Законно - не значит легально?

Роман Янушевский
"Вести-2", еженедельное публицистическое приложение к газете "Вести"
13 января 2011 года

Частный девелопер приобрел участок земли и снес находившиеся там постройки для нового строительного проекта. Никто не обратил бы внимания на данный эпизод, если бы не два роковых фактора: бизнесмен - еврей, а дело происходило в Восточном Иерусалиме

Любопытно, законы физики и прочие законы действуют на Ближнем Востоке иначе – здесь реальность искажается, слова могут приобретать прямо противоположное значение, а стандарты раздваиваются. Так снос заброшенного здания отеля "Shepherd" в иерусалимском квартале Шейх-Джарах, принадлежащего еврейскому миллионеру Ирвингу Московицу, стал поводом для гневного осуждения израильской политики в Восточном Иерусалиме. Но, как водится, дьявол скрывается в деталях. Чтобы понять происходящее сегодня, следует сделать несколько шагов назад.


Два мудреца

Врача Саладдина звали Хусам аль-Дин аль-Джарахи. Когда великий полководец умер, его оставшийся не у дел хирург ( так переводится прозвище «джарахи» с арабского языка – Р.Я.) решил передать накопленные знания и опыт ученикам.

В окрестностях Иерусалима аль-Джарахи основал религиозную школу, в которой преподавались основные дисциплины. Неподалеку находилась могила еврейского мудреца и первосвященника второго Иерусалимского храма Шимона праведного (Шимон ха-цадик), жившего в III веке до новой эры. К ней неустанно приходили евреи-паломники.

После смерти лекаря в 1201 году его с почестями похоронили во дворе школы.

Жилой квартал Шейх-Джарах, названный в его честь, начал формироваться только в
1870-1890-е годы. Здесь в 1895 году была возведена мечеть. А напротив, начиная с 1875 года, развивается еврейский квартал, разделенный дорогой надвое. Одна его часть называется Шимон ха-Цадик, другая -  Нахалат-Шимон. Их и четыре арабских квартала в районе упоминает османская перепись 1905 года. Согласно переписи, здесь проживали 167 мусульманских семей, 97 еврейских и 6 христианских, и существовала наиболее высокая концентрация мусульманских семей за пределами Старого города.

После того, как британские власти из-за арабских беспорядков выселили в 1936 году последних йеменских евреев из Кфар-Шилоаха, часть из них перебралась сюда.


«Арабизация» Восточного Иерусалима

Шейх-Джарах, находящийся на удобном пересечении дорог, полюбился состоятельным арабам-националистам, мечтавшим покинуть тесноту иерусалимских улочек, но в то же время не желавшим слишком отдаляться от них или селиться среди арабской бедноты в Силуане. Они возводили виллы, одна роскошнее другой. Район разрастался на север и восток. Сюда перебрались члены двух крупнейших хамул, конкурирующих друг с другом за влияние в Иерусалиме – Нашашиби и Хуссейни, и некоторые улицы были названы в честь их представителей.

Отметим, что именно в Шейх-Джарахе 13 апреля 1948 года арабы отомстили за Дир-Ясин. Они устроили засаду еврейскому медицинскому конвою, проезжавшему по основной дороге в сторону горы Скопус. Бой, а точнее бойня, длилась несколько часов, погибли 79 человек, в основном, врачи и медсестры. Некоторые из них сгорели заживо в автобусах и машинах "скорой помощи". Среди них был директор больницы «Хадасса» Хаим Ясский, всемирно известный офтальмолог, а также жених младшей дочери Бен-Гуриона, студент-медик. Это нападение фактически отрезало гору Скопус и Еврейский университет от Западного Иерусалима.

С 1948 года международные силы ООН патрулировали в районе, что не помешало Иордании выселить жителей еврейских кварталов Шимон ха-Цадик и Нахалат-Шимон, не позволив им даже собрать вещи. В 1956 году Иордания и Ближневосточное агентство ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (UNRWA) в рамках «гуманитарного жеста» заселили сюда 28 семей палестинских беженцев, тем самым проведя «арабизацию» еврейских кварталов и присоединив их к Шейх-Джараху.

Только в сентябре 2010 года благодаря деятельности еврейских общественных организаций Верховный суд Израиля постановил арабским жителям 57 квартир в районе покинуть дома и вернуть их прежним владельцам.


Отель раздора

В 1930-е годы главный муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хуссейни отстроил себе шикарный четырехэтажный особняк в Шейх-Джарахе. Тут он и жил, прилагая усилия для исчезновения евреев с территории Британского мандата и создания здесь очередного  арабского государства – для недопущения еврейского.
 
