Симулянт

Написано в 1981году

Я вошел в автобус.   Все места заняты, кроме одного.  Закомпостировал абонемент и с удовольствием  опустился на мягкое сидение «Икаруса», на передней площадке, развернутое в сторону салона.   С боку, на стене увидел черную пластинку с нарисованным абстрактным креслом и красным силуэтом медицинского креста. 
-Место для инвалидов,- подумал я, - ну и ладненько, посидим. – И стал смотреть в окно.
На следующей остановке впорхнула девушка в синей курточке, стукнув компостером, прошла к кабине водителя мимо меня.
- Ничего, молодая, студентка, наверное, пусть постоит,- удержал я себя от глупого желания уступить ее место.
Автобус покатил дальше.
-Гастроном,- прохрипел динамик голосом водителя,- следующая,  больница. 
В средние двери зашло несколько человек.  Последней поднялась женщина с двумя сумками.
-Тяжелые, - мелькнуло у меня в голове, ишь еле прет.
Женщина достала проездной и, показав окружающим, посмотрела на меня.  Вся тяжесть ее сумок отразилась в этом взгляде.
- А может я инвалид, - ответил мой взгляд, - чего уставилась.
Автобус мягко тронулся дальше.
- Больница.  Следующая остановка, Комсомольская.
В салон с трудом взобралась по ступенькам старушка с клюкой.
- Ну и ну. В чем только душа держится, и не сидится ей дома, прямо баба Яга,- подумал я  и сделал вид, что задремал.
- Молодой человек,- прервал мои мысли голос женщины, уступил бы место, бабушке.
 - Я инвалид,- неожиданно  для себя, буркнул в ответ не своим голосом.
- Инвалид,- усмехнулась она, -  совесть то есть у тебя, а? Инвалид.
Я демонстративно отвернулся к окну:
- Чего пристала,- подумал со злостью, может я инвалид у меня нога болит.- Рифма так и завертелась на языке,- Может я инвалид, у меня нога болит.- Еду и твержу эту фразу.
Бабусю посадил на свое место какой-то седой мужчина.  Она  благодарила его, вспоминая бога.
- Ну и пусть. Он не инвалид. А я инвалид, у меня нога болит.
Жгучий взгляд женщины становился нестерпимым.
- Я ей докажу, что я инвалид, и нечего на меня так смотреть, подумаешь,-  не дожидаясь, своей остановки, встал и сильно хромая, направился к выходу. Шел нарочно медленно, пусть все видят, что я правду говорил.
- Улица имени Ленинского комсомола, следующая Пионерская.- гремели динамики в салоне автобуса.
Неуклюже спустился по лестнице на тротуар, с радостью заметив сочувствующие взгляды пассажиров, даже та тетка, мне показалось, смутилась, а старушка хитро улыбалась.
    Автобус отъехал, пыхнув на меня выхлопными газами, скрылся за поворотом.  Ждать следующий автобус мне не хотелось. Решив прогуляться, за одним и успокоить нервы, сделал первый шаг и с ужасом отметил, что продолжаю хромать.
- Брось придуриваться,- сказал я себе,- хватит, ты же не в автобусе. Иди нормально.
Однако, как я себе ни приказывал идти нормально, продолжал хромать. Еле добрался до своего дома.
- Сынок, что у тебя с ногой,- встревожилась мать.
- Д а так, мама, подвернул,- соврал я.
- Где ж ты так?
- Выходил с автобуса, поскользнулся,  упал.
- Сильно болит?
-Не много,- продолжал я врать, не волнуйся, к утру, все пройдет.
Однако, утром ничего не изменилось. Ужас охватил меня, когда я понял. Что хромота не прошла.
На заводе сразу заинтересовались моим состоянием.
- Силин, что с ногой?- спросил мастер.
- Да вот , выходил из автобуса, поскользнулся, наверно подвернул.
- С работы шел?
- Да.
-Этого еще не хватало. Значит производственная травма. Я не могу допустить тебя к работе, иди в медпункт, пусть там решают, что с тобой делать.
Пришлось подчиниться.
- Ничего не пойму,- развел руками наш врач,- у вас все в порядке, а вы хромаете. Болит нога?
