткам писать. О рассказе тогда написала по просьбе друга Лизы, которую жестко раскритиковали. Вы, полагаю, успели заметить, что и адресованное Лоре написано сумбурно и поспешно, как реакция на нападки. Игры в литературу для меня закончились, когда почувствовала внутреннюю ответственность перед читателем. А Елизавета действительно серьёзный прозаик, Бог ей в помощь. А Вам мне даже захотелось написать в личку, чтобы Вы не оставляли свою работу в этом направлении. Пусть Вас не смущает, скажем, то, что на последнюю Вашу работу слишком мало откликов. Как ни странно покажется на первый взгляд, это закономерная реакция на серьёзную работу. Её трудно комментировать, потому что здесь куда проще отозваться на что-то более доступное обыденному сознанию. Так что, дорогая Дарина, скупость оценок на Ваш текст говорит о том, что Вы по -настоящему состоялись. Есть массовая литература, есть другая...Не хочу никого обижать, но у Ваших произведений есть и будет свой читатель. мужества и терпения на этом нелёгком и настоящем пути.

Татьяна Алейникова   26.02.2015 15:31   Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо. Именно такие авторы как Вы поддерживают моё стремление продолжить писать, хотя, что греха таить, моя жесткая самокритичность(критик во мне всегда побеждает автора)мешает мне развиваться быстрее, чем могла бы.
Небольшое количество откликов меня не сильно задевает.Больше - сомнения, что такие работы вообще кому-нибудь нужны, кроме меня.
Могу сказать Вам про Ваши работы - они нужны таким авторам, как я.Как и Ваши отклики и Ваши рецензии. И, наверное, это не мало.Иногда это даже ценнее, чем по-настоящему написанный полноценный литературный труд.
Очень рада была пообщаться с Вами, до этого момента как-то наши "встречи" на Прозе были всё больше по касательной.
С уважением и ещё раз благодарю Вас, и не прощаюсь

Дарина Сибирцева   27.02.2015 09:08   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Дарина! Наличие внутреннего критика иногда очень мешает писать, но это и хорошая прививка от возрастающего со временем самомнения. Бездарности обходятся без рефлексии. Я тоже рада общению с Вами, мне нравится Ваше серьёзное отношение к творчеству.
С уважением и признательностью,

Татьяна Алейникова   27.02.2015 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.