Бог vs Добро

Добро часто отождествляется с Богом. В английском языке эти слова почти одинаковы: God, Good. Это догмат, но он не должен пониматься абсолютно. Если церковь присвоила себе право говорить от имени Бога, то через этот догмат она монополизировала понятие Добра. Если священник – человек, представитель церкви, считает себя воплощением Добра, то он порабощает воцерковленный народ церкви, потому что церковь может быть инструментом государственного манипулирования народом. Если государство монополизирует понятие Добра, то оно встает между человеком и Богом в человеке. Все в человеке восстает против этого.

Письмена в сердце, "которые не сжечь и не украсть", Бог в человеке – вот что дает понятие о Добре. Письмена в сердце – то слово, которое было в начале. И это слово было Богом - первичная информация, разумение, начало начал. Оно дает понятие о Боге и Добре. Оно дает понятие о Добре и Зле. Способность различать Добро и Зло запечатлена в сердце человека, это врожденное понимание. Об этом говорил Кант: первичной данностью являются только звезды на небе и нравственный закон в человеке. Уметь прочитать письмена закона природы и человека – значит отличать лицо истинного Бога от подложного, подсунутого злом с целью манипулировать.

И вот парадокс: способность различать Добро и Зло, т.е. иметь Бога в сердце своем, - результат ослушания ветхозаветного Бога. Ветхозаветный Бог не хотел, чтобы Адам и Ева имели понятия о Добре и Зле. Но как только любопытство привело их к этому, Бог прогневался и изгнал их из Рая.

Прогневался – так сказано в Священном писании. Но не испугался ли Он? Да и подлинно, Бог ли то был? Побоялся, что человек может судить о Нем Самом на основе своего собственного понятия о добре и зле, отнестись к нему критически, не счесть Его, самозваного Бога, Добром абсолютным? Тогда что-то не то с этим трусливым Богом, прогнавшим человека, который унес понятие об истинном Боге в сердце своем. Понял ли Он, что теперь подсуден человеку, который будет пробовать Его на истинность? А, может, произошло не так: был изгнан ложный бог с его райскими соблазнами, чтобы воцарился Бог истинный?

Но изгнанный из человека бог еще долго преследовал людей: то приласкает, то уничтожит. Злой бог – тот, что князь мира сего. А истинный Бог – в сердце человека, и именно человек несет за него ответ. И дьявол боится Бога в человеке, пытается вырвать его из нашего сердца, посеять рознь, разъять базисные понятия, чтобы погубить человечество.

Наша надежда на преодоление религиозных разладов именно в этом – в исконном единстве природы Бога в каждом человеке, невзирая на Его различия в разных конфессиях.


Рецензии
"И вот парадокс: способность различать Добро и Зло, т.е. иметь Бога в сердце своем, - результат ослушания ветхозаветного Бога. Ветхозаветный Бог не хотел, чтобы Адам и Ева имели понятия о Добре и Зле. Но как только любопытство привело их к этому, Бог прогневался и изгнал их из Рая."
Здесь нет парадокса.
Имея понятия о добре и зле - как раз трудно различать добро и зло.
Тот кто в нас, в глубине сердца различает - не нуждается в понятиях, он знает непосредственно.
Но это дело тонкое и мало кому доступное (после изгнания из рая).
А имея понятия - сформулированные самостоятельно или привнесенные из какого-либо внешнего источника - различать гораздо легче, но только различаем мы что-то совсем другое.
Мы видим соответствие или несответствие нашим представлениям, стереотипам.
Есть прекрасный миф на эту тему - о Психее и Амуре.
Если коротко суть можно выразить таким образом.
Пока Психея (душа) не видела Амура она имела любовь в своем сердце и жила любовью, но как только увидела Амура - потеряла любовь.
Соблазнили Психею - завистливые сестры.

Роман Ануев   01.03.2011 19:56     Заявить о нарушении