Здравствуй, Бакы!!!

       После окончания геологоразведочного техникума, по распределению с подругой и несколькими одногруппниками попали в Главнокавказскую геологоразведочную экспедицию. Мне очень хотелось распределиться с друзьями-геофизиками в Воркуту, но туда геологов не направляли, это был не наш профиль. В тех краях, в многочисленных шахтах добывался уголь, а геофизики нужны были везде.   
       Дальше Туркмении, Киргизии и Таджикистана я никуда не выезжала, поэтому Кавказ меня привлёк, раз уж не получилось с Севером. Собрав огромный чемодан, получив напутствие родных и родительское благословение, а также дав обещание маме не ввязываться в борьбу с несправедливостью, так как это было моей отличительной чертой, я попрощавшись, двинулась в сторону Кавказа, правда, сначала заехав на железнодорожную сортировочную станцию Хаваст за подругой Любой Кулло. Подруга моя – хрупкая, большеглазая, хорошенькая, домашняя девочка – не сумела преодолеть давление семьи и решила остаться дома. Это было ударом для меня. У Любаши были очень сердечные, дружелюбные родители, которые, искренне сочувствуя мне, поэтому пытались втолковать, какие трудности ожидают молодую девушку на Кавказе. Уговаривала остаться и подруга. Я не могла остаться, но и ехать одной было страшно! Поездка в далёкие, совершенно чужие края была для меня большим испытанием. Я со своим громадным чемоданом села в самолёт Ташкент-Баку, словно бросилась в ледяную воду – может, выживу, а может, нет.

       Прилетела в Баку жарким майским днём, в воскресенье. Сейчас мне непонятно, почему решила лететь в выходной день, когда все учреждения закрыты. Встреча с первым бакинцем оказалась для меня неудачной. Дело даже не в бакинце, а в том, что он был таксистом. Таксисты – особый народ, независимо от национальности. Я первая села к нему в машину, объяснив, куда нужно ехать. Он подсадил и других пассажиров. Ехали довольно долго, когда вдруг из разговора я поняла, что он едет вовсе не в Баку, а в другой город, Сумгаит. Выяснилось, что придётся платить двойную цену – туда и обратно в Баку. Это был чистый развод приезжей глупой девочки, но этого я тогда не поняла. У меня не было таких денег, поэтому пришлось сойти в совершенно незнакомой местности. С трудом, расспрашивая встречных, нашла автобусную остановку, а потом доехала до метро. Вот так неприветливо встретил меня Баку.
       В метро была в первый раз в жизни. Я устала и ничего не понимала. Вид у меня, очевидно, был таким красноречивым, что не мог не привлечь внимание людей. Двое мужчин вызвались помочь, когда пыталась заплатить за проезд. Незнакомцы помогли мне, заплатив за меня и отказавшись взять деньги, а затем представились. Маису было лет 45, Аязу – за 50. Аяз был интеллигентного вида, с седеющей бородкой, невысоким и худощавым, преподававшим в институте. Маис же был среднего роста, крепко сбитым и с приятным, располагающим лицом. Он оказался топографом и работал в Управлении геологии Азербайджанской ССР – там, куда я распределилась. О чудо! Славный город Баку, устыдившись поступком таксиста, решил больше не мучить меня и послал этих замечательных, добросердечных людей мне на помощь!

       Маис и Аяз, забрав мой чемодан, ездили со мной по гостиницам, безуспешно пытаясь устроить на ночлег. В советские времена для обычных советских людей всегда красовалась табличка "Мест нет", совсем нет, как в известной шутке Михаила  Задорного. Во всяком случае, в Баку для меня не нашлось места даже на полу гостиничного номера, хотя я была готова даже на это. Не нашлось свободных мест и для нескольких женщин-узбечек, летевших вместе со мной из Ташкента. Они с огромными узлами, сумками без сил сидели на полу оной из гостиниц, куда мы для очистки совести напоследок заехали. В самолёте я с ними не общалась, но тут, как родственники, давно не видевшие друг друга, обрадовались и разговорились. Положение наше было отчаянным. Тут Маис сделал спасительное предложение, которое не мог предложить мне одной, так как этого не позволяли приличия, да и я, испугавшись, могла подумать о них что-нибудь не хорошее. Он сказал: раз нас много, то приглашает всех к себе в дом на ночлег, тем более что жена с детьми гостит у родных, а он переночует у приятеля. Все с облегчением вздохнули, сильно удивившись такому небывалому гостеприимству. Тепло и с сожалением распрощавшись с Аязом, мы поехали к Маису. Бакинские узкие мощеные улочки с прилепившимися друг к другу домами меня очаровали! Абсолютно всё отличалось от Средней Азии. Казалось, все улицы стремятся вниз, к набережной огромного озера-моря Каспия. Люди показались мне красивыми, нарядными,со вкусом одетыми. Я попала в другой мир: здесь был иной дух, архитектура, природа – это был Баку!

       Заведя в свой дом с крошечным двориком, Маис показал нам всё, что могло понадобиться и, наказав закрыть за ним дверь на засов и попрощавшись, ушёл отдыхать – день для него тоже оказался трудным. Женщины, расположившись и поев, вместо того, чтобы расслабиться, выглядели испуганными. Они не могли уложить в голове, как совершенно незнакомый человек мог завести к себе в дом столько чужих людей – явно тут что-то нечисто. Они боялись, что ночью на них могут напасть и ограбить, может, даже убить. У женщин, конечно, имелись деньги – им было чего бояться. Я же была спокойна, так как сразу и безоговорочно доверилась Маису и Аязу ещё в метро.
       Спала я крепко. Разбудил нас Маис. Он помог женщинам приготовить завтрак, а потом с их многочисленными узлами и сумками отправился на автовокзал, чтобы посадить их на автобус, идущий в город, где расположились военные части, и где служили их сыновья. Проводив женщин, Маис заехал за мной. Он привёз меня в Управление, отвёл в отдел кадров и ушёл по своим делам, пообещав зайти за мной. Меня быстро оформили и направили в другой конец республики, на северо-запад, где Азербайджан граничит с Грузией и Дагестаном. Маис, как обещал, зашёл за мной, и мы поехали на автовокзал, где, купив мне билет, посадил на автобус Баку-Белоканы. Вот так совершенно чужие люди, ставшие в одночасье родными, остались в моей памяти, в моём сердце – навсегда. По молодости я не сумела сохранить связь с Маисом и Аязом, хотя всю жизнь помню их и до сих пор благодарна им, и до слёз сожалею, что больше не удалось встретиться с ними. Сейчас ни за что не позволила бы таким людям исчезнуть из своей жизни. Одна из непреложных ценностей человеческих – быть благодарными любому участию, каждому доброму слову и улыбке, помощи, ценить и не терять тех, кто вошёл в наше сердце.

10.01.2011 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.