Чему научат в школе?

 

В феврале 2011 года в Думу будет внесен новый законопроект "Об образовании", составной частью которого являются стандарты образования.[1]

Проект Федерального стандарта среднего (полного) общего образования предполагает сокращение количество предметов в старших классах в 2 раза. А для оставшихся вводится  3 уровня освоения - интегрированный, базовый и профильный.

3 выбранных предмета предполагается изучать на профильном уровне (на каждый по 5 часов в неделю), три - на интегрированном или базовом уровне (по 3 часа в неделю).

На каждый из обязательных предметов по 3 в неделю. Итого 33 часа в неделю.

На обсуждении проекта в комиссии Общественной палаты по развитию образования ректор Высшей школы экономики и глава комиссии Ярослав Кузьминов утверждал, что примерно за три года до окончания школы родители и сами школьники начинают задумываться: что же дальше?

В зависимости от ответа на этот вопрос и распределяются усилия в учебе.

По утверждению Кузьминова, треть старшеклассников в крупных городах не посещает школу, потому что перешли на обучение экстерном, а освободившееся от посещения ненужных (а кто решает, - нужный, не нужный?- В.С.) предметов время тратят на подготовку к поступлению в вуз.

Под предлогом того, что школьная программа перегружена и ученики не успевают освоить весь материал, реформаторами предлагается осуществить переход к профессионально ориентированной школе. Которая будто бы должна стать заменой подготовительной системы для вузов.

Вопрос - а разве в ВУЗы сейчас  не принимают на основании сдачи ЕГЭ?

И как в таком случае ЕГЭ собираются проводить – по профессиональному разделению?

Очень своеобразно выглядит проект стандарта.

Обязательные предметы:

Россия в мире, ОБЖ, физкультура.

Простите, а «Россия в мире» – это разве не раздел «Истории России»?

По поводу ОБЖ – если уж такой предмет действительно нужен, то изучать основы безопасности жизнедеятельности следует пораньше. Пока еще детский разум запечатлевает угрозы надолго – и про наркоманию, про курение и прочее.

Предметы на выбор:

Русский язык и литература, родной язык и литература.

Как может быть необязательными русский язык в многонациональной России?

По поводу российской – а не русской – литературы есть вопросы. Как преподавать, как прививать вкус к чтению детям.

А вот что такое родная литература – это еще больший вопрос.

Иностранный язык.

Иностранный язык – факультативно, по выбору!

Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).

Полная каша. Нужен один обязательный курс – «Обществознание» с элементами экономики, права. А географию изучать до 9 класса.

Математика и информатика.

Безусловно обязательные математику и информационные технологии сводят в нечто единое и необязательное?

Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).

Естествознание не нужно изучать в старших классах. А экология – это же раздел биологии!

Нельзя физику, химию, биологию считать необязательными.

Искусство или предмет по выбору школы (для национальных республик).

Что такое искусство как предмет? Назовите хотя бы культурологией.

В новом стандарте идет речь об индивидуальных проектах школьников, предназначенным для развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора.

Раньше это называлось факультативами. А теперь – тьюторство?

Разработчики переживают о том, как регулировать запись на предметы.

Господи, да ведь спокон веку были специализированные классы. С отбором, своей программой. А мы нагородим нечто новое и окончательно угробим школу, которой и так-то несладко.

Просто навскидку - пример Испании.

Согласно статье 16 Единого (органического) закона Испании о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: естествознание, география и история; художественные воспитание; физическое воспитание; государственный испанский (кастильский) язык; официальный язык Автономного сообщества; иностранный язык; математика».

В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии.

Статья 23 указанного Единого закона Испании.

В учебном расписании обязательной средней школы предусмотрено преподавание следующих предметов: биология и геология; классическая культура; этика; физика и химия; география и история; латинский язык; испанская литература и государственный (кастильский) язык; язык своего автономного сообщества; иностранный язык; математика; музыка; основы технологии.

В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии.

Вот в Испании о воспитании детей и юношества задумываются. А у нас о чем?




[1]Светлана Сметанина. Предметно-методическая революция Известия, 21 декабря 2010 г. http://www.izvestia.ru/education1/article3149770/.


Рецензии
Начну с вопроаса Максима Борисовича: "А стоит ли паниковать из-за того. кого и чему научат? Стоит. Считаю, что в многонациональном государстве необходим предмет языкознание ( государственный язык + английский) В национальной школе )параллельно: национальный - общепринятый государственный - английский. Не называя его русский. Один предмет, изучаемый одновременно на одном уроке, методом сравнения. Это укрепит гражданское общество, научит культуре общения.Все народы должны чувствовать необходимость образования. В короткой рецензии невозможно написать программу. С уважением

Екатерина Лукиан   13.04.2013 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.