- Нет,- первый раз я сказал правду за пошедшие сутки.
- Вот направление в больницу, сейчас же поезжайте туда, вас примут, я позвоню.
Но и в больнице та же история, у вас, мол, все в порядке, ничего не болит,  может это у вас на нервной почве, высказали предположение.  А я откуда знаю.  Но, все же, больничный дали, на три дня.
Прошел месяц, я по-прежнему хромаю.  Только стоит зайти в автобус, как мне освобождают место, и сострадание вижу в глазах людей.
Но вот вчера… Я вошел в  автобус. Все места были заняты, кроме одного. Закомпостировал абонемент и с удовольствием опустился на мягкое сидение «Икаруса».  С боку, на стене увидел черную пластинку с нарисованным абстрактным креслом и красным силуэтом медицинского креста.
- Ага, - подумал я,- место для инвалидов. Моё, а то понапишут на стенках, а тут все ясно, понятно, красиво даже,- и стал смотреть в окно. 
На следующей остановке впорхнула девушка в синей курточке, стукнув компостером, прошла мимо меня.
-Ничего, молодая, пусть постоит, удержал я себя от глупого желания
уступить ей место.
Автобус покатил дальше.
-Гастроном,- прохрипел динамик голосом водителя,- следующая,  больница. 
В средние двери зашло несколько человек.  Последней поднялась женщина с двумя сумками.
-Тяжелые, - мелькнуло у меня в голове, ишь, еле прет.
Женщина достала проездной и, показав окружающим, посмотрела на меня.  Вся тяжесть ее сумок отразилась в этом взгляде.
- А я инвалид, - ответил мой взгляд, - чего уставилась.
Автобус мягко тронулся дальше.
- Больница.  Следующая остановка, Комсомольская.
В салон с трудом взобралась по ступенькам старушка с клюкой.
- Ну и ну. В чем только душа держится, и не сидится ей дома, прямо баба Яга,- подумал я  и сделал вид, что задремал.
- Молодой человек,- прервал мои мысли голос женщины, уступил бы место, бабушке.
- Ну что вы ,- возразил ей седой мужчина, он инвалид. Иди бабуля сюда.
- Нет, - неожиданно для себя буркнул в ответ не своим голосом,- бабушка, садитесь на мое место. Я, не инвалид, - решительно встал.
Она заблогадарила меня, залепетала в ответ, типа, «Дай бог тебе здоровья и силы».
Я не слушал ее, стараясь не упасть, крепко держась за поручни.
- А еще не инвалид,  еле стоишь, - посочувствовала женщина.
Мне пришлось отвернуться к окну.
- Чего пристала,- со злостью думал я, - может  у меня здоровая нога.
-Я не баба Яга, я здоровая нога,- вдруг завертелась идиотская  фраза у меня в голове. Еду и твержу про себя эту фразу.
   -Я не баба Яга, я здоровая нога. Я не баба Яга, я здоровая нога.
Взгляд женщины становился нестерпимым.
-Я ей докажу, что я не инвалид, и нечего на меня так жалостливо смотреть и, не дожидаясь своей остановки, шагнул к выходу. Шагнул свободно, широко. Шагнул и опешил. Шагнул еще, раз, еще. Я иду!  Иду, как прежде.
- Улица имени Ленинского комсомола, следующая Пионерская.- гремели динамики в салоне автобуса.
Двери распахнулись, и я легко спрыгнул на тротуар.
- Симулянт, - услышал я в след голос седого мужчины.
- Пройдоха, - вторила ему  женщина.
А старушка хитро улыбалась.
Автобус отъехал, пыхнув на меня выхлопными газами, скрылся за поворотом.  Ждать следующий автобус мне не хотелось.
Я с наслаждением шагал по асфальту улицы имени Ленинского Комсомола.  Как хорошо, какое счастье быть здоровым.  Больше я никогда не сяду на свободные места в автобусе, а вдруг там, чуть пониже окна, будет приклеена маленькая пластинка, на которой будет нарисована женщина с большим животиком.


Рецензии
Забавно, жизненно и нарицательно.
С уважением,

Николай Елисеев   21.03.2017 21:55     Заявить о нарушении