Деятельное участие муфтия в беспорядках 1936-1939 годов не могло пройти незамеченным, и британские власти объявили его в розыск, так в 1937 году аль-Хуссейни был вынужден покинуть Иерусалим. Позже он нашел себе приют в нацистской Германии, где подружился с Адольфом Гитлером.

С воссоединением Иерусалима в 1967 году здание резиденции этого террориста перешло во владение государства. Сначала здесь располагались офисы пограничной службы (МАГАВ), затем – отель “Shepherd”.

Постепенно в Шейх-Джарахе стали обосновываться дипломатические учреждения: британское, турецкое, бельгийское, шведское, испанское консульства и представительства ООН и Международного комитета Красного креста.

В 1985 году американскому миллионеру еврейского происхождения и девелоперу Ирвингу Московицу удалось выкупить эту недвижимость, но воспользоваться правом собственности на земельный участок он смог только сейчас. Для этого ему пришлось преодолеть массу препятствий. Больше всего протестовали работники британского консульства, где не обрадовались, что в соседнем доме обоснуется вооруженная еврейская охрана. Да и мало ли что, ведь новый дом неизбежно превратится в мишень.

Московиц планирует возвести на земельном участке дом на 20 квартир и заселить в них религиозных евреев.

Строительство объекта задержалось на полгода, так как сын Фейсала аль-Хуссейни, двоюродного брата муфтия, бывшего палестинского министра по делам Иерусалима, начал судебную тяжбу, утверждая, что его семья владеет частью автомобильной парковки. Но около месяца назад он проиграл в суде, и больше ничто не могло помешать еврейскому миллионеру в осуществлении его планов.


Снос

В воскресенье часть отеля была снесена. Остальная часть здания послужит основой для будущего строительного проекта. Снос привел в Шейх-Джарах многих, в том числе, номинального губернатора Восточного Иерусалима Аднана аль-Хуссейни и муфтия мечети "Аль-Акса", но беспорядков не наблюдалось. Только представители леворадикальных еврейских организаций провели показательную акцию протеста. Здесь же присутствовали представители общественной организации "Атерет ха-Коаним", занимающейся возвращением утерянной еврейской собственности законным владельцам. Один из них, Даниэль Луриа, не скрывал радости, глядя на работающую строительную технику.

"Это все равно, что разрушить дом Гитлера или Гиммлера, - отметил Луриа, – Хадж Амин аль-Хуссейни сотрудничал с нацистами и помог мобилизовать мусульманские дивизии СС, несущие ответственность за убийство 90 процентов евреев Югославии. Этот человек хотел убить каждого еврея, живущего в Эрец-Исраэль, и поэтому нет ничего более справедливого, чем разрушение его дома".

Естественно, международное сообщество осудило работы в Восточном Иерусалиме, назвав их «нелегальным еврейским поселением». С критикой выступили глава внешнеполитическогов ведомства ЕС Кэтрин Эштон, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, и другие политики. Официальный переговорщик ПА Саиб Арикат обвинил Израиль в разрушении палестинского национального достояния.

Палестинский эксперт по делам Иерусалима Ахмед Куреи заявил, что следующей целью Израиля станет земельный участок размером 30 дунамов напротив отеля, где растет роща. По его словам, когда здесь будет возведен новый дом, заселенный евреями, это отсечет такие "палестинские районы" в северной и восточной части Иерусалима, как Вади аль-Джоз, Рас аль-Амуд и Масличная гора, от Шуафата и Бейт-Ханины.


Что Юпитеру, а что быку?

Канцелярия премьер-министра Нетаниягу опубликовала реакцию, впервые открыто поддержав "иудеизацию" Восточного Иерусалима. В ее тексте сказано, что работы по сносу отеля были проведены "частными лицами в соответствии с израильским законом", израильское правительство не имеет к ним отношения, но "невозможно ожидать от Израиля запрета на покупку евреями частной недвижимости в Иерусалиме". В заявлении подчеркивается, что арабским жителям столицы никто не запрещает покупать или арендовать недвижимость в еврейских кварталах города, поэтому евреи могут делать то же самое в кварталах с арабским большинством.

Итак, международное сообщество, лицемерно потакая и сочувствуя "борьбе палестинского народа", вновь пытается расплатиться израильскими интересами. И постепенное ползучее превращение в "юден-фрай" территории, которую мировые державы готовы широким жестом передать палестинцам, может стать реальностью, если Израиль не будет твердо и уверенно отстаивать то, что принадлежит ему. В том числе и неотъемлемые права евреев на покупку и продажу земли в Восточном Иерусалиме и любой другой части мира.


Рецензии